Вероника Нистоцкая Мастер

Какие страхи нас преследуют?

«Преодоление страха — это победа, которая делает нас сильнее,
уклонение от борьбы — это поражение, ослабляющее и уязвляющее нас».
Фриц Риман

Каждый человек чего-либо боится. Существуют глубинные страхи, которые оказывают влияние на наше поведение и мироощущение. Немецкий психолог, психоаналитик, психотерапевт, астролог и писатель Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха» создал уникальную типологию личностей.

Риман выделил четыре типа страха, с которыми сталкивается каждый человек в своей жизни:

1. Страх потери собственной идентичности, т. е. потери собственного «Я». Мы живем в обществе, где нам приходится подстраиваться под других людей. Изо дня в день нам навязывают определенные модели мышления и поведения. Поэтому многие люди боятся утратить собственную индивидуальность, раствориться в обществе себе подобных.

2. Страх одиночества, неприятия нас обществом. Мы чувствуем себя беззащитными и изолированными. Мы хотим сохранять свою индивидуальность, но при этом стремимся к налаживанию отношений с окружающими людьми.

3. Страх конечности нашего существования. Только человек осознает, что он смертен, в отличие от других живых существ. Это осознание вызывает у нас страх. Обычно эта боязнь трансформируется в боязнь всяческих изменений.

4. Страх перед неизменностью. Мы понимаем, что мы несвободны и ограничены. Мир устанавливает рамки в виде правил, норм поведения, которые не дают нам возможности проявлять свою жизненную активность и спонтанность.

Если человек гармонично развит, то он преодолевает эти страхи. Однако когда какой-то из страхов не преодолен, возникают следующие личностные типы:

1. Шизоидный тип. Этот человек испытывает страх перед самоотдачей. Он стремится к самостоятельности и самодостаточности. Ему не нужна ничья помощь, он не хочет никому быть обязанным. Такой человек держит с людьми дистанцию, не давая никому пересекать созданной им границы. У него возникают проблемы с проявлением чувств, однако он обладает развитым интеллектом.

Этот тип личности формируется в первые месяцы жизни ребенка, когда ему нужна забота и эмоциональный контакт с матерью. Недостаток этого приводит к страху перед окружающим миром и развитию недоверия к миру. Шизоидный тип иногда носит легкий характер — т. е. небольшие проблемы в общении, но может быть и тяжелым случаем с психологическими расстройствами — аутсайдерство, асоциальность или криминальность.

2. Депрессивная личность. Такой человек испытывает страх перед одиночеством и изоляцией. Здесь важную роль для него играет желание любить и быть любимым, стремление к доверительным отношениям. Он очень зависим от мнения окружающих. Сближаясь с кем-то, депрессивная личность постоянно чувствует страх утраты. Он отдает себя всего другому, забывая о своей индивидуальности, отказываясь от собственных желаний, потребностей и мнений.

Этот тип личности формируется из-за длительного периода чрезмерной зависимости от матери. После периода абсолютной заботы и эмоционального контакта ребенок должен учиться автономности и самостоятельности. Нельзя матери потакать всем желаниям ребенка, ограждать от внешнего мира, иначе он становится пассивным и безвольным. В самом легком варианте депрессивная личность — это склонный к созерцательности и стыдливости интроверт. В тяжелом случае — безнадежность, депрессия, самоубийство, полная апатия, праздность или склонность к употреблению наркотических средств.

3. Личность с навязчивостями. Такой человек испытывает страх перед изменчивостью и ненадежностью. Это консерватор, который стремится себя во всем обезопасить. Он всегда все заранее планирует и старается все предусмотреть. Такой человек боится перемен, боится любви, которая не поддается логике и неуправляема. Поэтому в брак он вступает по расчету. Этот человек стремится к власти, чтобы все контролировать.

Эта личность формируется в возрасте от двух до четырех лет, когда ребенок сталкивается с системой правил и запретов. Чрезмерный контроль вызывает расстройства у ребенка. В легком случае — это аккуратный и пунктуальный, деловой человек с огромным чувством долга, в сложном — скептический, педантичный подхалим или «фанатик здоровья».

4. Истерическая личность. Этот человек испытывает страх перед необходимостью и ограничением свободы. Он боится всяких ограничений, традиций и порядка. Истерическая личность избегает ответственности, склонна идти на поводу у своих чувств, высокого мнения о себе. Такой человек обожает праздники и стремится всегда быть в центре внимания, отличается импульсивностью.

Этот тип личности формируется в возрасте от четырех до шести лет, когда ребенок овладевает новыми поведенческими моделями. Если окружение ребенка нестабильное, отсутствуют четкие правила, если с ребенком обращаются как с малышом, он не имеет хороших примеров для подражания — развиваются истерические наклонности. В легком варианте — жизнерадостно-импульсивный, эгоистичный и напористый человек, в тяжелом — мужененавистницы и донжуаны.

Полноценная личность способна решить проблему страхов. Однако большинство людей склоняются к тому или иному типу, так и не избавившись от своей боязни. Поэтому необходимо преодолевать эти страхи, чтобы не доводить дело до крайности. Типология Римана применяется эффективно до сих пор многими психологами.

Обновлено 4.06.2011
Статья размещена на сайте 30.05.2011

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Еще Юнг говорил, что страх движет нас к прогрессу!!!
    И многие психологи это подтверждают в своих работах, но страх делает людей сильнее!!!))
    Статья мне очень понравилась, и я много чего увидел что отражается во мне!!))

  • Вероника Нистоцкая, даже трудно что-либо комментировать. По сути это не статья, а дайджест прочитанной книги. По всей видимости и автор книги, и автор статьи не знают совершенно тривиальной причины происхождения страха — НЕВЕДЕНИЕ. Чем глубже неведение, тем глубже страх. Хоти и тут есть парадокс: чем больше я знаю, тем лучше понимаю, как мало я знаю. Выбранный автором статьи эпираф как раз и намекает на неведение, но ни автор книги, ни автор статьи этого, похоже, не увидели. Немногое, что не вызывает возражений или недоумения, содержится в первых двух предложениях: «Каждый человек чего-либо боится. Существуют глубинные страхи, которые оказывают влияние на наше поведение и мироощущение». Остальной текст похож на набор слов, самодельных понятий и более чем странных выводов.

    Пример:
    1. Страх потери собственной идентичности, т.е. потери собственного «Я». Мы живем в обществе, где нам приходится подстраиваться под других людей. Изо дня в день нам навязывают определенные модели мышления и поведения. Поэтому многие люди боятся утратить собственную индивидуальность, раствориться в обществе себе подобных.

    Разве вы не видите противоречия? Если вам «приходится подстраиваться под других людей», если вам «Изо дня в день нам навязывают определенные модели мышления и поведения» и вы им следуете, то о какой «утрате собственной индивидуальности и идентичности можно говорить»? Их же просто нет! Значит и страха потерять это тоже нет. Потому что терять-то нечего. Тогда чего Вы боитесь?

    2. Страх одиночества, неприятия нас обществом. Мы чувствуем себя беззащитными и изолированными. Мы хотим сохранять свою индивидуальность, но при этом стремимся к налаживанию отношений с окружающими людьми.

    Одиночество — это не «неприятие нас обществом». То, о чём Вы пишете, это, скорее, страх быть изгнанным из толпы, из стаи, которую Вы называете обществом. Это страх потерпеть конкурентное поражение. Причём тут одиночество? Идеальное место для того, чтобы в полной мере ощутить одиночество — это большой город. Ещё лучше — час пик в метро или глухая дорожная пробка. Общество воспринимает тебя как конкурента (а ты в свою очередь воспринимаешь таковым любого члена этого общества). Каждый «изолирован и беззащитен». В этих условиях мы пытаемся «сохранить свою индивидуальность»: в метро ОНИ не наступают мне на ноги и не сгоняют с места, а Я их не кусаю и не порчу воздух. На дороге все стараются сохранять дистанцию и не врезаться в машины конкурентов, а конкуренты не стреляют по колёсам и друг по другу. Хотя, нынче и такое случается. То есть таким образом я стремлюсь «к налаживанию отношений с окружающими людьми». Как и все. Факт неприятия меня обществом в метро и в дорожной пробке налицо, но при этом имеет место парадокс: будучи в полном одиночестве я не чувствую себя в одиночестве.

    Мне не хочется идти дальше и анализировать текст статьи, потому что кажется, что и книга, и статья написаны для того, чтобы их написать и тем самым хоть как-то обозначить себя в толпе умеющих читать и лишённых индивидуальности и идентичности существ. Другой причины я не вижу.

    • Николай Лаврентьев, согласна с тем, что большая часть текста скопирована из какой-то книги. Но по собственным наблюдениям должна вам возразить. Идентичность остается, просто необходимость следовать общественным установкам угнетает и вызывает страх. Это действительно так. Причем "требования идентичности" от общественности могут быть самыми разными. Так, творческому человеку чрезвычайно тяжело находиться в промышленном городе, матери-одиночке трудно в окружении семейных пар (равно как и холостяк чувствует себя не в своей тарелке), фрилансер, зарабатывающий больше любого специалиста, вынужден оправдываться перед старшим поколением родственников за свое "тунеядство", и так далее. Все это порождает одиночество и неприятие нас обществом. Вы хотите остаться самим собой, но вас "такого" не принимают. Я представляю себе, каково людям с нетрадиционной ориентацией.. А "страх потерпеть конкурентное поражение" - это не из той оперы, пример из метро - совершенно о другом речь, это толпа, а не общество (в виде окружения дальнего и ближнего). В толпе другие законы.

      Оценка статьи: 5

      • Ольга Орлова, Идентичность остается, просто необходимость следовать общественным установкам угнетает и вызывает страх.

        Ну откуда тут идентичность? За идентичность можно принять ну, разве что, уникальную совокупность привнесённых извне стереотипов, годящихся на все случаи жизни. По сути всё это не «я», а то, что к «я» прилипло. Меня лично «необходимость следовать общественным установкам» не угнетает. У меня она вызывает усмешку и острое чувство ложности, какой-то кукольности и наносности. Действительно, "требования идентичности" от общественности могут быть самыми разными», но кто Вам мешает послать их требования подальше? Ну, хотя бы внутри себя. Тогда кажущаяся всем настоящей серьёзность происходящего покажется Вам смешной. Тогда Вы увидите толстенные наслоения этих требований, но они уже не будут Вас придавливать. Жить станет намного легче и свободней.

        Любому человеку трудно в чуждой для него среде. Но только первое время. Пока у людей не сформируется новое мнение об этом человеке. А потом его либо распнут, либо попытаются обстругать и обточить под стандартный калибр. Я проходил такой процесс. В результате поменялось практически всё – от семьи и жилья, до рода занятий и круга общения. Поверьте мне, жить можно.

        Вы хотите остаться самим собой, но вас "такого" не принимают.

        А что для Вас важнее, быть самим собой, насколько это возможно, и тем самым быть «страшным» для окружающих (ведь раньше они знали тебя, как облупленного, и ты не был для них опасен, а теперь стал опасен, потому что опасно всё неизвестное и непредсказуемое), либо быть «принятым», но при этом не быть самим собой?

        Я написал комментарий к статье. Вы написали комментарий к моему комментарию. Однако, спасибо.

  • У каждого человека множество страхов. И есть универсальный совет, что делать , если страх преследует. Просто выйти ему навстречу и будь , что будет. Правда, небольшой оговоркой, обязательно нужна страховка, хотя бы "для видимости". Тогда страх, в большинстве случаев, перестаёт преследовать и начинает убегать.