Сергей Родник Дебютант

Своей ли жизнью мы живем?

Давайте попробуем разобраться, как формируется жизненная программа, согласно которой человек живет в обществе и идентифицирует себя в нём.

Все начинается с детства. Первые «хочу» и первые «нельзя». Первые слезы от непонимания этого чужого взрослого мира. Таким образом, перед маленьким человечком расставляются «буйки», за которые заплывать нельзя. Любые попытки нарушить эти запреты караются. Это называется мораль.

Мораль по сути своей является усредненным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. А каждый человечек уникален. Он еще не знает, кем он будет, и никто этого не знает. Пока это только глина, из которой окружение создает свою форму. Кирпич это будет или изящная ваза — зависит от окружения маленького человека.

Постепенно личность начинает приобретать некие представления об этом мире, часть из которых еще не раз изменится. А некоторые из них намертво врастут в сознание, станут частью личности. Чьи это представления? Чаще всего это представления мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, первого учителя, дворового авторитета.

Наверно, многим из тех, кто застал советские времена, запомнились уроки литературы. Образ героя или антигероя литературных произведений давался безапелляционно, однозначно, без каких бы то ни было попыток осмыслить его. Не знаю, может, не у всех так было, и кому-то попадались те редкие учителя, которые побуждали учеников думать и решать самим. Таким ученикам повезло.

Помню сочинения по заранее подготовленным текстам, которые мы записывали под диктовку на уроках. Казалось бы, все ясно и понятно: это враг, а это друг, этот предатель, а этот «наш» и т. д. Что ждало тех немногих, которые позволяли себе не согласиться с общепринятым взглядом? Плохая отметка — ещё не самое страшное. Хуже: непонимание, осуждение и насмешки за спиной. А еще задавали вопрос: ты что, самый умный?

Самым умным быть опасно! Этот сигнал, наверно, передавался генетически от старших поколений, которые помнили времена истребления в сталинских лагерях всех, кто мыслил иначе, кто мог иметь свою точку зрения и смелость её отстаивать.

Вот так, с навязанными стереотипами, человек начинает свою самостоятельную жизнь. Может быть поэтому жизнь многих молодых семей так похожа на жизнь их родителей повторением тех же ошибок. И не поэтому ли сейчас наблюдается такая неутешительная статистика разводов?

Давайте попробуем разобраться, что на сегодняшний день составляет наше представление о жизни? Для этого можно задать себе несколько вопросов:

1. За какие поступки вы получали одобрение старших?

2. За какие поступки вы получали наказание?

3. Какие поступки ваших родителей вы одобряли/осуждали?

4. На какого литературного героя вы хотели быть похожим?

5. Кто из реальных людей являлся вашим кумиром?

6. Чье мнение вы считаете более авторитетным: ученых, политиков, Президента, начальника, свое?

7. Выгодно ли иметь свое мнение, когда оно отличается от мнения большинства?

8. Сколько раз в день вы смотрите телевизор?

Таких вопросов можно задать 100 и даже 1000, но суть ответов на них не изменится. Большая часть ответов покажет пренебрежение своим собственным мнением. Часть ответов будет балансировать на грани между своим идеалом и представлением большинства. И только совсем малая часть ответов покажет детскую наивность и непонимание этого мира. Мира, который придумали люди, которые живут в этом придуманном мире своей придуманной жизнью.

Что, если дети знают об этой жизни что-то такое, чего не знаем (или не помним) мы — взрослые? Давайте попробуем прислушаться внимательнее к словам ребенка, особенно к его вопросам. Вы не находите, что вопросы детей часто ставят под сомнение достоверность и логичность нашей взрослой картины мира?

А действительно: почему человек не умеет летать?

Обновлено 4.09.2017
Статья размещена на сайте 27.06.2011

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Наталья Ланковская,
      вдруг сама эта идея - то же самое общее место?
      Конечно, то же самое! Если бы всех "оригиналов" собрать в одном гетто - мама дорогая!
      Сергей Родник,
      внушаемость - качество неестественное
      Ну почему же, очень даже естественное... Белый-чёрный, добрый-злой, покоряет-подчиняется...
      оригинальные мыслители способны совершенствовать наш мир. Но им приходится преодолевать огромное сопротивление ментально зашлакованного общества. Поэтому многие из великих мыслителей были изгоями
      Чем больше штампов и шаблонов, выдуманных по невежеству или в угоду кому-то, тем дальше от истинной реальности.
      Так-то оно так, но ведь эти штампы и шаблоны не от фонаря выросли... Человек и его мысли в ЧИСТОМ виде - это ж страх-и-вужас!
      Если у НАС люди стремятся к пониманию, то ТАМ непонимание - РОСКОШЬ... Так, всё, ну его нафиг...

      Оценка статьи: 5

    • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 8 июля 2011 в 13:11 отредактирован 8 июля 2011 в 13:52

      Наталья Ланковская, спасибо за интересный комментарий и вопросы. В список указанных вами авторов я бы обязательно добавил Экзюпери.

      На ваши вопросы выскажу свое мнение: внушаемость - качество неестественное и навязанное человеку. Ребенок приходит в мир чистым листом, как личность. Я считаю, что человек не приходит из ниоткуда. Есть мир (миры) более совершенные, чем наш, в каком то смысле, испытательный. Так вот, именно оригинальные мыслители способны совершенствовать наш мир. Но им приходится преодолевать огромное сопротивление ментально зашлакованного общества. Поэтому многие из великих мыслителей были изгоями общества.

      О какой безопасности идет речь? Планета нашпигована ядерным, химическим, бактериологическим оружием. Безопасность курильщика на бочке с бензином И всё это потому, что большая часть общества живет одним днем. Закон потребителя: сейчас хорошо, а потом, хоть потоп.

      Я думаю, что эта тема не об оригинальности, а скорее о реальности мысли. Чем больше штампов и шаблонов, выдуманных по невежеству или в угоду кому-то, тем дальше от истинной реальности. Именно эту мысль до человечества пытались донести великие Мыслители.

      • Сергей Родник, любую идею можно довести до абсурда. Можно искать себя и своё место в жизни, читая, размышляя, меняя профессии, влюбляясь и обманываясь, падая и поднимаясь. А можно закопаться в филосовских трактатах "великих Мыслителей - изгоев общества", и, выдавая их мысли за свои, якобы супероригинальные, недовольно брюзжать на неразумное устройство мира, на всеобщую заштампованность и т.д. И никакой пользы ни для самого себя, ни для других, ни для обустройства "более совершенного мира" такой человек не принесет. "Пока мы недовольны жизнью, она проходит" (с)

        Ребёнок - чистый лист, не надо ему ничего "навязывать". Вы не первый и не последний, кому пришла в голову такая "свежая" мысль. Вот в Америке довольно известная пара, исповедующая сайентологию, тоже так считает, и позволяют своей 4-годовалой дочке всё, что ей в голову взбредёт. От отсутствия режима, неправильного питания, от отсутствия фактически, какого-либо руководства в жизни малышка на грани нервного срыва.

        А другая пара из Канады решили, что их ребёнок сам должен потом определиться со своим полом. Скрывают от всех, девочка у них или мальчик, одевают унисекс, по имени и на вид идентифицировать половую принадлежность малыша/малышки не представляется никакой возможности . Эксперимент над живым человечком в разгаре, каков будет результат пока неизвестно, но психологи ничего хорошего не прогнозируют. Думаю, что у ребенка будут бооольшие проблемы в жизни.

        Так что, чтобы суметь жить "своей жизнью" неплохо бы всё же усвоить какие-то её азы

        Оценка статьи: 3

        • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 8 июля 2011 в 16:25 отредактирован 8 июля 2011 в 16:45

          Алина Еремеева, согласен, что любую идею можно довести до абсурда. Ваши примеры с детьми - наглядная иллюстрация этого. Продолжу тему абсурда и приведу другие примеры, которые сам имел возможность наблюдать.

          В одном классе учились 4 примерных девочки, отличницы, недотроги, домоседки. После школы все 4 поступили в ВУЗ в другом городе и... Пустились во все тяжкие. Я когда узнал об этом от одноклассника, сначала не поверил. По прошествии нескольких лет имеем результат:

          №1 уехала за границу, зарабатывает продажей своего тела.
          №2 занялась бизнесом, не замужем, детей нет (40 лет).
          № 3 - четыре неудачных брака, сейчас незамужем.
          № 4 - два неудачных брака, есть ребенок и удаленный муж (за границей).

          Как говорится, хрен редьки не слаще.

          Но, по-моему, вы слишком примитивизировали поднятую тему. Она не имеет отношения к брюзжанию, недовольству или к вседозволенности в воспитании. Навыки выживания в этом мире ребенку давать необходимо. А вот с собственными заморочками лучше разобраться, чем тиражировать их на многие поколения.

          Мне нравится девиз: "ЛЕЧИТЬСЯ У ЗДОРОВЫХ, УЧИТЬСЯ У СЧАСТЛИВЫХ". Если бы все ему следовали, общество стало бы намного более здоровым и жизнеспособным. Возможно когда-то так и будет.

          • Сергей Родник, я не примитизировала тему, а привела примеры практического воплощения идей, изложенных в Вашей статье. Ваш пример, как я понимаю, результаты строгого родительского воспитания? А может, следуя логике Вашей статьи, девочки просто зажили, наконец, "своей жизнью" ?

            В том, что с собственными заморочками нужно разобраться самому и не навязывать свое видение мира окружающим, в том числе и своим детям, я с Вами совершенно согласна, НО: родители имеют полное моральное право ознакомить детей со своими жизненными ценностями и обосновать, почему они хотят, чтобы дети их разделили.

            К чему отрицать всё, что накоплено опытом других поколений ? Это ведь уже тоже проходили, нигилизм называется. И что он дает?

            Вот тут яростно на чувство долга навалились. Манипуляция, говорите. Согласна, частенько люди спекулируют на этом. Но если мы никому ничего не должны, то и родители не должны воспитывать своих детей, а побросать в трудных жизненных ситуациях и налегке идти дальше искать себя, а дети, в свою очередь, ничего не должны престарелым родителям и т.д. Просто у зрелой личности определенные долги становятся потребностью, личным добровольным выбором.

            Насчет учиться у счастливых не могу согласиться больше , но как же учиться, если мы не будем воспринимать чужой опыт, чужие идеи, ибо они "навязаны"

            Вот за это и троечка, уж извините, поверхностно и догматично, на мой взгляд.

            Оценка статьи: 3

            • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 8 июля 2011 в 17:03 отредактирован 8 июля 2011 в 17:03

              Алина Еремеева, в статье была всего одна идея, с которой вы сами же и согласились абзацем ниже. А ваши примеры притянуты за уши. Именно так скатываются к нигилизму, потому что всегда можно найти нехороший пример для любой идеи.

              Что касается долгов, то я не завидую тем детям, родители которых считают их своими должниками. У меня трое детей, но должников из них делать не собираюсь. По моему вы путаете ответственность и долги.

              Чужой опыт и чужие идеи - они именно чужие, потому что к вам не имеют никакого отношения. Вы сами в первом комментарии написали:

              Можно искать себя и своё место в жизни, читая, размышляя, меняя профессии, влюбляясь и обманываясь, падая и поднимаясь. А можно закопаться в филосовских трактатах "великих Мыслителей - изгоев общества", и, выдавая их мысли за свои, якобы супероригинальные,

              а сейчас себе противоречите:

              "...но как же учиться, если мы не будем воспринимать чужой опыт, чужие идеи, ибо они "навязаны"

              P.S. А за троечку спасибо! Есть стимул учиться и совершенствоваться на СВОИХ недочетах.

              • Сергей Родник, "чужой опыт и чужие идеи - они именно чужие, потому что к вам не имеют никакого отношения" - ещё как имеют, это называется опыт цивилизации! И в поиске себя, на мой взгляд, его имеет смысл освоить, как я написала, читая, размышляя и добавлю анализируя

                Нет, я не путаю: ответственность - это и есть внутреннее чувство долга. А вот Вы, как раз, путаете понятие собственного морального долга и чувства, что кто-то что-то Вам должен. Считать должниками своих детей или наоборот родителей незрело, а вот испытавыть чувство долга по отношению к детям/родителям - показатель хорошего уровня развития личности.

                Я рада, что Вы не обиделись на оценку Было приятно с Вами подискутировать. В итоге, мы об одном, но с разных позиций, вот и вырисовывается нечто более-менее объективное, так ведь?

                Оценка статьи: 3

  • Сергей Родник, хорошо, что не "поленились"...
    В общем и целом, в основном - так оно и есть, чего уж там... Кроме того, с возрастом вообще сложновато не стать этакой "ходячей установкой"...
    Вот две улётные вещи на эту тему:
    www.youtube.com/watch?v=QwRlt1XyOg0
    www.youtube.com/watch?v=tpKCqp9CALQ
    Улетаю от дафт панка и "химиков"!
    А насчет детского восприятия - есть классный рассказ Генри Каттнера и Кэтрин Мур - "Все тенали бороговы"... И "Хогбены" у них тоже просто замечательные!

    Оценка статьи: 5

  • "почему человек не умеет летать?"
    Что за вопросы! Я вот умею - во сне и на метле, ОТЛИЧНО получается!

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 7 июля 2011 в 15:34 отредактирован 7 июля 2011 в 15:35

      Юлия Георгиева, теперь то Вы знаете, что долги нужны только для манипулирования человеком. К сожалению, должником человека пытаются сделать наиболее близкие родственники.

      Кстати, можно защититься законом "О защите прав потребителей", который запрещает требовать оплату за неоказанные услуги и навязывать услуги.

  • Я учился уже не в советской школе, но установки учителей литературы до сих пор очень жесткие. Помню, как мы однажды поспорили со своей учительницей, которая пыталась доказать, что моя трактовка "Отцов и детей" неверна, не соответствет принятому пониманрию. В результате она снизила мне оценку за сочинение, но я остался при своем мнении.

    • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 7 июля 2011 в 13:39 отредактирован 7 июля 2011 в 14:13

      Глядящий Вдаль, ситуация знакомая. Кроме школы она может встретиться в институте, на работе и в др. местах. Всем знакомая фраза: я начальник - ты дурак!
      А если вспомнить Указ Петра I от 09.12.1709: "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство..."
      Так вот откуда растут ноги у учителей литературы?

  • Сергей Родник,
    С юмором - оно легче!

    "Если бы не юмор - я наверно б умер!"
    Успехов Вам!

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Родник,

    Навеяно статьей:
    Ремикс вышепредставленного:
    ::Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бар. Клуб. Девицы. Дискотека. Рулетка. Покер. Фишки. В глаз. Такси. Квартира. Унитаз. Жена. Постель. Подушка. Сон. Рассвет. Рассол. Таблетка. Стон. Визг. Дети. Мусор. Пылесос. Обед. Жена. Тарелки. Пёс. Звонок. Дверь. Теща. Тесть. Бутылка. Застолье. "Скорая". Носилки. Спирт. Вата. Скальпель.Огурец. Морг. Санитары. Всё. Пи...ц...........

    Жизнь – это миг между вдохом и выдохом…
    -После засыпания могилы к даме в черном подходит мужик и спрашивает:
    - Сколько было лет покойному?
    - 80.
    - О, мадам, он прожил долгую интересную жизнь. Кстати, а вам сколько
    - -79
    - Мадам, может вам и не стоит уже уходить отсюда!

    Пpишла весна. Зазвенела капель. Запели птички.
    Двоpник Hикодим вышел на улицу. Соpвавшаяся с кpыши сосулька убила двоpника Hикодима...
    Пpозектоp в моpге задумался над гpафой о пpичине смеpти и, улыбнувшись, написал: "Весна пpишла".

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Родник, вспомнилось пинкфлойдское:

    We don't need no education
    We don't need no thought control
    No dark sarcasm in the classroom
    Teacher leave them kids alone...

    А еще вспомнился фильм "Год теленка", где герой Дурова говорил герою Меньшова: скоро коров не будет. А будет одно сплошное вымя. И никаких тебе характеров у коров"... у коров. А уж у людей...

    Так и мы, сплошное вымя и никаких характеров.

  • Да откуда это ерунда - самым умным быть опасно? Как раз самый умный и способен добиться своей цели.
    И при чем тут телевизор? Я вообще не смотрю и что? Что значит свое мнение? В вопросах отношениях к наркотикам или проституции сколько может быть мнений? Отношение к власти: за, против, воздержался. Всего три мнения. Далее, я могу сколько угодно ставить свое мнение выше мнения президента (вы чего должность с большой буквы написали, а?), но у него, Дмитрия нашего Анатольевича, гораздо шире арсенал принуждения меня к его мнению, нежели наоборот. Есть такая штука - реальность. Она кусается. Иногда может загрызть до смерти.

    • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 7 июля 2011 в 11:59 отредактирован 7 июля 2011 в 12:21

      Олег Банцекин, в вашем комментарии ни слова по сути темы, только акцент на частностях. А реальность может складываться и из таких вот "кнопочных" реакций: увидел - среагировал, не понял... и т.д. Реальность у каждого своя, но есть шаблоны, а есть видение.
      Должность ПРЕЗИДЕНТА с большой буквы специально. Догадайтесь зачем?

    • Олег Банцекин, умным - не значит грамотным. Образованным по штампам, начитанным по общепринятой глупости. Ловким, изворотливым, умелым, опытным...

      В том то и дело, что умный человек видит глупость и тщетность всего происходящего. Общепринятый идиотизм, называемый жизнью...

      Я, конечно, не о себе. Как Вы понимаете.

  • Сергей Родник,
    "Своей ли жизнью мы живем?" - вопрос.
    Зато своей смертью умрем - это точно.

    Из старого:
    Колыбель. Пеленки. Плач.
    Слово. Шаг. Простуда. Врач.
    Беготня. Игрушки. Брат .
    Двор. Качели. Детский сад.
    Школа. Двойка. Тройка. Пять.
    Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
    Драка. Кровь. Разбитый нос.
    Двор. Друзья. Тусовка. Форс.
    Институт. Весна. Кусты.
    Лето. Сессия. Хвосты.
    Пиво. Водка. Джин со льдом.
    Кофе. Сессия. Диплом .
    Романтизм. Любовь. Звезда.
    Руки. Губы. Ночь без сна.
    Свадьба. Теща. Тесть. Капкан.
    Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.
    Дом. Работа.
    Дом. Семья.
    Солнце. Лето.
    Снег. Зима.
    Сын. Пеленки. Колыбель.
    Стресс. Любовница. Постель.
    Бизнес. Деньги. План. Аврал.
    Телевизор. Сериал.
    Дача. Вишни. Кабачки.
    Седина. Мигрень. Очки.
    Внук. Пеленки. Колыбель.
    Стресс. Давление. Постель.
    Сердце. Почки. Кости. Врач.
    Речи. Гроб. Прощанье. Плач

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, спасибо! Уже встречал этот забавный текст . Помню, что задумался: неужели все так банально и тускло, вся жизнь помещается в несколько слов А вот своей ли смертью умрем? Это вопрос....
      В любом случае, никогда не поздно попытаться взять вожжи в свои руки. Задуматься над тем, как живешь и зачем?

      • Сергей Родник, всё точно подмечено и ещё мягко сказано. Большинство людей живёт стереотипами и догмами приобретёнными из детства. Причём объяснить порой логически почему именно так нельзя, а вот так можно не могут. Настолько это укоренилось в подсознании, что выстреливает как автоматическая реакция на слова, действия других людей. И когда человек начинает осознавать, что он говорит и почему, он становится автором своей жизни. Тема, которую Вы подняли очень большая и серьёзная... Спасибо за интересный взгляд!

        Оценка статьи: 5

        • Амир Гатин, спасибо за ценный комментарий, надеюсь не последний. А тема действительно серьезная и очень нужная. Сам постоянно наблюдаю зомби-поведение окружающих и давно хотел разобраться почему так происходит. Надеюсь, что обсуждение в этой теме поможет сделать ряд важных выводов.