Марта Винтер Дебютант

Неуверенность в себе - причина пороков?

На мой взгляд, самый большой грех — неуверенность в себе. Именно она, а вовсе не гордыня, как говорят люди религиозные, и не лень, как говорил неизвестный мудрец, может стать причиной любого, абсолютно любого греха.

Не верите? Смотрите: известно семь смертных грехов. Пойдем по порядку.

1. Гордыня. Одержимый гордыней считает себя лучше остальных, так? Этакая позиция «Все пигмеи, а я — д’Артаньян». А теперь задумаемся…

Лучше или хуже, круче или нет — какое до всего этого дело человеку действительно самодостаточному и уверенному в своих силах? Обычай меряться пи… простите, достоинствами — скорее характерен для неуверенных в себе особей рода человеческого.

2. Зависть. Тут даже пояснение не требуется. Как известно, уверенные, успешные и обладающие прочими лакомыми качествами сильные личности данным пороком не страдают. А вот неуверенных в себе часто грызет ядовитый червячок зависти к ближнему.

3. Чревоугодие. К этому греху неуверенность в себе приводит не так часто, как к прочим, но и такое бывает. Разве вам не приходилось видеть неуверенных в себе жирноватых подростков, заедающих очередной облом на любовном фронте очередной шоколадкой? Или даму средних лет, которая после долгого дня на ненавистной малооплачиваемой работе утешается вечером у телевизора пресловутой нямкой с маянезиком?

Обжорством чаще страдают неудачники. И из неуверенных в себе людей чаще всего получаются — да-да, именно они — неудачники.

4. Блуд. Он же похоть, как кому нравится. Не будем тут говорить про людей с повышенным либидо или про тех, кто предпочел зарабатывать на жизнь не мозгом, а органом, находящимся гораздо ниже. Скажем лучше о тех, кто самоутвержается, занеся очередную строчку в список амурных побед.

Сознание того, какой ты крутой мачо, добавляет веса в собственных глазах, но только на время — и наш такой крутой снаружи и неуверенный внутри пикапер вновь выходит на охоту.

5. Гнев. Бывает как по делу, так и абсолютно на пустом месте. К примеру, сегодня на моих глазах брутального вида молодой человек нахамил молоденькой продавщице. С употреблением матерных слов, повышенного тона и прочих чудесных атрибутов. Это было по делу? Вряд ли. Просто самоутвердился за счет слабой девушки.

А подобное самоутверждение необходимо только неуверенным в себе людям. Как бы ни были они самоуверенны и брутальны с виду.

6. Алчность. К алчности тоже может привести неуверенность. «Сосед купил дорогую машину — а я чем хуже? Надо на нее заработать/украсть» — ну, это как кому нравится.

А меряться достоинствами у нас начинают от чего? Правильно, от неуверенности в себе, любимом. Точнее, не очень-то и любимом.

7. Уныние. «Ах, я такой несчастный. Ах, у меня ничего не получится, не стоит даже и пытаться». Если бы верил в себя, то взял бы и попытался. И наладил свою жизнь.

Разумеется, у грехов много и других причин. Только остальные — например, стремление к удовольствию или врожденное тщеславие — не сделают вашу жизнь такой паршивой, как неуверенность в себе и своих силах.

Обновлено 4.08.2011
Статья размещена на сайте 2.08.2011

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мария Свиридова Читатель 6 января 2012 в 02:00 отредактирован 26 мая 2018 в 19:36

    Да Денис, Вы правы после такой статейки и до депрессии не далеко! Уверенность в себе может усиливаться или ослабляться в зависимости от ситуации, а если кто-то абсолютно уверен в себе-это просто глупец. комментарии очень интересные

  • Марта Винтер, у неуверенных в себе людей жизнь - и так впору топиться, а вы ещё надменно гнобите их подобными циничными, ханжескими, снобистскими статейками! Сами, видать, чистенькие такие и правильные, без греха?

  • Марта Винтер, спасибо, интересно написали! Все кажется логичным.
    Комменты к статье потрясающие

    Оценка статьи: 5

  • Неуверенность в себе - это первопричина зависти. Так что 7 смертных грехов на 1 не увеличились

  • Антон Каменский Читатель 6 августа 2011 в 18:05 отредактирован 25 мая 2018 в 10:43

    помоему вы перепутали "неуверенность в себе" с "комплексом неполноценности" или "комплексом превосходства" о котором почему-то вообще мало кто слышал

  • и мне статья понравилась собственным мнением, в отличие от многих авторов, изложенным без претензии на единственноправильность. Статья - рассуждение. Так - спорьте...
    Но написано хорошо!

    Оценка статьи: 5

  • Марта Винтер, ваша статья, объективно выражаясь спорная, а субъективно бредовая. Однако, мне очень понравился её независимый стиль, оригинальность. Имхо, замечу, что люди неуверенные в себе, вследствие огромного внутреннего напряжения, имеют постоянную тягу к разрядке. Именно здесь, с религиозной точки зрения, их поджидают пороки, с помощью которых они пытаются заглушить в себе боль - алкоголь, наркотики, блуд, желание хоть на мгновение почувствовать себя выше, лучше, круче ближнего своего и т.д. Так что, хоть и совершенно с другой стороны, но я с вами согласен.
    Побольше бы вот таких спорных, оригинальных статей с независимой точкой зрения, так что оценка не обсуждается

    Оценка статьи: 5

  • Марта Винтер, ну очень спорная статья.Скажу на собственном примере- я очень самоуверенный человек, при этом что такое гордыня знаю не по наслышке. Вы уловили, что это взаимосвязано,только интерпретировали это по-своему. Очень хорошо, что Вы об этом написали, многие люди сделают еще один шаг на пути саморазвития, ведь когда они будут искать в чем Вы не правы, найдут то, что поможет именно им.

    Оценка статьи: 4

    • Елена Решетняк, я не писала, что пороками могут страдать только неуверенные люди)
      Если "многие люди сделают шаг на пути саморазвития", как Вы написали, то это же прекрасно)

  • Марта Винтер, стопроцентно уверенным в себе может быть только сумасшедший. "Всё, что я делаю - правильно" - а там хоть трава не расти. Представьте себе такого начальника.
    Человеку свойственно ошибаться, разумный человек это знает, поэтому сомневается. Принятию ответственного решения обязательно предшествует период неуверенности, если решение действительно ответственное.
    Да, погрязли мы в пороках, и более того - в смертных грехах.

  • По-моему, в своих стройных рассуждениях автор допускает логическую ошибку.
    Она заключается в неспособности увидеть альтернативы. Из того факта, что события А и Б кажутся связанными, не следует, что А является причиной Б. Ведь Б может являться причиной А; что-то другое может являться причиной как А, так и Б; А может являться причиной Б, и Б являться причиной А; или А и Б могут оказаться вообще не связанными.
    Можно подумать, уверенные в себе люди никогда не совершают нехороших поступков, или грехов, если мы говорим о них! Причины поведения человека настолько сложны, что ни одна психологическая теория еще не смогла удовлетворительно их объяснить. Что уж тут говорить о небольшой статье.

  • Марта Винтер, статья понравилась. И выводы ваши очень логичны.

    Оценка статьи: 5

  • Юлия Малышева Юлия Малышева Профессионал 5 августа 2011 в 16:03 отредактирован 5 августа 2011 в 16:31

    Неуверенность в себе – причина алчности, гнева, блуда, зависти и гордыни? Не согласна с Вами. Склонна поддержать Игоря Уткина. Неуверенность в себе – это черта человека, которая возникает именно от неправильного, противоречивого воспитания ребенка. По крайней мере, по жизни вижу много подобных примеров. И сказать, что неуверенность в себе - база для возникновения перечисленных пороков, глядя на этих людей, то это совершенно не правильное мнение. Неуверенность мешает жить человеку, она загоняет его в темный угол. Неуверенные в себе люди прибывают в состоянии именно беспокойства о том, что они хуже, чем все остальные. Такие люди, в большей части, очень требовательны к себе и к своим поступкам. Именно у них преобладает такие негативные черты как «самокопание», «чрезмерная дотошность». Одна из них - самокопание часто и приводит к унынию. Неуверенность зацикливает человека именно на своем заниженном «Я». Причем тогда алчность, блуд, гордыня?

    • Юлия Малышева, Причем тогда алчность, блуд, гордыня? Они указаны как возможные последствия, но не обязательные. Точно так же, как не обязательно страдающий пороками человек неуверен в себе.
      Я описала один из возможных вариантов.

  • Марта Винтер, а мне понравилось! Только психологи считают, что гордыня и неуверенность в себе это две стороны одной медали. Полностью согласна, что неуверенные в себе люди более подвержены слабостям (или грехам), они подсознательно пытаются поднять свою самооценку, чаще всего за счет других.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья, спасибо! Интересно.

  • Игорь Уткин Читатель 5 августа 2011 в 11:18 отредактирован 5 августа 2011 в 11:22

    Марта Винтер, ну, во-первых, неуверенный в себе человек в большинстве случаев абсолютно не виноват в этом. Его неуверенность - либо врожденная, генетически обусловленная личностная особенность, либо результат неправильного, противоречивого воспитания в детстве. Ни гены, ни родителей мы не выбираем.
    Есть ли у неуверенности плюсы? Оказывается, их больше чем минусов. Неуверенность, как правило, отливается в форму личностной тревожности, а для того, чтобы эту тревожность, ослабить человек старается любое дело выполнить максимально хорошо. Т.о., неуверенность компенсируется ответственностью. Разве плохо иметь дело с ответственными людьми? При этом большинство безответственных людей имеют низкий уровень личностной тревожности и высокую уверенность в себе. Представьте, что вы попали к такому врачу. Он лишний раз не подойдет к вам, не подправит лечение, руководствуясь принципом "и так сойдет".
    Самый преданный друг - меланхолик - неуверенный, вечно сомневающийся, недовольный собой человек. Он за вас жизнь отдаст!!!
    На фоне высоко развитой духовности неуверенность в себе, тревожность лежит в основе особой стратегии жизни - служения. Это по-истине человеческий "стиль" бытия. Человек выполняет какие-то обязанности не за коврижки, не ради славы, не за страх, а за совесть. В мирной жизни такие люди выглядят трусоватыми, живут, поджавши хвост, могут не найти, что ответить хаму. А в боевой обстановке творят чудеса героизма. Другое дело, что чрезмерно выраженная неуверенность и тревожность вредна, она парализует волю и деятельность. Но и в этом случае человек, как правило, не виноват. Вот вы приводите семь смертных грехов, но не забывайте про заповеди "Возлюби ближнего" и "Не судите, да не судимы будете"!

    • Игорь Уткин, фокус в том, что от неуверенности плюс только окружающим людям. Самый преданный друг - вечно недовольный собой меланхолик, да, но этому недовольному меланхолику от своего характера неприятно и тяжело.
      Да, неуверенный в себе человек в этом не виноват. Жаль, если моя статья выглядит обвинительной. Но если природа наделила определенными генами, или родители неправильно воспитали - что же тогда, сидеть смирно и не пытаться несколько усовершенствовать созданное природой и родителями?

      • Игорь Уткин Читатель 6 августа 2011 в 22:52 отредактирован 6 августа 2011 в 22:54

        Марта Винтер, если честно, я Вам благодарен за Вашу статью, хотя Ваша точка зрения весьма спорная. Но если бы она была бесспорной, что же тут обсуждать? Какие дивиденды имеет меланхолик или другой слабый, неуверенный в себе и сомневающийся человек?
        Так, вот у меланхолика, в момент когда он преодолевает себя, например, рискуя жизнью за друга, резко повышается самооценка.
        Это и есть его дивиденд! Есть еще механизмы обратной связи и рефлексии. Мы все смотримся в зеркала, только в качестве зеркал выступают другие люди, в основном близкого нам круга, т.н. малой референтной группы. И если эта группа одобряет поступки человека, это и есть тот самый пресловутый "плюс", дивиденд.
        Насколько мы можем измениться, с учетом генов и воспитания? Хороший вопрос! Из меланхолика сангвиника не сделаешь. Были такие попытки - безрезультатно. Темперамент не изменишь. Это биология и она модифицируется в очень малом диапазоне. А вот неправильное воспитание можно поправить, здесь диапазон воздействия шире. В принципе, именно этим занимается бихевиоризм. Другое дело, сколько сил и времени на это придется положить и стоит ли овчинка выделки.
        Занимаясь "переделкой" личности нужно отдавать себе отчет, что после "капремонта" человек уже может проживать не свою уникальную жизнь, а жить согласно чьей-то воле, по чужому сценарию, наступая на горло собственным потребностям. Надо ли это?

    • Игорь Уткин, жаль, что совесть перестала нами определяться как голос Божий в душе человека, а стала побочным продуктом высокой тревожности. Ессть в этом что-то унизительное... На мой взгляд.

      • священник Михаил Самохин, батюшка, я думаю, главное, чтобы совесть была, а уж как ее называть - гласом Божьим или "побочным продуктом" не так важно. А если уж говорить точнее, то совесть - "побочный продукт" чувства вины. Именно это чувство пытался пробудить Христос - невиновный, принявший крестную смерть. Вместе с тем, совесть является внутренним критерием осмысленности жизни и одновременно своеобразным механизмом психологической защиты, позволяющим избежать мучительной агонии многократного переживания чувства вины. А это чувство не отпускает без покаяния, оправдания, понесения наказания или компенсации ущерба - восстановления нормального хода вещей.

        • священник Михаил Самохин священник Михаил Самохин Дебютант 6 августа 2011 в 19:48 отредактирован 6 августа 2011 в 19:49

          Игорь Уткин, мне представляется, что основным мотивом действий Христа была любовь. До самопожертвования. Именно любовь он и пытался пробудить в людях. Хотя здесь эта тема оффтоп. А совесть это страх обидеть кого-то сделать кому-то больно. Но без покаяния совесть, действительно, жить не даст.

          • священник Михаил Самохин, безусловно Христос пожертвовал собой по любви к людям, чтобы их спасти. Ведь Бог есть любовь!
            Однако бессовестные люди не могут по-настоящему любить ближнего, они способны любить только себя. Им наплевать на страдания другого, ведь им-то хорошо. Великий православный писатель Ф.М. Достоевский говорил, что если на Земле воцарится Царство Божие и в основе его будет лежат хоть одна слезинка ребенка - не надо мне такого царства! Мне будет совестно в нем жить! Оптинские старцы говорили, не помню, кто именно, что им совестно будет жить в раю, если кто-то в это время мучается в аду. Так что любовь без совести - это людус, любовная игра без обязательств. Есть над чем подумать, не так ли, батюшка?

            • Игорь Уткин, мне думается любовь без совести не существует. По крайней мере, христианская

              • священник Михаил Самохин, формы любви, базирующиеся на инстинктах - эрос, людус, любовь по расчету - прагма, могут осуществляться и без участия совести. А вот чисто человеческие формы любви - сторге, агапэ, каритас, агава, безусловно, не мыслятся без участия совести. Единственно, они не зависят от вероисповедания и религиозности человека, но свидетельствуют о высоком уровне развития духовности.

                • Игорь Уткин, я только за человеческую любовь. Мы же не звери, все-таки.

                  • Игорь Уткин Читатель 8 августа 2011 в 11:27 отредактирован 8 августа 2011 в 11:29

                    священник Михаил Самохин, я тоже двумя руками
                    за человеческую любовь. Однако к ней надо еще придти. Она - не врожденное свойство. Примечательно, что любовь
                    начинается с инстинктов - эроса, либидо по Фрейду. Немногие счастливчики доходят-доживают до любви-агапэ,
                    считающейся божественной, когда человек научается любить
                    всю Вселенную, осознает себя мелкой, но необходимой
                    деталью в механизме мироздания. Но этого достигают,
                    к сожалению, единицы. Для большинства достижимый предел
                    - это сторге, любовь-дружба к своей половинке, своей семье, своим детям и внукам. Она по сути группоцентрическая, ограниченная, но уже человеческая. У животных есть половой инстинкт - либидо, но нет сторге. Здесь же всем движет уже не эрос, не либидо, а осмысленная ответственность за судьбы других людей.
                    Тоже неплохо. Но это не высшая ступень в любви.
                    Человек, достигший агапэ, в полной мере любит жизнь, но не боится смерти. Он понимает, что не исчезнет ни физически, ни духовно. И основная программа его жизни выполнена, он себя реализовал, созрел. Ну, а зрелый плод, как известно, падает, но это естественное, закономерное падение. Что теперь не зреть? Тогда упадешь зеленым, а это гораздо страшнее.
                    Поэтому смерти боятся те, кто не жил, а только собирался жить, да так и прособирался.

                    • Игорь Уткин, дорасти бы нам до агапэ!

                      • священник Михаил Самохин, это вполне реально,
                        хотя и непросто. Самое главное знать, что любовь развивается стадиально. Эрос сменяется сторге или прагмой (любовью
                        по расчету), сторге - агапэ. При этом меняется
                        эмоционально-смысловое содержание этого чувства.
                        Любовь взрослеет вместе с нами. Но есть такие
                        промежутки, когда кажется, что она умерла. А на самом
                        деле она переходит в новую форму.
                        Нельзя всю жизнь быть влюбленным по-юношески. Нейро-
                        медиаторы влюбленности в синапсах нейронов - клеток
                        головного мозга "выгорают", но на смену им вырабатываются
                        другие. Главное - представлять естественный цикл трансформации любви, тогда и до агапэ можно дотянуться.
                        Среди известных людей, вкусивших агапэ - Н.А.
                        Чернышевский, В.А. Жуковский, М.М. Пришвин.
                        А самое главное - человек, познавший агапэ - это счастли-
                        вый, здоровый и не боящийся смерти.

  • Теперь очень нужна следующая статья -- как стать уверенным в себе.

    Оценка статьи: 5

  • Марта Винтер, с психологической точки зрения неуверенность в себе часто маскирует завышенную планку ожиданий, стремление всегда быть лучшим. Будучи заложенным в детстве, оно во взрослой жизни несколько раз дало естественную осечку. И породило неуверенность. Но права на ошибку такой человек, как правило, себе по-прежнему не дает. Это рождает невроз.
    С духовной точки зрения грех - зависимость, болезнь души, которую самостоятельно человеку не преодолеть. Вы перечислили смертные грехи сверху вниз и не совсм по порядку, душа же начинет падать в зависимости , начиная с чревоугодия, затем блуд, алчность и т.д. Такой порядок опытно выявлен отцами Церкви в результате многовековых наблюдений.
    Неуверенность в себе тоже может стать грехом, но чаще всего она маска для гордыни, о чем я писал в начале.

  • Ирина Шевченко Ирина Шевченко Профессионал 5 августа 2011 в 09:30 отредактирован 5 августа 2011 в 09:43

    Более того, ваша статья вредна от недопонимания оч важных вопросов. Хотя вы меня не поймете, считая себя уже совершеннее Духовных Законов.
    Ваша самодовольная статья - следствие глупой самоуверенности. К сожалению, вы это еще и навязываете другим, преумножая невежественность в нашем мире.
    Уверенность надо наращивать только лишь УМЕНИЕМ что-то полезное и нужное делать, быть востребованным... А - не охаянием семи смертных грехов. Поумерьте свою гордыню.
    Нуверенность в себе - стимул к развитию. Вспомните: "Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю".
    Воообще, ваша статья потрясла меня своей глупостью и наглостью. Вы несете полный бред и большой вред. Опомнитесь и придите в себя.

    Оценка статьи: 3

    • Ирина Шевченко, ваш комментарий удивил. Не критикой - вполне возможно, что статья или отдельные ее части и в самом деле бред. Вот уж не претендую на то, что мое мнение полностью верно.
      Несколько вопросов:
      Где в статье написано, что я считаю себя совершеннее Духовных Законов? Ладно бы написали, что я их не признаю - в этом меня еще можно заподозрить, но считаю себя совершеннее? Удивили до крайности.
      Навязываю мнение другим, а статья наносит вред? Это еще удивительнее. Это всего лишь несколько слов, высказанных в интернете, которые никак не призваны что-то кому-то навязывать. Вызвать на диалог - да, услышать мнение - да, но навязывать?
      И какой вред? Если статью прочитает разумный человек, имеющий свое мнение, он подумает, затем либо согласится, либо не согласится, возможно оставит комментарий и пойдет себе дальше. А если это прочитает человек, не способный мыслить, принимающий все на веру, то это не то, что он читает, наносит ему вред, а неумение фильтровать информацию.
      Из всех комментариев в вашем - больше всего эмоций и меньше всего рациональной критики.

      • Марта Винтер,
        не скромничайте - претендуете
        раз замахнулись - знать считаете себя совершеннее
        любая статья - это уже в той или иной мере навязывание своих установок. Тогда для чего писать, как не делиться своим мнением, убеждениями?
        вред - умно пишите, но, увы, не понимаете. Вы до многого еще просто не дошли. Вам для начала надо научиться видеть проявления гордыни, конечно, сначала поняв что это такое и почему она является наисильнейшим грехом.
        Ваша статья опасна именно тем, кто не умеет фильтровать информацию. Вы сбиваете людей с очень важных моральных истин.
        Меня всегда раздражает наглость людская. Она, кстати, идет "об руку" с самодовольными людьми.

        Оценка статьи: 3

  • Быть уверенным? В чем? В своем совершенстве? Быть полностью уверенным невозможно, так же невозможно, как быть совершенным. Это явное проявление гордыни.
    Статья "попахивает" самодовольством.

    Оценка статьи: 3

  • Немного неожиданно. Но согласиться все же трудно. Вы меня простите, но очевидно, Вы не причисляете себя к людям религиозным, потому что не соглашаетесь с их трактовкой (...Именно она, а вовсе не гордыня, как говорят люди религиозные, и не лень, как говорил неизвестный мудрец, может стать причиной любого, абсолютно любого греха), а предлагаете свою. И вот поэтому-то как раз Ваше мнение мне и кажется ошибочным.

    То что Вы написали, мне кажется несколько однобоким. Я не буду обсуждать все грехи, которые Вы здесь привели. Коснусь только гордыни. "Одержимый гордыней считает себя лучше остальных, так?" Вот именно здесь Вы и заблуждаетесь. Мне кажется это примитивным. Как раз таки в религиозном понимании гордыня - это его убеждение, причем часто даже неосознаваемое, что он может жить сам по себе, без Бога. (Грубый пример - идея коммунистического государства.) И проявляется такая гордыня миллионами способов, маскируясь и ускользая от понимания человеком.

    Человек может быть трижды неуверенным в себе, но при этом одновременно страдать и страшной гордыней. И симптом его гордыни - вот то самое недовольство собой, или жизнью, или другими людьми, или чем угодно. Получается, что подспудно неуверенный в себе человек все-таки "знает" себе цену, раз считает, что не заслужил подобной участи. Вот это и есть гордыня.

    Ваши примеры свидетельствуют не просто о неуверенных людях - это люди, зараженные гордыней. Между прочим у неудачников гордыня порой гораздо больше, чем у людей успешных.

    Гордыня может проявляться и деструктивными способами. У кого-то из древнегреческих философов читала, как он шел по базарной площади с учениками и обсуждал то, что они видели. Указав на богатого человека, увешанного золотом, философ сказал - это гордыня. А потом увидев нищего, крайне грязного и опущенного, сидящего в центре площади, сказал - это тоже гордыня.

    Можно даже злиться на самого себя, потому что что-то не получается - и толкает на это опять же гордыня. В общем, гордыня крайне искусна, недаром те же монахи до конца дней с нею боролись, потому что она каждый раз меняла обличье.

    Ну а лично для меня гордыня и неуверенность в себе - и не антонимы, и не синонимы. Они могут совпадать, могут частично пересекаться. У кого как...