Дарья Нойкина Профессионал

Как помочь медлительному ребенку?

Часто ли вам приходится говорить своему ребенку такие слова: «Ну что ты все время копаешься? Вечно спишь на ходу! Сколько можно одеваться? Еле-еле душа в теле!» Если да, то эта статья специально для вас.

Скорее всего, вы эмоциональный, активный человек, а ваш ребенок в противовес вам медлительный, инертный. Терпение и ожидание не приносят изменений в его поведение. Просьбы, наказания и упреки делают только хуже.

С утра, собирая ребенка в детский сад, вы начинаете нервничать: жует свой завтрак еле-еле, одевается так же, приходится постоянно торопить. В саду такая же картина.

Первые полгода в первом классе более или менее удачные, затем начинаются бесконечные двойки: чтение, письмо, математика даются с трудом, домашнее задание приходится делать по 5 часов, на уроке ребенок ничего не успевает. Учителя считают его неспособным и плохо соображающим, или же способным, но ленивым. В общем вроде тихий и спокойный ребенок, а проблем выше крыши…

Безусловно, быстрый темп нашей жизни не может не отложиться пагубно на психике. Постоянно торопящие, ругающие взрослые вызывают у ребенка невроз, который со временем появляется частыми головными болями, нарушается сон, повышается утомляемость, интерес к учебе теряется.

Проблема медлительного ребенка не в том, что он ленивый, вредный или ни на что не способный, просто у него свой индивидуальный темп деятельности, который формируется в соответствии с особенностями нервной системы человека.

Великий русский ученый И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые перекликаются с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом еще в IV веке до н.э.:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы — сангвиник;
2. Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;
3. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип — холерик;
4. Слабый, неуравновешенный, инертный — меланхолик.

Соответственно, медлительный ребенок — скорее всего меланхолик или флегматик. Необходимо отметить, что чистые виды темпераментов в природе встречаются довольно редко, чаще всего это сочетания, и можно говорить скорее о преобладании того или иного типа в человеке.

Несправедливо говорить о том, что какой-то из типов лучше другого. Каждый из них лучше всего подходит для определенной деятельности и совершенно не подходит для другой, поэтому хороших или плохих типов темперамента нет. Обладая такими знаниями, мы можем помочь своему медлительному ребенку быстрее адаптироваться в окружающем его мире.

Итак, как же помочь своему ребенку успевать? Прежде всего, не торопить его, не подгонять и не ругать за медлительность, забыть о работе «на время». Дайте ему выработать свой, определенный темп, в котором он будет уверенно работать.

Полезными будут упражнения с чередованием скоростей: хлопать в ладоши (сначала быстро, потом медленно, потом снова быстро), чередовать бега и ходьбы или других физических упражнений, с изменением скорости, стучать по столу пальцами и т. п. После того, как ребенок научится изменять свой темп, можно будет постепенно увеличивать скорость.

Чередуйте задания, которые даются ребенку с трудом, с теми, которые получаются хорошо. Это поможет не зациклиться на неудачах и сохранить уверенность в своих силах. Обязательно делайте перерыв каждые 30 минут, старайтесь, чтобы все домашние задания были выполнены в светлое время суток, приучите ребенка к физическим упражнениям и регулярно ходите на прогулки.

Понимание особенностей темперамента, выполнение рекомендаций, а также внимательность и чуткость к состоянию своего ребенка позволит ему облегчить адаптацию в обществе, и со временем он уже не так сильно будет отличаться от своих сверстников.

Безусловно, это долгая и кропотливая работа, но невыполнение ее может пагубно сказаться на здоровье малыша, и последствия будут еще более катастрофичными.

Обновлено 21.08.2011
Статья размещена на сайте 8.08.2011

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дарья Нойкина, а разве медлительность - это не особенность темперамента? И если так, то разве можно это изменить?

    • Глядящий Вдаль, естественно это особенность темперамента, об этом я и пишу. Изменить темперамент нельзя, скорее изменить можно отношение родителя к ребенку, и тем самым не дать развиться неврозу. К тому же с возрастом все дети относительно выравниваются (хотя эти дети все равно будут медленнее), и делая упражнения, мы способствуем их развитию.

  • Дарья Нойкина, эту статью надо положить под стекло на стол родителЯм, которые считают себя образцовыми воспитателями.
    Сами торопыги свои дела устраивают без спешки и обстоятельно, ничего не забывая. При малейшей попытке их поторопить, огрызаются, "Что ты меня торопишь?!"
    Многие родители, особенно амбициозные, лишены "чувства мяча" в отношениях с детьми, наблюдательности и "обратной связи" в любых ситуациях. "От этого вред народному хозяйству".

    Оценка статьи: 5

  • Нелли ССССС Читатель 22 августа 2011 в 01:36 отредактирован 22 августа 2011 в 01:37
    Это бы мне лет -надцать назад прочитать...

    У меня детки - с совершенно разными темпераментами... Сын - чистый сангвиник, а дочь - флегматик .
    Я - сангвиник с хорошей примесью холерика, или холерик с хорошей примесью сангвиника...
    И если с сыном у меня проблем ( в смысле скорости реакции) и непонимания нет, то с дочерью ... Пока она с места сдвинется, или на вопрос ответит - я от нетерпения уже до потолка подпрыгиваю...
    Вот так-то... Ей это жить не мешает, а мне - очень....

    Оценка статьи: 5