Ольга Князева Профессионал

Что такое «комплекс отличника»?

Накануне Первого сентября то и дело в адрес первоклассников слышатся пожелания непременно учебы на «отлично».

И это неудивительно, ведь большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок в школе был отличником, считая, что блестящие успехи в учебе являются залогом будущего успеха. Кроме этого, слово «отличник» порождает образ умного, послушного, аккуратного ботаника.

Несмотря на различия среди отличников, существуют общее психологическое состояние, присущее многим из них, — «комплекс отличника», характеризующееся предъявлением завышенных требований как к самому себе, так и к другим людям. А еще стремлением быть во всем и всегда первым, при этом не имея права на ошибку и с огромным внутренним страхом возможных неудач.

Конечно, «комплекс отличника» вреден для здоровья, так как вызывает психосоматические реакции организма в виде головных болей, бессонницы, нарушения работы внутренних органов и т. д.

Как формируется «комплекс отличника»?

Согласно данным исследований ученых, формируется он с помощью двух составляющих — генетического и психологического факторов. К примеру, если родители были отличниками, то у ребенка есть большие шансы пойти по их стопам. Как говорит народная мудрость, яблоко от яблони недалеко падает, или — от осинки не родятся апельсинки. Однако генетический фактор подкрепляется определенной жизненной программой, которую задают родители, демонстрируя свои похвальные грамоты, медали, награды, рассказывая собственные истории успеха.

Родители-отличники зачастую чрезмерно контролируют и опекают своего отпрыска, при этом налагая на него непомерно большие надежды и ответственность, тем самым способствуя образованию такого комплекса. Слишком тяжелый груз для ребенка — выслушивать фразы наподобие «ты должен», «ты обязан», «тебе нужно» и прочее. Заметим, что страдает от данного комплекса чаще всего прекрасная половина человечества в силу большего послушания и повышенной степени внушения.

Иногда сложная обстановка в семье является причиной образования «комплекса отличника», когда ребенок получает так необходимое ему родительское внимание только в случае отличной учебы, при условии достижения хороших результатов. Отличнику приходится жить в постоянном напряжении, всегда стремиться соответствовать какому-то идеалу. В итоге он забывает себя настоящего, живет как бы чужой жизнью и безумно устает. Синдром хронической усталости, разочарование в жизни — плачевный итог гонки за отличными оценками и попыткой быть «во всем примером».

Что делать?

Важно понять родителям, что их желание обязательно сделать чадо отличником порой никак не соотносится с потребностями и возможностями самого ребенка. От этого он не становится лучше или хуже. Он просто другой. Отдельная, неповторимая, уникальная личность со своим мировоззрением и со своим жизненным путем.

Помогите ребенку не сравнивать себя с другими, любите и уважайте его без условий. Радуйтесь любым его успехам, поддерживайте в развитии личных интересов — простые советы для всех родителей в воспитании думающих, здоровых и счастливых детей.

После новых реформ в области образования ситуация только ухудшилась. Задача сдать успешно ЕГЭ, получить высокие результаты на предметных олимпиадах, чтобы пополнить свое и учительское портфолио — серьезная нагрузка для любого, даже очень любознательного, умного и здорового ребенка. Если раньше учителя «жалели» отличников и не принуждали к обязательному участию во всевозможных конференциях, конкурсах, то теперь от достижений учеников во многом зависит и прохождение аттестации педагога.

Таким образом, положению отличников не позавидуешь. И без поддержки, понимания близких людей им придется туго. Поэтому, прежде чем настраивать ребенка быть круглым отличником, подумайте хорошенько, а надо ли это ему самому и какую цену придется заплатить за отличную учебу.

Хотя при осмысленном подходе взрослых, а также при выраженной потребности и способностях ребенка к отличной учебе вполне возможно совместить отличные оценки с полноценной жизнью.

Обновлено 25.08.2011
Статья размещена на сайте 22.08.2011

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Смирнова Дебютант 28 августа 2011 в 22:23 отредактирован 28 августа 2011 в 22:24

    Ольга Князева,
    http://neivid.livejournal.com/234432.html
    - лучше не скажешь)

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 августа 2011 в 17:39 отредактирован 28 августа 2011 в 17:39
    Я тоже "поимел"

    Ольга Князева, от этого комплекса, поэтому не "напрягал" в учёбе наших детей. Среди моих покупателей часто попадаются учителя. Я им "пудрю мозги" примером Полгару, его книгой "Как выращивать гениев" (название не точно). Я им кидаю идею о персональной программе для каждого ученика, начиная с класса с 7-го. Уже сейчас есть школы "с уклонами", но это надо сделать нормой. Как Вы от-нос-ит-эс к такому закидону ?
    Оценка: 5

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 27 августа 2011 в 00:48 отредактирован 27 августа 2011 в 00:49

    О чем статья? Для кого статья? Просто набор призывов и фраз, часто без какой либо конкретики и логики, типа: "Согласно данным исследований ученых,..." "После новых реформ в области образования ситуация только ухудшилась" "Таким образом, положению отличников не позавидуешь. И без поддержки, понимания близких людей им придется туго."

    Знаю отличников, которые были отличниками без каких либо комплексов. Просто систематическая работа с учебным материалом, умение пользоваться дополнительной литературой, тренированная память, развитое аналитическое мышление, работа над собой, умение (при необходимости) пользоваться "любовью" учителей и никогда не "задирать носа". Основа успеха (кроме физического здоровья):
    -развитие у ребенка в дошкольном возрасте наблюдательности, обобщения, усидчивости, стремление к познавательной деятельности, умению общаться с другими;
    - внимание и помощь от родителей в процессе учебы. особенно в первых классах;
    - хороший учитель начальной школы.
    Такие отличники всегда добиваются успеха в жизни.

    Знаю отличников и отличниц обладающих способностью (самостоятельно или через родителей) любыми способами "выбивать" пятерки. У них какой-то комплекс непогрешимости - не могут домой принести 4, а уж о 3 и говорить нечего.
    В реальной жизни эти отличники оцениваются окружающими (кроме родных), как "просто ДУР..". И если они не осознают свой комплекс лет в 25-30, то при подведении "итогов" (лет в 50-60), выясняется, что, кроме бывшего звания "отличник", гордится им не чем. И виноваты в этом, как правило, родители, точнее мамы, страждущие сделать из своих детей с раннего возраста "отличников" - обычно дрессурой, или вбивание в голову ребенка мнения об "его исключительности" (индигности)

    • Татьяна Волкова Читатель 24 апреля 2018 в 07:02 отредактирован 20 мая 2018 в 15:03

      Вячеслав Озеров, Мне показалось, что статья не про отличников. Она про "комплекс отличника". Про утомительный и изнуряющий перфекционизм. Я никогда не была отличником по жизни. Но с возрастом во мне развился этот дурацкий комплекс. Либо делать хорошо, либо не делать вообще. Вот и лезу из кожи сама . И своих учеников трясу "как липки". Правильная статья.

  • Ольга Князева, если ребенок смышленый, он будет отличником без воздействия внешних "стимулирующих" факторов. Или же умному ребенку не будет сложно соответствовать тому образу, который хотят видеть родители.

    Поразила фраза "Конечно, «комплекс отличника» вреден для здоровья, так как вызывает психосоматические реакции организма в виде головных болей, бессонницы, нарушения работы внутренних органов и т.д.".

    Почему КОНЕЧНО! Будто это аксиома, закон природы, не подлежащий сомнению?!

    • Андрей Родионов, самое неприятное в этом состоянии - это чувство тревоги. Вот оно - аксиома у любого бывшего отличника. Хотя, бывших отличников, как и врачей, не бывает.

  • Ольга Князева, эта статья написана,как я поняла, для родителей .Делюсь своим опытом т.к. я уже прожила жизнь. У меня как раз комплекс отличника .Он остаётся на всю жизнь и выражается в том , что привыкаешь делать всё как нельзя лучше. И главное ждёшь того же от других. Не получая этого чуть ли не негодуешь .Я понимаю ,что это неправильно, но ничего не могу с собой поделать. Смиряюсь ,что пришло с возрастом . А раньще просто отходила в сторону. Воспитывалась я бабушкой, которая ничего с меня не требовала .Мама работала ,отца не было .Ещё такая особенность , с детства со здоровьем было неважно. В общем ,сделала себя я.Закончила школу с медалью, институт с отличием .Не по всем предметам училась одинаково. Гуманитарий по складу характера ,математику не понимала и не любила ,но законную ,,4,, всё же имела. Всего добивалась терпением и усидчивостью, никто не помогал в учёбе. Да , авторитет этим заработала и у одноклассников ( всегда давала списать и не ставила себя выше других) ,и у учителей. Какое-то особое отношение было , привыкла к нему , поэтому на работе поначалу было трудновато. Правда, и потом тоже. Своих младщую сестру и племянницу уже воспитывала по-другому.Но всё зависит всё же от человека , настолько они разные. И нельзя требовать от человека то ,что он не может дать. Родителям надо это понимать Помогать ,когда тебя попросят Не навязывать своё мнение, но высказывать его. А главное, чтобы ребёнок знал , что у него крепкие тылы , что ему всегда есть куда придти и где его примут и поймут.

  • Ольга Князева,
    я вообще не очень доверяю знаниям детей, которые учатся отлично ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ. Я занимаюсь сейчас репетиторством, и вижу, насколько круглые отличники поверхностней тех ребят, у которых есть любимые и нелюбимые предметы. У меня есть девочка, которая буквально зациклена на том, чтобы учиться всегда на отлично по всем предметам. Она приобрела уже несколько хронических болезней, а ей ведь предстоит ещё одиннадцатый класс! Я видела, как у неё непроизвольно начинают течь слёзы от усталости... Стараюсь объяснить ей, как важно расставлять приоритеты, что это нужно делать САМОЙ (учителя уже привыкли пользоваться ею, как палочкой-выручалочкой, на их защиту надеяться не приходится)
    Её одноклассница имеет и пятёрки, и тройки. Между тем, разговаривая с ней, я вижу, насколько её знания по любимым предметам основательней и шире, чем у подружки-отличницы. Она много читает - не из чувства долга, а потому, что ей интересно. И характер у неё лучше, ведь ей не приходится переживать, если она от кого-то отстала.

    • Наталья Ланковская,
      Есть отличники, которым все дается легко просто потому, что память хорошая и соображалка ничего. Другие берут трудолюбием. У первых "отличничество" не превращается в муку, а приходит само собой как-то. Вторые могут себя довести до истерик и нервных истощений, до отверженности, до нехватки времени на что-либо другое, до неумения проигрывать. Это то, что я на практике наблюдала.
      А по поводу увлечения предметами - это не отличная учеба мешает, а отсутствие любознательности, это чисто индивидуально. Было бы желание.

  • Не совсем соглашусь с тем, как описано как становятся отличниками. Но от себя добавлю, что все имеет свою цену и возможности. Да, стать и остаться отличником - дело трудное, но не такое сложное, как кажется снаружи. Старший сын шел к этому постепенно. Во 2-м классе мы рыдали (вместе) над математикой и литературой, где-то к 5-му классу еще оставались некоторые вопросы по биологии и физкультуре, но и они потом оказались снятыми. Сработала выработавшаяся к этому времени ученическая память. Рецепт оказался простым. Он постепенно научился делать все уроки, работа каждый день и до конца. И никогда не было истерии или страха, что он не смог решить особо сложную задачу (ну что-то в таком роде). Сейчас (10 класс) он может позволить себе не доделать какой-то урок, но в этом случае помогают выкрутиться стабильная предыдущая учебная подготовка и - простите - авторитет отличника. Пользоваться часто этим нельзя, но это способ не становиться ребенку до конца перфекционистом.
    Да, есть некая планка, которая возникает сама по себе после достижения какого-то результата. И кажется, что снова так не сможешь. Вот в этом есть некий страх (скорее у меня, а не у него). Но рецепт тоже простой - работать, делать уроки. И нам еще со школой и преподавательским составом повезло, это да. 19 отличников на параллель (5 классов) - это тоже результат. Там особая тактика работы с такими детками.
    А плюсы отличника - да, иногда уберегает от плохой оценки. Она может и должна ставиться (если заслуженно), помогает реально смотреть на свой труд и его результаты. Но в журнал такую оценку скорее всего не поставят. Еще один плюс мы почувствовали в этом году при конкурсном зачислении в 10 класс. Да, еще возможность (это не всегда) поднять свой авторитет в классе. НО этим тоже надо уметь правильно воспользоваться. Помогать, разъяснять и советовать, а не тупо давать списывать.
    В этом году начинаем все практически сначала - новый класс, новые программы, другая направленность всего учебного года (нет ГИА). Т.е. снова труд и труд. И единственное, что всегда говорится ребенку, так это то, что учится он не для папы с мамой, а только для себя и своего будущего. Это просто его работа. Как научится работать сейчас, так и будет работать дальше . И он это чувствует и видит результаты.

    Оценка статьи: 4

    • Ольга Бахтина, Интересно, а Вы сами были отличницей? Этот ужас я, конечно, пережила с мамой, которой очень хотелось, чтобы у меня были одни пятерки. Когда я повзрослела , лет в 30, мне очень хотелось спросить свою маму (которая в свое время училась довольно посредственно), представляет ли она себе, что это такое - не иметь право получить хорошую, а не отличную оценку. Очень знакомые до тошноты слова -"И единственное, что всегда говорится ребенку, так это то, что учится он не для папы с мамой, а только для себя и своего будущего ".
      ИМХО, в большинстве своем родительская гордыня тому причиной, что требуют от детей только отличных результатов. В общем , это мое больное место до сих пор, хотя я уже бабушка. Кстати, у меня за плечами школьная медаль и красный диплом, и я оч. высококвалифицированный специалист, но детей своих я не третировала, как третировали меня, и успехи их ничуть не хуже моих. Кстати, А Вы что до сих пор -10 класс - делаете уроки со своим мальчиком? Очень странно...

      • Наталья Морозова, нет, я отличницей в школе не была. Но после университета мне "обломился" красный диплом. Нет, уроки с сыном сейчас я не делаю. Иногда заглядываю интереса ради, но по большей части уже мало что понимаю (физ-мат класс). Могу, правда, посидеть с ним, если надо выучить наизусть какое-то большое стихотворение, а у него "забастовка". Нет, гордыни нет, только искренняя радость за успехи сына и постоянная поддержка, если он устает или сомневается.

        Оценка статьи: 4

      • Наталья Морозова, к сожалению, родителю неимоверно сложно оценивать ситуацию глазами ребенка, тк и в этом случае он проецирует собственные допущения. Если Ольга Бахтина думает, что "рыдали вместе во 2-м классе" это просто как у взрослых, - поплакал и забыл, то она глубоко ошибается. "В этом году начинаем " (10 класс!) свидетельствует лишь о том, насколько срослись в этом образовательном процессе мама и школьник, поэтому говорить: "не для мамы с папой..для себя" несколько абсурдно..

        • дмитрий наблер, спасибо за мнение. Знаете, мне всегда почему-то приходится извиняться, что мне не все равно, как, в каких условиях и у каких педагогов учатся мои дети. А еще приходится извиняться, что у меня находится время в начальной школе помогать им учиться учиться (простите за тавтологию), а в старших классах видеть результат такого пристального внимания. Никогда не собиралась "делать" из детей отличников. Но если у них получается - это что, само по себе уже плохо? Тоже попахивает абсурдом, не правда ли?

          Оценка статьи: 4

          • Ольга Бахтина, я не знаю, по каким критериям можно оценивать, что "хорошо", а что "плохо", поэтому не берусь судить. Редкий родитель скажет, что ему абсолютно безразлична судьба собственного ребенка и извинения звучат малопонятно. Просто удивили: "мы рыдали", "нам еще со школой и преподавательским составом повезло", "мы почувствовали", "начинаем все практически сначала"..

            • дмитрий наблер, а я не про абсолютное безразличие или всепоглощающее родительское внимание писала, а о возможности и способности помогать детям в учебе. Современная программа это предполагает как само собой разумеещееся. Особенно в начальной школе (программа 2100). Пока моих знаний хватало - помогала, обсуждали, интересовалась. Это плохо или хорошо? На мой взгляд просто нормально. Сейчас у старшего такая программа - вы давно в учебники старших классов заглядывали? Например, биология 9 класс, раздел генетика, домашние задачи. И если с детьми просто обсуждать уроки, интересоваться, что они проходят, выслушивать их - это плохо или хорошо? Не понимаю, наверное, я одна тут за всех мам отличников отстреливаюсь. Ау, кто еще? Зачем давить на ребенка - делай, ты должен, ты обязан? Бред. Может - делает сам. Не может - думает, прилагает усилия, двигается сам. А я лишь могу подсказать направление или просто поддержать. Или остановить, как получается.

              Оценка статьи: 4

              • дмитрий наблер дмитрий наблер Читатель 27 августа 2011 в 15:54 отредактирован 27 августа 2011 в 18:20

                Ольга Бахтина, моя жена работает учителем в билингвальной школе, где русская программа началки ведется по "Школе 2100". Даже дети для которых русский язык не родной, вполне с учителем эту программу осваивают (я утром специально поинтересовался). Но в данной теме мы говорим не об участии родителей, а о том, что родители, которые хотят видеть своего ребенка отличником, возлагают на него непосильный труд - быть лучшим во всем: математике, литературном чтении, физкультуре и проч.
                Я не исключаю, что бывают настолько одаренные дети, что даже при сегодняшнем учебном интенсиве всю программу усваивают на "5" и не испытывают при этом ни физической, ни психологической перегрузки. Их единицы.
                Если вы работаете на работе за инженера-проектировщика, главбуха, эйчара, маркетолога и гендира, при этом зная каждую работу в полноте ее специфики, то ожидать подобного от ребенка несколько странно и, самое главное, - зачем?

                "Может - делает сам. Не может - думает, прилагает усилия, двигается сам." .....не может (не хочет) - не делает. Это рассматривается? )

                • Да, он учится принимать решение (делать или не делать), а потом его выполнять.

                  Оценка статьи: 4

                  • Ольга Бахтина, может ли он в таком случае отказаться учить "наизусть какое-то большое стихотворение" и должен ли он мотивировать свой отказ?

                    • дмитрий наблер, а разве ребенок не имеет права на аргументы? Я ведь тоже могу ошибаться. А стихотворение мы учили вместе, потому что он просто меня попросил об этом. В результате мы не только выучили, но еще и посмотрели все имеющиеся в интернете отрывки с исполнением этого фрагмента. Не знаю, был бы ли еще повод.

                      Оценка статьи: 4

                    • дмитрий наблер, не только может, но и должен мотивировать. В свое время я разрешил дочери НЕ писать сочинение по книге Толстого Петр Первый, мотивируя это тем, что на это произведение в программе отпущен всего один час. Когда учительница заявила, что может поставить "двойку", я ответил, что глупее от этой двойки мой ребенок не станет, а вот здоровье сохранит, т.к. нагрузки и так большие, ей надо время и остальные уроки приготовить.

                      Оценка статьи: 5