• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Поляков Профессионал

Почему неизбежны религиозные войны? Вера и агрессия

Ответ на этот вопрос я попробую дать с психологической точки зрения. Причем религиозную войну я буду толковать очень широко — это не только военные действия между государствами, но и личные отношения между людьми, а также отношение человека к самому себе.

A_Sh Shutterstock.com

Мой опыт и священника, и психолога показывает, что в личных отношениях, и особенно в отношении человека к самому себе, может содержаться невероятное количество ненависти. По моим наблюдениям, у религиозных людей — я имею в виду православных — уровень агрессии значительно выше, чем у обычных людей.

Вполне уверенно можно говорить о том, что религиозность способствует развитию агрессии человека. Эта мысль далеко не новая. Известный русский и советский психиатр П. Б. Ганнушкин еще в 1901 году в статье «Сладострастие, жестокость и религия» писал о связанности этих чувств и религиозности. Итак, попробуем выяснить, как связаны между собой агрессия и религиозное чувство, как одно подпитывает и поддерживает другое.

Для человека естественно испытывать гнев, ярость, когда эти чувства являются реакцией на агрессию и унижения. Многие религиозные учения осуждают и запрещают проявление этих чувств, тем самым ставя человека в двусмысленное положение: сталкиваясь с агрессией, несправедливостью и унижением, человек должен, согласно религиозным предписаниям, не испытывать естественных в этом случае чувств, но, с другой стороны, эти чувства есть и с ними надо что-то делать. Поэтому остается только одно — использовать психологические защиты от «недозволенного» чувства.

Наиболее распространенные защиты — вытеснение и подавление. Неприятное переживание вытесняется из сознания, человек как бы говорит сам себе: «Это не моё». Но вытесненное из сознания, это переживание продолжает жить в психике, постоянно напоминая о себе в виде навязчивых мыслей и навязчивого поведения. Здесь я вынужден огорчить верующих, сказав, что их психика подчиняется тем же законам, что и психика обычных, неверующих людей. В этом случае верующий человек, как и неверующий, будет пытаться освободиться от неприятных содержаний своей психики в виде проекций. Например, проецируя свою подавленную агрессию на иноверцев, неверующих или просто соседей: «Это они плохие». Наверное, многие отмечали замкнутое и агрессивное поведение религиозных людей. Хорошей иллюстрацией являются комментарии верующих к моим статьям.

Даже проявленное агрессивное поведение не освобождает человека от внутренней агрессии, скорее наоборот — её усиливает, так как человек начинает еще больше укорять себя и наказывать за это.

В религиозной культуре — я имею в виду православие — нет механизма выражения агрессии. На исповеди единственное, на что можно рассчитывать исповеднику, — так это только прощение его плохого поведения, а как жить, чтобы не испытывать «запрещенных» чувств — об этом ни слова. Во-первых, это в принципе невозможно для нормального человека, а во-вторых, этим можно манипулировать, заставляя человека постоянно каяться и молиться, молиться и каяться. Поэтому главным в религиозной жизни становится постоянное ощущение собственной вины и поиск наказания, временно облегчающего это чувство вины. Справедливости ради надо отметить, что такая жизнь многим верующим нравится.

Существует еще одна возможность выражения подавленных негативных чувств — это литературное творчество. В православии это жития святых. Возьмём наиболее авторитетные и почитаемые «Жития» Димитрия Ростовского (1651−1709). Автор творчески переработал известные в его время «Жития», свел их в четыре тома, дополнив их своей фантазией. Вот только две цитаты.

Св. мученик Василий Анкирский (память 1 янв.): " …был повешен на дереве и тело его немилосердно строгали железными орудиями… После того мучители стали вытягивать тело страстотерпца с такой силой, что его кости вышли из своих суставов; при этом с воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными спицами".

Св. мученица Татиана (память 12 янв.): «Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег и когда стали резать его, то из ран вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами. … повели святую Татиану в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. … святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело … тогда святую ввергли в огонь».

Не надо быть психоаналитиком, чтобы догадаться, что автор в создании этих жутких сцен выражал свою сокровенную, глубоко вытесненную агрессию. Особого внимания в «Житиях» Димитрия Ростовского заслуживают его фантазии по поводу женщин. Как правило, им всем рвут клещами сосцы и отрезают белые груди. Когда читаешь такой текст, возникает мысль о том, что если святитель писал правой рукой, то его левая рука при этом не была праздной. По-настоящему с рукой мастера можно познакомиться, читая оригинальный текст, из которого хорошо видно, что из-за религиозных ограничений автор свою сексуальную потребность удовлетворял в такой извращенной форме. Как тут не вспомнить профессора П. Б. Ганнушкина.

Подведем итоги. Итак, религиозность подавляет естественные человеческие чувства, прежде всего, гнев, агрессию и сексуальное влечение. Не имея выражения, эти чувства накапливаются в психике человека, делая его агрессивным. Агрессивность выражается или в форме внешней агрессии, или в форме аутоагрессии — в различных формах самоистязания или просто собственных жизненных ограничений.

Религиозная культура, чаще всего в неявной форме, несет в себе опыт подавленной агрессии, тем самым привлекая расположенных к этому людей. Погружаясь в религиозность, человек все больше отчуждается от самого себя, становится агрессивным по отношению к самому себе или по отношению к не таким, как он. Иначе говоря, ведет религиозную войну или с самим собой, или с другими людьми.

Статья опубликована в выпуске 5.12.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (67):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 5 декабря 2011 в 10:48 отредактирован 5 декабря 2011 в 12:24 Сообщить модератору

    Игорь, нельзя не согласиться с тем, что уровень агрессивности и требовательности (назовем это так) в людях ПЫТАЮЩИХСЯ жить духовной жизнью и ходящих в церковь, действительно часто завышен.

    Как Вы пишите, механизма избавления от агрессии и гнева - нормальных человеческих эмоций у них нет. Но это на первый взгляд человека самого вряд ли живущего духовной жизнью.

    На самом деле, уровень агрессивности в людях далеких от религии, гораздо выше. Он зашкаливает. И часто именно у них нет никаких сдерживающих факторов. Но к ним, как к неверующим, мы терпимее. А вот людей приобщенных к вере (или религии), мы судим чрезвычайно строго, с нескрываемым удовольствием находя в них изъяны (чтобы оправдать свою агрессивность и безверие).

    На самом деле, мне, больше агностику в настоящем и верующему в прошлом, представляется, что механизм избавления от агрессии, гнева, ярости и прочих негативных и естественных эмоций у людей живущих духовной жизнью гораздо совершеннее, чем у тех, кто лишь пытается приобщиться к вере (ходит в церковь и соблюдает внешнюю сторону) и, тем более, у тех, кто живет исключительно мирской жизнью.
    Первой: в человеке истинно верующем замечательным образом работает "профилактика агрессии". У последней гораздо меньше шансов развиться до наших с Вами уровней. Посредством ""любви к Господу, ближнему своему, всепрощения" и т.п.

    Второе: избавиться от агрессии можно не только путем выяснения отношений, криков, скандалов, убийств. При работе над собой, того же прощения и понимания своего ближнего, агрессии покидает тебя легко и непринужденно. (Этого можно добиться путем знакомого всем аутотренинга. Но с верой все это гораздо легче).

    Всего несколько моментов. Извините за некую сумбурность.

    Вообще, вопросов к религии (не вере) очень много.

    А что до войн, то Лаура Ли уже написала: первопричиной войн все же в большей степени является стремление политиков экономического передела (экспансии, завоеваний, реванша и т.п.). А потом уже, мы, на своем уровне воюем с неверными или православными, цветными, теми, кто яйцо разбивает не с того конца.

    • Игорь Ткачев, у меня с Вами нет никаких "наших уровней". Я человек религиозный, живущий глубокой духовной жизнью. Такая возможность у меня открылась после ухода из церкви.
      От агрессии не избавляются скандалами, криками, убийствами.Это ,извините, глупость.
      Безусловно, самым лучшим способом преодоления агрессии и собственного эгоизма является духовная жизнь. Но все люди её понимают по-разному и часто ошибочно. В РПЦ увидет человека живущего духовной жизнью очень трудно, т.к. сама эта организация (РПЦ) исключительно коммерческая. Сама система выдавливает из себя чуждых ей духовных и просто культурных людей.

      • Игорь Поляков, я рад, что Вы живете глубокой духовной жизнью (жизнь может быть либо духовной, либо бездуховной, как осетрина свежей или несвежей - так мне представляется).

        Хотелось бы уточнить (если можно), чем Ваша, Игорь, жизнь более духовна, и духовна "глубже", в сравнении, с теми, кто состоит в рядах РПЦ?

        И последний вопрос (буду благодарен за ответ): терпимость (любовь же) к ближнему своему, какое-то место занимает в Вашей духовной жизни?

        Спасибо.

  • Мне понравилась ваша статья. Действительно: научи дурака Богу молиться, он и лоб разобъет. Когда недалекий человек, что называется, "вдаряется" в религию, он начинает слишком ревностно следовать всем наставлениям и ограничениям. В итоге у него вырабатывается агрессия, которая принимает различные формы, в том числе проедания мозга окружающим.

  • Война, военный поход, требуют довольно сложной организации. Вот их организаторам что-то надо - новых территорий, новых подданных, выхода к морю, просто военной добычи,власти. Эти организаторы и затевают войну, а религия приплетается в виде идеологического обеспечения. Права Лаура Ли, однако. А суннитам и шиитам,гугенотам и католикам, староверам и никнианцам религиозная была власть нужна . Ирану и Ираку - территории, месторождения.

  • Игорь Поляков, интересная статья, написана хорошим языком .
    Но вот по сути полного согласия у меня не вызвала. Дело в том, что мне лично думается (я не сильна в вопросах теологии, сужу с чисто человеческих позиций), что то проявление религиозной агрессии, которое Вы описываете, свойственно не тем, кто верит, а тем, кто верит фанатично или играет в истового верующего. Люди, действительно живущие глубокой духовной жизнью, как правило не агрессивны, никому ничего не навязывают, войной не идут, склонны к уединению, чтению и размышлениям.
    Вы гоыорите о том, что религия "подавляет естественные человеческие чувства, прежде всего, гнев, агрессию и сексуальное влечение" Но ведь не секрет, что наши чувства мы можем сублимировать: сексуальность часто сублимируется в творчество, работу, ту же духовную практику и т.д. А гнева и агрессии можно просто не испытывать, если смотреть на мир несколько отличным от привычного образом.
    Так что, на мой взгляд, агрессия - это проявление не веры, а проявление либо слепого фанатизма, либо ханжества и лицемерия. ИМХО

    • Алина Еремеева, в статье я не писал, что агрессия - это проявление веры. Агрессия - естественный продукт церковной православной религиозности. Статья об этом. Слепой фанатизм, ханжество, лицемерие и пр. - важнейшие составляющие современной церковной жизни.

      • Василиса гребенькова Читатель 5 декабря 2011 в 23:05 отредактирован 5 декабря 2011 в 23:30 Сообщить модератору

        Игорь Поляков,Вы говорите что агрессия является естественным продуктом церковной православной религиозности.
        Это о Добре, которое должно быть с кулаками? Или о том, что необходимо всех перекрестить в православных? Церковь у нас интегрирована в Общество,надстройкой над Обществом не является (всего лишь общественная организация), какое общество такая и церковь, хотя, конечно, у нее свои Правила и возможности.
        Слепой фанатизм для служителя церкви это не есть плохо, а наоборот! А в чем по-Вашему мнению проявляется лицемерие? Неужели в том, что служитель церкви не правильно выбрал свой жизненный путь, не верит в то, о чем проповедует, и ему нужно было учиться, предположим. на инженера, где он принес бы больше пользы?

  • Не знаю истории серъезных войн на религиозной почве. Даже войны, называемые Крестовыми походами, были в чистом виде выражением захватнической политики и конфликта гео-политических интересов. Сейчас практически мы живем в услових третьей мировой войны. Можно плести сказки о столкновении иудохристианских и мусульманских ценностей и эти сказки будут приятны многим ушам. Но мы-то взрослые люди и понимаем, что начинается экономический передел мира. Если бы это были не мусульманские страны, а жили бы там лемуры, кентавры или вообще агностики вне всяких конфессий, столкновения с уничтожением государственности этих стран происходили бы под другие песни.
    О духовности прикладных религиозников Александру советую сходить в комментарии статьи о покаянии - вся духовность с зубами в два ряда нараспашку!

    • Лаура Ли, "экономический передел мира" - пиарите марксиситов, нехорошо, можно заподозрить в тайных симпатиях.
      Что Вам стоит ,как филологу, обновить терминологию?
      А чисто религиозные войны были, есть и, увы, обещают быть.

      • Светлана Яковлева Читатель 5 декабря 2011 в 22:39 отредактирован 5 декабря 2011 в 22:42 Сообщить модератору

        Сергей Дмитриев, а экономическую теорию Маркса никто и не отменял, симпатизируй ему или не симпатизируй. Полностью согласна с Лаурой.

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 6 декабря 2011 в 03:05 отредактирован 6 декабря 2011 в 03:07 Сообщить модератору

          Светлана Яковлева, несчётное "количество раз" и отменяли и опровергали и предавали анафеме с каких только кафедр, трибун и амвонов.В этом хоре засветился и наш "великий комбинатор" - "ржавый Толик".
          Основной резон "спровергателей": Это во времена Маркса было примерно так. Теперь другое дело, государство стало активным регулятором развития и кризисов практически не стало,безработным платят хорошо, Армия Спасения действует. Ну, "бывает кое-где у нас порой" - так это так.., не характерно.

  • Виктор Василенко Читатель 12 августа 2014 в 17:56 отредактирован 26 мая 2018 в 19:38 Сообщить модератору

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) считался одним из лучших чтецов декламаторов в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина (его литературные вечера посещали, в числе других, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич).
    Знакомства с архимандритом Игнатием, его советов и наставлений искали многие выдающиеся люди России. Среди них Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. А. Плещеев, князь Голицын, князь А. М. Горчаков, княгиня Орлова Чесменская, герой Крымской войны флотоводец адмирал Нахимов. Восхищенный образом жизни и деятельности святителя Игнатия, известный русский писатель Н. С. Лесков посвятил ему свой рассказ "Инженеры бессребреники".

  • Если автор это статьи действительно священник и так негативно отзывается о религии, то зачем он служит священником? Абсолютно непонятно.
    Зайдите в любую группу атеистов и почитайте чтобы они сделали с верующими, если бы им предоставилась такая возможность, чего там только нету. Так, что статья никоим образом не отображает реального положения дел.
    Уровень рассуждений невысок, с логическими ошибками, аргументация несостоятельна.
    Лучше зайдите на Предание.ру и изучайте сами.

  • Nikolay Anikeev Читатель 23 июня 2012 в 02:19 отредактирован 27 мая 2018 в 15:21 Сообщить модератору

    Хорошая, годная статья. За агрессию можно глянуть работы Конрада Лоренца. Хорошо Дольник написал по этому поводу. Всё это в Интернетах в свободном доступе имеется.
    Религия - просто частный случай. И без религии поводы найти легко
    Люди, следующие духовному пути никогда не агрессивны. Поскольку одно противоречит другому, но это отдельная, совсем другая история. С другой стороны "православным" назвать себя может кто угодно.
    Христианин - это тот человек, который не зная, что делать с этой жизнью, тем не менее надеется на другую, вечную.
    Таке.

    Оценка статьи: 5

  • Войны ведут догматики. Слепо исполняют религиозный ритуал догматики. Они агрессивны совсем не потому, что религиозны. Они и агрессивны и религиозны лишь в меру своего догматизма. Христос призывал нас к любви, прощению и "миру со всеми"; в вере человек не вытесняет аффектов, тк он их и не переживает. Он не плодит негативных проекций, не обижается даже на РПЦ и вполне считает их братьями.

    Оценка статьи: 2

  • Честно говоря, статья разочаровала. Ожидание разрешения глобального вопроса, тем более с точки зрения священника, свелось к предположениям автора, чем всё-таки занята левая рука. А столь откровенные подробности мучений святых вообще наталкивают на мысль, в чём же их святость?

    • Любовь Крылова Читатель 15 января 2012 в 14:19 отредактирован 26 мая 2018 в 19:35 Сообщить модератору

      Надежда Заколюкина,
      о жизни святых писалось во времена страшного невежества и повальной АГРЕССИИ к людям не подчиняющимся законам того общества. Вот, если спрогнозировать то, что автор предлагает, то нас в будущем ждет нечто подобное. От невежества такие статьи появляются и общество скатывается до первобытного.

      Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.
      автор: Вторая Великая Екатерина

  • Бред какой-то. Даже не зависимо от вероисповедания мне агрессия противна и не понимаю тех, кто пытается оправдать ее присутствие. Таким путем пойдем и совсем на улицу страшно будет выходить, потому что все начнут якобы скрытую агрессию проявлять. Вы хоть думайте прежде чем написать о последствиях таких заявлений. Типичная ошибка не думать о том, что некоторые могут буквально воспринять. Вы подумайте о том, что не все так образованы и мудры, чтобы отличить добро от зла. Достаточно уже насаждают нам не сдерживать свои эмоции, желания, а в итоге смотреть страшно на мир до какого маразма такие призывы доводят людей. Пойду-ка соседку задушу что ли за то, что матерится как баба базарная без повода и детей тиранит своих))))...судя по вашей статье мне стоит проявить свое скрываемое недовольство-то?))))

  • Согласен идеей статьи, как человек с детства религиозный. Религия подавляет агрессию но не снимает её. В результате этого агрессия выливается в более извращенных формах

    • Константин Манкин, как например в истории с Пуси райт Скажите ну зачем православным влезать в этот сугубо политический фарс? Только для того, что бы себя скомпроментироваить? Дело Пуси райт - дело Путина и Ко, вот пусть они с ними и разбираются

      Оценка статьи: 3

  • Очень интересно. Хотелось бы узнать - насколько вообще "духовны" религиозные люди. На память приходят кадры драки священников на Украине с крестами наперевес...

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 декабря 2011 в 03:47 отредактирован 6 декабря 2011 в 07:06 Сообщить модератору

    [Комментарий и последующая переписка на заданная автором тему удалены модератором. Автору статьи не надо поддерживать оффтоп]

  • есть такая всем известная истина: "заставь дурака молиться - он и лоб расшибет"... Если спросить его собрата по "разуму", в чем причина травмы, он ответит, что пострадавший-де усердно молился... я же, сторонний наблюдатель, не знающий всех нюансов IQ тех двоих и не искушенный в "делах" веры, сделаю вывод "ну ее, эту молитву вместе с религией"...

  • Игорь Поляков, наверное знаете народную мудрость про панов, которые ругаются, а у холопьев чубы трещат. Так вот, что бы холопьям не было обидно, что их головы вместе с чубами сгинут, навязывается сказочка об обидах, чинимых иноверцами. Зачем Вы говорите, что все религиозные люди агрессивны? Агрессия генетически свойтвенна только мужчинам, и даже религиозность не может ее подавить, так как это заложено природой, так химически и физиологически устроен человек. Не кушать мясо, есть зелень и сладкое - и не будете агрессивным.Но это не значит, что не поидете воевать "за идею", а на самом деле за передел чужой собственности.

    • Василиса гребенькова, насчет агрессивности, свойственной только мужчинам, это Вы пошутили?
      Только один из примеров злобного и агрессивного (т.е. наступательного, нападающего) поведения людей воцерковленных, т.е. религиозных, коим несчть числа: повела я
      как-то лет 10 назад студентов на экскурсию в храм (практическое занятие по Религиеведению). Обстоятельно объяснила, как себя следует вести. Один мальчик заложил руки за спину. Так бабулька, из тех, что обслуживают храм, так шарпанула его и зашипела (в буквальном, а не переносном смысле этого слова), что потом долго пришлось объяснять ребятам, как ее поведение сообразуется с заповедями Христа.
      Хотелось бы также уточнить для тех, кто считает понятия "религиозный" и "верующий" синонимами - это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы.
      И еще, если позволите: есть украинская поговорка "Паны дерутся, а у холопов чубы трещат". "Холопья" - такого слова нет. Извините за это маленькое уточнение.

      Оценка статьи: 5

      • Лариса Шеенко,а я в принципе не согласна с автором, что вера, религиозность ( как хотите) аппелирует к агрессивности. Агрессивность - общечеловеческая реакция, свойственная любому человеку.Это - часть его борьбы за выживание и очень полезное качество для выживания нас как вида. Независимо от свободы волеизявления совести. Когда в СССР все стали безбожниками резко за несколько лет, они с такой же агрессией истребляли церковь как институт. Так же как и церковь, как институт, истребляла безбожников в Средние века. Мне кажется этот постулат взят из пальца. Такое мое мнение. И судя по плавающим комментариям эту сомнительность разделяют многие.
        Тот же храм, где еще недавно давились за поясочком с большим наслаждением взорвали родители тех, кто пер с черного хода. Не знаю, как уж там очередь умиленно псалмы пела, а вот драчки в очереди в храм с вмешательством полиции, я посмотрела. Вызывны ли драчки религиозностью? Вовсе нет - обычные для любой очереди разборки: "девушка" вас тут не стояло".
        Статья, на мой взгляд, концептуально спорная. Так же можно утверждать, что рыжий цвет волос вызывает агрессивнгость или коррелирован с коварностью и лживостью. И даже доказать

        • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 6 декабря 2011 в 03:47 отредактирован 6 декабря 2011 в 03:55 Сообщить модератору

          Лаура Ли, я и назвала статью дискуссионной. И совершенно с Вами согласна по многим вопросам. Проблема же, на мой взгляд, не в процентном соотношении агрессии в рядах религиозных и внерелигиозных людей, а в том, что религиозные, в числе коих и православные (может, даже в большей мере, чем представители других конфессий) позиционируют себя как терпимых, милосердных, прощающих (в соответствии с Учением). А атеистов и инаковерящих чаще всего принимают в штыки, проявляя порой беспрецедентную агрессию, в том числе, и по отношению друг к другу. Другими словами, где же реализация Учения в конкретной жизни???
          Поэтому к очереди за редиской и к очереди за поясочком (по Вашему выражению) следовало бы подходить с несколько иными критериями и требованиями.

          Оценка статьи: 5

          • Да, еще: автор вовсе не утверждает, что вера, религиозность апеллируют к агрессивности.

            Кстати, насчет цвета волос - он действительно коррелируется со многими чертами характера и темпераментом. Южане, как правило, темноволосые, темпераментней светловолосых северян. А внешние проявления агрессивности во-многом зависят от темперамента. Рыжих же недаром называют "рыжеволосая бестия", и совершенно не обязательно с отрицательным смыслом.

            Оценка статьи: 5

          • Лариса Шеенко, очередь, она и в Афирке очередь - толпа живет по одним законам: скопление большой массы людей на ограниченном пространстве. Я б за редиской больше поняла. Такая с такого же бодуна верующая Россия не знала, что в двух церквях города Москвы (недалеко от мест боев за пояском) уже сто лет хранятся части пояса богородицы. И тут вдруг в один день РПЦ устраивает шоу-маски. А это у главкома РПЦ, оказывается, день рожденья. Почему не устроить себе всенародную ходынку? И ведь устроил!
            Как стыдно и мерзко так играть на всенародной безнадеге и беспомощности. Привезти святыню и в то же время печатать ВИП-пропуска?
            А вспомните Толстого в ВиМ: Смоленскую-матушку вынесли перед войсками: сначала пронесли по солдатам, и СРЕДИ НИХ - Кутузову.

            • Лаура Ли, возразить трудно. Вот только не стоит тогда, пожалуй, верующим и религиозным выделять себя в отдельную, "более духовную" категорию. А именно это и происходит.
              Как-то я рассказала одному священнику, как наблюдала за батюшкой, который проводил панихиду "под мухой", периодически доставая из кармана расческу и расчесывая прямо во время исполнения обряда бороду и волосы. Так он ответил: "Ну, что вы хотите? Мы - такие же люди, как все!" Тогда возникает вопрос: на каком основании они присвоили себе право вещать от имени Бога и поучать грешников-прихожан?
              Рассуждать по этому поводу можно до бесконечности. Бог им судья - и "главкому" РПЦ, и тем "посредникам", и тем "смиренным" воцерковленным, что с крестом в руках идут стенка на стенку! Давайте искать "Царство Божие" внутри себя...

              Оценка статьи: 5

              • Лариса Шеенко, до бесконечности, конечно. Потому лучше придерживаться правил: обсуждать здесь, в блоге статьи, - статью. Тогда и градус переживаний снизится, и тема локализуется. Не религию, не установки верующих, не батюшек под мухой, не то, каким "небожителем" должен быть священнослужитель, - а статью.
                Вообще удивляюсь: почему люди не хотят (не могут?) усвоить такого простого правила - и берутся при том разрешать в комментариях вопросы мироздания.

                • Люба Мельник, спасибо за особо пристальное внимание к моей персоне. Только мне показалось, что мы статью-то как раз и обсуждаем. Очевидно, я не совсем точно понимаю понятие "обсуждение".

                  Оценка статьи: 5

                  • Лариса Шеенко, ваша персона ни при чем, банальный, стократ повторенный призыв придерживаться правил. Нет, вы обсуждаете не статью, на пару с Лаурой оффтопите, она на свой счет замечание приняла, последуйте же ее примеру. И не надо отвечать на замечания модераторов - они не для того делаются, чтобы еще и их пообсуждать была возможность.

        • Лаура Ли, непонятно, почему Вы возражаете автору "в "принципе". Ведь он именно то и говорит, что "агрессивность - общечеловеческая реакция, свойственная любому человеку". Поэтому подавление (а точнее, тщательное СОКРЫТИЕ от своего сознания) естественных инстинктов, связанных с физиологией, заставляет загонять эти инстинкты глубоко в подсознание, а не преодолевать их, и обостряет их проявления, когда они вырываются наружу.И Вы это утверждаете, и автор. В чём же "принципиальные" разногласия?

          • Наталья Ланковская,в том, что возражаю на утверждение, что религиозность продуцирует агрессивность. Так же можно говорить, что отсутствие свежего воздуха при большом скоплении народа продуцирует агрессивность, что красный цвет тряпки продуцирует реакциию быка. От одного из мелких феноменов социальной активности автор обобщает к закономерности социального поведения вообще. Кто хотел понять в чем мои возражения, уже поняли. А углубляться дальше - мы уйдем от обсуждения статьи в дебри логики и построения силлогизмов. А тут Люба Мельник...

        • Лаура Ли, я солидарен с Вашей оценкой статьи: отдаёт академическими построениями.

          • Сергей Дмитриев,да ну! До академизма далеко. Академизм не позволит себе тезы "лед - горячий" и не будет строить антитезу на том основании, что лед в опеределенных условиях можно растопить и вскипятить до горячего состояния. Если бы автор рассматривал градус накала религиозности, выделил бы стадию фанатической, воинствующей рклигиозности, и именно в условиях кипячения льда, анализировал бы агрессивные проявления религиозной нетерпимости, то тогда было оправдано слово "агрессивность" применительно к религии. Автор взял огулом, отсюда мои возражения по сути.
            Это вовсе не значит, что статья как эссе плохая. Нормально написано, нормально читается. Буду с удовольствием читать этого автора в дальнейшем. Буду возражать, если не согласна. Буду поддерживать мнение, если разделяю его.

      • Лариса Шеенко, мне самой не нравятся бабушки, которые шипят и толкают нас в церкви. Бог знает, чего они там делают. Некоторые занимаются магией и наводят порчу прямо в церкви (в шутке доля правды). А вообще у старых людей уже возрастные необратимые изменения в головном мозге, отсюда их непредсказуемая реакция. Я на таких не обижаюсь, ведь не ругаться в церковь пришла. Смирение и терпение.

    • Марина Матвеева Читатель 19 августа 2013 в 18:21 отредактирован 27 мая 2018 в 19:16 Сообщить модератору

      Василиса гребенькова, по поводу мужской агрессии. Если они воюют между собой, то мне, пардон, до фонаря - по какой причине. Но по причине отсутствия войн они, не зная, куда девать свою агрессию, начинают воевать с женщинами. А у женщины нередко нет другой возможности защититься, чем говорить ему: "Бог, Христос, душа, человечность... Добро, любовь... Духовность... Будь человеком!" Не помогает. На одном этом можно полностью осознать, что Христос - фикция. И все, с ним связанно, в том числе "духовность" - ложь. А авторы, разбирающие все это с психологической точки зрения, правы. Как ни жаль.

  • Я знал лишь одну истинно верующую, мою бабушку. Человека более доброго и мудрого, терпимого и тактичного, я не встречал в своей жизни. И уж не о какой агрессивности ее не могу сказать, она не то что не ругалась, даже голос никогда не повышала.

    По моему верующий человек, это тот кто совершил в своей жизни определенный шаг на ступень выше в своем развитии.
    И чтоб совершить такой шаг, надо как то духовно вырасти. А не просто назваться - я верующий.

    Себя я не считаю верующим.

    Оценка статьи: 3

  • Анатолий Григорьев, "суннитам и шиитам,гугенотам и католикам,староверам и никонианцам нужна религиозная власть"

    Не только власть,но еще поместья,земли и другое имущество поверженных врагов, которые перераспределялись между победителями.

  • Игорь Поляков: Слепой фанатизм, ханжество, лицемерие и пр. - важнейшие составляющие современной церковной жизни.
    Но выражение "орет как оглашенный" далеко не современное а как раз является ровестником зарождающегося христианства. Люди, не укрепившиеся в вере во все времена старались показать себя более перед людьми, чем перед Богом, отсюда и нетерпимость к иноверцам. Александр Мень был православным священником, но на вопрос об егоотношении к баптистам ответил, что это наши братья христиане, только молятся по другому. Так же и для меня всякий, кто признает Иисуса Христа Господом, для меня брат. А в статье, мне кажется, навязывается мысль, что верующие люди более агрессивны чем неверующие.

    Оценка статьи: 3

  • Статья более глубока и многоуровнева, чем может показаться на первый взгляд. Чувствуется, что автору есть много чего сказать и он вынужден "помещаться" в об"ем ШЖ в 5000 знаков.
    Отлично!, продолжайте в том же духе, но готовитесь к шквалу негативных отзывов.

    Оценка статьи: 5