• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Рита Розова Мастер

Зачем нужна коммуникабельность и как ее развить в себе?

Наверно, каждому из вас доводилось встречать людей очень общительных. На какой-нибудь вечеринке вокруг такого человека собирается группа собеседников, которые с большим интересом поддерживают разговор. Является ли общительность и коммуникабельность синонимами?

EDHAR, Shutterstock.com

Обычно, под коммуникабельностью понимают способность к установке деловых и дружеских связей между людьми. Из этого определения следует, что коммуникабельность — более широкое понятие, включающее не только умение говорить на любую тему, но искусство вести беседу в форме конструктивного диалога с любым человеком.

Тест на самопроверку

Давайте проведем небольшое исследование, чтобы узнать, насколько вы коммуникабельны. Предлагаю ответить на несколько вопросов:

• Вам поручено выступить с докладом на совещании. Вы расстроены?

• Начальник попросил вас разобраться с конфликтом между вашими коллегами. Боитесь ли вы испортить отношения с обоими?

• Если речь идет о хорошо знакомом вам предмете и высказывается ошибочное суждение, вы предпочтете промолчать, чем что-то кому-то доказывать?

• Нервничаете ли вы в ожидании какой-либо деловой встречи?

• Раздражает ли вас вопрос незнакомца на улице, как пройти к ближайшей булочной?

Если вы ответили положительно на все вопросы, то вы явно не коммуникабельный человек. Это не свойство вашего характера, это — ваша большая проблема, от которой вы страдаете сами, да и вашим родственникам нелегко с вами. С еще большими проблемами вы сталкиваетесь также и в рабочем коллективе. Вам трудно работать в команде, поскольку в любой момент вы можете отказаться выполнять общую задачу, без каких-либо доказательных объяснений.

Если вы ответили на все вопросы «нет», то у вас хорошие задатки коммуникабельности. В любом обществе вы чувствуете себя, как рыба в воде. Вам по плечу любое задание начальника, если оно требует кропотливой работы с людьми.

Кого можно назвать коммуникабельным человеком

Этого «звания» человек заслуживает, если всякое общение для него большое удовольствие. Замечу, что для просто общительного человека не имеет значения, с кем он говорит в данную минуту, для него важен сам процесс общения.

Коммуникабельных людей отличает от общительных гибкость при контактах с различными людьми, умение быстро сориентироваться и не растеряться в нестандартных ситуациях. Такие люди выглядят уверенными в себе, быстро адаптируются к меняющимся условиям. Они незаменимы при проведении деловых переговоров и разборе конфликтных ситуаций. Они быстро завоевывают авторитет в коллективе и занимают лидерские позиции.

Можно ли научиться коммуникабельности? Давайте об этом и поговорим.

Шаг первый: не уходите от общения

Любое общение — первая ступенька к коммуникабельности. Если вы считаете себя достаточно общительным человеком, но почему-то вступаете в беседу только тогда, если вам по нраву ваш собеседник. Если у вас плохое настроение и вы видите на улице хорошего знакомого, но говорить с ним в данный момент у вас нет никакого желания — вы переходите на другую сторону улицы. Это верные признаки того, что вы не очень-то общительны и вовсе не коммуникабельны.

Для начала старайтесь не уходить от любого общения: будь то знакомые или совсем незнакомые люди. Не стоит шарахаться как черт от ладана от любого человека. Так постепенно можно приучить себя к общению.

Шаг второй: находите удовольствие в любом общении

Всегда пробуйте найти что-то приятное в любом общении. Главная проблема состоит в том, если нам предстоит какой-то разговор, то мы себя непроизвольно настраиваем на «тональность» этой беседы. Допустим, сегодня вечером к вам обещал зайти приятель, которого вы знаете давно. Для себя вы уже решили, что вечер потерян, потому что опять будут бесконечные разговоры о футболе и рыбалке. И то, и другое вам совершенно безразлично.

Не дожидайтесь, когда приятель «сядет на любимого конька», начинайте разговор первым на тему, которая вам интересна, вовлеките друга в обсуждение этой темы, спросите его мнение, попросите совета. И вот процесс пошел, про футбол и рыбалку — ни звука… оказывается вам есть, о чем поговорить! Удивительное и приятное открытие.

Этот простой пример показывает, что любой неприятный для вас разговор можно сделать приятным. Главное, понять, что необходимо научиться получать удовольствие и пользу от ваших бесед с любыми людьми. И тогда любое общение принесет вам радость и удовлетворение.

Шаг третий: вступайте в беседу первым

Не пытайтесь прятаться от своих знакомых, если судьба вас почти столкнула нос к носу. Например, вы видите, что в большом универмаге навстречу к вам идет знакомый. Не надо опускать глаза и делать вид, что вы его не видите. Очевидно, что он вас заметил.

Лучшее решение — улыбнитесь, подойдите к нему, спросите: «Как дела?» Слово за слово, завяжется разговор. И вы почувствуете себя легко и свободно. Не надо себя зашоривать, откройтесь навстречу обстоятельствам. Это — основа основ коммуникативного общения.

Шаг четвертый: будьте немножечко артистом

Если вы имели возможность наблюдать коммуникабельных людей, то, вероятно, заметили, что они обладают богатой мимикой, используют артистичные жесты и интонацию. Как правило, такой человек великолепный рассказчик, он может перевоплощаться в разные образы, повествуя о какой-нибудь истории. Он смакует подробно и красочно все события, о которых идет речь.

Великолепный пример такого человека являет из себя Ираклий Андроников. Если есть возможность, советую посмотреть и послушать его рассказы. Вполне естественно, что такие люди нравятся всем.

Шаг пятый: сохраняйте оптимизм в любой ситуации

Оптимизм — обязательное качество коммуникабельного человека. Если вы страдаете пессимизмом, то самое время перестроиться. Почему? Пессимизм, унылое лицо с опущенными губами не вызывает у окружающих желания общаться с таким человеком. Конечно, это очень легко сказать, но очень трудно что-то сделать в короткое время. Совет один: работайте над собой ежедневно. И помните, что приветливое лицо с доброжелательной улыбкой гораздо больше привлекает людей, чем вековая унылость на нем.

С навыками коммуникабельности не рождаются. Это приобретается со временем, и главным учителем является жизнь. В ходе обретения навыков человек постоянно учится контактировать с людьми и находить правильные пути для установления деловых и дружеских связей. При этом ему приходиться постоянно работать над собой, чтобы избавиться от ненужных комплексов, которые мешают развитию этого процесса.

Статья опубликована в выпуске 12.01.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (41):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Есть масса ролевых теорий, изучающих способы эффективного использования людей с разными особенностями личности. Одна из них разрабона Мередитом Белбином, который считает, что идеальная команда должна состоять из следующих ролей:
    » Созидатель (PL): очень творческая личность, человек с идеями
    » Разработчик ресурсов (разведчик) (RI): экстраверт, прекрасно устанавливает внешние контакты и развивает идеи
    » Наблюдатель/эксперт (ME): проницательный и расчетливый, склонный к анализу
    » Оформитель (SH): динамичный и задорный
    »Координатор (CO): уважаемый, зрелый, способен обеспечить эффективное использование талантов
    » Конструктор (IMP): практичный, преданный, нацеленный на выполнение задания
    » Отделочник (CF): скрупулезный, обращающий огромное внимание на детали
    » Командный игрок (TW): заботливый и очень чуткий к людям
    » Специалист (SP): обладает высокими техническими навыками, главные достоинства – профессиональные, но не организационные.

    При этом Белбин утверждает, что сильной стороне каждой из перечисленных выше ролей соответствует ее допустимая слабость, являющаяся как бы ценой, которую приходится платить за ее преимущество. Вот эти слабые стороны:
    » Созидатель: не силен в общении с обычными людьми и в управлении ими
    » Разработчик ресурсов: быстро поддается скуке, когда иссякает первоначальный энтузиазм
    » Наблюдатель/эксперт: испытывает недостаток задора и способности воодушевлять других
    » Оформитель: склонен поддаваться на провокации и выходить из себя
    » Координатор: не обязательно самый умный или творческий член команды
    » Конструктор: негибкий, с замедленной реакцией на новые возможности
    » Отделочник: подвержен тревоге и не любит передавать полномочия другим
    »Командный игрок: нерешительный в чрезвычайных ситуациях
    »Специалист: вносит вклад только на узком фронте работ.
    Как видим, ряд ролей по своей сути не склонны к коммуникабельности, например, созидатель. Для этого есть Координатор или Командный игрок. Можно потратить много времени, чтобы "выбить" некоммуникабельность из Созидателя, но останется ли он потом Созидателем?

    Оценка статьи: 4

    • Елена Голубева,
      Я знакома с теорией Мередита Белбина. О (1981). Он обнародовал свою теорию лет 30 тому назад. Например, по его мнению, некоторые люди являются источником идей. Другие – хорошие аналитики. Они задают вопросы и проверяют понимание. У третьих хорошо получается претворение идей в действия и т.д. На практике набрать такую команду для выполнения какого-либо проекта практически невозможно. Сейчас в большой цене мультифункциональные люди типа "и чтец, и жнец, и на дуде игрец", т.е, он должен генерировать идею, протолнуть ее в жизнь, разработать детали ее реализации, а это значит, что везде он должен общаться с исполнителями, заказчиками, чиновниками различного ранга .Он должен быть коммуникабельным! Вот и пришли к той печке, откуда начали...

      • Рита Розова, и все же я остаюсь при своем мнении, что переделывать интроверта в экстраверта вредно для его душевного здоровья. Если со мной проделать такую операцию, я перестану быть собой. Если же мне все время об этом твердить, я перестану верить в себя. Все равно что сказать девушке: тебя никогда никто не полюбит с таким носом - ложись под нож.
        Я все жизнь фриланстерствую, общаюсь с заказчиком три минуты в неделю и совершенно счастлива. Хорошо, что жизнь дает возможность некомандным людям жить и зарабатывать так, как им удобнее.

        Оценка статьи: 4

        • Рита Розова Рита Розова Мастер 14 января 2012 в 01:54 отредактирован 14 января 2012 в 02:07 Сообщить модератору

          Елена Голубева,
          конечно, себя переделать трудно. Со времен Белбина много воды утекло, паровоз ушел вперед, читать дальше →

          • Рита Розова, а может ли П.С. делать работу так же хорошо, как О.Н.? Так постепенно в офисе останутся одни бойкие, а усидчивых и вдумчивых подберут в другом месте. Мой немаленький жизненный опыт подсказывает, что настоящего конкретного специалиста обязательно подберут, невзирая ни на какие личные качества.
            Меня смущает в вашей концепции излишняя, на мой взгляд, безапелляционность идеи о том, что необходимо себя менять. Здесь вот в чем дело: если человек САМ хочет стать более коммуникабельным - к его услугам тренинги и аутотренинги. Но если он вполне счастлив и гармоничен в своей некоммуникабельности - ну стоит ли твердить ему, что неполноценен и должен себя переделать? Это как если человек без врожденного слуха САМ хочет его развить - флаг ему в руки. Но если у него нет слуха, а он при этом прекрасный художник, нужно ли твердить ему, что он никогда не добьется успеха, не умея играть на музыкальных инструментах?

            Оценка статьи: 4

      • Рита Розова, Исходя из всей дискуссии, получается, что и то и это хорошо. Необходимого результата можно добиться множеством путей. Хотя а долю случая и удачи тоже немало приходится.

        • Константин Гаврилов,
          добиться результата можно разными путями. Например, вы поставили себе цель: читать дальше →

  • moonlight volume Читатель 16 января 2014 в 17:53 отредактирован 27 мая 2018 в 11:28 Сообщить модератору

    Уважаемая Рита, факт остается фактом, среди интровертов много успешных людей, не только умных, но и успешных (не говорю уже о знаменитых), из них получаются хорошие начальники. Многие успешные лидеры - именно интроверты. Об этом написаны статьи и книги. Психологи пишут, что нет смысла переделывать себя в экстраверта: интроверты и экстраверты разные на уровне мозга. У интровертов и экстравертов разные реакции на раздражители (им показывали лица людей) и сеть нейронов построена по-разному. (Это психологи проводили эксперименты.)

  • Кроме того, что коммуникабельность нужна для того, что бы вести беседы на любые темы с любыми людьми, в статье так и не сказано зачем же она нужна. Только для этого? Но это же невозможно! Только копирайтеры могут писать статьи на любые темы и то им надо вначале хоть что то почитать.

    Оценка статьи: 4

    • Александр Петров,
      В мире, в котором мы живем, коммуникабельность необходима как воздух всем, кто, например, по роду своей службы все время общается с людьми. Простой пример, вряд ли менеджер по продажам сможет сделать успешную карьеру, если он не коммуникабелен. В этот список профессий можно добавить преподавателей, управленцев, журналистов, артистов, режиссеров, маркетологов, юристов, политиков. Дальше можете продолжить сами…

      • Рита Розова, но еще есть куча профессий и занятий где коммуникабельность совсем не глвное качество: писатель, художник, ученый, токарь, слесарь, водитель-дальнобойщик... Дальше можете продолжить сами

        Оценка статьи: 4

        • Александр Петров,
          У меня дедушка - ученый (доктор наук, профессор и пр.) На скольких международных и российских симпозиумах он перебывал, сколько у него коллег по миру. Если бы не его коммуникабельность, то вряд ли ему удалось сделать так много в его жизни и достичь того, что он имеет. Писатели и художники - люди публичные, им приходится часто выступать перед аудиторией, встречаться с читателями. Писатель - мямлик вряд ли вызовет интерес у публики. Водитель-дальнобойщик, чтобы доставить грузы в разные концы света/ должен виртуозно владеть языком (своим и иностранным). В дороге всякое может случится, а общительность и коммуникабельность поможет такому человеку в любой ситуации не потеряться и не растеряться. Думаю, что вы теперь со мной согласитесь.

  • ... И всё-таки статья на 4. Нет главы о коммуникабельности менеджеров с подчинёнными. А это особый вид общения и заслуживает отдельной статьи. Я имел богатую практику общения с советскими(вкл.офицеров) и американскими менеджерами и должен сказать,что советские лучше: более доступны,не уклоняются и поддерживают травлю.
    Но у американцев тоже есть хорошие козыри: они никогда не опускаются до грубостей, очень корректны.
    Я имел удовольствие обильно общаться с американскими покупателями, о чём поведал в статьях в ШЖ. Они заряжали меня позитивной энергией, о чём только мы не болтали по пути к машине на парковке. Но соседи оказались туги на общение, но и проблем не делают.
    Статья обращает внимание на важный момент в любом деле.

  • Мне,как интроверту,Ваша статья-"ни к селу,ни к городу",как говорится. Ну вот не могу я общаться постоянно с людьми,некоммуникабельна!И что делать? А в том и суть,что как-то адаптироваться к этому экстравертному миру,где коммуникабельность-активность-нацеленность на результат являются самыми необходимыми качествами. Вобщем,мир бежит-бежит-бежит,а куда-и сам не знает...

    • Татьяна Пишет,
      вы видите, что в современном мире человеку некоммуникабельному приходится очень трудно. Вы сами уже пытаетесь спрятаться от этого изменившегося мира. А стоит ли? Все в саших руках! Надо только начать над собой работать. Пусть вы не станете очень коммуникабельной, но общительность в себе можно развить.Попробуйте!

  • А хронические болтуны к какой категории относятся?

    Оценка статьи: 5

  • Я тоже считаю, что коммуникабельность в современном мире неоправданно абсолютизируются. А положительный момент в том, что современный мир, слава Богу, дает возможность выбора, и интроверт, не ломая себя, может прекрасно реализоваться. Некоммуникабельные люди - не аутсайдеры, они могут делать то, что экстравертам делать трудно. Опытный руководитель знает, как использовать трудоспособного и сосредоточенного интроверта вместо того, чтобы заставлять его изнурять себя тренингами пресловутой коммуникабельности, в результате чего он приобретает комплекс неполноценности и неврозы.

    Оценка статьи: 4

    • Рита Розова Рита Розова Мастер 13 января 2012 в 22:47 отредактирован 13 января 2012 в 23:45 Сообщить модератору

      Елена Голубева,
      тоже верно, если человек не хочет много общаться с другими людьми, то, вероятно, он обладает, например, высокой креативностью. Таких начальство тоже очень уважает и дает им возможность для самореализации.