• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Москалева Мастер

Жесткая критика: как адекватно реагировать?

Продвижение вперед в любом деле невозможно без критики. Критика дает информацию о том, что нужно исправить, улучшить в своем труде. И если мы выработаем правильное отношение к критике, мы сможем совершенствоваться и достигать успехов.

Robert Kneschke Shutterstock.com

Просто сказать — непросто сделать. Как правило, критика вызывает резкое отторжение. Критикующая сторона рискует нарваться на озлобленность. А критикуемая сторона ловит себя на желании огрызнуться.

Почему так происходит? Давайте разберемся.

По моему опыту, критика бывает двух видов:

1. Конструктивная.
2. Эмоциональная.

По названию становится сразу ясно, что конструктивная критика — самая «полезная», с точки зрения стремления к улучшениям. Конструктивная критика дает точку зрения только об обсуждаемом продукте, с конкретными поправками, аргументами и предложениями для улучшений. Именно такая критика имеет право восприниматься здраво. В такой критике не может и не должно быть конфликтов.

Если вы, как критик, сделали спокойные адекватные и здравые поправки, имеющие право называться конструктивными, а в ответ получили обиды, не берите их на себя. Это значит, автор своего творения еще не готов к улучшениям. Это проблемы автора, а не ваши.

Эмоциональная критика — самая конфликтная и, более того, абсолютно неконструктивная. Тот, кто выступает в роли критика, часто испытывает зависть, злость, неудовлетворенность собственными трудами. И его чувства находят выплеск в «выливании грязи» на другого, того, кто, по его мнению, достиг чего-то большего, лучшего или несет угрозу его трудам. Причем критик часто не осознает собственных чувств. Он просто злой и все. Естественно, его «пожелания» не могут принести абсолютно никаких улучшений.

Как правило, в эмоциональной критике задействуются все способы «уколоть» автора, «отомстить» ему. В дело пойдут: переход на личности, обсуждение биографии, нарекания разными эпитетами, охаивание всех творений и данного труда. Ничего конструктивного не сказано, никаких конкретных поправок не сделано. Зато присутствует много оценок, категорий, диагнозов. Зачастую обидных, не имеющих под собой здравой почвы. Естественно, такая критика не приводит к улучшениям. И возникновение конфликта будет обоюдной ответственностью. Критикующий повелся на свои болезненные чувства, а критикуемый не смог вынести испытания «популярности».

Рассмотрим критику с позиции критикуемого. Если вы всегда болезненно реагируете на критику, это повод разобраться в себе.

Причины болезненной реакции на критику:

1. Неуверенность в себе. Низкая самооценка. Вы и так не верите в себя, а вам еще и со стороны говорят о «плохом» результате. Этого достаточно, чтобы вообще перестать к чему-либо стремиться. Зачем? И так все плохо.

2. Ориентация на внешнюю оценку. Вы сами не можете объективно отнестись к своему труду, но очень хочется сделать что-то хорошее. А со стороны вместо мнения о «хорошести» вашего труда получаете критику. В таком восприятии нет золотой середины. Все либо «черное» — плохое, либо «белое» — хорошее. Среди разных слов будут услышаны только «плохие». А отсюда возникнет обида и досада.

3. Потребность быть нужным, потребность в одобрении и поддержке. Вытекает и пересекается с двумя предыдущими пунктами. Естественно, если нет внутреннего ощущения в нужности и ценности своих трудов, то любое высказывание будет восприниматься «в штыки». Потому что критика не несет в себе подтверждения вашей нужности и полезности.

Абсолютно все эти моменты касаются только конструктивной критики. Если в вас есть хоть капелька потребности в одобрении, в поддержке и т. д., то вы не способны адекватно воспринять самую здравую критику на свете. А до эмоциональной критики вы просто не доросли. Потому что эмоциональная критика возникает на те труды, которые уже достигли определенного успеха. С неуверенностью в себе об успехе говорить не приходится.

Рассмотрим способы здравого отношения к эмоциональной критике.

Как я уже говорила, эмоциональная критика самая бесполезная и самая болезненная. Здесь просто уверенностью в себе не поможешь. Для здравого восприятия необходима безграничная любовь к людям. Понимание их реакции и прощение. Принятие злобности, направленной на себя, как неизбежности. Принятие зла с добром. Для такого восприятия необходимо быть открытым, не замыкаться в себе, не закрываться. Но в то же время быть милосердным. Для выработки такого отношения необходимо бесконечно наполняться теплом к людям.

Кроме того, встретившему эмоциональную критику не помешает немного «остудить» свою «великость». Понятно, что определенные вершины уже достигнуты. Но есть одна закономерность: чем больше ты достиг, тем легче себе много возомнить и тем тяжелее себя сбрасывать с придуманных вершин. Жизнь нас учит: не зазнавайся.

Позволяйте другим людям ошибаться. Позволяйте другим людям иметь свою, отличную точку зрения, пусть даже категоричную. Каждый из нас делает свой выбор: идти на поводу своих недостатков или преодолевать их. Пусть это будет личное дело каждого. Как говорится, «не учите нас жить».

Если вы озадачились целью обратить взор эмоционального критика на себя самого (вместо того, чтобы в своих неудачах или сомнениях винить вас), вам необходимо достичь состояния полного спокойствия и равнодушия. В этом, «прозрачном» состоянии, без суеты, по внутреннему чутью, вы сможете реагировать острым словом там, где это необходимо. В ведении беседы задавайте горе-критику конкретные вопросы, касаемо обсуждаемого дела. Приводите примеры, уточняйте каждую деталь. Рано или поздно с таким подходом вы добьетесь «доказательств» его неправоты. Критика изначально была неконструктивной, поэтому по делу собеседнику сказать нечего. На этом вы его и «поймаете».

Но ваш «триумф» не должен быть триумфом. Вам должно быть все равно.

Удачи и успехов вам в ваших трудах!

Статья опубликована в выпуске 19.01.2012
Обновлено 16.04.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень спокойная и "по делу" статья. Спасибо.
    На критику реагировать на самом деле трудно. Вот я, например, сразу впадаю в низкую самооценку и валяюсь какой-то момент в нокауте. Но потом ничего, эмоции оттаивают, мозги включаются и - это самое обидное - я уже могу аргументированно отвечать на все критические замечания. Но к этому времени "поезд ушел", и начинается проматывание всего в голове. Во так могла бы ответить, вот этак. И постепенно вырабатываются решения, направления действий. А уже если это все выполнять и вообще просто делать, то на самом деле получается что-то неплохое.
    Как критик выступаю в основном по отношению к детям. Главное тут, сдерживать эмоции и побольше объяснять "что, как, зачем и почему".

  • Ксения Мубаракова Ксения Мубаракова Дебютант 19 января 2012 в 02:20 отредактирован 19 января 2012 в 02:22 Сообщить модератору

    Забавно, что одновременно у стольких людей родились мысли на тему "как реагировать на критику"

    Очень тонкие моменты подмечены, хотя тема далеко не новая. Автору спасибо!)

    Оценка статьи: 5

  • Статья понравилась! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Оценка статьи: 5!

  • Для такой темы статья довольно хорошая. "На разных площадках" я похлебал разных видов критики. Сейчас довольно успешно глотаю разную и "пью их горькое лекарство".
    Не раз я приводил пример пользы от критики. О.Антонов рассказывал, как создавался самолёт "Пчёлка". В КБ не успевали выполнять всё новые поправки и требования из министерств и ведомств: то им вместимость увеличить, то дальность полёта и т.д. Разработчиков это,конечно, досаждало. "Но в конце концов благодаря этой критики(е) получился хороший самолёт" - заключал рассказ О.А.

  • Еще одной независимой причиной болезненной реакции на критику я бы назвал ригидность, догматизм. Человек построил свой мир вокруг определенных "истин", шаблонов, и старается оградить их от разрушения. За ними он вполне уверен в себе, они формируют его самооценку, являются скелетом его самости, определяют его взаимодействие с миром. Усомниться в них, означает для него лишиться точки опоры, потерять ориентацию. Пусть на поверку они оказываются лишь ширмой невежества, необразованности и зашоренности, защищать их он будет со всей ревностью, ожесточением и безапелляционностью, на которые только способен..

    Оценка статьи: 5

  • Обычно критика бесполезна для человека, ведь он уверен в своей правоте. Самое правильное - отделить в критике рациональное от эмоционального и по-возможности определить, а нет ли в критике чего-нибудь полезного, что можно использовать.
    Понимаю, что это трудно, поэтому бывает полезно не "кидаться в бой" сразу, а немного подождать, подумать ...
    У человека интеллигентного вырабатываются навыки выслушать, не перебивая, любого критика, а решить, надо ли отвечать на критику, можно и потом.

  • Какая Наталья умница, отличная статья. Не со всем соглашусь, но по-разному у людей всё бывает. По мне так не тепло к людям, а хотя бы терпения достаточно, чтобы поспокойней реагировать на них.

    Оценка статьи: 5

    • Ирина Литновская, да статья очень даже, все верно, не понимаю, а с чем вы не согласны, я так согласна со всем, что тут написано, что бывает редко. Правда могу дополнить, я тоже бывает очень жесткий эмоциональный критикант, но не потому что злость, зависть или еще чего из того, что написано, хотя согласна что такое у людей как раз частенько встречается...Я скорее не подвержена зависти вообще. А вот настроение или даже просто иногда не нравится либо резкий однобокий настрой, либо стиль, либо просто интуитивно, несогласованность чего то, дух написанного, отсутствие правдивости, искренности в написанном, вообщем причин много...но в любом случае, конечно надо не реагировать очень сильно на такую критику, потому как человек может просто встать не с той ноги и понеслось по елкам...