Рита Розова Мастер

Как жить в ладу со своей совестью?

Россия, девяностые годы: очередь за дефицитом. Две тетки сцепились между собой: «Бессовестная, куда лезешь?». В ответ: «Ты сама всякую совесть потеряла! Вас тут не стояло!»

Mykhaylo Feshchur, Shutterstock.com

Фильм «Джентльмены удачи»: герои мечутся по территории тюрьмы в поисках машины, на которой они должны совершить «побег». За их спинами висит транспарант: «На свободу с чистой совестью

Объявление в подъезде многоэтажного дома: «Ув. жильцы! Где ваша совесть? Выкидывайте мусор в соседний двор» (орфография сохранена).

Что же такое совесть?

Устами детей. Павлик, 6 лет: «Это такой маленький человечек, который сидит у меня в голове и говорит мне, когда я делаю хорошо, а когда не очень…»

Марина, 9 лет: «Когда я была маленькая, я съела вишенки с торта. Мама меня спросила, кто это сделал. Я ответила, что не знаю. Тогда она сказала, что кто говорит неправду, у того нет совести. Совесть — это когда люди говорят правду и никогда не врут».

Википедия: «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности».

Из этого определения следует, что совесть — сугубо индивидуальное понятие. Каждый человек сам регулирует свои этические и моральные нормы. На уровне чувств совесть подсказывает своему владельцу, что он делает верно, а где ошибается. Совесть каждого из нас формируется под влиянием общественных норм, воспитания и собственного опыта. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека.

Степень совестливости

Совесть выступает в качестве регулирующего начала человека в отношениях с другими членами общества. Она может сподвигнуть человека на тот или иной поступок по чисто субъективным причинам.

Часто совесть является тормозом, который удерживает нас от совершения каких-либо действий, как бы предупреждая о неправомерности, ошибочности и возможных негативных последствий поступка.

Степень совестливости можно определить как меру нравственной ответственности перед другими. Угрызения совести знакомы всем. Они могут ощущаться по-разному: от небольшого дискомфорта до настоящей депрессии.

Если у индивида сильно развито чувство совестливости, то любой неправильный поступок может вызвать сильные моральные страдания. Это особенно свойственно людям очень эмоциональным и чувствительным.

Есть и противоположная категория людей: их часто называют бессовестными. Они способны совершать ужасающие поступки и при этом не испытывать никаких угрызений совести. Степень их совестливости равна нулю. Такие люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что они творят, часто лгут и криводушничают.

Всем известна старинная поговорка: «У кого совесть чиста, тот может спать спокойно». Иными словами, поступая по совести, мы обретаем душевное равновесие и покой. Адольф Гитлер, например, неоднократно заявлял, что он освободит человечество от этой «унизительной химеры», называемой совестью. На что был способен этот человек? Комментарии излишни…

Совесть и стыд

Как мы выяснили, совесть — сугубо индивидуальное свойство каждого человека. Она независима от мнения окружающих. Кроме совести имеется другой внутренний механизм, контролирующий наше сознание. Это — стыд. С помощью этого чувства человек осознает, что иногда он поступает в противовес общепринятым нормам и законам общежития, т. е. он чувствует себя виноватым.

В отличие от совести чувство стыда полностью зависит от мнения окружающих, которые могут осудить любого за нарушение каких-то норм. Человек будет ощущать тем больший стыд за содеянное, чем важнее и значимее мнение персоны, которая ему на это указала.

При этом часто получается так: человек считает, что он не сделал ничего такого супротив принятых правил, но общество его все-таки осудило, поскольку так поступать не принято. В этом случае чувство стыда работает примерно по такой схеме: «Они думают, что я сделал что-то не так в этой ситуации, но они неправы. Но мне все равно стыдно, потому что они про меня так думают». Получается замкнутый круг.

Совесть и долг

Долг выступает по отношению к совести, как механизм ее побудительного действия и оценки. Долг, как и совесть, не зависит от мнения окружающих. Долг «повелевает» совести быть честным в любой ситуации: когда тебя никто не видит, никто не может проверить, даже когда ты был нечестным, и это никогда не станет явным.

Если совесть говорит вам, что ваш действие или поступок соответствует долгу, то значит, что вы поступили по совести, т. е. поступок сделан из чувства долга, как того требовала совесть.

Как поладить со своей совестью

Совесть — глаза души человека, особый психологический механизм, который действует внутри нас, сопоставляя и проверяя, соответствуют ли наши действия и поступки долгу.

Можно сформулировать несколько основных принципов, которые помогут жить в согласии с собственной совестью.

• Поступайте одинаково в отношении разных людей в одинаковой ситуации.

• Действуйте одинаково в отношении одного и того же человека в разных ситуациях.

• Поступайте так же, как хотели бы, чтобы другой человек (на вашем месте) отнесся к вам в подобной ситуации.

Жить в гармонии с собой, со своей совестью, постигая тайны жизни — не в этом ли состоит самое большое счастье?

Обновлено 2.02.2012
Статья размещена на сайте 29.01.2012

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • До принципов-пятерка, за 3 принципа - двойка.

  • Можно сформулировать несколько основных принципов, которые помогут жить в согласии с собственной совестью.

    Достаточно одного - просто не давайте этой даме сесть себе на шею.

    Лично я как начнет борзеть просто беоу ее за горло и слегка сдавливаю - не до смерти, куда ж без нее потом, а так, для порядка, чтобы не наглела.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей В. Воробьев, не согласна. Многое зависит от воспитания "этой дамы". Я сама стараюсь не докучать другим, но и себе на шею садиться не позволю. Она то, родимая, и помогает выдерживать баланс.

  • Ганна Блюм Ганна Блюм Читатель 2 февраля 2012 в 14:55 отредактирован 2 февраля 2012 в 14:56

    Все эти старания психологов разложить все по полочкам, классифицировать, дать определение, а потом еще и начинать граждан обучать всему, напоминает мышиную возню.
    Все давно уже написано и разложено по полочкам.
    ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ!
    И не нужно изобретать велосипед.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 февраля 2012 в 15:17 отредактирован 2 февраля 2012 в 15:26

      Ганна Блюм, вы так уверены в абсолютной истинности всего, что изложено в Заповедях? Тогда вы - антигуманист (враг человека): не возжелай жены (мужа) ближнего своего - лучше вырвать глаз свой, возжелавший чужую жену, и бросить прочь - возжелавший чужую жену в мыслях своих - такой же грешник, что и тот, кто совершил прелюбодеяние - разве это истинно для живых людей, в их власти?

      • Ганна Блюм Ганна Блюм Читатель 2 февраля 2012 в 16:07 отредактирован 2 февраля 2012 в 16:29

        Игорь Ткачев, а где и когда я призналась в любви к человечеству?
        Да и к альтруистам стойкая идиосинкразия. Сделают, может быть, и много добра для части населения, но задолбают этим вторую половину населения так, что в целом норма получается.
        Не верю я им.
        Помните анекдот:
        Бьет девочка собаку палкой. Прохожие в ужасе у девочки спрашивают:"Как, ты не любишь животных?"
        На что девочка ответила:"А я и людей-то не очень."

        " разве это истинно для живых людей, в их власти?"
        А в чьей, простите, это власти?
        Аааа...Я и забыла. Есть же еще и любофффф!
        Действительно, какая жена, какие дети? Ведь на горизонте появилась теперь уже настоящая, долгожданная любовь.
        И, конечно же, минимум лет на 10 моложе жены.
        Разве во власти противиться такой любви мужчине?
        Он ведь живой!!!
        И она живая!!!
        Ну, подумаешь, дети там, жена...
        Ведь ужо она даст настоящую любовь ему. И детишек своих заимеют. И заживут долго и счастливо.
        И друг был живой, когда он уводил его жену из семьи.
        И муж был живой, когда она уходила к его другу.
        Ну, подумаешь, друг...Я ведь так люблю ее.
        а потом еще так заунывненько под шестиструнку:"Со мною вот, что происходит..."
        Все живые, все любящие и любимые, все совестливые.
        Только...почему столько вокруг живых и бесконечно несчастных взрослых и детей?

        • Ганна Блюм, вы сослались на Заповеди. Руководствующийся ими (или предлагающий руководствоваться другим) не может не любить людей ("своих ближних", не "подставлять щеку" и т.д.).

          Остальное - не совсем уловленная мною вербальная прыть.

          • Ганна Блюм Ганна Блюм Читатель 2 февраля 2012 в 17:39 отредактирован 2 февраля 2012 в 19:16

            Игорь Ткачев, если я фигурально выразилась о "нелюбви"
            ко всему человечеству, то это не значит, что я точу по ночам ножи.
            У меня столько знакомых "человеколюбцев", которые почему-то забывали о тех самых ближних.
            А если абстрагироваться от религиозного характера Заповедей, то и получаешь универсальные советы.
            В Заповедях нет ни слова о всеобъемлющем человеколюбии.
            Все сплошь о ближних...
            А что до "подставить щеку", то это уже "притча во языцех".
            Неужели еще кто-то воспринимает это так прямолинейно?
            Не отвечать злом на зло...
            Я лично следую этому.
            И знаете, пока еще даже не успевала правую подставить. Как-то само все собою решается.
            Оппонент мой вытирает зло. А я подставляю щеку.
            Великое благо в нашей жизни - право выбора.

            • Ганна Блюм, Вы ошибаетесь - причем в главном: "возлюби ближнего своего" - не того, кто тебе близок по крови или жилплощади, а "всякий", "любой", кто волею судьбы оказался рядом (упавший пьяница, проститутка, коллеги по работе).

              Право выбора Библия (по которой Вы столь ловко проходитесь, интерпретируя ее весьма субъективно), в вопросе любви и нелюбви, как раз не предоставляет. Конечно, если вы дей-но хотите следовать Заповедям.

              • Ганна Блюм Ганна Блюм Читатель 2 февраля 2012 в 18:36 отредактирован 2 февраля 2012 в 19:18

                а "всякий", "любой", кто волею судьбы оказался рядом (упавший пьяница, проститутка, коллеги по работе).
                Слова, слова, слова..
                А попробуйте полюбить именно того ближнего, который и по крови, и по семейным узам, и по лестничной площадке!
                А всех ли тетушек по маминой линии любите?
                А как к родне жены относитесь?
                Прям всех-всех любим?
                Или вот таких по крови ближних, но таких далеких не обязательно, чтоб уж всех?
                Вот проститутку спасти, попавшуюся на пути...Это другое дело!
                Есть у меня соседка. Подбирает всех собак, несет в свой дом (есть, где разместить).
                Услышав о каком-нибудь больном ребенке, носится по всем соседям и знакомым, собирая деньги. Конечно же, мы складываемся. Помогаем.
                Но вот есть у нее брат родной, который живет еле-еле душа в теле, частично бомжует и пр.
                "У меня своих проблем хватает. Буду я еще и этого бомжа на себе тащить!", - ее слова о брате.
                Я в свое время любила все человечество, пока мне не пришлось полюбить "ближнего", - взбалмошную, тихо меня ненавидящую, скандальную женщину, - мою свекровь!
                Вот, когда я с тоской взглянула на весь мир. Этом мир было любить гораздо проще, чем одного человека.
                И даже не любить, а хотя бы научиться жить под одной крышей.
                Я субъективно интерпретирую право выбора?
                А как же иначе? Конечно СУБЪЕКТИВНО!
                Ведь это мой выбор!
                И право выбора мне предоставлялся каждый день, - сделать, как хочу, как легче и приятней или по той же совести, по тем же заповедям.
                Долго пришлось учиться и наступать на грабли, пока не поняла, что по совести - это и есть самое легкое, самое простое, самое приятное и самое правильное.
                Я держала свою свекровь за руку, когда она умирала, я сама закрыла ей глаза.
                Упавшему пьянице вызову скорую, проститутке помогу, чем могу, - презерватив, целые колготки, отвезу в центр психологической помощи, куплю билет до дома (если только она не на Багамах живет) И далее по списку, по мере поступления проблем.
                А что до ЛЮБВИ, то никто и никогда, и ни при каких условиях не даст Вам универсальный совет.
                Как поступить, решаете только Вы и ваша совесть.
                Короче, круг замкнулся.

                • Ганна Блюм,
                  Долго пришлось учиться и наступать на грабли, пока не поняла, что по совести - это и есть самое легкое, самое простое, самое приятное и самое правильное.

                  Вы написали удивительныйй комментарий! Все в нем верно от первого до последненго слова. Чтобы жить по совести, надо этому учится, причем долго. Когда внутренний долг и совесть будут в гармонии, тогда и жить будет намного легче и проще. Спасибо вам за житейскую мудрость!

                  • Рита Розова, благодарю Вас.
                    А то уж было подумала, что я не на русском языке пишу.
                    И двойное спасибо за то, что Вы отвечающий Автор.
                    Читателям и комментаторам это всегда приятно.
                    Всего доброго!

                    • Ганна Блюм,
                      для меня очень важно мнение каждого читателя, который потратил время, чтобы прочитать статью и поделиться своими мыслями, замечаниями и пожеланиями. Мне нравится, что в ШЖ мы можем свободно общаться, обмениваться своим жизненным опытом и учиться друг у друга

  • Очень красивое определение совести дал А.С.Пушкин: "Когтистый зверь, скребущий сердце"

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 февраля 2012 в 14:19 отредактирован 2 февраля 2012 в 14:34

    • Поступайте одинаково в отношении разных людей в одинаковой ситуации - не могу согласиться (хотя постулат "в очень верном направлении"). Сие невозможно и неправильно: между первопричинами и следствиями различных людей в одинаковой ситуации всегда есть различия - поэтому и одинаково судить будет неверно.

    • Действуйте одинаково в отношении одного и того же человека в разных ситуациях - и вовсе ошибочно: ситуации разные, вред от них различный, первопричины, подтолкнувшие к ситуациям и вовсе благородные или корыстные - а отношение одно и то же (ну, вроде, как в детстве "это мой братишка и поэтому он прав").

    • Поступайте так же, как хотели бы, чтобы другой человек (на вашем месте) отнесся к вам в подобной ситуации - понятно, здраво, только хочется-то нам всегда понимания, прощения и поблажек. А куда девать справедливое непредвзятое отношение? (неужели к себе оно возможно?).

    Статья грамотная, даже хорошая. Совестливая.

    Только понятие "совесть" - не индивидуальное, а все-таки коллективное, социальное, соответствующее времени и месту. И чисто человеческое. Поэтому и релятивное.

    Да, "а жить в гармонии с собой и т.д. - самое большое счастье" - и вовсе сомнительная заповедь. От большой и чистой совести большие проблемы. Даже гонение, болезни, смерть.
    Если распад семьи, потеря работы, друзей, болезни, смерть как-то могут это компенсировать - тогда, может, так и есть.
    Однако быть честным и совестливым в миру нечестных и далеко не совестливых людей - весьма сомнительное счастье...

    • Игорь Ткачев,
      отзыв любопытноый, но согласиться я с вами не могу. Совесть -индивидуальное свойство каждого человека. В обществе нет единого мнения по многим вопросам, все ровно выбирать приходится каждому свое. Как было, так есть и так будет.

  • Неплохая попытка анализа такого тонкого понятия.

    Читается хорошо. Только, на мой взгляд, последнее предложение всё дело портит. Убрать бы его...

  • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 2 февраля 2012 в 13:09 отредактирован 2 февраля 2012 в 13:09

    Этические диссонансы: я себя считаю совестной, но не считаю, что это делает мою жизнь легче и успешней, скорее наоборот.
    Зато многие знакомые считают что совести у меня нет. Их аргументов я не слышала. Хотя они при надобности умеют очень умело взывать к моему чувству долга. И я сделаю то, что они просят. Пусть это даже мне не просто не нужно, а зачастую и трудоёмко.
    У меня даже был шанс перескочить на фирму конкурентов на заработную плату вдвое выше моей. Правда конкурентов интересовали и клиенты нашей фирмы. И мне даже хотелось переметнуться. Но после бессонной ночи я обнаружила внутри грызущего червяка, и не пошла на сделку против совести. Неожиданной наградой стало то, что впоследствие на моей работе мне повысили зарплату. Ну не вдвое, но всё равно ощутимо.

    • Ксения Печий,
      очень хороший пример, как вы совладали со своей совестью. А представьте себе, если бы вы поддались первому порыву, перешли на работу в другую фирму, переманили своих клиентов туда. Этот бы "червячок" точил бы вас еще очень долго. «Червячок» и есть ваш внутренний долг перед совестью.

    • Ксения Печий, да...многие пользуются.
      И стоит один раз отказать, как выставят тебя в таком свете, что не отмоешься.
      И идешь порой вся такая обвешанная грузиками "чувство долга", "обязанность", " вина" и пр. Еле ноги передвигаешь, но такая вся совестливая и в глубине души счастливая и довольная собой...только уж очень глубоко-глубоко в душе

      • Ганна Блюм, вот у таких людей, которые навешивают ярлыки как раз совести то и нет. Кто громче всех кричит "держите вора"? А отказывать надо учиться. Мне это тоже дается с трудом, но после отказа некоторым людям совесть не мучает, а это главное!

        Оценка статьи: 5

        • Александр Петров, согласна!
          Говорить "нет" - большое мастерство, которым многие, как ни учись, так и не подвластно.
          Я всю жизнь учусь, кое-чего достигла, порой все же мучаюсь угрызениями за свой отказ.
          Тут главное не просто начинать отказывать всем подряд, а отделять зерна от плевел.

    • Ксения Печий, представьте, что "фирма с зарплатой вдвое больше" - это Ваше однобокое-одноглазое желание лучшего, нового, то, "что все мы заслужили" (Вы ведь не знаете, или не желаете себе упоминать, ее недостатки: новый коллектив - серпентарий, зарплата может вполне оказаться и вдвое ниже - это не ново, ездить далеко, а работать много и т.д.). Одним словом, "хорошо в той фирме, в которой нас нет. Там и зарплата вдвое больше"-)

      Червячок мог попросту оказаться не совестью, а голосом здравого смысла (слишком много рисков почти во всякой новой фирме). Или голосом лени (усталости) = мы часто это называем "мудрость". (мы любим приукрашивать).

      Если новая фирма дей-но могла оказаться лучшей, а ее руководство справедливее, а фирма нынешняя "бессовестная", то отчего и не насолить последней? Business is business. Anf nothing else.

  • Хорошая статья,только советы я не поняла.Если,например,у кого-то проблемы(одинаковая ситуация:проблема у друга и у врага),другу я помогу,а врагу почему должна помогать?

    • Катя Марьина, вот Вы пишите "а врагу почему должна помогать?", а Вы и не должны, поступайте так как совесть Вам велит . У меня была такая ситуация, когда меня попросил о помощи человек, с которым, мягко говоря, отношения были натянуты, но я пожалела и помогла. Героем себя не чувствовала, но мне было приятно осознавать, что я смогла побороть свою неприязнь к этому человеку.

      • Оксана Кулик, интересно.
        "Пожалела и помогла", "приятно осознавать", "поборола свою не приязнь"...
        Скорее всего,Вы еще не раз мысленно хвалили себя за этот поступок, - так и надо, это совершенно нормально и даже нужно.
        Только причем здесь совесть?

  • Для меня СО-весть - это особая уникальная, присущая только мне, программа связи с моим Небесным Родом. Поэтому я считаю, что не может идти речи о "недобросовестности" как таковой вообще. Каждому - свое.

  • А у меня слово совесть ассоциируется фразой из детской литературы моего детства - "стыдно перед соловушкой". Две девочки слушали пение соловья и перекусывали, вторая девочка убрала мусор. Первая спросила: "Зачем, мы же в лесу..."На что получила ответ: "стыдно перед соловушкой"...
    Все-таки поучительна была советская литература в 70-80 гг.