Сергей Никитин Профессионал

Что первично - душа или тело?

Этот вопрос человеческой дуальности давно занимает умы философов различных направлений, приводя к серьезных спорам и противоречиям. Но для нас с вами важнее не ответ на этот вопрос, а тот простой факт, что душа и тело представляют собой единое целое, соответственно, влияние одного компонента на другой уже очень давно не вызывает никаких сомнений.

Inc, Shutterstock.com

И в рамках темы здоровья — как телесного, так и душевного — мы с вами и поговорим об этом непростом и очень крепком союзе — о союзе психического и физического, а также о его последствиях…

Итак, одним из самых ярких проявлений совместного творчества души и тела являются психосоматические расстройства, т. е. такие болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы играют ключевую роль в их этиологии, формировании, развитии и исходе.

Сам термин «психосоматический» впервые был использован в 1818 году немецким врачом-психиатром, но широкое распространение он получил в 20−50-х годах XX века благодаря Францу Александеру (1891−1964), одному из ведущих американских психоаналитиков своего времени, который и считается основателем психосоматической медицины.

По мнению Ф. Александера, к классическим психосоматическим состояниям следует относить семь заболеваний: пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и гипертиреоз. К этому первичному списку, однако, можно добавить многие другие состояния и заболевания. Для каждого из этих расстройств характерны свои особые психологические конфликты, поэтому базисной для всех психосоматических состояний и заболеваний является концепция «специфичности».

В современном представлении существует такой тезис: «нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные». Он касается того, что не надо бросаться в крайности, объясняя все либо физиологией, либо психологией. Но существует ряд болезней, происхождение которых в основном связано с психологическими причинами и безусловная принадлежность вышеназванной семерки к психосоматике считается доказанной.

Жалобы соматического характера можно рассматривать как проявление символического языка внутренних органов, отражающего либидонозные тенденции, вытесненные комплексы. Подавление такого рода неприемлемых бессознательных влечений, по мнению представителей зарубежной психосоматики, еще больше обостряет их и создает цепь отрицательных воздействий на организм. Психосоматика в таком понимании представляет биологически ориентированный вариант учения Фрейда. Согласно Ф. Александеру, большинство заболеваний человека являются психосоматическими.

Таким образом, спектр психосоматических расстройств широк и включает в себя также: психосоматические реакции — кратковременные изменения различных систем организма (повышение давления, учащенное сердцебиение, покраснение, побледнение и т. д.; функциональные неврозы органов (без объективных признаков поражения этих органов), соматоформные расстройства (постоянные жалобы на боли и неприятные ощущения, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения, четкая взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами); конверсионные расстройства (c четкими и символическими проявлениями личностных особенностей пациентов и влиянием психотравмирующих факторов) и собственно психосоматические заболевания.

В целом в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность — совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:

 — неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации);

 — наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям;

 — нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС — предполагается накопление аффективного возбуждения — тревоги и напряженной вегетативной активности;

 — личностные особенности, в особенности — инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;

 — черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными;

 — фон семейных и других социальных факторов;

 — события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей);

 — личность родителей у детей — очень часто дети с психосоматикой имеют матерей с пограничными расстройствами личности; семейная дезинтеграция.

Есть у всех нас три тела — духовное, астральное и физическое, где духовное — это наши мысли и надежды, астральное — наши чувства и страсти, физическое — руки-ноги и все остальное. Здоровым можно быть, если все три тела находятся в гармоничном взаимодействии. Голова, как всем понятно, связана с телом духовным. Поэтому от тела духовного, от наших мыслей, чаяний и помыслов зависит наше здоровье. Поэтому здоровый образ жизни — это, прежде всего, быть в гармонии с Богом, миром, людьми и всем, что нас окружает.

Вся проблема духовной, психической и физической сфер нашего здоровья возникает из-за конфликтов нашей естественной биологии со средой обитания — современным образом жизни. Развитие научно-технического прогресса, урбанизация и глобализация создают конфликты с нашей естественной биологией. Наш организм обладает мощными адаптационными механизмами, которые рассчитаны на наше выживание как вида, так и индивидуума в различных условиях среды, будь то холодная вода, в которую можно упасть, либо стрессовая ситуация в нашей жизни.

Однако общее правило таково, что адаптация к внешним воздействиям требует затрат энергетических ресурсов и истощает нашу жизнеспособность, провоцируя заболевания и ускоренное старение. Здесь важно заметить, что возраст человека здорового соответствует возрасту по паспорту, поскольку состояние здоровья определяется энергетикой организма. И разница между нашим временем биологическим и нашим паспортным возрастом как раз и определяет общую степень заболевания — несоответствия состояния.

Духовное здоровье — это наши мысли и помыслы, и если они не конфликтуют между собой и с миром — то все хорошо. Человечество уже очень давно поняло это. Для нас важно, что жизненные энергии, без которых наш организм не может функционировать, втекают в нас в состоянии светлой радости и создают тот самый комфорт и благополучие.

Обновлено 27.02.2012
Статья размещена на сайте 22.02.2012

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все болезни от нервов

  • Сергей Никитин, а можно по-проще?

  • Слишком большой набор умных слов. Такое мнение, что автор хочет казаться,а не быть

    Оценка статьи: 3

  • Комментарий скрыт
    • Владимир Тирон, А стать Целым невозможно без борьбы со своей внутренней дуальностью.

      А что предполагается иметь результатом борьбы? Ведь что-то должно исчезнуть. Что? И что должно остаться?

      • Комментарий скрыт
        • Александр Дронов Читатель 1 марта 2012 в 00:19 отредактирован 1 марта 2012 в 00:21

          Владимир Тирон, Зло постоянно узнаваемо на фоне Добра и
          Добро поэтому в долгу у Зла своей узнаваемостью. Человек обречен быть обладателем и Зла и Добра и их определенное соотношение в самом человеке имеет ту же возможность стать узнаваемым. Избався на отмаш человек от Зла или Добра и все человеки на одно лицо и от разума как РАСПОЗНАТЕЛЯ надо с точки экономии энергоресурса организма человека идти в отказ. Но и это дико поверхностно.

        • Владимир Тирон, Дуальность - когда в сознании своем Добро и Зло вершите одновременно.

          Видите ли, Владимир, дуальность - это, по-русски, двойственность. Чёрное и белое, мужское и женское, день и ночь, добро и зло, и т.д. То есть одного без другого не бывает. Не может быть. Поэтому Ваш ответ я не принимаю. Ибо Ваше предложение неосуществимо.

          • Комментарий скрыт
            • Владимир Тирон, А по поводу неосуществимо - да, согласен, но только для Вас,

              Спасибо, конечно, за предоставленный мне эксклюзив. Это лестно. Правда, воспользоваться им я не смогу, поскольку при жизни не смогу избавиться от «своей» дуальности, как, впрочем, и ни один из нас. В том числе и Вы. Вот после смерти, да. Никакой дуальности не будет. Мы вместе со всей своей психосоматикой, предрассудками, ложными идеями и истинными заблуждениями полностью и без остатка растворимся в совершенной тишине, пустоте, вневременье. Никаких привязок к нынешней дуальной реальности не останется.

              Ну так будьте в ней, творите дальше Зло, и говорите, одно без другого не бывает (типа оправдание)

              Теперь по поводу добра и зла. Как я уже писал, одно без другого не бывает, ибо, во-первых, это разные стороны одной купюры, а во-вторых, вещи совершенно относительные. Оценочные. Привязанные к ситуациям и обстоятельствам. Абсолютного добра, как и абсолютного зла, не бывает. Невозможно творить добро, не творя одновременно зла, и наоборот. Это не оправдание, а жёсткий, неустранимый факт.

              Давайте на этом закончим этот диспут.

  • Тема психосоматики - очень нтересная и очень важная.
    Клиническая часть не содержит заметных ошибок, но явно без малейших изменений слизана из монографии для специалистов.
    Потому простым смертным, не владеющим специальной терминологией содержание ее недоступно, или доступно,как деду Щукарю - энциклопедия.

    Вместе с эзотерическим соусом - вполне корявое сочинение.

    Оценка статьи: 3

  • Этот вопрос человеческой дуальности давно занимает умы философов различных направлений, приводя к серьезных спорам и противоречиям. Но для нас с вами важнее не ответ на этот вопрос, а тот простой факт, что душа и тело представляют собой единое целое, соответственно, влияние одного компонента на другой уже очень давно не вызывает никаких сомнений.

    И причём же здесь человеческая дуальность? Какой смысл Вы вкладываете в понятие дуальности? Меня этот первый абзац чуть было не ввел в ментальный ступор. Дело в том, что понятия «человеческая дуальность» и «единство души тела» настолько из разных сфер, что их присутствие в соседних, связанных между собой по смыслу предложениях, ну никак не может быть, на мой взгляд, обосновано. Это не просто противоречие. Это полное отсутствие смысла.

    Но это было второе. Первым потрясением был вопрос в названии «Что первично — душа или тело?»

    С таким же успехом можно было бы спросить, что первично, ум или мозг? Или —« сердце или кровь»? Или «пространство или время»?

    Если Вы в этих вещах не разобрались, а это очевидно, то как я, как читатель, могу верить тому, что Вы написали дальше?