Игорь Поляков Профессионал

В чем опасность Прощёного воскресенья?

Последнее воскресенье перед Великим постом в православной церкви называют Прощеным воскресеньем. В этот день после вечерни совершается чин прощения. Священник просит прощения у народа в церкви за свои грехи, которые он совершил «в этот день и во все дни своей жизни делом, помышлениями и всеми свои чувствами» и совершает земной поклон.

Bazanov, Shutterstock.com

Согласно чину прошения, все люди, находящиеся в церкви, отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тебя, святой отче. Прости и нас грешных, и благослови». Потом люди просят прощения за свои грехи у священника и друг у друга.

Если к происходящему относиться серьёзно, то с внешней точки зрения это действо впечатляет. Попробуем посмотреть на это с другой, психологической точки зрения.

В проповедях и назиданиях по поводу прощения говорится о необходимости простить всех так, чтобы даже не помнить об обиде. От этого зависит отношение Бога к христианину: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15). Думаю, многие согласятся, что психологически очень трудно кого-либо простить — точнее заставить себя простить — из-за страха самому быть не прощенным или наказанным. Отвержение или наказание за свою неспособность кого-либо простить, скорее всего, будет восприниматься как насилие, как принуждение. В этом состоянии прощать очень и очень трудно. Эта затруднительная психологическая ситуация заканчивается традиционно — ощущением своей беспомощности и греховности и, следовательно, ожиданием наказания от Бога. Это состояние — одно из опасных последствий бездумной попытки кого-либо простить из-за страха собственного наказания. Но, как правило, сюжет «прощения» развивается в другом направлении.

Человеку очень трудно находиться в постоянном ощущении своей неспособности простить кого-либо, и в этом случае на помощь приходит психологическая защита от этого неприятного переживания.

Человек начинает убеждать себя, что он простил, что выполнил религиозное предписание и не чувствует никакой обиды. Но на самом деле обида есть, и она напоминает о себе неприятными душевными состояниями. Чтобы избавиться от них, остается только одно — перестать чувствовать свою душу, развивать в себе, если так можно сказать, душевную черствость. Это самая большая опасность религиозного «исправления» души. За двадцать лет своего священнического служения я убедился в том, что душевная чуткость, душевная чувствительность церковных людей оставляет желать лучшего.

В этой статье важно сказать о положительной роли обиды в жизни человека. Можно поставить вопрос так: для чего нужна обида человеку? Мне кажется, ответ очень простой — для напоминания человеку о необходимости осторожного поведения с опасными для него людьми, для предотвращения боли и страданий, получаемых в отношениях с недоброжелательными людьми. Наша психика на них «обижается» и тем самым напоминает нам об осторожности в отношениях с такими людьми или вообще «уберегает» нас от общения с ними. Обида похожа на спонтанную защитную реакцию, и поэтому впоследствии требуется её анализ, нужна ли она в дальнейшем. Бездумный отказ от обиды делает человека совершенно не защищённым, открытым для любого насилия.

Представьте такой пример. Православная жена страдает от побоев мужа-алкоголика и вынуждена выгнать его из дома. И вот в Прощёное воскресенье, после умилительного чина прощения в церкви, она полностью простила своего мужа, забыв свои обиды. В этот же вечер муж-алкоголик оказывается дома, жестоко избивает жену и детей, выносит из дома и пропивает остатки вещей. Возможно, православная жена будет чувствовать религиозное удовлетворение — она же простила до конца, как учил батюшка. Но дети — будут страдать, да и сама жена после своего «прощения» наполнится ещё большей ненавистью к своему мужу. А это повод для очередного покаяния в грехе осуждения и назидания «мудрым» батюшкой о том, что надо прощать и жить по-христиански.

Конечно, обиды, которые мы носим в себе, очень отравляют жизнь, длительные и сильные обиды являются причинами многих психосоматических заболеваний. Но от обид надо избавляться грамотно — так, чтобы не нанести себе вреда и не обманывать себя относительно собственных психических процессов. Полный отказ от обиды, которая является важнейшей психической функцией — по меньшей мере, глупо, да и совершенно невозможно при сохранной психике человека. Если человек, воодушевленный Прощеным воскресеньем, начнет избавляться от всех обид церковным способом, то, весьма вероятно, этим он нанесет большой вред своей психике, ослабив её защитные функции.

Как же прощать «грамотно»? Прежде всего, надо признать, что это процесс длительный и сложный, и лучше всего воспользоваться помощью специалиста — психолога. Например, психотерапия по «прощению» родителей может растянуться на год или даже больше. Что же делает в этом случае психолог?

В случае обиды на родителя в психике даже очень взрослого человека «живет» образ жестокого и несправедливого родителя. И этот образ служит для человека постоянным источником обиды и унижения, даже тогда, когда этого родителя нет в живых. Работа психолога состоит в том, чтобы помочь обиженному человеку сделать в своей психике этот страшный образ безопасным или даже дружелюбным. Тогда и наступает подлинное прощение — навсегда и без обид. Еще раз подчеркну, что это работа тонкая и очень деликатная.

Предвижу возражения и возмущения церковных людей: а как же благодать Божия?! По молитвам нисходит благодать Божия и врачует наши обиды! Извините, за двадцать лет своего служения священником этого не видел. Обмана и самообмана по этому поводу — сколько угодно! Причины же хорошо известны — отсутствие в церкви той самой молитвы, той самой духовной практики, которая может помогать человеку. Сейчас у церкви другие задачи…

Итак, что же делать в Прощёное воскресенье? Я советую подумать о необходимости освобождения своей души от обид и выбрать для этого эффективный способ.

Обновлено 26.02.2012
Статья размещена на сайте 23.02.2012

Комментарии (203):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эпик:
    www.youtube.com/watch?v=WdVuUK6-VFw

    Оценка статьи: 5

  • Статья хорошая. Она заставляет задуматься.

  • В отношении примера, когда муж-алкоголик лупцует православную жену, а она его в итоге выгоняет... Вот если эта побитая мужем и жизнью женщина обратится за советом к православному священнику с вопросом выгонять мужа или нет, разводиться с ним или нет, то в большинстве случаев священник скажет: "Терпи и молись за него". Если женщина действительно православная и состоит в венчанном браке, то по вере такой супруг дан ей Богом. И никаких... Ну, а если она т.н. "православная", тогда конечно, все можно переиграть, и развестись, и выгнать...

  • Комментарий скрыт
  • А я со временем перестаю чувствовать обиду. Потому что она актуальность теряет. Не будешь же вечно обижаться. Если человек тебя обидел не со зла, снова начинаешь с ним общаться, а если действительно плохо поступил - то просто забываешь и его, и его поступок.

  • Игорь, статья замечательная! И тем более она замечательна тем, что написал ее священнослужитель. В статье чувствуется глубокое понимание психологических процессов, которые происходят в человеке. Есть мудрые реальные советы, а не фанатичное упование во всем на Бога. Важно понимать, что реально просить у Бога, а что нужно делать самому.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь, Вы пишете как атеист. Странно было читать, что Вы - священник. Священник, который задается вопросом "А есть ли Он вообще?" вызывает по меньшей мере изумление... Наверняка поэтому сомнения и слабости среди паствы...

    • Альфия, почему Вам это странно? В жизни любого человека может быть всё, что угодно. Чем более человек открыт изменением, тем интереснее ему жить. А "сомнения и слабости среди паствы" - от того, что не дружат со своей головой.

  • Читаю комментарии и вспомнила, что появилась уже традиция прощение просить в виде массовой sms-рассылки в стихах. На мой взгляд, это превращает прощение просто в некий формальный ритуал.

    Оценка статьи: 5

  • Альфия Шафикова Альфия Шафикова Дебютант 3 марта 2012 в 20:58 отредактирован 4 марта 2012 в 01:24

    Статья интересная, но довольно странно было слышать от священника (или автор статьи уже больше не священник?), что он доверяет психологам и психологии больше, чем вере, Церкви и Богу. Это раз.
    Мне доводилось прощать так, что никакого следа обиды не оставалось в сердце. Правда доводилось также и не прощать. Я в этом плане совершенно искренна с собой. И считаю, что умение простить - берется прежде всего от доверия и любви. Если ты человека по-настоящему любишь, то прощать его просто и легко, и даже - радостно. Врага, правда, простить сложнее, чем любимого. Но я думаю, ничего нет дурного в том, если люди в Прощенное воскресенье в душе прощают и врагов тоже - совершенно искренне! - а чтобы не пережить второй раз их предательства и подлости - просто необходимо избежать встречи с ними, по крайней мере покуда они не переменятся (например, тоже станут православными и, заливаясь слезами, на коленях попросят прощения и никогда больше не будут так поступать). А это возможно, правда. Возможно всякое, - даже и не такое. Это два.
    И наконец, священнику, автору статьи, я бы хотела напомнить, что даже самые мудрые психологи - это люди. А Бог - это Бог. Если этого не понимает священник... то вообще удивительно и непонятно, какими судьбами он стал священником.

    • Альфия Шафикова, спасибо за Ваше напоминание о Боге.
      С людьми-психологами как-то проще, чем с Богом. С людьми- психологами сразу всё понятно: дурак или умный, помогает или нет. Если не получаешь помощи от одного психолога, то можно пойти к другому. Такого нельзя сказать о Боге. Помогает Он или нет? Что Ему от нас - людей - нужно? Есть ли Он вообще? Если Вам от общения с Богом хорошо, то с Богом! Но есть люди, которым от такого общения - плохо. Позвольте, пожалуйста, им жить иначе, без Бога.

  • Комментарий скрыт
    • Людмила Шумаева, к Вашему "самому лучшему психологу" за две с лишним тысячи лет накопилось очень много вопросов и претензий. Очень и очень многие люди утверждают, что Он вообще никак не помогает, другие утверждают, что Он делает одни только гадости, а есть и такие, которые убеждены, что Его вообще нет. Согласитесь, что при таких рекомендациях обратиться к Вашему "психологу" захотят далеко не все люди.

      • Игорь Поляков, однако 2,5 млрд людей верят в этого "психолога"!

        • Игорь Уткин, однако 2,5 млрд людей верят в этого "психолога"!

          Это не делает их ни лучше, ни хуже. Легче всего верить в то, во что уже верит много народу. Типа "большинство не может ошибаться". Но мы знаем, что может.

          • Николай Лаврентьев, однажды я задал вопрос одному верующему человеку, но не лишенному способности размышлять: "Представь, что завтра найдут нелпровержимые доказательства, что Христос не воскресал. Ты перестанешь верить в Него?" Он спокойно: "Любые доказательства такого рода для меня ничего не будут значить. Христос воскрес в моей душе, все остальное несущественно". Так вот для 2,5 млрд христиан на самом деле важно только одно: то, во что они верят. Иными словами говоря ошибаться люди могут в знании, к вере понятие ошибки не применимо. Она лежит "по ту сторону" от ошибки и правильного результата.

            • Комментарий скрыт
              • Игорь Новиков, в принципиальных вещах вера не подкрепляется опытом. До сих пор нет исторических или иных убедительных доказательств, что Христос воскрес. Но и опровергнуть невозможно. А момент воскресения - принципиальный в христианстве! Мы верим в то, что ОН воскрес, потому что хотели бы, чтобы было так. В основе веры лежит дружественная для личности мировоззренческая концепция. А истинна она в эмпирическом плане или нет - не имеет для данной личности значения. Это имеет прямое отношение к прощению: покаялся, в душе появилось убеждение, что Бог или человек, которого ты обидел, тебя простил. И все встало на свои места...

              • Игорь Новиков, перечитайте статью - и вы поймете, что последние ваши комментария в этом блоге неуместны. Пройдите в личный блог.

                Оценка статьи: 5

                • Комментарий скрыт
                  • Люба Мельник Бывший модератор 7 марта 2012 в 14:46 отредактирован 7 марта 2012 в 14:48

                    читать дальше →

                    Оценка статьи: 5

            • Игорь Уткин, "Любые доказательства такого рода для меня ничего не будут значить. Христос воскрес в моей душе, все остальное несущественно".

              Это весьма характерная позиция для верующего. По сути, верующий во что-либо человек, — это человек, добровольно отказавший себе в праве иметь незамутнённое сознание, критическое мышление, и лишившему себя возможности размышлять вне рамок некой концепции, представляющейся ему хотя бы частично верной. К такому человеку можно смело применить одну самодельную поговорку, которую очень любил повторять один мой знакомый ещё во времена брежневских бумажных рублей — под сидячую жопу рубль не подсунешь. Извините, конечно, за грубость, но это и правда невозможно. Вот потому, что 2,5 человек плотненько так сидят на некой идеологической концепции, пробиться к остальной части их сознания, которая ещё не заблокирована «безошибочной» верой, и невозможно. Разблокировка в принципе возможна. Но случается крайне редко. Уважаемый автор статьи, похоже, этот тест прошёл успешно, с чем я его и поздравил.

              • Комментарий скрыт
                • Александр Безымянный, вы находитесь в блоге, который существует для обсуждения статьи "В чем опасность Прощёного воскресенья?". Вашу тему вы можете рассматривать в своей статье, в личном блоге, здесь она - оффтоп, продолжать не надо.

                  Оценка статьи: 5

              • Николай Лаврентьев, частично верными в итоге оказываются все научные концепции: ньютоновская механика, эвклидова геометрия, квантовая физика и т.д. А эта брутальная поговорка прямо применима к человеку, исповедующему только естественно-научную, объяснительную парадигму. А есть еще понимающая парадигма, которая не требует экспериментального подтверждения, интересуется "штучными" событиями, в которой Личность человека не является сгустком рефлексов. В рамках ее зарождается метафизика, которая по словам Н.А. Бердяева, не может найти своего завершения в системе понятий, она завершается в мифе, за которым скрывается реальность.

                • Игорь Уткин, А есть еще понимающая парадигма, которая не требует экспериментального подтверждения, интересуется "штучными" событиями, в которой Личность человека не является сгустком рефлексов. В рамках ее зарождается метафизика, которая по словам Н.А. Бердяева, не может найти своего завершения в системе понятий, она завершается в мифе, за которым скрывается реальность.

                  Так я же не против этого. И вообще писал не об этом. Любое событие, Игорь, строго говоря - "штучное"! В том самом "штучном" событии, о котором Вы написали ранее - 2,5 млрд верующих, - элементарные "штучные" события слились в лавиноподобную массу по принципу "домино". Если ты не упал, значит ты чужеродный сгусток рефлексов. На костёр тебя! А та брутальная поговорка применима ещё и к тем, кто даже не пытается искать подтверждения зарождающихся метафизических догадок в фактическом материале реальной жизни и не пытается сопоставить одно с другим. Это тем более странно в свете известного факта, что тонкое управляет плотным. Почему бы не поискать подтверждения тонкоплановых догадок в плотных слоях?

          • Николай Лаврентьев, если им хорошо от этого, то пусть верят.

            • Игорь Поляков, если им хорошо от этого, то пусть верят.

              Можно, конечно, верить во что-то, не видя или даже игнорируя факты. Особенно если от видения этих фактов людям не очень-то хорошо. Тем не менее, факты никуда не деваются.

              Лично я не поддерживаю приведённую Вами позицию, потому что это одна из форм самообмана, которую при этом одобряют официальные церковные власти. Да и сама религиозная концепция, основанная, кстати сказать, на в большинстве своём недоказуемых, противоречивых и подчас ложных постулатах, также ложна и оторвана от реальной жизни. То есть вместо реальных жёстких фактов, на которые часто без боли и чувства отвращения не взглянешь, народу подсовывают красивую сказку со счастливым концом, в которую люди начинают верить и внутри которой хотят жить. Разумеется, без эффективного механизма регулярной перепрошивки и обновления ПО верующих, роль которого выполняет церковь, вся концепция давно бы разрушилась и обесценилась, обнажив фактическую сторону жизни, отчего людям могло бы стать бы плохо.

              Но сказка есть. Они в неё верят. И им хорошо.

  • Игорь Поляков, меня всегда удивляло, что люди многое, в том числе и процедуру прощения, понимают как-то однобоко. В начале статьи Вы пишите, что священник просит прощения, т.е прежде, чем его простить, люди должны слышать его просьбу о прощении. Это же относится и к каждому человеку. Прежде, чем простить, человек должен видеть, обращенное к нему, лицо просящего. Прежде, чем просить прощение, человек должен осознать низость своего поступка. Инициатива должна исходить от нанесшего обиду, а не от получившего.
    А если же не просит прощения, нечего и беспокоиться о его прощении. Задача не простить, нанесшего вам обиду, а не поселить в своем сердце злобу. Не надо осуждать нанесшего вам обиду. Передайте его дело в Божье производство и забудьте о нем. Вот забыть бывает очень трудно, в этом и заключается ваша добродетельность, насколько вы сумели поселить в себе добро.

    • Комментарий скрыт
      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 1 марта 2012 в 18:29

        Лиля Никитина, аккаунт удаляется, поскольку здесь Вам комментировать не нужно, а другие статьи Вас не интересуют.
        Остальные, получившие предупреждение от модератора - отпишитесь от уведомлений, ибо если не удержитесь и прокомментируете, аккаунт будет удален без пояснений.

  • Уважаемый автор, Игорь Поляков!
    Позвольте мне выразить Вам огромную и искреннюю благодарность за Ваши честные статьи. Каждую из них я очень жду.
    Еще раз - спасибо!
    Желаю Вам счастья, удачи и всевозможных успехов!

  • Совершенно с Вами согласна

    • читать дальше →

      Оценка статьи: 5

  • 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
    20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
    Римлянам 12

    Смилуйтесь, люди добрые! Просто дайте ближнему в морду - а ну как проникнется?
    ЗЫ: Легко, просто и логично простить, если все окружающие - твои собственные клоны. Ты сам, но с разной химией, гормонами, интеллектом, средой, етц. Вот дерьмо, правда?
    Вобщем, всех прощаем, но если что - ничтоже сумняшеся нейтрализуем! Конечно же, с добрым, усталым сердцем - глупо же обижаться на рептилию, правда?
    Особенно если эта рептилия - ты сам.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • Ирина Соловьёва, здесь обсуждается статья, а не комментарии. И не комментаторы. И не автор статьи. Только - статья. Ваш комментарий удален. И этот - и следующий, с поучениями, обращенными к автору. Говорим о статье, не более. Не о религии, не о вашем или автора отношении к чему бы то ни было - о статье.

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 марта 2012 в 00:05

            Ирина Соловьёва, попрощавшись, Вы забыли нажать кнопку "Удалить аккаунт". Ну что ж, я делаю это за Вас.

            • Комментарий скрыт
              • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 марта 2012 в 12:43 отредактирован 2 марта 2012 в 13:40

                Уважаемые пользователи, напоминаю Вам правила нашего сайта.
                В ветках обсуждения статей обсуждается статья. Игнорирование замечаний модератора, равно как и обсуждение его действий, приводит к удалению аккаунта.


                читать дальше →



                Итак, напоминаю, действия администрации здесь не обсуждаются. Желающим проигнорировать или обсудить предупреждение лучше сразу удалить свои аккаунты.

  • Игорь! Огромное, большущее спасибо за Вашу статью!
    Я, как психолог и психотерапевт, конечно работаю, в том числе, с людьми обиженными и обижающимися, православными и не только...Приходится помогать и священникам, и их детям... Полностью согласна с Вашим мнением. Как здорово, что православные священники теперь могут быть и психологами...И как же Ваш подход (и мой) зачастую разнится с подходом к Прощению в Церкви (.

    • Ольга, спасибо за Вашу оценку и понимание статьи. К сожалению, в современной церкви всё по-прежнему, как 200 или 300 лет назад. Думающие и чувствующие люди глубоко ей враждебны, т.к. она всегда была ориентирована на стадо. Индивидуальное отношение к человеку проявляетя только тогда, когда есть возможность загнать его в стадо. Если нет - тогда анафема.
      Гуманистический, понимающий человека подход, в церкви принципиально не возможен - у неё другие цели. Если и появляются церковные психологи, то они работают в церковной парадигме - когда все мы стадо, нам хорошо. Надо признать, что это многих привлекает и действительно в стаде становится "хорошо". Но не всем это подходит.

      • Игорь Поляков, Индивидуальное отношение к человеку проявляетя только тогда, когда есть возможность загнать его в стадо. Если нет - тогда анафема.
        Гуманистический, понимающий человека подход, в церкви принципиально не возможен - у неё другие цели.


        Прекрасно сказано! Причём всё сказанное справедливо для любой секты, независимо от количества сектантов в ней. В этом плане что православные христиане, что саентологи, что йеговисты, что футбольные фанаты управляются именно по этой схеме.

        Если Вы написали это искренне, то мне почему-то это радостно. Радостно за Вас, потому что 20 лет служения не прошли для Вас даром. Прекрасный результат! Поздравляю!

      • Игорь Поляков, вам надо было сразу заявить, что вы бывший священник, разочаровавшийся в христианстве, а не говорить от лица Православной церкви, вводя людей в заблуждение. Это по меньшей мере непорядочно. По меньшей мере...

        • Татьяна Гуртовая, я неоднократно сообщал, что я священник, заштатный священник. Надо мной было совершено Таинство рукоположения во иерея. Таинство в Церкви, как Вам должно быть известно, совершает Сам Бог. Иереем, т.е. священником я буду являться до самой смерти. Таковы Каноны Православной Церкви.
          От лица Православной церкви никогда не говорил. Это Ваши домыслы или больные фантазии. От лица Православной Церкви может говорить только Поместный собор.
          Ну, надо же знать основы своей веры!

          • Игорь Поляков, цитирую "За двадцать лет своего священнического служения я убедился в том, что душевная чуткость, душевная чувствительность церковных людей оставляет желать лучшего....Предвижу возражения и возмущения церковных людей: а как же благодать Божия?! По молитвам нисходит благодать Божия и врачует наши обиды! Извините, за двадцать лет своего служения священником этого не видел." Вы прямо отрицаете Божественную благодать и считаете людей неспособными на душевную чуткость да еще подменяете Бога психологом, уж не себя ли часом ввиду имеете? Это гордыня, осуждение ближних и "каменное нечувствие", ожесточение сердца. И почему вы не написали что за 20 лет бывшего священнического служения? Складывается впечатление, что до сих пор служите и следовательно говорите, как священнослужитель от лица Православной церкви. Заштатный священник, который отлучен от совершения Божественной Литургию - звучит по меньшей мере странно. Как же вас сам Бог рукоположил, если вы его Благодать отрицаете? То, что вас рукоположили - это еще не канон и это не мешает переходить в разряд ересиархов. Канон говорит, что:"Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. 58. Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен.
            59. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего." Или вы за деньги подаете психологическую помощь ближним? Основы моей веры для меня - не знание процессуальных тонкостей рукоположения, а следование Христовым заповедям.

            • Татьяна Гуртовая, Вы не знаете смысла слова "заштатный".
              В служении меня никто не запрещал и от служения Божественной литургии не отлучал. В любой момент по собственному желению, даже без благословения правящего архирея, могу совершить в церкви Божественную литургию.
              А знаете почему меня не запрещают в служении?
              Если меня - за мои маленькие шалости - запретить в служении, тогда же придется разбираться с более серьёзными церковными наружениями: педофилами, двоеженцами, алкоголиками. Тогда, моя возлюбленная о Господе, Ваша Церковь останется без попов. Вот поэтому Церкви лучше не обращать на меня внимания, так мудро она и поступает. Учитесь мудрости у Матери-Церкви!

            • Комментарий скрыт
              • наталья кривенко, Вы еще скажите, что космонавты в космос летали и Бога не видели.Причем тут тяжелая жизнь рабочих и крестьян? Она сейчас легкая что ли? И какую роль церковь должна играть, звать на баррикады? Говорю о Божественной благодати, от жизни не прячусь, а живу и на Бога надеюсь, конечно.Псалмы тупо не пою. Вы по-моему, для себя неправильно мою жизнь смоделировали. Для встречи с покойным ходят на спиритические сеансы,впрочем не факт что туда покойный придет. а отдохнуть, успокоиться и поплакать - это к психологу. В Церковь ходят для встречи с Богом, и дома тоже можно, и везде, но церковь, место для этого специально предназанченное.Кстати, псалмы есть в переводе. Должна сказать, что это удивительная поэзия. И Богу наши восхваления не нужны, конечно, ему нужна наш любовь и работа над собой, чтобы не творили беззакония. В этом Вы молодец.

  • Это ее проблема, ей с Богом разбираться. Вы сделали все что могли. Есть такая история: жили 2 друга, христианские подвижники, чего-то поссорились, одного замели и пытали, заставляя отречься от Христа,он все выдерживал и был тверд, потом повели на казнь, его друг всю дорогу за ним бежал и просил прощения, тот ни в какую прощать не хотел. И потом уже перед самой казнью сломался и отрекся от Христа. Вот такие страшные последствия этого греха непрощения.

  • Комментарий скрыт
    • Ирина Рябцева,
      ну нет. причем тут гордость? прощаем - плодим преступников.

      • Татьяна Гуртовая Читатель 28 февраля 2012 в 02:08 отредактирован 28 февраля 2012 в 07:06

        Павел Давыдов, по поводу "Странной истории, которую сама придумала". читать дальше →

  • Простите, но Вы от христианства далеки как от Альфы Центавра. Подменять Бога психологом - это по меньшей мере кощунственно для православного священника. Что Вы таковым являетесь, я сильно сомневаюсь. Отчего же Христос на кресте не психолога требовал, а Бога просил простить и отпустить грехи не ведающим, что творят? Это высший подвиг - суметь простить. И не надо путать нахождение в рабстве у пьющего мужа (потому что плотская любовь тоже может поработить)и умение прощать и не культивировать обиду в своем сердце.

    • Татьяна Гуртовая,

      а еще больший подвиг - ответить обидчику. так даже будет правильнее, простить - толчок к безнаказанности.

      а автору как бывшему "священику" лучше всего известно, что библейские мифы, не более чем мифы и сказки.

      • Татьяна Гуртовая Читатель 28 февраля 2012 в 01:46 отредактирован 28 февраля 2012 в 02:00

        Павел Давыдов, да бросьте вы. Для этого ума много не надо.Подавляющее большинство только этим и занимается, тратя жизнь, силы и драгоценное время на вражду и ненависть. Графа Монтекристо почитайте.

        • Татьяна Гуртовая,

          супер, татьяна, скажите это же самое (про монтекристо) своему первому следующему обидчику. интересно понаблюдать на его реакцию.
          да, месть, вражда и ненависть такие же присущие людям вещи как пожрать и полюбиться. хотите попытаться искоренить?
          удачи, и да помогут вам, в этом неблагодарном деле, религии, цэрквы, попы и аллах.

  • Обида разрушает душу человека более, чем какой-то грех. Не можете простить человека - не просите у него прощения - это фарисейство. Лучше о нем попытаться вообще забыть, если это возможно. Просить прощенния, на мой взгляд нужно у людей, перед кот. действительно виноват, а так это просто пустой звук. Священник пишет искренне и честно, за что ему большой спасибо. Не каждый на такое решиться.

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Сивуда,
    конечно надо, а как по другому уравновесить ситуацию. простить - чушь, не бывает такого. не убедите. думает такое явление как месть просто так возникло? и присутствует абсолютно во всех народах. и в библии, насколько знаю, рекомендуется глаз за глаз. так что, надо еще как надо. а ждать когда урод поймет, глупо и вредно. потому что урод, как показывает практика, не получив ответа, воспринимает как вседозволенность, которая в своё время имеет очень нехорошую и зачастую криминальные последствия. так то, татьяна.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Люба Мельник Бывший модератор 27 февраля 2012 в 12:55 отредактирован 27 февраля 2012 в 12:56

      Николай Мирошниченко, длинные комментарии надо прятать под кат - чтобы читателям было удобно пользоваться блогом. А еще лучше - не занимать многословными текстами блог чужой статьи, а представить свою статью на суд сообщества.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Спасибо за статью, присоединяюсь ко всем поблагодарившим. И заметьте, поставивших низкую оценку и брызгающих безумной слюной фанатизма, гораздо меньше.

  • дмитрий наблер дмитрий наблер Читатель 27 февраля 2012 в 00:43 отредактирован 27 февраля 2012 в 00:47

    Интересная статья и крайне сложная тема, в которой можно с уверенностью сказать лишь одно - прав Автор, говоря о проблеме отсутствия в церкви осознанной духовной практики, и права Ирина Рябцева (действительно умница!) в том, что обида - лакмусовая бумажка нашего собственного духовного состояния.

    Полагаю, что Автор, как практикующий психолог, должен видеть ситуацию шире и понимать, что церковь привлекает в массе очень характерного человека с определенным жизненным запросом. И что этот запрос плохо коррелирует с необходимостью самостоятельного внутреннего труда, который производит всегда очень индивидуальный ответ. И что без этого ответа, полностью бесполезно призывать конкретного человека к прощению, равно как и непрощению, - обида ни от чего не защищает и абсолютно ничего не создает.
    ..мне правда очень жаль, что Автор отказался верить, что с Богом этот путь обретает глубочайший смысл - ты постигаешь Сущего.

    Оценка статьи: 5

    • дмитрий наблер, Вы глубоко ошибаетесь относительно Автора.
      Самым эффективным способом преодоления обид - и других жизненных затруднений - является переход на другой уровень жизни - на духовный, на путь движения к Творцу. Смысл жизни человека в этом - постижение Сущего, Творца. Если человек поднялся хотя бы на одну ступеньку в этом движении, то мучившие его обиды и многое другое просто перестают существовать.
      Церковь совершенно не заинтересовани в таком движеннии людей - тогда она будет не нужна и нечего будет продавать.
      В своей психологической работе я помогаю людям перейти на путь постижения Творца - если они этого хотят - и таким образом решать свои жизненные затруднения. То, во что, по Вашему мнению отказался варить Автор, является практическим инструментом его профессиональной деятельности. Поэтому комментируйте статью, а не автора/авторов.

      • дмитрий наблер дмитрий наблер Читатель 27 февраля 2012 в 16:37 отредактирован 27 февраля 2012 в 16:53

        Игорь Поляков, в контексте ваших рассуждений о Церкви, мне не совсем понятен смысл использования определений "Сущий" или "Творец". Думаю что при любой личной ситуации, правильно оставаться честным до конца и называть вещи своими именами - "Высший разум" или "Нечто" в данном случае звучат гораздо уместнее.
        ...я бы с удовольствием задал вопрос: "Кто для вас Христос?", но боюсь, что ваш ответ спровоцирует массу негатива со стороны участников дискуссии. Мне хочется его избежать.

        Оценка статьи: 5

      • Игорь Поляков, не пытайтесь пудрить людям мозги. самый эффективный способ преодоления обида - ответить на неё и как минимум адекватно. всё остальное увод от проблемы и загон обиды глубже, но никак не устранение оной.
        если вы человек сообразительный, вы это прекрасно понимаете. а духовный настрой и познание творца (молодца), т.е. того чего не существует, это же полная чушь и бред. и вы это ЗНАЕТЕ.

        • Павел Давыдов, ответить - значит испортить отношения с человеком. Вам оно надо? Не лучше ли простить и продолжать мирное сосуществование во благо обоих? Если человек неправ - нужно ему это объяснить спокойно, не поймёт - холодно с ним себя вести до тех пор, пока не поймёт. Но не стоит отвечать злом на зло. Это непродуктивно.

  • Татьяна Смирнова Читатель 26 февраля 2012 в 23:20 отредактирован 26 февраля 2012 в 23:21

    Ничего не понимаю в этом празднике, по-моему он какой-то дурацкий. Если человек должным образом извинился за свой косяк или как-то компенсировал, то чего на него злиться? А если не собирается извиняться, а считает правильным свое поведение или не считает нужным извинения, то лучше с ним дело не иметь, а будет время - так отомстить за крупный наезд и ущерб. Если долго смотреть на реку, то по ней проплывет труп твоего врага... У слонов, говорят, тоже очень хорошая память...
    А опасность праздника в том, что если будешь все прощать, то тебя будут использовать и ездить на тебе. Мну верит в естественный отбор...

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Марина, в таких случаях очень целительным бывает не разумное понимание, а ощущение того - именно ощущение, - что наш обидчик не смог поступить иначе, такова его природа и её мы изменить не можем. Если создать в себе такое переживание, то от обиды становится значительно легче. Потом она уйдет вообще.

  • вот почему я такая обидчивая) охраняю свою психику от врагов)

  • Когда обычный человек искренне просит прощение,он не философствует.Ничего плохого в этом дне нет. И не вижу ничего положительного в чувстве обиды.Меня лично обида мучает - и в Прощеное воскресенье я прошу прощение у тех,на кого обижалась. А за свои неправильные поступки это можно сделать по мере их осознания.

    Оценка статьи: 3

  • Как же прощать грамотно?

    ))

    Ну, лично я незлопамятный - отомщу
    и сразу же забуду.

    зы
    статья вполне неплоха, а если б не навяливалась замена попа на псехолога стала бы еще лучше.

    Оценка статьи: 3

  • Самая большая опасность это ложь и безответственность.
    Пока люди будут искать причины своих удач и проблем не в себе, а в религиозном мракобесии будем иметь, то что имеем.
    Каждый должен самостоятельно отвечать за свои действия и бездействие и просить прощения у тех, кто от этого пострадал, а не покупать индульгенции на будущие грехи у культовых лицемеров.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий удален
  • Друзья! В Прощеное Воскресение мы говорим о прощении. Может быть, кто-нибудь ответит, почему не прощен Иуда Искариот? Церковь призывает всех прощать, Иуда раскаялся в содеянном и даже удавился от отчаяния. Его предательство было "запрограммировано", о чем свидетельствуют пророки. В конце концов, без него не было бы Воскресения Христова. Я не призываю Иуду чествовать, но может есть смысл простить?

    • Комментарий скрыт
      • Ирина Рябцева, я и не утверждал, что Иуда прощен. Это сделала Ника Никина. В Евангелии нет никаких оснований так утверждать. Однако я лишь призывал поразмышлять на эту тему. Между прочим, поэт Максимилиан Волошин, последний из представителей Серебряного века, полагал, что Иуда совершил подвиг, взяв на себя весь негатив, связанный предательством Христа, которое было предсказано и запрограммировано. Не он так другой бы сделал это. Иуда выполнял воля Бога. И конечно считать его деяния подвигом, на мой взгляд, перебор. Но вопрос о прощении Иуды остается открытым...

        • Игорь Уткин, не надо навязывать сообществу свою тему. Посмотрите в архиве - возможно, кто-то из авторов об этом уже поразмышлял в своей статье. Здесь обсуждается другая статья, если вам нечего сказать о ней - покиньте этот блог.

          Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Людмила Кричко, А вот простить и поддерживать отношения с человеком, который нанес обиду - совсем разные вещи.

      Ага. Я бы сказал - плохо совместимые вещи. На мой взгляд, в таких случаях уместно простить и отпустить. Это плата за опыт.

      Как говорит один мой знакомый - обучение платное.

  • Комментарий удален
  • Все хорошо в меру и без фанатизма.

  • Никакой опасности и вреда от Прощенного воскресенья не вижу, ко всему прочему это еще дань традициям православия. И хорошо, что есть такой день, когда можно остановиться и задуматься, все ли правильно делаешь, и попросить за содеянное прощение.

  • Комментарий удален
  • ывцыывыфыф ыфыфыфы
    сказал, что статья - это "редкий бред. Такое ощущение, что автор потерянный человек без роду и без племени. К тому же еще невежественный психолог..."


    Вот и Я что-то не поняла - то ли автор просто не смог хорошо и ясно выразить свою мысль, то ли это реклама "психологов" такая неудачная, то ли ещё что...

  • очень неоднозначная статья. надо думать, так с ходу и не разобраться. лично мне кажется, что в механизмах обиды вы можете быть не правы... хотя могу и я быть не прав
    но безусловно правы в том, что искренне простить сложно, очень сложно - а неискреннее прощение влечет за собой формирование комплексов и самообвинений.
    даже оценить статью не могу. на 5 вроде как вы не настолько правы, а уже на 4 - мало, ибо многое замечено верно и ход рассуждений видится логичным
    а за статью спасибо, пришлось задуматься

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Наталья Ручьева, Без Бога как раз и не будет ничего. Состояние прощения и покаяние нужно вымолить у Бога прежде всего.

      Бедолага этот парень. Достали уже его. Всё у него все выпрашивают, вымаливают. Сочувствую я ему.

      Если вы его так любите, ну дайте ему хоть денек отдохнуть от ваших просьб и вымаливаний. Ну, сделайте хоть что-нибудь сами для себя.

      Вы попробуйте поставить себя на его место. Да любой нормальный бог через секунду сбежит от такой паствы. Тем более что вы вроде бы как созданы по его образу и подобию.

      • Комментарий скрыт
        • Наталья Ручьева, Богу нужно надоедать
          -Бога нужно любить и благодарить. и просить поддержки там, где сам не справишься. Надоедать ему не надо, а то некоторые и о похудении молятся и о поиске пропавших кошечек...

          а бог дал человеку волю, что говорит о том, что человек способен на многое. наша благая воля и самостоятельность -дань господу за жизнь.

          Оценка статьи: 5

        • Комментарий скрыт
          • Ирина Рябцева, А потребителям помогает не Бог, а совсем другой нехороший товарищ.

            А Вы не потребитель? Вот это вот разве не Вы написали?

            Достаточно попросить с уверенностью один раз и помощь придет. Я спрашиваю у Бога свои грехи (ошибки), которые мешают мне получить то, что мне нужно.

            • Комментарий скрыт
              • Ирина Рябцева, К тому же Бог помогает только в разумном и полезном. На корыстные просьбы откликается дьявол с целью манипулирования человеком.

                Вы же утверждаете, что Бог един. А на самом деле получается - развдоен. Значит, власть его даже теоретически - не полная.

                До чего же людям нравятся эти противоречивые и начисто лишённые логики сказки! Сказочникам, видимо, было так весело придумывать эти сказки, что подумать о логических и причинно-следственных связях отдельных историй и персонажей им и в голову не пришло.

              • Ирина Рябцева, Бог заинтересован в том, чтобы мы каялись (исправлялись)

                Почему? Как Вы это объясните? И откуда мы знаем, как правильно? И если мы сделали что-то неправильное, не зная, что это неправильно, то почему мы должны каяться?

                в отличие от сатаны.

                А если, как Вы утверждаете, Бог всемогущ, то почему он не устранит Сатану? А то получается, что Бог действует как Путин, который всё время говорит, что коррупция - это вред, но ничего с ней не делает.

  • От этого зависит отношение Бога к христианину:

    Не лучше ли, чтобы не подставляться под десницу праведную, вообще быть безбожником? Тогда и никакого бога не будет. Живи в своё удовольствие и празднуй каждый день. Вы что, всерьёз думаете, что Богу есть дело до каждого христианина? Неужели для него, единого, есть хоть какая-то разница, христианин ты или не христианин, камень ты или вода, преступник или жертва?

    Думаю, многие согласятся, что психологически очень трудно кого-либо простить – точнее заставить себя простить – из-за страха самому быть не прощенным или наказанным.

    То есть, получается, что прощая вот таким вот образом, по собственному принуждению, человек должен создать ещё один слой обиды уже на самого себя за неспособность и нежелание простить другого? Хороший способ избавления от обид. Ничего не скажешь.

    Полный отказ от обиды, которая является важнейшей психической функцией – по меньшей мере, глупо, да и совершенно невозможно при сохранной психике человека.

    Ну, почему же? Очень даже возможно!

    Теперь часть этой фразы подробнее:
    Полный отказ от обиды, которая является важнейшей психической функцией

    То есть обида, по-Вашему, является важнейшей психической функцией? Вы это всерьёз? Обида – это психическая функция? То есть это функция души? (Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа»). А мне казалось, что обида – это исключительно функция и продукт эго. Несложная логическая цепочка легко выводит Ваши рассуждения на чистую воду: душа = эго.

    На мой взгляд, чтобы освободиться от обиды, нужно убрать личностный, эготипический аспект. В сухом остатке будет не что иное, как чисто защитная реакция — психическая функция самосохранения.

    Готов услышать возражения.


    Православная жена страдает от побоев мужа-алкоголика и вынуждена выгнать его из дома.

    Похоже, ей в самый раз сделать две вещи: обратиться к другому богу, который обитает в полиции. И больше не жить с этим человеком. Тем более с детьми.
    А если жена не православная? И вообще, что это за пример? Это же стопроцентная уголовщина. Здесь дело даже не в том, возникнет у неё чувство обиды или нет. Дело в том, что продолжение отношений с таким мужем угрожает её здоровью, жизни и жизни её детей. Она что, совсем дура, чтобы не видеть этого и прощать потенциального убийцу и человека, готового нанести непоправимый вред психике её детей?

    И вообще статья более чем странная. Понятно, что за двадцать лет крышу может не только снести, но и далеко отнести. Непонятно только, почему такие путанные-перепутанные православные специалисты допускаются к людям, лишённым ориентиров?

    • Комментарий скрыт
      • Ирина Рябцева, В группе риска находятся эмоциональные (чувствительные) люди.

        А чем плоха чувствительность? По-моему, это нормально. Корень обиды - не в чувствительности или эмоциональности. Корень обиды - в эго. Поэтому, если это понимать, можно быть одновременно очень чувствительным и совершенно необидчивым. Одно другому не мешает.

        • Комментарий удален
          • Катя Марьина, вы используете термин теории Фрейда,поясните что такое эго по-вашему.

            Кроме Фрейда этот термин используют ещё несколько тысяч авторов. И несколько сотен миллионов читателей. Ищите да обрящете.

            • Николай Лаврентьев,"термин теории Фрейда" - это его термин,а вы на вопрос не ответили.

              Оценка статьи: 5

              • Катя Марьина, а и не обязан отвечать на ваши вопросы. Тем не менее, на этот отвечу.

                Эго состоит из активности ума и может существовать только в процессе непрерывного думанья. Термин “эго” разные люди понимают по-разному, но в том контексте, в каком я его здесь употребляю, эго означает ложное “я”, рожденное в результате бессознательного отождествления себя со своим умом, содержимым памяти, хранимыми в ней стереотипами поведения и личностного реагирования на различные раздражители, всевозможными идеями, заблуждениями и принципами. Туда же можно отнести отождествление себя со своим телом, половой, социальной и национальной принадлежностью, физическими и интеллектуальными способностями.

                Вот как-то так.

  • Комментарий скрыт
    • Любовь Ф Барсукова, Очень хороший совет даёт автор в конце статьи: подумать о необходимости освобождения своей души от обид и выбрать для этого эффективный способ.

      Совет-то он даёт, только он невыполнимый. Ибо обида исходит не из души, а из личностного восприятия. А личностное восприятие определяет эго. Таким образом, так сказать, методом от противного, не было бы эго - не было бы и обид. К душе это никакого отношения не имеет.

  • Призываю коллег помнить о правилах ШЖ и обсуждать здесь, как и в блогах прочих статей, - саму статью, а не автора, не его жизненный путь, не его личность.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Поляков, хорошая статья, прочитала с удовольствием.
    Здесь опечатка:
    Согласно чину прошения

    Оценка статьи: 5

  • В статье действительно поставлена ПРОБЛЕМА, но, увы, не раскрыта. Во-первых, в Православии, простить - это не просто не помнить обиды, а восстановить симпатию к обидчику, что гораздо сложнее. Во-вторых, прощение не отменяет наказание. А в-третьих, самое сложное, как научиться делать все это, так сказать, "неформально", поистине, простить, если "не прощается", любить Бога, если не любится? Как заставить себя, приказать себе все это сделать? Только рациональным путем, потому что так надо? В этом формальном отношении к сакральным вещам на мой взгляд и таится опасность.

    • Игорь Уткин, чтобы простить, нужно понять мотивы, движущие тем человеком, или понять, что он так устроен от природы, что не может поступать иначе. Как говорится, "по природе куры хохлаты". Надо понять это и стать снисходительнее. Надо принимать человека таким, какой он есть, и не требовать от него того, чего он не может.

    • Комментарий скрыт
      • Комментарий скрыт
        • Леці Проза, вы так и собираетесь через один все здесь комментарии, оставленные больше месяца назад, откомментировать? Не надо. Обсуждается здесь статья, а не комментарии. Потому прочитайте текст, сообщите автору свои мысли о статье, оценку поставьте - и ваша миссия будет исполнена.

          Оценка статьи: 5

      • Ирина Рябцева, следуя Вашей логике, любовь и уважение - одно и то же. Я и многие другие имеем дерзновение считать, что это все же разные вещи. Запросто полюбить Бога только за то, что Он - Разум?... То же как-то не убедительно.
        А то, что прощение (закон милости) отменяет наказание... Отнюдь! Когда террорист Иван Каляев убит Великиго князя Сергея Александровича Романова, его жена Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Каляева в тюрьме, простила его, подарила ему Евангелие, после чего Каляева вздернули! Каляев получил личное прощение, но ответил по закону Российской Империи за терроризм.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Юлия Николаева, Обида - это саморазрушение психическое и даже физическое..

      Одна на редкость умная женщина сказала: "Обидеться - это всё равно что самому принять яд и ждать, пока твой обидчик от этого умрёт".

      Обиды, на мой взгляд, - это следствие собственного личностного восприятия окружающих тебя людей, их слов и действий. Об этом просто надо помнить. Ничего личного.

      Редко кто понимает, что он реагирует на свое восприятие человека, а не на самого человека. Причём делает это через собственный уникальный фильтр типа "хорошо-плохо". эти фильтры у разных людей разные и часто конфликтуют. Например, кто-то отпустил в чей-то адрес безобидную на его взгляд шутку, а тот на него смертельно обиделся. Почему?

      Обижаясь на него мы даем возможность ему реализовать свое душевное спокойствие за наш счет, он забирает у нас нашу энергию..

      Именно так!

      Ну, если у тебя слишком много лишней энергии, ну корми ею других - обижайся!

  • Комментарий скрыт
    • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 26 февраля 2012 в 12:47 отредактирован 26 февраля 2012 в 12:48

      Ганна Римская,сколько денег за сеанс берет автор вас не касается - это его право оценивать собственные услуги.
      "Психологические тренинги оказывают более разрушительное влияние на личность, чем церковь." - откуда такой вывод? Из-за стоимости услуг? Церковь не всем помогает - не все верят в бога и никто не обязан в него верить.К тому же все религиозные объяснения причин поведения людей противоречат логике.

      Оценка статьи: 5

      • Катя Марьина, извините, что вмешиваюсь в беседу,но хочется высказать свое мнение по поводу психологических тренингов ...В последнее время это стало просто очень модным явлением ,а вот об эффективности этого явления я что-то сильно сомневаюсь...Мне кажется психологические тренинги надо проводить в раннем возрасте,когда у маленьких человечков еще не сформировалось свое мировозрение и отношение к миру,а воспитывать больших теть и дядь ,бесполезно или, по крайней мере, гораздо труднее...Вот мне и хотелось бы пожелать психологам ,займитесь лучше нашими детьми ,чтобы из них не вырастали уроды по жизни....

        Оценка статьи: 5

        • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 26 февраля 2012 в 19:37 отредактирован 26 февраля 2012 в 19:37

          Дульсинея Питерская,тренинги бывают разного качества,для нашего населения это явление новое и отличать профессионала от мошенника люди еще не научились,тренинги в этом не виноваты,на Западе люди давно поняли что самое главное - это вкладывать в себя,в своё развитие как профессиональное так и личностное,это окупается со временем,причем если у человека полно комплексов,то достичь чего-либо становится практически невозможно.Работать с детьми - это очень важно,что бы потом не пришлось тратить массу энергии и времени на изменения,но и взрослые должны разобраться со своей жизнью что бы воспитать детей с нормальной самооценкой,детям необходимы счастливые родители как личный пример,это нужно и для них самих и для общества в целом.

          Оценка статьи: 5

        • Дульсинея Питерская, Вот мне и хотелось бы пожелать психологам ,займитесь лучше нашими детьми ,чтобы из них не вырастали уроды по жизни....

          Вы чё, с ума сошли? Психологов к своим собственным детям на ружейный выстрел подпускать нельзя. Они и без того в опасности.

          • Николай Лаврентьев, а нафига тогда они вообще нужны эти психологи,чтобы деньги из населения выуживать

            Оценка статьи: 5

            • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 26 февраля 2012 в 15:55 отредактирован 26 февраля 2012 в 15:55

              Дульсинея Питерская, чёуж вы так на психологов набросились-то... Не надо считать деньги в чужих карманах. Кто чем на жизнь зарабатывает - дело зарабатывающего, было б только в рамках законов. Грамотный психолог способен помочь разобраться во многих моментах, которые портят жизнь человеку. Я в свое время получила второе высшее психологическое, за собственные деньги, и считаю это лучшим вложением денег, несмотря на то, что по специальности не работала. Просто лучше стала понимать многие мотивы - свои и других, стало спокойнее и яснее, качество жизни повысилось.

              А за население, с которого разные нехорошие люди деньги выкачивают, вы не беспокойтесь. Население само разберется. О себе беспокоиться надо. И еще раз повторю - лучше считать деньги в своих карманах, чем заглядывать в чужие.

              • Аксинья Одинец, вы меня не правильно поняли,я не набросилась на психологов и не считаю чужие деньги тем более, это не в моих правилах...Кстати ,в свою очередь я посоветовала своей дочери поступить на отделение психологии и в данный момент она учится на 3 курсе... я посчитала если человек еще не определился и не знает чем ему заняться ,такой предмет как психология поможет разобраться человеку в жизненных ситуация и понять порой не стандартные поступки людей,то есть это в любом случае пригодится, как и вам пригодилось..А вот население само разберется...да разберется,но сначала столько втюхает им денег...Когда к платным психологам обращаются взрослые люди ,да это их выбор,но вот когда бедные родители вкладывают уйму денег и не получают ожидаемого результата, вот это обидно, а ведь родители бывают далеко не богатые, но ради детей пытаются сделать все...вот это никуда и ни в какие ворота...

                Оценка статьи: 5

            • Дульсинея Питерская, а нафига тогда они вообще нужны эти психологи

              Я не знаю. Мне они без надобности. А за счёт чего они кормятся, и как у людей деньги выуживают, я тоже не знаю.

              • Николай Лаврентьев, мне они тоже без надобности...со своими проблемами я справляюсь сама, без их участия...Я вовсе не считаю, что они не нужны, но по большей части они должны больше работать с детьми, причем эта работа должна быть бесплатной, в смысле государственно оплачиваемой, как дошкольное воспитание и школа , а все платные услуги , они морально разлагают наше общество и разделяют его на бедных и богатых...если государство это не понимает, то я боюсь за наше будущее...

                Оценка статьи: 5

                • Дульсинея Питерская,

                  а подскажите, чем должны заниматься воспитатели в дет.садах, учителя в школах???
                  они роходят специализированную подготовку в вузах по детской психологии!
                  а родители детям накой хрен???
                  этого не достаточно??? надо грузить детей еще психологами. к этим специалистам пусть ходят люди нуждающиеся в их помощи, но отдавать своих детей каким-то психологам, это просто глупо. Не надо искать работу этим специалистам Вам, только из-за того, что они существуют. Да еще отдавать им свое святое - детей.

                  • Павел Давыдов, да, но таких родителей как я раз- два...)))а садик, школа...да, они проходят психологию ,но,если при садике и школе будет психолог свой, который будет знать детей, будет работать параллельно и вместе с воспитателями и учителями , думаю это не помешает...Я же не говорю о частных психологах, а о тех, которые работают в команде, как сейчас модно выражаться...

                    Оценка статьи: 5

                • Дульсинея Питерская, Я вовсе не считаю, что они не нужны, но по большей части они должны больше работать с детьми, причем эта работа должна быть бесплатной, в смысле государственно оплачиваемой, как дошкольное воспитание и школа , а все платные услуги , они морально разлагают наше общество и разделяют его на бедных и богатых

                  ...ммм, пожалуй, соглашусь.

                  если государство это не понимает, то я боюсь за наше будущее...

                  Эх, знали бы Вы, насколько тем, кто называет себя государством, наплевать на наше будущее... Так что наше будущее - это исключительно наша забота. И если оно к нас будет, то не благодаря государству, а вопреки.

  • Игорь Поляков, скажите, каковы задачи Церкви по Вашему сейчас (или вообще, или ранее). За 20лет вы поняли, что у Церкви какие то "не те задачи", которые нужны человеку или Церковь прошла от истинного понимания задач, каковы они, и в чем ошибается Церковь.

    • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 26 февраля 2012 в 19:20 отредактирован 26 февраля 2012 в 19:25

      Олег Студеникин, задачи православной церкви в нашей стране традиционные - обслуживание интересов правящей элиты. Интересы Церкви тоже должны быть традиционными - общение с Богом. Они не таковые потому, что служение Богу не совместимо со служением правящей элите.
      Я это понял гораздо раньше - за первый год. 20 лет просто работал в церкви, как и все мои коллеги. Только мне стало очень противно.

  • Игорь Поляков, скажите, каковы задачи Церкви по Вашему сейчас (или вообще, или ранее). За 20лет вы поняли, что у Церкви какие то "не те задачи", которые нужны человеку или Церковь прошла от истинного понимания задач, каковы они, и в чем ошибается Церковь.

  • Комментарий удален
  • Игорь Поляков, скажите пожалуйста, каковы сейчас "другие" задачи в церкви? Каковы они должны быть, и почему не таковы.

  • Комментарий скрыт
    • Ирина Рябцева, откуда Вы это взяли, что Православие считает психологию лженаукой? Ведь в семинарии довольно подробно проходят эту "лженауку", а многие батюшки защищают кандидатские и докторские по психологии, публикуются в центральных психологических журналах. Пример тому, о. Борис Нечипоров.

  • Если один человек действительно простил другого - и сердцем, и разумом - мне кажется, он сможет продолжать с ним общаться так же, как общался до нанесенной обиды. А если человек уже опасается открываться,отдаляется, не доверяет, а отношения стали прохладнее,значит не простил на самом деле, а только убедил себя в этом или самообманывается. Если с "прощенным" обидчиком после "прощения" не хочется видеться/общаться, а даже напротив - хочется НЕ видеть его и не общаться, разве это не доказывает то, что прощение было ненастоящим? Это что-то типа "я тебя простил, но не хочу тебя видеть, так как твой вид возвращает меня к той ситуации и моей обиде".
    Ну, а если так, то нужно ли вымучивать из себя это псевдопрощение? ...Мне кажется, Игорь об этом и вел речь в статье. Мне она понравилась.

  • Комментарий скрыт
    • Александр Коваленко, "Однако, если Простил, если сумел забыть Обиду и Боль, в Душу приходит облегчение и Мир.

      В этом и Суть Прощения." Вот!!! Вот зерно истины!!! Чтобы простить - надо понять мотивы, движущие тем, кого прощаешь. И тогда прощение будет искренним, и тогда - "облегчение и мир"!!! Правильно!!!

    • Александр Коваленко, конечно, психологическая помощь - это осознанная помощь человеку, а пасторская "помощь" - это обман или самообман. Но в сложных перипетиях человеческой души и обман может быть "лекарством". Я образованный священник (кандидат богословия) и психолог не могу участвовать в этой дури. Еще раз подчеркну, что и церковная дурь иногда может помочь человеку, но это не значит, что церковная практика - универсальное и полноценное средство помощи людям.

      • Комментарий скрыт
        • Александр Коваленко, "Только, пастырю за его труд благодарность будет зачастую в усной форме (возможно в виде молитвы о здравии) а психологу - в совершенно твердом размере гонорара..."-ну почему же в устной форме?Обычный маркетинговый ход-после вы еще раз придете в церковь,купите свечку,закажете службу и т.д. и т.п...

          Оценка статьи: 5

  • Обида- это тяжелый камень на душе и его надо как можно скорее выбросить оттуда...простить - это не значит забыть,а по тому я к этому человеку уже никогда не буду испытывать доверия

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Латухов Читатель 26 февраля 2012 в 02:26 отредактирован 26 февраля 2012 в 02:49

    Православная жена страдает от побоев мужа-алкоголика и вынуждена выгнать его из дома. И вот в Прощёное воскресенье, после умилительного чина прощения в церкви, она полностью простила своего мужа, забыв свои обиды. В этот же вечер муж-алкоголик оказывается дома, жестоко избивает жену и детей, выносит из дома и пропивает остатки вещей.

    По моему не удачный пример. Ну простила, но в дом зачем возвращать. Тут уж прощенное воскресенье не виновато, это обычная глупость человека.


    По моему простить, это освободится от злости на человека, обидевшего вас. Но из памяти то уже не сотрешь произошедшее.

    О чем мы говорим, о каком всепрощении, если даже на мелкое незначительное прощение мы не готовы в 99%.
    Допускаю, что есть такие люди, готовые простить всех и всё. Но сильно сомневаюсь, что их много и что они стали такими благодаря прощенному воскресенью.

    Мне кажется, что автор призывает всех православных - за прощением к психологам.

    • Алексей Латухов, согласна с первыми двумя абзацами. По поводу третьего - я как раз из тех, кто готов простить всех и всё - ну почти, за исключением убийц, насильников и иже с ними. Я как-то понимаю, почему человек поступает так-то и так-то, жалею - и не обижаюсь. Когда мотивы понятны - обида не возникает. И спасибо тебе, Господи, за такую благодать! У каждого свой взгляд на жизнь, не надо всех по себе судить, что можешь ты - не факт, что сможет другой, он по-своему понимает жизнь, сообразуясь со своим жизненным опытом. А если тебя пытается "поучать" - нужно быть снисходительным. И поступать по-своему, следуя своим взглядам на жизнь.

  • Комментарий скрыт
  • Мне понравилась эта статья. Я тоже считаю, что всепрощение в 99% случаев - это самообман и насилие над собственной природой. Есть вещи, которые не прощаются.

    Оценка статьи: 5

  • Меня слегка улыбнуло: "...для напоминания человеку о необходимости осторожного поведения с опасными для него людьми, для предотвращения боли и страданий, получаемых в отношениях с недоброжелательными людьми."
    Как бы это было просто...с опасными для нас людьми. Приобретая опыт, мы стараемся избегать даже контакта с такими людьми.
    Гораздо труднее с самыми родными, любимыми.
    Но, довольно интересно было узнать вот такую, здравомыслящую, точку зрения священнослужителя на эту проблему. И, что греха таить, порадовала статья.

    Оценка статьи: 5

    • Ганна Блюм, да, согласен, что с родными людьми отношения сложнее. Сложнее тем, что обиды существуют вместе с любовью или надеждой на любовь. И для преодоления этих сложностей тем более не подходит Прощеное воскресенье.

      • Игорь Поляков, обиды родных людей воспринимаешь гораздо острее,если на незнакомых и незнакомых людей можно просто махнуть рукой и простить или не простить, просто не общаться и обходить стороной ,то родные люди они связаны с нами генетически и разобщение с ними висит на нас большим грузом.И тут никакой психолог с этим не справится...только сам человек со временем может исправить это и каждому нужно свое время...

        Оценка статьи: 5

        • Дульсинея Питерская, я тоже так считала, пока не столкнулась с ситуацией, когда только независимый специалист смог мне помочь.
          Депрессия, про которую каждый второй говорит в своей жизни, ничего общего не имеет с настоящей депрессией.
          Не дай Бог с нею столкнуться.
          вот тут специалисты и смогут помочь.

          Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Отец Игорь, примите мое искреннее восхищение и вашим текстом, и вашей точкой зрения. Собственно, в первый раз на ШЖ появилось мудрое, краткое, философское и истинно человеколюбивое, лишенное ханжества, резкости и догматизма произведение православного священника.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий скрыт
      • Ника Никина, автор честен перед собой и перед нами-Церковь,в её нынешнем состоянии,успешный коммерческий бренд,мало заботящийся о спасении наших душ.С другой стороны,разве Спаситель говорил,что для общения с Богом нам нужен посредник в лице Церкви,которая сама себя им назначила?

        Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • С блестящим дебютом!
    Отличная статья.

    Оценка статьи: 5

  • Небеса человеку жизнь дали взаймы. На какой срок - неизвестно. Для какой цели - тоже не сразу понимаешь.

    Доверять свою душу кому-то?.. Это "некорректно" по отношению к небесам. Свой Путь!.. Замечательное выражение.

  • Машину можно ремонтировать и самому, но лучше у профессионалов, на СТО. Особенно, если машина хорошая. Если человек образован и ценит себя и свою душу, то, конечно, будет обращаться к профессионалам, к психологам, а не к невежественным попам.

  • Нет уж, батенька (сказать "батюшка" язык не поворачивается), умение прощать - это высший пилотаж в понимании жизни на земле. Прощать можно научиться и без психологов... Даже так - прощать нужно учиться и без психологов.

    Служить 20 лет?.. И без толку? Обычное явление.