Наталья Лысенко Профессионал

Что делать, когда на горизонте замаячил конфликт?

О, как часто нам приходится попадать в кризисные ситуации, в том числе в нашей профессиональной деятельности! Причин может быть масса. Это и собственные ошибки, и просчеты производственного и личного плана, и наветы «доброжелателей», и пристрастное отношение шефа.

iodrakon, Shutterstock.com

Как много самообладания, такта, психологических и дипломатических уловок нужно, чтобы не дать разгореться конфликту, способному отравить жизнь и заставить потерять хорошую работу. Что же делать, когда конфликта избежать не удалось?

Находясь в эпицентре спора и взаимных обвинений, можно пойти двумя путями: или двигаться вперед к усугублению конфликта, или отступить с поля боя. Пойти вперед значит своими руками вырыть такую яму, падать в которую придется долго, а выбираться мучительно. Как правило, когда спорящие оппоненты перестают сдерживать себя, дело из рабочей сферы переходит в сферу оскорблений личности. А личные обиды помнятся хорошо и прощаются намного сложнее. Поэтому путь отступления не так уж и плох. Используя его, можно избежать многой крови.

Другое дело, что полное замалчивание конфликта тоже ни к чему хорошему не приведет. Будет полезно по мере утихания страстей вернуться к спорному моменту, но уже на качественно новом уровне. Конструктивный спор без взаимных обвинений способен привести к компромиссу. Фразы типа «ты ничего не понимаешь, прав только я» погубят все дело. Однако желание найти этот самый компромисс должно присутствовать с обеих сторон.

Возможно, аргументы и напор вашего оппонента будут так сильны, что вам придется принять его точку зрения. Сделайте это, если они имеют право на жизнь. А если он не прав, но сдаваться все равно не собирается, тоже сделайте.

Пусть немного пострадает ваша правда, но в живых останется репутация и нервная система. Если вы не хотите искать другую работу и продолжать жить на постоянном стрессе, будет полезнее отступить. Кстати, законы жизни говорят, что правда все равно в конце концов победит, так что не отчаивайтесь.

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это правило подходит и к конфликтам. Постарайтесь заранее просчитывать ситуацию. Для этого понадобится собранность, внимание к мелочам и способность быть гибким, но не прогибаться. Как правило, большая часть конфликтов замешана на эмоциях. Если держать их под контролем, то и конфликтовать не придется.

Тактичность к коллегам, субординация по отношению к начальству, добросовестность в рабочих обязанностях — эти качества могут стать залогом вашей успешной профессиональной деятельности. При этом вас будут любить коллеги, уважать начальство, а все вместе это приведет, как минимум, к повышению заработной платы.

Психологи дают хороший совет. Надо овладеть искусством спора, а также научиться с достоинством выходить из него. Знания и умения бесконфликтно общаться и конструктивно решать возникающие сложные ситуации помогут во всех сферах человеческих взаимоотношений, будь то семейная ссора или напряженные отношения с начальником.

Узнавайте о новых способах выхода из конфликта, а лучше всего путь он обходит вас стороной!

Обновлено 15.03.2012
Статья размещена на сайте 13.03.2012

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Маша Данилова Маша Данилова Читатель 16 марта 2012 в 22:44 отредактирован 16 марта 2012 в 22:44

    я вот не умею терпеть - если что не так - встаю в позу и пошел вон!!!

  • Ну разве что странные выводы вообще женщинам свойственны!.. Насчет типично женского - Вы правы: не пристало нормальным женщинам склочничать на работе. Уступить-потерпеть-вытерпеть - настоящее женское оружие.

  • Ну кому прикольно, можно посмеяться ) смех продлевает жизнь. Я не против )) А странные выводы вообще женщинам свойственны, вы не знали? ))

  • Прикольно!.. Только два варианта: или двигаться вперед к усугублению конфликта, или отступить с поля боя.

    И странный вывод: читать дальше →

  • Можно "управлять конфликтом", уметь промолчать, уступать и т.д., если конфликт носит деловой характер (по-существу деловых вопросов), в этих рамках и остается, и еще не принял формы систематического самодурства, оскорбления человеческого достоинства конфликтующих, носит временный характер.

    Когда на работе приходится иметь дело с начальником "во всем всегда правым", "все знающим лучше остальных" и унижающим регулярно достоинство подчиненных, здесь, уверен, предложенными методами конфликтологии не обойтись.

    Описанные методы управления конфликтом возможны лишь когда конфликт может случиться и протекать в определенных этических рамках. В большинстве случаев российских и прочих контор, где хозяин-больше чем барин, а подчиненные трясутся за место, эти "определенные рамки" не соблюдаются, и поэтому управление конфликтом сводится к минимуму.

  • В конфликтах полный профан, поэтому пытаюсь их замалчивать.Знаю , что это плохо. В глаза человеку не могу сказать , что меня не устраивает, лучше перетерплю. Знаю , что это не правильно. Навыка решения конфликта нет. Может Вы эту статью расширите конкретными рекомендациями?

    • Екатерина Разуваева, не стану дерзать на конкретные рекомендации, все-таки я не психолог. Из личного опыта знаю, что говорить слово "нет" и выражать недовольство иногда очень полезно. Но и смочь перетерпеть - это тоже замечательная черта! Еще неизвестно, что лучше ))

  • верно, потому мне больше нравятся собаки: всегда рады тебе, и не пытаются тебя подсидеть, и не шушукаются за спиной твоей