• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Литновская Грандмастер

Зачем нам знать то, о чем знать не надо, или Почему физиологи – скучные люди?

Мы все собираем гульбарий. Нет, не гербарий. Растения дергают и бабочек сушат юные натуралисты. А мы, старые пофигисты, сушим себя. А еще маринуем и засаливаем горючими слезами. Поэтому именно «гульбарий» из обид, переживаний и слез собирается в наших душах с возрастом.

WDG Photo Shutterstock.com

Нам все равно, по какому поводу мариноваться. Можно и без повода. Раньше я считала, что способность переживать по делу и без зависит от человека, а тяга к знаниям — исключительно правильное занятие. Пока не познакомилась с очень умной женщиной-физиологом, профессором. С тех пор я потеряла покой. Хотя, по задумке физиолога, должна была его обрести. Да, и с профессорами с тех пор стараюсь не сталкиваться…

В пять секунд ей удалось объяснить мне вещи, о которых я никогда не задумывалась. Потому как привыкла созерцать, воспринимать, доверять и не анализировать особо. Она живо объяснила мне (хотя я и не спрашивала), что мы зеваем не оттого, что нам скучно, а чтобы выровнять давление во внутреннем ухе, расправить слипшиеся альвеолы легких. Моргаем, чтобы увлажнить наши глазные яблоки (надо же, какое слово — «яблоки»!)

И что мы не влюбляемся вовсе, а просто в воздухе что-то улавливаем от определенного человека и в наш организм впрыскивается какая-то бяка, от которой едет крыша. И вообще любовь — что-то типа заболевания, стресса. А стресс, в свою очередь, — это любое положение тебя, кроме положения тебя в покое. То есть почесать за ухом — значит, испытать сильнейший стресс. Однако!

А страдаем при виде «бывших», потому что когда-то организм наш «запомнил» эту боль. И воспроизвел вновь, увидев тот же объект-источник боли. А я, дурочка, полагала, что нам больно из-за того, что в глубине души мы тоскуем по счастливому времени в нашей жизни. Все на уровне клеток, молекул — и ничего, то есть абсолютно ничего, от души. Вот так все просто, оказывается. Просто и скучно.

Она знала природу всех явлений, причины любого поведения. Стоило мне появиться не в духе, как она принималась задавать вопросы и, не дослушав ответа, с энтузиазмом излагала свои выводы относительно причин столь унылого поведения молодой особы. Простые до гениальности. С тех пор я начала задумываться, и в моей голове возникло убеждение, что все продумано кем-то до мелочей, включая то, куда ты сейчас посмотришь. Но ты в этом не принимаешь никакого участия.

И вот — стряслось: мы сидели в кинотеатре, наблюдая крупным планом, как Бенисио дель Торо медленно опускает глаза… его густые ресницы отбрасывали тень. «Очарователен! Ресницы предохраняют человека от грязи и насекомых», — с чувством прошептала она. Спасибо им, конечно, но я не хотела в тот момент думать о насекомых! А хотела о Бенисио дель Торо. Но в голову продолжали лезть знания. И я поняла, что моя дружба с физиологом не доведет меня до добра.

Но главное — поняла, что помимо того, что вдалбливают нам в головы посторонние люди, мы поглощаем тонны ненужной информации, которая выдавливает мозг из черепной коробки.

Зачем, например, каждое утро нас нагружают фондовыми индексами, котировками акций? Кто-то из читающих готовит интервенцию на западные рынки? Для специалистов — подобных новостей недостаточно, для остальных же — это и вовсе китайская грамота.

Зачем мне рассказывают о том, что мой бывший развелся и с кем остались его дети? Зачем мне знать, о чем кричат на митинге, от кого дочь у Киркорова и чем болеет соседская собака? Я не хочу этого знать, но слышу об этом, просто потому что у меня есть уши. А тот, кто долго о чем-то слышит, обязательно начнет прислушиваться и реагировать. Раздражаться, как правило. Потому что не хочет об этом ничего знать.

Кругозор — это очень хорошо. Но не в тот миг, когда тебе его расширяют через трубочки, вставленные куда возможно. Гражданская позиция и политическая активность — прекрасно. Когда это твое. А интересоваться надо тем, что тебя интересует, от чего звуки четче, краски ярче и дыхание перехватывает где-то на полпути к легким.

Мне, например, все равно, почему деревья зеленые. Они прекрасны. И небо прекрасно, хотя совсем не зеленое.

Спасибо физиологу — мне удалось установить информационный фильтр в голове и осталось лишь следить за его исправностью. Главное, не рассказывать ей об этом, а то фильтр придется менять. Теперь могу любоваться глазными яблоками дель Торо без ограничений.

Нельзя позволять лишней информации влиять на твое настроение, тем паче — на отношение к кому-либо.

«Он был некрасивым и пьяницей!» — когда-то ответила тетя на мой вопрос о том, кто такой Ободзинский. И прошло очень много лет, прежде чем я выросла и, услышав его голос, поняла, насколько красивым человеком он был на самом деле.

Некоторые вещи надо принимать на веру, не мучая себя поисками их происхождения, не интересуясь принципами их работы. О других вообще лучше не знать.

Поэтому я как попугай повторяю за Ляписом Трубецким: «Я верю в любовь. Я верю в добро. И верить буду». Буду и все! Что б ни говорили там физиологи. Скучно им всё на свете о человеке знать. Вот и экспериментируют над нами. Развлекаются.

Статья опубликована в выпуске 9.04.2012
Обновлено 21.02.2019

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Обожаю физиологов! 30 лет жила и не знала, как это интересно! А когда стала изучать медицину и физиологию в частности, поняла, сколь многого я не знаю о жизни! Кстати, до этого я изучала филологию - вот где скука смертная! А когда-то нравилось...

  • Фильтру от глупостей - да. Фильтру от умностей - нет.

  • Наталья  Баранова Наталья Баранова Читатель 18 апреля 2012 в 22:41 отредактирован 18 апреля 2012 в 22:46 Сообщить модератору

    У меня много знакомых и родственников, которые долго и удачно "пользовались" мной, каждый из них выливал на меня свой "сосуд горестей" абсолютно не заботясь о том как я себя потом чувствую. А чувствовала я себя совсем даже "не очень", головные боли, слабость, апатия, необьяснимая злость после общения с ними. Несколько лет назад , а вернее после крупной ссоры со свекровью, когда она сначала выплакалась мне, а потом обвинила меня во всех бедах (так она избавлялась от негатива и подзаряжалась от меня) меня крутило и трясло несколько дней, состояние было похоже на отравление,тут я и поняла свою ошибку. А ошибка моя заключалась в том , что испытывая к друзьям и родственникам чистые и искренние наилучшие чувства, я перед ними полностью раскрывалась, т.е. говорила с ними о своих проблемах и с удовольствием выслушивала их, давала советы на разные темы, совсем не подозревая в этом подвох. Потом же, когда им на тот момент не нужна была моя поддержка и моё внимание, меня обвиняли в том , что я "лезу в их личную жизнь" - жестокая фраза, особенно когда они сами не так давно изливали в меня свою личную жизнь как в сосуд всех своих горестей....
    Больше я не выслушиваю жалоб подруг на собственных мужей, не обсуждаю со свекровью свекра, не даю "полезных" советов знакомым, как только появляется подобная тема я её пресекаю : перевожу разговор в другую тематику или говорю "да,да, я помню, ты говорила" при этом изображаю скучающий вид, а иногда приходится быть резкой и говорить " мне это не интересно". Они конечно обижаются, обзывают черствой и безразличной, но мне то всё равно, меня это больше не трогает, мне так безопасней.
    Я предпочитаю говорить о книгах, интересных фильмах, впечатлениях о поездках. Я много читаю и перевести разговор в другое русло обычно не так уж и трудно,не трудно найти тему интересующую человека помимо своих проблем, если только человек не "застрял" в себе и своих проблемах , от таких я дистанцируюсь ибо я не психолог и с тяжелыми формами депрессии и фрустрациями я не справлюсь.
    А на разговоры "о шторах и котлетах на ужин" я просто вообще не реагирую , как будто временно оглохла, мне не интересно, для меня это лишняя информация, мне так легче и проще. Это мой способ фильтровать информацию которая меня загрязняет и отягощает.

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Смуровская Евгения Смуровская Дебютант 18 апреля 2012 в 23:33 отредактирован 18 апреля 2012 в 23:35 Сообщить модератору

      Наталья Баранова, мне, оказывается, знаком такой способ фильтровать информацию, хотя постоянно пользоваться им мне не удается. Хочется быть полезной всем. Надо научиться говорить "нет!" даже близким людям. Мне иногда приходится обрывать подобные излияния негатива, но потом я чувствую себя виноватой. Что-то надо менять в своем мировоззрении. Спасибо, что рассказали. Я-то думала, что поступаю неправильно, отказываясь быть жилеткой. Вы вселили в меня уверенность, что я права все-таки .
      Но как же тяжело не сопереживать, как трудно "не слышать". Верно?
      (А про свекровь - это как будто про меня!))

      Оценка статьи: 5

      • Наталья  Баранова Наталья Баранова Читатель 18 апреля 2012 в 23:51 отредактирован 18 апреля 2012 в 23:51 Сообщить модератору

        Евгения Смуровская, конечно трудно, но со временем "набиваешь руку" . Обидно когда люди используя тебя в виде "ушей", в которые удобно выговариваться и выплакиваться ,совсем не интересуются тобой, твоими мыслями, проблемами, желаниями, мечтами и надеждами. Я долго терпеть это не смогла, вернее до 28 лет терпела, а потом поняла, что истощаюсь под грузом ИХ проблем. Теперь я себя берегу и "фильтрую" все разговоры У психологов есть интересный диагноз "синдром психологического выгорания", и хоть он касается рабочих отношений , его все равно можно немного привязать к отношениям с близкими людьми. Когда нет эмоционального подтвержления твоей ценности, когда тебя и твои проблемы игнорируют, а свои гипертрофируют и загружают тебя ими, то происходит "перегруз". Мне очень нравится фраза с простров интернета - "У меня уже заканчиваются тряпочки , в которые я должна молчать", она очень подходит к данной теме. Терпение кончилось - включился защитный режим.

        Оценка статьи: 5

  • Прочитала статью с удовольствием . Я несколько лет назад установила информационный фильтр, но не от новостей по телевизору, а от не нужной информации от окружающих меня людей. Я не могу слушать о том , что у Анны Васильевны новые шторы, тетя Маша ушла к любовнику, что кто-то пишет письма Путину жалуясь на власть,а так же , что молодежь от рук отбилась и пенсии всем пенсионерам чертовски не хватает. Любят люди жаловатся по поводу и без используя тебя как "жилетку" абсолютно не думая о том, что их информация загрязняет и истощает. Я поставила информационный фильтр и у меня больше не болит голова после общения со свекровью, не хочется напиться от горя с кумой обсуждая её гулящего мужа и после работы у меня ещё есть силы на свою личную жизнь, потому что никто больше не "высасывает" из меня энергию.

    Оценка статьи: 5

  • Ох как приятно встретить человека, думающего так же как и я! Спасибо, Ирина, за статью. Особенно за то, что я уже много лет пытаюсь объяснить своим знакомым и близким (некоторым, к счастью), что совсем не обязательно знать все подробности жизни гламурных звезд, что мне совсем не надо забивать себе голову о том, откуда у них деньги, и кто у них враги, а также почему я такая бедная, если такая умная! Хочется просто жить и надеяться, и быть уверенной, что мир все-таки прекрасен, что бы о нем ни говорили!! И даже если эта тема кому-то кажется давно всем известной она, тем не менее, не становится менее актуальной. Я рада, что нас, единомышленников, так много!!

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Смирнова Дебютант 10 апреля 2012 в 19:22 отредактирован 10 апреля 2012 в 19:36 Сообщить модератору

    Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Если бы у многих было хотя бы начальное медицинское образование, то было бы больше адекватных людей. В последнее время общаюсь с людьми, которые как будто вчера с ветки слезли, а ведь имеют высшее образование... Но техническое. Это печально.
    Кругом царит какое-то мракобесие.. Жуть! Да, души скорее нет, если что. Есть центральная нервная система))) Кстати, очень сложная и красивая штука. А если наличие души таки статистически достоверно докажут - то с удовольствием ознакомлюсь с данными экспериментов.
    И вообще, любовь-морковь... Мы же знаем, что, к примеру, звезды не рассыпаны по небесному куполу. От этого они менее красивыми не становятся, не так ли?

    Оценка статьи: 3

    • Евгения Смуровская Евгения Смуровская Дебютант 12 апреля 2012 в 14:16 отредактирован 18 апреля 2012 в 21:21 Сообщить модератору

      Татьяна Смирнова, даже медицинское образование не исключает мракобесия! Я однажды пришла в районную поликлинику к участковому врачу, с жалобой на ноющие почки, и от этого у меня плохое настроение, и хочу получить у нее консультацию на этот счет (это я еще совсем молодая была). Так что мне ответил этот дипломированный специалист?? - Спать с мужем надо чаще, тогда ничего болеть не будет!!
      Вот так! У кого что болит, что называется....
      Нет, может она и права в каком-то случае, но к моим жалобам это не имело никакого отношения! Вот вам и медицинское образование!

      Оценка статьи: 5

  • Ника Самофракийская Читатель 10 апреля 2012 в 15:42 отредактирован 10 апреля 2012 в 15:42 Сообщить модератору

    А мне понравилась идея про "бывших")) В этом случае гораздо больше успокаивает простое и скучное "физиологическое" объяснение необъяснимой грусти и ностальгии. А вот если вовлекается уже душа - это опаснее... Да нужно ли это нарушение душевного спокойствия? А вообще, любящие поучать - не обязательно физиологи...

  • Точно-точно! ШЖ - уникум настоящий! Можно и развлечься в сочинительстве, можно и всерьез задуматься. Можно тихонько гореть от стыда за свой русский. Можно даже почувствовать себя "литературным крестьянином"...

    Оценка статьи: 5

  • ...

    Меня в детстве научили спокойно фильмы смотреть: "Это артисты. Все понарошку..." Этим и спасался от болезненной впечатлительности.

    Сейчас же наоборот - устав от действительности, создаю свои миры. Один другого лучше! Но при необходимости могу спокойно "увлажнять глазные яблоки" (лишь моргать), глядя на чужую беду.

    Не просто читаю Литновскую, высматриваю-разглядываю - на ус мотаю!

    Оценка статьи: 5

  • Ну а вообще суперзнания, конечно отравляют. Это я, как журналист говорю. Слава богу, я не гружу ими своих родных и знакомых. Но читателей, конечно, приходится. Самое интересное, после статьи задумалась: а ведь и мои коллеги тоже никого не грузят! По-крайней мере, друг друга. Мы настолько устаем от информации на работе, что в жизни больше молчим. Выливая все "на бумагу"? ))

    Оценка статьи: 5

  • Ирина! Супер! Молодец! Я тоже так живу. Причем мне повезло - я вакцину получила еще в детстве от подружек, которые сильно сплетничали. И ТВ не смотрю смолоду, и радио не слушаю как фон. Но, к сожалению, ко всем знакомым приходишь в гости - телевизор не выключается. Под него живут. Живут страстями Киркорова и Пугачевой. Своих-то - всего лишь перемывание косточек мужу с подругами и подзатыльники детям. Или еще противнее - переживания с горящими глазами по поводу сериальных страстей. Ну да Бог с ними, убогими. Нас, не смотрящих ТВ, с каждым годом все больше. И жизнь все интереснее.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Новикова, согласна с вами в том, что сейчас смотреть по ТВ практически нечего. Желтые сплетни и я не переношу, но смотрю с удовольствием, а сейчас много показывают, разные научно-познавательные передачи обо всем. Тайны, истории, приключения, ну и новости немного. ТВ смотреть можно, но очень избирательно.

      Оценка статьи: 5

  • Ирина, спасибо за статью. Ярко, выразительно и в точку.
    Вот только не могу понять чем она не понравилась тем, кто поставил тройки? Написали бы, недовольные.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Ирина Литновская. Я биолог и доцент, и Ваша статья не позволит мне превратиться в такого же зануду-профессора!

  • У меня тоже была подруга... Нет, не физиолог. Просто до энциклопедичности умная женщина. И та же фигня: любые сплетни или трёп неизменно превращались в подробные лекции-нравоучения, что надо кушать, где покупать "правильные продукты", как их готовить, чтобы были полезными. Как воспитывать ребёнка, какие книги ему покупать, что читать самой.
    Но дело было не только в полезных советах, а в обидах -- она до смерти обижалась, что её слушают, но не слушаются. Не следуют советам. Словом, кончилась наша дружба!

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, вот и я о том же! Всех, кто "грузит" тебя ненужной и неинтересной тебе информацией, нужно по возможности избегать, не читать и не смотреть лишнего - вот и все фильтры!
      А уж для кого что "лишнее" - это каждый решает сам. Мне, например, кажется, что никакая информация о том, как устроен и функционирует наш мир, не может быть лишней и уж точно не может помешать им восторгаться и любить его. По-моему, это называется просто любознательностью (не путать с любопытством!). Мне иногда даже думается, что технари-естественники могут жить более богатой и разнообразной духовной жизнью, чем "чистые" гуманитрии, потому что они могут знать то же, что и гуминатрии (литература, искусство, философия...да хоть та же столь модная нынче психология!), но ещё дополнительно к этому - то, чего гуманитарии не знают (а некоторые и знать не хотят), а именно : как "всё это" устроено и как "это" делается. ИМХО, конечно.

      • Евгения Комарова, не всё так просто... Я ж два года дружила с "умной подругой", в рот ей заглядывала, верила...
        Может я такая послушная или мнительная? Но попервах это было интересно, казалось важным, ценным -- знать всё это. Да и преподносилось оно где-то так: "Как?! Ты разве не знаешь?!" Я, видимо, напоминала Колю из фильма "Любовь и голуби", который жадно слушает Раису Захаровну.
        Просто потом это стало тяготить... Да, я знаю, что в молоке нет молока, я знаю, что в банке с консервированной кукурудзой ГМО, но я не хочу пилить на другой конец города в "проверенный магазин" за отечественной кукрудзой или покупать именно белорусское молоко, мне и "ненастоящее" сойдёт. Я не считаю себя "плохой мамой", потому что воспитываю своего ребёнка так, как меня воспитывала моя мама. И свою плохой не считаю, как бы меня не убеждали в обратном. В общем -- устала я "жить правильно"...

        Оценка статьи: 5

  • Солидарна с Вами на все 100%!

    Оценка статьи: 5

  • Помнится, некто м-р Ш. Холмс тоже ставил фильтры - ну не нужна ему была информация, что земля круглая. Судя по эффективности его как специалиста, такие жесткие фильтры были вполне уместны и оправданы. Соглашусь с автором по поводу фильтров... физиологов просто давненько не встречала. Даже маму иногда прошу сменить тему - ну не хочу в чужих проблемах участвовать. Свои решаются, а чужие нет, поэтому за чужие переживаю больше. А оно мне надо?

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за хорошее настроение, в котором Вы были, когда писали статью, и за то, что этим щедро поделились.

    Мне понравилось.

    Оценка статьи: 5

  • Я физиолог. Не профессор пока еще, но доцент. Не думаю, что мои знания мешают мне наслаждаться жизнью, скорее наоборот - я имею возможность и получать чувственный опыт, и анализировать, если пожелаю, его составляющие. А в целом насчет физиологов - Вам не повезло. Мои коллеги, и профессора в том числе, - интересные, ироничные, умные люди. По крайней мере, других я еще не встречала

  • А мне понравилось!!

  • Это не физиологи скучные люди, это образ мысли, образ жизни так влияет. Вряд ли Вас поймет тот, для кого расскладывать все по полочкам жизненно необходимо. Я скорее поддержу вас, хотя тоже бываю жуткой занудой.

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 9 апреля 2012 в 01:40 отредактирован 9 апреля 2012 в 01:45 Сообщить модератору

    Ирина!
    Вы решили вслед за Экклезиастом воскликнуть : "Многая знания умножают скорбь"? Ну, так у него короче и внятнее получилось...
    Если же Вы хотели сказать о необходимости "фильтровать базар", так в чём проблема? Телевизор? Так у каждого пульт в руках : можно выбирать программы, а можно и попросту выключить. Комп? Ну так в своём личном компе каждый и вовсе может читать только то, что ему (ей) интересно. Проблема, собственно, возникает только в общении с людьми, нагружающими нас ненужной нам информацией. Но ведь только кровных родственников выбирать нельзя, а всех остальных - любимого, подруг, даже коллег и соседей - можно и нужно! Мне, например, удалось свести общение с неинтересными мне людьми до производственно и житейски неизбежного минимума.
    А вот знание того, почему деревья зелёные, как работает сердце и какие гормоны выбрасываются в кровь при тех или иных эмоциях, мне почему-то совсем не мешает любоваться деревьями, плакать над книгой или фильмом, восторгаться, негодовать, влюбляться...

    • Сергей Миколич Читатель 12 апреля 2012 в 19:57 отредактирован 12 апреля 2012 в 19:58 Сообщить модератору

      Евгения Комарова, если вы верующая, то не не упоминай святое писание в суе. Если нет, то прорицатель не при делах. Автор о современном информационном обществе. Кто и почему впихивает нам всю ненужную инфу хорошо и подробно описано у Оруэл "2004". Я ничего не добавлю нового. А то что сейчас для думающего человека появилась проблема переизбытка информации и его последствий - автору спасибо за указание. Порой мы эту опасность недооцениваем.