Михаил Груздев Грандмастер

Гаджет-аддикция и не только: каким бывает современный шопоголизм?

«Тебе нужно развеяться. Пройдись по магазинам, купи себе что-нибудь…» — эту фразу мы слышим в каждом втором американском фильме.

Nuzza, Shutterstock.com

Да, отличный способ снять напряжение. Гораздо безопаснее, чем, например, алкоголь. Ходишь по магазинам, любуешься, отдыхаешь и покупаешь что-нибудь красивое… Но от этого психологическая проблема (ощущение внутренней пустоты) не уходит, а привычка остаётся. И постепенно перерастает в зависимость — навязчивое желание купить что-нибудь, независимо от того, нужно тебе это ли нет. Зависимость эту по-научному называют ониомания, шопомания, шопингомания или шопоголизм (шопинголизм).

Ониомания — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. (Источник: Википедия)

Ониомания, навязчивое желание что-нибудь покупать, клинически относится к психическим расстройствам. Наиболее часто страдают шопоголизмом женщины, хотя в последнее время этот «недуг» поражает всё больше мужчин. Бывают и тяжелые случаи… Человек, страдающий шопингоманией, может не только влезть в большие долги, но и покончить жизнь самоубийством, не имея возможности купить понравившуюся вещь. История знает и такие случаи. А уж сколько семей распалось из-за того, что один из супругов не мог преодолеть искушения покупать что-нибудь ненужное вместо чего-то нужного…

Психотерапевты обозначают термином «ониомания» («шопингомания») большое количество психических расстройств. Вот самые известные из них.

Сейломания (сейлзомания), или мания распродаж (мания скидок). Наверное, все видели телерепортажи с рождественских распродаж где-нибудь в США. Огромная толпа, сметающая всё на своём пути. Люди хватают всё, что попадается под руку, неважно, нужно это или нет, и несутся к кассе. Это, конечно, уже клиника, впору лечиться у психотерапевта. А есть люди, которые уже и не покупают товар, если на ценнике нет заветного слова «скидка». Даже просто плакат «Скидки до 70%!» может спровоцировать импульсные покупки, результаты которых потом будут либо выброшены, либо засунуты на самую дальнюю полку. А деньги уже потрачены, и человек корит себя за бесполезные покупки.

Лейбломания (брендомания). Навязчивое желание приобретать изделия и услуги только определённых брендов. Эта, вроде бы, безобидная приверженность постепенно превращается в навязчивую идею, и, если человек не может себе позволить товары определённой фирмы, у него могут начаться серьёзные психологические проблемы, вплоть до нервного срыва.

В последнее время появилось и «новомодное» расстройство — гаджет-аддикция. Навязчивое желание покупать суперновые электронные гаджеты, даже если жизненной необходимости в этих «игрушках» нет. Чистые понты, показатели «статуса». А уж современные технологии предлагают таковые в огромных количествах: новые смартфоны, планшетники, читалки, ноутбуки с функцией 3D… «Больных» этим психологическим расстройством можно увидеть в новостях у каждого магазина фирмы «Apple» в день продажи нового гаджета. Люди готовы стоять всю ночь, лишь бы стать первыми обладателями заветной электронной «игрушки». Недаром бывший глава «Apple» Стив Джобс цинично заметил: «Мы делаем миллиарды на ваших понтах».

Джанк-фуд-аддикция (junk-food, от англ. junk — мусор), или фастфуд-мания — навязчивое желание съесть что-нибудь в каждой встречающейся на пути фастфуд-забегаловке. Кроме вреда здоровью и отъема некоторого — иногда достаточно большого — количества денег, пользы от таких перекусов никакой.

Конечно, современный шопоголизм более многогранен, чем описанные выше психические расстройства. Мало того, он ещё и постоянно подпитывается с экранов телевизоров, рекламных плакатов, баннеров в Интернете и т. д. Те же фильмы, где красивая героиня говорит неизменную фразу, вынесенную в эпиграф…

Противостоять шопомании сложно, но можно. Прежде всего, не приравнивать удовольствие от новых покупок к решению психологических проблем. Больше обращать внимание на функциональность покупки, а не на её «статусность». Меньше покупать импульсивно, необдуманно.

Для этого требуется немного: покупать товары только по списку, в поход по магазинам брать ровно столько денег, сколько надо, или чуть больше. Откажитесь от дополнительных товаров и услуг, которые «впариваются» с любой крупной покупкой. Расплачивайтесь наличными, а не кредитной карточкой. Возьмите за правило задавать себе на распродажах вопрос: «Если бы скидки не было, купил бы я это?» Если ответ «нет», значит и со скидкой покупать данный товар не стоит. Если «да», покупайте и порадуйтесь, что сэкономили некоторую сумму.

А ещё всегда помните, жизнь Ваша — не только бег от покупки к покупке, это нечто большее. Намного большее!

Обновлено 5.05.2012
Статья размещена на сайте 21.04.2012

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • люблю ходить по магазинам, но я никогда не стану страдать от шопоголизма иначе с голой попой останусь Ну а если серьезно, статья хорошая, но наверное, по большей части, для нашей молодежи, им это заболевание более присуще...я как - то от скуки не мучаюсь,А если иду в магазин то с деньгами и с конкретной цельюГулять по магазинам некогда, я лучше на улице погуляю воздухом подышу

    Оценка статьи: 5

  • Елена Закаблуцкая Читатель 6 мая 2012 в 23:06 отредактирован 6 мая 2012 в 23:07

    "Противостоять шопомании сложно, но можно". Соглашусь. Сложно - потому что, как правило, человек очень долго не осознает наличие проблемы и спохватывается лишь тогда, когда любовь к прогулкам по магазинам перерастает в самую настоящую зависимость - одну из тех, что весьма квалифицированно описаны в этой статье. Со стороны проблема виднее, и хорошо, если кто-то из близких людей - родители, сестры-братья, друг-подруга и т.п. корректно, но настойчиво обратят внимание жертвы маркетинга на то, что невинное увлечение становится опасным. Шансов на то, что к их словам прислушаются, увы, не так уж много, но они есть. И тогда можно постараться контролировать формирующуюся зависимость - это уже про "можно". К тем способам, которые перечислил автор, я бы прибавила еще:

    1. Отслеживать работу продавцов: все-таки, задача продавца - продавать, а не заботиться об экономии средств клиента. Продавцов, которые виртуозно владеют методами продажи, сравнительно немного, но их число будет расти.

    2. Отслеживать время своего нахождения в торговом центре. Существует своеобразный закон: чем больше времени человек провел в магазине, тем выше вероятность того, что он не уйдет без покупки. Это, кстати, одна из причин, по которым мегамоллы приносят своим хозяевам такую прибыль.

    3. Во всех случаях, когда покупка вызывает сомнения, отложить ее (в прямом или переносном смысле) и часа через два-три-четыре, уже выйдя из магазина и эмоционально выключившись из ситуации, прикинуть на трезвую голову: а надо ли?

    Но если зависимость приобрела выраженный характер (долги, попытки самоубийства, депрессия и т.п.) - вот с этим уже к психотерапевту, самостоятельно справиться с подобным почти невозможно. Разве что Ее Величество Жизнь преподнесет такую ситуацию, после которой наступает серьезная переоценка ценностей, и совершение покупок становятся просто одной из задач, какие надо решать по мере необходимости, но не более.

    Оценка статьи: 5

  • Мне статья понравилась. Все четко и по полочкам. Но все равно люблю делать покупки. У меня был в жизни краткий период, когда даже покупка любимой газеты была роскошью. Вспоминаю его с содроганием.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 6 мая 2012 в 23:14 отредактирован 6 мая 2012 в 23:15

      Татьяна Черных, ЧтоЙ-то не верится в такую тусклость, что даже любимую газету было купить в лом. Это сказочка для молодых лохчихов.

      Оценка статьи: 5

    • "Но все равно люблю делать покупки. У меня был в жизни краткий период, когда даже покупка любимой газеты была роскошью. Вспоминаю его с содроганием."
      Татьяна Черных, спасибо за комментарий. и желаю, чтобы таких периодов, как та чёрная полоса, было меньше, а покупки действительно были полезны и приносили радость.

  • Так что же это "бОльшее"? Назову только кое-что: это поэзия, волонтёры, "огромные поставленные цели"(С),прочие иррациональные штучки.
    Эти благие порывы допускают езду на престарелых тачках и антикварные мебеля. И сейчас ещё в моде нарочито протёртые джинсы, лохматые козырьки бейсболок.
    Это явление от сбоя принципа "необходимо и достаточно" и от избытка товаров и модных штучек. Надо бы озаботиться о тех, кому плохо и очень плохо.
    Но особого драматизма в наступившей хорошей жизни я не вижу: всё образуется, устаканится, как уже бывало не раз.

    Оценка статьи: 5