• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Москалева Мастер

Как выбрать подходящего психолога? Методы работы

Не секрет, что в психологии существует множество методик консультирования. Соответственно, у каждого специалиста есть и своя специализация. Специализация подразумевает не только выбор преимущественных инструментов в работе, но и спектр проблем, которые наиболее часто берется решать данный консультант.

Vlue Shutterstock.com

Начинать искать «своего» психолога можно с помощью вопросов. «В какой области вы специализируетесь?» «Какие методики консультирования практикуете?» «Проблемы какого плана поможете мне решить?» Внимание, очень важный вопрос: «За какое время (количество рекомендуемых консультаций в среднем) реально решить мою проблему?» На этот вопрос никто не даст точного ответа. Но вы можете сделать условное предположение о том, насколько популярен «развод» в данном заведении.

Обзор средств консультирования — информация открытая. Гораздо сложнее понять, что подходит именно вам. Особенно это актуально, когда отсутствует опыт успешных решений. Можно посоветовать метод проб и ошибок, но на практике он слишком дорого стоит.

Что будет полезно именно для вас?

Для тех, кто не очень хочет работать над собой, но нуждается в смягчении переживаний можно предложить экзистенциальный анализ. Специалистов в этой области почему-то называют психологами-аналитиками. Хотя аналитическая психология и экзистенциальный анализ — разные понятия.

На практике ЭА выглядит так: напичканный теоретическими знаниями психолог строит выводы на основании субъективной формулировки проблемы пациентом, а потом делает предположения, которые вовсе не обязательно соответствуют правде. Что делать с этими предположениями — непонятно.

С подобными психологами хорошо обсуждать свои проблемы. Тебя всегда поймут, поддержат, ободрят. При этом поставленная задача, как правило, не решается. Собственно, процесс и есть решение. Для особых энтузиастов подобные психологические консультации могут стать бесконечными. Проблемы имеются всегда, а значит есть что обсудить.

С аналогичным успехом можно плакаться друзьям. Но и здесь «подводные камни»: друзья могут устать от нескончаемых жалоб, они не всегда способны выслушать, а при удобном случае ткнут «носом в лужу» (когда станет ясно, что ничего ты со своей проблемой не сделал). Поэтому к профессиональному психологу иногда сходить приятнее.

Собственно, ничего плохого в таких консультациях нет. Если возможность выговориться, поделиться своими проблемами помогает человеку их пережить, то почему нет? Единственный минус — эти возможности платные. Но когда у пациента есть деньги, время и желание, то такой стиль «работы», как правило, устраивает обоих. Пациент — выплакался и успокоился, психолог — выслушал и получил деньги.

Для тех, кто уже осознал необходимость изменений и впервые готов приложить усилия, подойдут «простые» способы работы над собой. Например, поведенческая психотерапия. По описанию психологов, «в данной терапии жалобы клиента принимаются как значимый материал, а не как симптомы лежащей за ними проблемы, что свойственно, например, психоанализу. Нужно изменять и модифицировать конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность».

«Действие» данного метода можно легко усвоить через популярные психологические книги, где даются рекомендации типа таких: при такой-то проблеме говорить надо так, делать вот эдак. К подобному роду советов можно отнести все с названием типа: «Как заработать миллион», «Как перестать конфликтовать» и т. п. Никто не озадачивается внутренними глубинными процессами, которые влияют на человека в том или ином поведении.

Такой подход имеет право на жизнь, когда проблема «лежит на поверхности», и ее можно решить, например, посредством аутотренинга. Достаточно себе несколько раз повторить «я хороший» — и вправду стал хорошим! Или повторил себе «я могу» — и смог. Поменял форму своего негативного общения — и оно стало позитивным.

Но, увы, никто лишь по прочтению книг до сих пор не стал богатым, бесконфликтным, успешным и т. д. Когда индивид начинает разбираться с проблемами глубокими, внутреннего характера, данный метод практически бесполезный, пустой.

Тем, кто готов к кардинальным решениям, имеет опыт работы над собой, необходимы действенные, серьезные инструменты. Те, которые выявляют подсознательные мотивы, вскрывают глубокие пласты проблемы, отвечают на вопрос «Кто я есть на самом деле?». Здесь можно посоветовать аналитическую психологию, арт- и гештальт-терапию, клиент-центрированную терапию, эриксоновский гипноз.

Данные техники — очень эффективные. Они помогают сформулировать, осознать источник своей проблемы и понять, что с этим делать. Для действенных изменений необходимо прилагать усилия, работать над собой, искать, стремиться, достигать. Только в этом случае можно преодолеть многие сложные жизненные ситуации. При регулярном посещении психолога, владеющего вышеупомянутыми инструментами, есть возможность научиться их применять самостоятельно.

Когда вы нуждаетесь в практических проработках, хорошо подойдут техники взаимодействия в группе: транзактный анализ, телесно-ориентированная терапия, нейролингвистическое программирование, системно-семейные расстановки (расстановки по Хеллингеру), семейная психотерапия, танцедвигательная терапия. В некоторых случаях групповая работа намного эффективнее, чем индивидуальные консультации.

Данные методики получили широкое распространение во всевозможных тренингах, практиках, в психологических группах.

Как правило, под каждого клиента и его проблему подбирается индивидуальная методика. Психолог знает многие или даже все техники. Но специализируется только на некоторых. Конечно, главная ценность — сам человек. Насколько он вас понимает, чувствует, стремится помочь, повышает свой профессионализм, настолько он и будет вам полезен.

В ваших силах — читать, задавать вопросы, пробовать, анализировать, чувствовать и выбирать то, что подходит.

Статья опубликована в выпуске 3.05.2012
Обновлено 26.07.2020

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • вопрос: «За какое время (количество рекомендуемых консультаций в среднем) реально решить мою проблему?» На этот вопрос никто не даст точного ответа. Но вы можете сделать условное предположение о том, насколько популярен «развод» в данном заведении. НЕ ПОНЯЛА НАСЧЕТ РАЗВОДКИ! что значит развести клиента, сообщив о количестве занятий? Непрофессионально мгновенно(а еще лучше по телефону) назвать количество будущих встреч. Обмануть - сказать за два раза справимся? а если нет? Ко мне пришла дама - запрос: липнут женатики, нормальные парни объодят стороной. а в остальном - у меня полный порядок - говорит. если ее послушать - хватило бы пары занятий консультационных. Но начали заниматься, а там такие папины установки полезли, что работать и работать. а папа меж тем умер и носит Таня обиды годами... Мы с ней занимались недели три, потом она уехала в Сибирь и я ее продолжала консультировать на расстоянии. 2) непонятно, что даст клиенту вопрос про техники, которыми владеет психолог и направление деятельности? ну скажешь - я гештальт-терапевт, училась НЛМ и психодраме. И что? Психологическая консультация это танец двоих. Сложились отношения между клиентом и психологом -есть контакт. И просто разговор без наведения транса поможет разобраться. Когда психолог грамотно выстраивает беседу, когда не просто слушает , а задает уточняющие вопросы, клиент бывает в озарении - а! вот же как следует поступить! в общем непонятна мне статья вообще... Поддержу одно - надо искать контакт. Если психолог при разговоре по телефону раздражает хоть чем-то, если чувствуете его неуверенность или самомнение, бегите прочь

    Оценка статьи: 3

    • Алла, это хорошо, что Вы не поняли насчет разводки. Это значит, история не про Вас. Но бывает, когда с людей деньги трясут по поводу и без повода. Конечно, истина где то посередине (может быть, сам человек не научился доверять и не понял, что требуется ВРЕМЯ на все). Но жалуются многие, поэтому, наверняка, проблема и со стороны некоторых Ваших коллег существует.

      За комментарий - спасибо.

  • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 3 мая 2012 в 15:31 отредактирован 3 мая 2012 в 15:32 Сообщить модератору

    Знающие люди, если у вас есть что сказать, поправить автора, говорите, пожалуйста, конкретные замечания, поправки, давайте советы.

    Мне бы хотелось, чтобы данная статья была не поводом устраивать дебаты на тему "Кто тут круче в знаниях", а была подмогой для тех, кто хочет найти своего психолога.

    Давайте, уважать себя и остальных читателей, а не опускаться до измерения длины детородных органов!

    • Наталья Москалева, надо ещё одну статью: как обнаружить у себя потребность в корректировке, в помощи психолога. И какие признаки указывают, к какой из описанных категорий лучше обратиться.
      А то у нас либо все здоровые, аж зелёные. Либо всё поправляют бутылкой пивка. Либо к гадалке идут. Порчу снять.

      Оценка статьи: 5

  • Сорри, а про что статья-то? И где ответ на вопрос? Как-то всё в кучу, все направления.
    Тем более, как раз и не все Субъективные описания. Ну, есть у вас предпочтения профессиональные и/ли теоретические, - так бы и писали. Любо описывали бы все-все существующие, анализ тогда бы был.
    Я ничевонипанила.
    По поводу экзистенциального анализа, который "почему-то называют анализом" - это вообще о чём, автор? Кто и где путает? Впервые слышу.
    Есть класмсические три направления, знакомьтесь:
    1. Бихевиоральное (поведенческое)
    2. Динамическое
    3. Гуманистическое (куда входит экзистенциальная терапия, вышедшая из экз.философии)
    В общем, автор, курите мат.часть.
    Минус.

    • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 3 мая 2012 в 15:22 отредактирован 3 мая 2012 в 15:26 Сообщить модератору

      Ольга Сирота, если Вы ничевонипанила, это не значит, все.

      Я высказала свою точку зрения о некоторых направлениях и их практической применимости. Естественно, знания основываются на собственном опыте. Почему то никто до меня этого не делал. (где находятся все такие умненькие в то время, как люди ищут и не могут найти внятного специалиста?)

      Кому нужна польза, тот увидит конструктив. Пусть не идеальный, но точка отправки положена.

      Кто хочет помочь (мне не надо, - людям), тот добавит конкретных практических знаний, рекомендаций в комментарии.

      А кому нужно показать себя умнее, тот успешно изображает оного.

      • Ольга Сирота Ольга Сирота Читатель 3 мая 2012 в 18:42 отредактирован 3 мая 2012 в 18:45 Сообщить модератору

        Наталья Москалева,
        если Вы ничевонипанила, это не значит, все.
        мне кажется, Вам следует ещё и фразы правильно выстраивать научиться.
        И, если что, я не "изображаю оного", а действительно умнее)))И возмущена Вашим безграмотным набором букв, который полностью дезориентирует потенциального клиента.
        Чтобы дать практические рекомендации, нужно весь текст Ваш переправить. Ошибки я уже указала. Субъективный взгляд, поверхностная информация.
        Что значит: "напичканый теоретическими знаниями психолог" (относительно одного направления)?!
        И что значит "данные техники очень эффективные" (про другое направление).
        Это по каким таким критериям Вы их оцениваете? По личным впечатлениям, да? Это и есть дезинформация.
        Что значит - осознали/не осознали проблему - идти туда или идти сюда?
        Или Вы полагаете, что одни методы и/ли направления располагают диагностическим инструментарием, а другие - нет? Просто поболтать, да?
        В общем, кошмар и ужас!
        Люди, не кушайте информацию всю подряд! Фильтруйте и пропускайте через критические фильтры
        И да! Автор, а как так - "никто до меня этого не делал"? Я прям удивляюсь, чесслово. Вот здесь, первая попавшаямся ссылка, и сразу - грамотная и взвешенная информация.
        shkolazhizni.ru/psychology/articles/21353/
        Изучайте материал более тщательно. А если делитесь только и только личными впечатлениями, то большими буквами это выделяйте.

  • А НЛПистов ненавижу, с ними общаться невозможно. Они уже разучились просто общаться, такое вечное тягостное впечатление, что либо он от тебя ускользает всё время, то ли он тебя кодирует.

    Оценка статьи: 5

  • Папа мой в гештальд-терапии, мама -- в символ-драме. Мама востребованнее. К ней часто приводят детей и подростков, когда есть общее тревожное состояние на фоне общего бытового благополучия при отсутствии претензий и давления от родителей. При помощи рисунков и предметов, мама вытягивает наружу из скрытые страхи и комплексы. Мне это кажется почти магией.
    Но когда по вечерам мама с папой спорят на кухне, то туда лучше не заходить: ты сразу получишь великое множество диагнозов. Лучше бы просто послали...

    Оценка статьи: 5

  • Василиса  Премудрая Василиса Премудрая Читатель 3 мая 2012 в 10:04 отредактирован 3 мая 2012 в 10:09 Сообщить модератору

    можно предложить экзистенциальный анализ. Специалистов в этой области почему-то называют психологами-аналитиками.--------------- Почему-то!

    Вообще-то всю жизнь был психоанализ. Что это за экзистенциальный анализ и откуда он взялся?

    По поводу 'действенной' части: я бы вообще не советовала никому связываться с разнообразными методиками. Во-первых потому, что в их основе часто всего лишь частный опыт. И даже если он похож на чей-то еще опыт, вовсе не означает, что он не может навредить. Более того, скорее так и будет, а не наоборот. По формуле: одно лечим - другое калечим.

    Врачеватели души тоже, ведь, должны бы придерживаться принципа эскулапов, нет? Другое дело, что может у современных 'врачевателей души' уже и понятие душа-то давно устарело - читая их иногда складывается такое впечатление. )) Тогда понятно, откуда появляются экзистенциальные анализы вместо психо- и т.д.

    Единственных, достойным внимания, направлением на сегодня является нлп. Собственно это далеко не новое, просто систематизированное знание.

    Вообще, желаю удачи всем, кто решил связаться с теми, кто сегодня называет себя психологами.

    Оценка статьи: 2

    • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 7 мая 2012 в 11:22 отредактирован 7 мая 2012 в 11:37 Сообщить модератору

      Василиса Премудрая, ЭА - сравнительно новое и очень перспективное направление в психотерапии. Основатель - Альфрид Ленгле, ученик Виктора Франкла, автор теории о четырех фундаментальных мотивациях. Школы и институты ЭА действуют в 200-х странах, в т.ч. в России, где у него много учеников. В основе ЭА - феноменологический подход и глубокое осознание своих мотивов и ценностей. Автор статьи, очевидно, просто не в теме.

      • Галина, еще раз хочется задать тупой банальный вопрос всем тем кто в теме. Почему Вы не написали подобных рекомендаций?

        Не надо ответов. Это получится очередная ненужная перепалка, я в ней не буду участвовать.

        Лучше возьмите и напишите, благо, опыт у Вас есть, Вы здесь - автор, профессиональный, между прочим. Напишете лучше, я сама в работе буду давать ссылки на вашу статью. Совершенно серьезно говорю.

        И когда я увижу практическую пользу (это ключевой момент) в Вашем подобном труде, а не красивую теорию, сама лично зайду сюда, в комментарии и напишу о том, что есть на эту тему статья лучше, читайте ее.

        Перестаньте "профессионалы" тыкать в меня палочкой. Ваших профессиональных трудов пока никто не оценил. Поэтому, разговор ни о чем.

    • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 3 мая 2012 в 11:20 отредактирован 3 мая 2012 в 11:21 Сообщить модератору

      Василиса Премудрая, ага, никто никому ничего не советует, а люди ищут, отчаиваются, и так и остаются ни с чем. Статья родилась из многих рассказов о том, как "Пошли, денег заплатили, получили ориентир, когда в следующий раз деньги платить".

      Согласна, советовать в этом деле - неблагодарно. Но, сложилось мнение, что это уже меньшее зло

      Если вы психолог, работаете в этой области, задумайтесь, почему у людей с другой стороны (не психологов, потенциальных клиентов) получаются вот такие проблемы. Если Вы, например, умеете помочь человеку, то почему этого не умеют делать Ваши коллеги? Развелось, простите, психологов разных цветов на каждом углу, а что толку.

      Между прочим, к НЛП у специалистов в классической науке весьма настороженное отношение.

      Вы говорите, что нельзя советовать. И тут же выдаете рецепт! У человека всегда должен быть выбор.

      Экзистенциальный анализ взялся из классических определений в психологии (данных самими же психологами). Но я уже сказала, что понятия перепутаны. Кто и в какой момент перепутал, не выясняла

      • Наталья Москалева, такие статьи должны рождаться не от "многих рассказов", а от базового психологического образования, которого у вас, скорее всего, нет, подкрепленного успешным опытом практической работы. Как обычно - поверхностно, обтекаемо, непрофессионально.

        • Галина Резапкина,- естественно! Поэтому, все, кому я не могу помочь - к Галине Резапкиной!

          • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 14 мая 2012 в 20:06 отредактирован 14 мая 2012 в 20:08 Сообщить модератору

            Наталья, ответ неверный. Я частной практикой не занимаюсь. Иногда критикую вас потому, что очень трепетно и требовательно отношусь к работе психолога. Простите, если иногда задеваю - ничего личного! Искренне желаю вам творческих успехов!

            • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 15 мая 2012 в 06:25 отредактирован 15 мая 2012 в 06:25 Сообщить модератору

              Галина, если Вы не практик, то какая польза от ваших знаний и от всей этой красивой теории? Простите за "наезд". Вопрос риторический, естественно.

              А я практик. И все что делаю - проверено на себе. А это значит, говорю только о том, где получила достоверные результаты.

              Вы, как психолог, положа руку на сердце, как думаете, в каком случае больше пользы- когда психолог много знает, или когда человек делает и делится своим опытом конкретным, проверенным, достоверным?

              Все, понесло Остапа. Простите, Галина, еще раз. Пошла я... работать над собой

              Даю мизинец... Дружба?

              • Наталья Москалева, "И все что делаю - проверено на себе." - а перечитайте первый комментарий к статье. Нельзя проверить на себе даже рецепт борща - вкусы у людей разные и даже картошка различается...

                • Марианна Власова, именно. Я не увидела противоречий. Всегда говорю, что основываюсь на своем опыте (а люди порой воспринимают как "яканье", эгоцентризм). И даю проверенные практики с результатами. Но, конечно, каждый человек - индивид, поэтому и путь у каждого свой.

                  Вернусь к борщам. Как показывает практика, мой опыт оказывается полезен другим людям. Не психологам, конечно - они и сами умные. Но простым обывателям, если можно так сказать. "Спасибо" говорят и пишут и за помощью обращаются и успехов достигают. А это значит, не зря пишу и говорю и даже иногда спорю.

                  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 24 мая 2012 в 22:58 отредактирован 24 мая 2012 в 22:58 Сообщить модератору

                    Наталья Москалева, наверняка, Ваш опыт может быть полезен конкретным людям, схожим с Вами в чем-то. Психолог же видит ситуацию снаружи.

                    • Марианна Власова, вроде бы со всем согласна, но почему появляется ощущение спора?

                      Есть мыслящие люди и среди психологов и среди обывателей. А есть НЕ мыслящие. С моей точки зрения, самое ценное качество в человеке, это мудрость, а не специальность (профиль высшего образования).

                      Так вот, видала я психологов, которые, простите, ни бе ни ме. И корочки есть, и по специальности работают, а толку мало.

                      Видала я психологов, которые хорошие практики, но в собственном развитии стоят на месте. И потому, помощь их - весьма ограниченная.

                      Так вот, лучший вариант, это когда психолог и практик в работе с другими людьми, и с собой работает. И такие, к счастью, есть. Но они, как правило, не кичатся своими знаниями.

                      А по поводу своего субъективного опыта могу сказать, что чувствовать человека можно научиться тогда, когда умеешь чувствовать себя. Как это ни странно звучит, но знающие образованные психологи смогут подтвердить. А это значит, пройдя через понимание себя, можно видеть ситуацию снаружи. И не хуже дипломированного специалиста. А иногда и лучше.

                      Но я больше не хочу спорить и что то доказывать. Пусть каждый выбирает для себя.

                      Истина, она вообще, где то посередине. И не факт, что в моих устах.

                      • Наталья Москалева,
                        "пройдя через понимание себя, можно видеть ситуацию снаружи. И не хуже дипломированного специалиста. А иногда и лучше."
                        Похоже, это обычный комплекс бога, ага. Когда так хочется быть значимым и всех спасать. Только учиться не хочется. На фига? Коронная фраза: "я сам по жизни психолог".
                        И это здорово! Найдутся люди, через которых потребности удовлетворятся. Такие люди есть, они не пойдут к психологу, для этого их уровень сознания не достаточно высок. Они пойдут к тёте Моте или дяде Пете. И будут внимать их опытуА тётя Мотя с комплексом бога будет чувствовать свою значимость, псевдолюбовь, которой не хватает по всей видимости. И писать статейки, уверенная в своей офигительности)))))
                        Удачи и Вам, и тем спмым людям.

                      • Наталья Москалева, "видала я психологов, которые, простите, ни бе ни ме. И корочки есть, и по специальности работают, а толку мало." - и я видала, и на нашем сайте они есть. Психолог, который практикует без супервизии - останавливается в развитии, да. Но я говорю о том, что должно быть, а не о том, что бывает. К сожалению, сейчас, даже если написано "обратиться к врачу", найдутся люди, которые расскажут, что врачи не лечат, а калечат.

                        "пройдя через понимание себя, можно видеть ситуацию снаружи" - только если для понимания себя используешь квалифицированный взгляд снаружи. От книги по популярной психологии до хорошего психотерапевта - зависит от сложности проблемы.