• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Альфред Грибер Мастер

Как сказки влияют на нашу жизнь?

«Что за прелесть эти сказки!» — воскликнул однажды великий Александр Сергеевич Пушкин. И с ним трудно не согласиться.

cosma, Shutterstock.com

Сказки — это первые литературные произведения, с которыми знакомится человек. Их мы слышим уже в младенческом возрасте, ещё даже не научившись читать.

Многие сказки так проникают в душу, что человек начинает переносить сюжет и характер героев не только на свою жизнь, но и на свою судьбу.

Возьмём, к примеру, русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Некоторые девочки, вообразив себя Алёнушкой, всю свою жизнь ищут беспомощных и слабых, чтобы им помогать. И для них совершенно не важно, просят их об этом или нет. Они считают своей святой обязанностью опекать других людей. Такие старшие «девочки» носятся с младшими, как с писаной торбой. Они считают, что обязаны быть для других единственным светом в окошке.

Казалось бы, такие женщины должны быть счастливы всю жизнь. Однако нет. Из-за того, что они слишком мало внимания уделяют своим личным интересам, у них регулярно возникают приступы депрессии.

В свою очередь, некоторые мальчики, симпатизируя Иванушке, так входят в роль зависимого от старшей сестры братца, что всю свою последующую жизнь ищут себе покровителя, без которого не мыслят своего существования.

Или вот, например, сказка «Белоснежка и семь гномов».

Представив себя в детстве этакой внешне очень привлекательной Белоснежкой, некоторые девушки так входят в роль, что стараются очаровывать всех попадающихся им на жизненном пути мужчин-«гномов». Они благосклонно позволяют представителям мужского пола носить себя на руках и принимают различные знаки их внимания. Если таких девушек мужчины пугают своей непредсказуемостью, они скрывают своё подозрение под очаровательной улыбкой.

И тем не менее все старания таких «белоснежек» найти свой идеал мужчины обречены на провал по одной простой причине. Таким девушкам невозможно угодить.

Вот если можно было бы соединить красоту и обаяние одного «гнома», интеллектуальные способности второго «гнома», красноречие третьего «гнома» и наследство четвёртого «гнома» в одном мужчине, только при таком условии такая «Белоснежка» согласна отдать своё сердце. Где-то у какого-то классика мы с вами это уже читали. Не правда ли?

А вот ещё одна интересная сказка — «Золушка».

Вдохновившись ролью бедной сиротки, некоторые девушки напрочь забывают такие слова, как «хочу», «интересно» и «приятно». В их лексиконе почётное место занимают слова «надо», «нужно», «должна», «обязана». Они делают то, чего им не хочется. Хотя, как говорится, наступая на горло собственной песне, они тешат себя надеждой, что в конце концов получат заслуженное признание. Но не тут-то было!

Люди, которые заставляют «золушку» выполнять чёрную и неблагодарную работу, быстро привыкают к её жертвам и принимают их как должное. Если человек не уважает сам себя, то как другие люди будут его уважать?

А надеяться на добрую фею-Крёстную просто глупо, так как в реальной жизни приходится только самим добиваться своего счастья.

Ведь недаром говорится, «сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок».

Статья опубликована в выпуске 3.07.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (42):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Госссподи, и что еще доведется прочитать... Мрак и ужас.

  • А разве это сказки влияют? Ведь девочки выбирают разные амплуа, сообразно своему характеру и воспитанию. Есть в сказках и принцессы да царевны, ради которых мужчины идут на подвиги.
    И что-то Вы про мальчиков ничего не сказали, а ведь у них намного разнообразнее роли. Я вот Серого волка люблю.

  • Альфред Грибер Альфред Грибер Мастер 23 июня 2012 в 20:33 отредактирован 23 июня 2012 в 20:35 Сообщить модератору

    Марианна Власова, сказки не оставляют нас равнодушными в течение всей последующей жизни. Близкие сердцу сказки созвучны жизненной установке, закодированной в образах. А любимая сказка напоминает о глубинных потребностях. Конечно же, я привёл всего несколько примеров. Можно было бы поговорить и о Принцессе с Трубадуром ("Бременские музыканты"), и о Маше ("Три медвеля"), и о Храбром Портняжке, и о Русалочке, и о Спящей Красавице, и о Даниле-мастере ("Каменный цветок"), и о других героях наших любимых сказок. Но, как всегда, объём статьи не резиновый. Кстати, мне тоже нравится Серый Волк. Надёжный товарищ!

    Оценка статьи: 5

  • Ну, конечно же! Мы с Вами мыслим на одной волне.

    Оценка статьи: 5

    • Альфред Грибер, а вот попробуйте "диагностировать" меня!
      В детстве я больше всего любила сказки, в которых героям ставили неразрешимые задачи или задавали неразрешимые загадки, а они со всем этим справлялись, причём желательно с минимальной помощью "со стороны"...А вот сказки, в которых лежащим на печи Емелям пироги в рот сами прыгали, терпеть не могла...И вообще я довольно рано распрощалась с детскими сказками и увлеклась мифами и легендами. Мой любимый персонаж - фея Моргана из легенды о короле Артуре, только в современном ("Туманы Авалона", "Мерлин"...), а не в классическом варианте...

      • Евгения Комарова, несмотря на ограниченность информации, я всё же попробую составить Ваш психологический портрет. В суждениях Вы в основном опираетесь на свой внутренний опыт и интуицию. Принимая решения, Вы полагаетесь исключительно на логику и свой ум, стараясь сохранять максимальную объективность. Ваше наиболее предпочтительное состояние - это спокойствие. Оно позволяет Вам размышлять трезво, хладнокровно, собранно, разумно, а не эмоционально. Вы всегда и во всём пытаетесь осмыслить проблему, прежде чем предпринимать какие-либо действия по её устранению. Вот это, так сказать, в первом приближении. Хотя я могу и продолжить. Но как Вы понимаете, не в рамках ответа на комментарий.

        Оценка статьи: 5

  • Евгений Медведев Читатель 3 июля 2012 в 10:54 отредактирован 27 мая 2018 в 15:17 Сообщить модератору

    Доморощенные "психологи", оставьте в покое сказки, не марайте их своими грязными лапами. Нет там никакого двойного дна и психологического подтекста. Это у вас идефикс и признаки паранойи.

    • Евгений Медведев, я не был бы на вашем месте столь категоричным. Ведь недаром народная мудрость говорит: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". Заметьте, "добрым молодцам", а не злым людям, которые заявляют другим: "Не сметь своё суждение иметь!" Поэтому не марайте своими "грязными лапами" народную мудрость и лечите свою паранойю. Ваша безапелляционность и менторский тон ставит вас в один ряд с унтером Пришибеевым и другими похожими литературными героями. Уж поверьте мне как филологу с высшим образаванием. "Будьте добрее, и люди к вам потянутся".

      Оценка статьи: 5

  • А как же Снежные королевы и Красные Шапочки?

    • Ксения Печий, о Красной шапочке в этом журнале была статья, которую написал С. Курий. Поэтому не буду повторяться. А людям, которым нравится сказка "Снежная королева", можно сказать следующее. Иногда обстоятельства с самого раннего возраста складываются так, что некоторые люди решают укрыться от житейских невзгод в психологической крепости своих фантазий. Однако они забывают о том, что добровольное изгнание леденит душу и сердце, а в груди появляется холод и пустота. А равнодушие никогда не оказывается лучшим лекарством от душевной боли. Если человек убегает от жизни, то он теряет с ней связь. Путь к сердцам других людей (да и к своему собственному) лежит только через огорчения, разочарования, удачи и радости.

      Оценка статьи: 5

      • Альфред Грибер, не согласна, что Снежные королевы убегают от жизни. Скорее -- управляют ею, и жизнями тех, кто попал к ним в плен.
        Просто все скахки нам в детстве читают либо родители, либо воспитатели в садике. Начиная с пренепременных "Колобка", "Репки", "Курочки рябы" и заканчивая всякими романтическими о трёх королевичах и двенадцати принцессах (со стоптанными башмачками), о двенадцати братьях-лебедях и крапивных рубашках, о Златовласке, о путешествиях за тридевять земель и прочем, прочем, прочем.
        Когда меня научили читать: сказки я сама себе читала. До сих пор люблю "Казки одного села", а также "Роня -- донька розбійника" и "Момо, сірі пани та квіти-години". Последняя, кстати, очень современная, но изумительно написана.

        • Ксения Печий, я не сказал, что именно Снежная королева убегает от жизни. Это быстрее относится к другим персонажам. Некоторые пробуют избавиться от печали при помощи Гребня Забвения доброй феи, другие осмеливаются на бунт, надев маску Маленькой Разбойницы. О Кае разговор уже не идёт.
          Хотя я хорошо владею украинским языком, так как с рождения и до 10-летнего возраста прожил на Украине, но сказки, названные Вами, мне, к сожалению, не знакомы.

          Оценка статьи: 5

      • Альфред Грибер, а мне кажется, что Снежная королева - это сказка про алкоголика и его жену. Кай, который сам, конечно, не виноват, ушел от реальной жизни в ледяной дворец философствовать. И Герда, которая самозабвенно его спасает, забыв спросить, нужно ли ему это спасение.
        Я видела семьи алкоголиков, сравнение само собой напрашивается.

        • Юлия Георгиева, да.
          СК - сказка с глубокой христианской составляющей. Не зря Герда расколдовывает Кая молитвой. Герда спасает Кая ценой собственных страданий. Это архетип добра которое страдает ради кого то. Если бы у Герды не было Кая она бы стала маленькой разбойницей, тыкающей своих любимцев кинжалом, ради забавы.

          Оценка статьи: 3

  • Серый волк очень нравится.Опять же и Змей горыныч нравится

    Оценка статьи: 5

  • Вы не упомянули сказку про золотую рыбку. Наверно потому,что там очень ясно ( без вуалей) сказано: Никого не используйте нагло для достижения своих корыстных целей

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, какая сказка повлияла на автора, что она теперь пишет такие "умные" статьи? Лиса и волк? Ессно, что глупые волки - это мы с вами. Так попасться

    Оценка статьи: 2

  • "Что за прелесть" - статья Грибера. Единственное, что хочется добавить - нельзя жить одними сказками.

  • Теория не новая, но еще можно желать в етом направлении...
    А что если человеку нравятся "Пепи Длиннь!й чулок" или вообще другие сказки, кроме указаннь!х в статье?
    Можно многое добавить...

  • Уважаемые комментаторы. Мне кажется, что не надо искать в статье о сказках подвох. Одному нравится одно, другому - другое. Сказки все любят с детства. Ну и будем их любить дальше. Хочу только добавить, что жизнь и власти (особенно мелкие, наши местные) нам инрогда подкидывают такие сказки, что воистину ни в сказке сказать, ни пером описать. Вот на них-то и надо направлять наш сарказм. А Аленушка и Иванушка пусть себе живут с миром.

    • Александр Капцураж, так здесь и обсуждают не сказки, даже не жизнь и власти, а статью. Претензии к статье предъявляют, а не к сказкам. И сарказм, и все прочее адресованы автору, трактующему тему очень прямолинейно.

  • Елена Закаблуцкая Читатель 8 июля 2012 в 11:15 отредактирован 30 июля 2012 в 23:57 Сообщить модератору

    Мне кажется, что если уж заниматься диагностикой по "сказочному" критерию, то надо бы, выяснив, какая сказка является для человека любимой, постараться узнать еще, и почему она таковой стала: согласитесь, одни и те же произведения могут нравиться нам по совершенно разным причинам.

    А насчет того, что полюбившаяся в детстве сказка формирует жизненный сценарий... давайте, еще подумаем вот о чем: почему взрослые выбрали именно эту сказку для чтения / рассказывания своему чаду? Почему именно за нее он "зацепился" (скорее всего, все-таки были и другие варианты)? Иными словами, человек (не только девочка-девушка-женщина, это ведь касается и мужчин, верно?) выбрал такой жизненный сценарий вследствие того, что на него повлияла сказка? Или эта сказка нашла отклик в его душе из-за того, что в результате семейного воспитания, внутренней предрасположенности, каких-то еще факторов он склонен к определенному жизненному сценарию?

    Не уверена, что на эти вопросы есть однозначный ответ. Но поразмышлять над ними, возможно, имеет смысл

  • очень поверхностный анализ.
    Золушка - это архетип взросления, в семье с доминантной матерью. Это описание пасивной женской стратегии в ожидании "прынца".
    Белоснежка - описание дефлорации. Опять же ограничивающия мать запрещающия взрослеть. А касательно гномов, как раз сказка о том что не нужно ложится в постель с первым встречным если он не подходит.
    Еще один исследователь в шутку предлагал анализ опираясь на размер туфельки Золушки и ее сестер, связывая ее с женским детородным органом. Но этот анекдот мы оставим за бортом.

    Этот анализ вы услышите на первом курсе любого психологического факультета.

    А вообще обидно что такая "богатая" тема не расскрыта. Почитайте для начала Проппа и Берна, надеюсь найдете для себя много нового.

    Оценка статьи: 3

  • Вообще плохо сюжет знаете - Белоснежка у гномов нашла убежище, а любила она принца. Это вариант нашей "Сказке о мёртвой царевне".

    • Руся Глущенко, с точностью до наоборот: это "Сказка о мёртвой царевне" - вариация (гениальная, но вариация!) сказки о Белоснежке. Братья Гримм, Шарль Перро - все они жили раньше Пушкина, и сказки, собственно, сами не писали, а обрабатывали народные. А гномы - типичные персонажи сказок и легенд кельтских, германских и скандинавских народов.

  • Анатолій Решетило Читатель 7 декабря 2015 в 12:40 отредактирован 24 мая 2018 в 19:58 Сообщить модератору

    Меня всегда интересовал вопрос почему у нас принято с деда прадеда читать для детей сказки. Так вот однажды я решил найти информацию в интернете, которая смогла мне открыть эти карты. Прочитав немало информации на самом деле качественно и логично изложении теории я нашел по ссылке https://tale-for-child.com/ru/article