Марта Мидори Дебютант

Зачем кипятить пустой чайник? Теория и практика актерского наказания

Человеческий прогресс всегда кажется очевидным и неоспоримым, если анализировать какую-нибудь одну сферу жизни или достижение, но во многих вещах человечество в целом так консервативно и так тяжело идет на смену мнений и ломку догм, что иногда это принимает трагикомическую форму.

Reinhold Leitner, Shutterstock.com

Люди очень быстро осваивают технические новинки и внедряют моду в одежде, но никак не хотят сменить угол зрения на некоторые понятия, особенно те, что касаются творчества и самих творящих.

Многие привычные мифы об особой, тонкой, уязвимой и хрупкой душевной организации талантливых людей созданы самими этими людьми, то же относится и к басням об их, якобы, непрактичности и беспомощности в решении элементарных бытовых вопросов. Они, видите ли, все в творческих замыслах и полетах, недоступных нам, простым обывателям. Да речь, собственно, и не об этом. Ну, хочется им что-то из себя строить — как говорится, на здоровье, каждый из нас, извините, выпендривается в меру своей фантазии — естественное желание индивидуума чем-нибудь выгодно отличаться от толпы.

Мысли, которыми хочется поделиться, периодически приходят в голову, когда снова переживаешь (и в смысле того, что жаль, и в буквальном смысле) уход из жизни известных и любимых, талантливых и неповторимых артистов. С приходом очередного такого известия люди недоумевают, почему так трагично и несправедливо опять обошлась судьба с человеком, который посвятил свою жизнь, как раньше говорили, лицедейству.

Устаревшее слово, но очень четко разъясняющее смысл работы актера — лицом действовать, то есть изображать что-то или кого-то, кем он в данный момент не является и навряд ли станет в реальной жизни. Если вспомнить, в каком молодом возрасте, с какими болезнями и страданиями покидали жизнь артисты XX века, советского периода и в наши дни, то не так много из них тех, кто дожил до почтенного возраста, окруженный заботой детей, без надрыва и трагедий.

Общество с пониманием относится к собственным и приобретенным недостаткам у актеров в виде пьянства, наркотиков и вытекающих из этого последствий, потому что принято им это разрешать и прощать, ведь они так старались, кого-то изображая, им надо расслабится и отдохнуть, тогда как простому бухгалтеру, инженеру или продавцу — заказано!

Почему же нет покоя творческим личностям, почему у них естественны постоянные искания и метания, почему никогда не наступает чувства сытости от жизни? Почему не ценят уже достигнутую популярность и любовь зрителей? Зачем в театральном институте им внушают, что если ты не сыграл классику — роль Гамлета или Лира, то ты не состоялся как артист? Зачем навязывают молодым, начинающим артистам заведомо недостижимые цели, на которых вырастает комплекс недополученного амплуа и комплекс неполноценности артиста?

Это первая составляющая их саморазрушения.

Природа мстит артистам за притворство. Ни для кого не секрет, что человек (в смысле биологического существа) — это ходячая химическая формула, и все происходящие процессы в организме идут в определенной последовательности и в заранее предопределенной реакции на внешние и внутренние проблемы и даже мысли.

Стрессовые ситуации — один защитный химический барьер внутри, а горе или радость — это совсем другое. В человеке на автопилоте срабатывает самый оптимальный вариант установления баланса организма.

А теперь представьте, что у вас горе, вам надо поплакать, а вы хохочете, изображая счастье. Или у вас радость, распирающая грудь, а вы с надрывом воете, выжимаете из себя слезы…

Это вторая составляющая их саморазрушения.

Банальная мудрость природы — человек здоров и физически и душевно, когда у него гармония внутри, когда, как говорит Жванецкий, тело не конфликтует с организмом.

Попробуйте кипятить пустой чайник, и он у вас испортится, расплавится — если не в первый раз, то во второй уже точно.

Обновлено 3.07.2012
Статья размещена на сайте 2.07.2012

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья читается легко и с удовольствием, но чувствуется некоторая авторская неприязнь к кипящим лицедеям.. или мне показалось?

    А вообще вредных производств много.

    У шахтеров силикоз, у геодезистов остеохондроз, у чиновников душа атрофируется а актеры много пьют трахаются и на этой почве быстро сгорают

    ))

    Оценка статьи: 4

  • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 3 июля 2012 в 18:38 отредактирован 3 июля 2012 в 18:39

    Тут несколько перемешана причина со следствием. Спокойные, флегматичные, замкнутые люди просто не становятся актерами, эстрадниками и пр. У них нет потребности показывать себя, изображать страсти. И нет возможности вжиться в персонаж, пережить страсти сюжета, как свои. Просто характер другой.

    В актеры идут люди демонстративные, акцентуированные, даже несколько истеричные (не в плохом смысле, а просто такой склад характера). И в процессе работы они все эти качества в себе культивируют. Хороший артист на сцене выкладывается, переживает все как настоящее (если он не халтурщик), что называется - рвет жилы. И так каждый день. Отсюда и неконтролируемое поведение в быту, и привычка расслабляться алкоголем, и множество романов. Они сгорают как свечки с двух концов подожженные.

    Не то чтобы я призывала им все это разрешить и оправдать. Просто это такой тип психики. А сдержанный флегматик не сможет так играть, вспомните например гениальную игру Даля в "Плохой хороший человек" или в "Утиной охоте" - ведь выкладывается весь до дна. Ну и сгорел быстро. И многие так.