• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Бутакова Дебютант

Что нужно знать о механизмах общения?

Вопросы коммуникабельности до сих пор волнуют многих и многих. Мне пришла мысль рассказать о механизмах общения, переведя их с психологического языка на всем понятный и доступный, и показать, какие стратегии в общении мы обычно используем, в каких ситуациях эти стратегии приносят нам пользу, а в каких — вред.

Dmitriy Shironosov Shutterstock.com

В психологии описано пять механизмов человеческого общения, которые условно можно назвать стилями или стратегией общения. Каждый из них увеличивает нашу эффективность при использовании адекватно текущему моменту. В течение только одного дня мы можем плавно переходить от одного стиля общения к другому и, наоборот, в течение всей жизни быть верным одной стратегии и при этом искренне не понимать, что же мешает быть эффективным, удачливым как в работе, так и в личной жизни.

Итак:

1. Проекция

Мы приписываем другому лицу те мысли, чувства, мотивы и желания, которые у себя отвергаем. Многие из нас совершенно не критичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Общаясь в проекционном стиле, мы вторгаемся в границы чужого пространства, навязывая собеседнику свое мнение, свою волю, свое понимание. Мы как бы подминаем границы его внутреннего пространства под свои.

Адекватная ситуация для использования этого механизма — это ситуация, где вы учитель, наставник или руководитель, и вам приходится принимать решение, которое не может быть одинаково хорошо для всех.

Проективные люди чаще всего страдают артритами, гипертонической болезнью, мигренями.

2. Интроекция

Мы готовы впускать всех в свои границы. Это механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается. При использовании этого механизма мы часто говорим «Я должен» и «Мне следует» в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения и высказывания других людей.

Усвоенные таким образом убеждения не осмысливаются человеком, они воспринимаются как самоочевидные вещи, не требующие рационального обоснования. А часто им даже и не получается таковое найти.

Адекватной ситуацией для этого механизма будет ситуация обучения. Когда вы овладеваете новыми знаниями, умениями, навыками, особенно в тех областях, где у вас нет никакого опыта, этот механизм будет вам только в помощь.

Интроективные люди чаще всего имеют различные нарушения пищеварительной системы, язвенную болезнь, запоры. То есть все, что связано с перевариванием проглоченных установок.

3. Слияние

Возникает, когда человек не ощущает границы между собой и окружением. Когда его границы настолько сливаются с границами другого человека, что уже сложно провести грань между Я и Ты. И тогда легко можно принять чужие переживания или желания за собственные, а собственные — за чужие.

Адекватным механизм слияния будет в ситуациях мать и ребенок, когда ребенок еще очень мал, когда он целиком зависит от матери, когда мать, сливаясь с ребенком, может безошибочно определить, что у него болит, чем он обеспокоен. Но, кстати, когда мать продолжает вести себя так же, несмотря на то что ребенок подрос, во-первых, она рискует воспитать ребенка, полностью лишенного своих собственных границ, с искаженным восприятием реальности, либо сама получить сильную психологическую травму, когда выросший ребенок просто взбунтуется и откажется позволять матери жить за него.

Характерными болезнями для человека, стиль общения у которого — слияние, являются различные кожные заболевания как следствие нарушения внутренних границ.

4. Ретрофлексия

При ретрофлексии границы нашего пространства направлены внутрь нас самих. Другими словами, человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми.

Здесь для демонстрации будет уместен старый анекдот. Ждет парень девушку. Свидание. Естественно, купил цветы. Ждет. Девушка опаздывает. Ожидание затягивается. И пока он ждет, в голове у него бегут примерно вот такие мысли: «Сейчас она придет и скажет, что цветы я купил не такие, что рубашка у меня не того цвета, что стою я нет так, ну и далее в подобном роде». Когда наконец приходит девушка, он швыряет ей цветы под ноги и говорит: «Знаешь, пошла ты на фиг, если такая умная», — разворачивается и уходит. Девушка стоит в недоумении.

Собственно, это и есть яркий пример этого механизма, когда свою неуверенность парень скрыл во внутреннем диалоге между собой и девушкой. То есть он фактически додумал за нее все, чего опасался, и сделал вывод. А было ли это на самом деле, его уже не интересовало.

Такие болезни, как астма, различные легочные и сердечно-сосудистые заболевания — прямое следствие удержанной и задавленной энергии внутри самого себя.

5. Дефлексия

Фактически это уход от контакта, когда наши границы изолируются от любого воздействия. При использовании дефлексии человек, сохраняя видимость контакта, уходит от общения совсем незаметно. Он может пускаться в долгие рассуждения ни о чем, рассуждения на банальные темы, не относящиеся к актуальной ситуации.

Надо сказать что способность к уходу от контакта бывает весьма полезной полезной при жарких спорах или сложных обсуждениях.

Для тех, чьим постоянным стилем общения стала дефлексия, будут характерны заболевания психики, например, шизофрения, в разных ее проявлениях

Вы можете принимать эту информацию или не принимать, соглашаться с ней или спорить. Скажу только, что в общении, в психологии действуют такие же законы, как и в физике. И если вы не можете, к примеру, четко сформулировать закон всемирного тяготения, то это не значит, что он перестал действовать. Как говорили древние, «ignorantia non argumentum est», что означает «незнание — не довод».

Статья опубликована в выпуске 27.07.2012
Обновлено 5.11.2022

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Проекция и интроекция мне больше понравились. Изложено "коротко и подробно", думаю, что чёткая классификация общений будет полезна не только мне.

    Оценка статьи: 5

  • очень интересно, не всегда в пылу общения удается распознать такие скрытые явления)

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 27 июля 2012 в 13:24 отредактирован 27 июля 2012 в 13:25 Сообщить модератору

    "Мы приписываем другому лицу те мысли, чувства, мотивы и желания, которые у себя отвергаем. Многие из нас совершенно не критичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Общаясь в проекционном стиле, мы вторгаемся в границы чужого пространства, навязывая собеседнику свое мнение, свою волю, свое понимание. Мы как бы подминаем границы его внутреннего пространства под свои."
    и
    "Адекватная ситуация для использования этого механизма – это ситуация, где вы учитель, наставник или руководитель, и вам приходится принимать решение, которое не может быть одинаково хорошо для всех." - ничего не поняла,из чего это следует? Может руководитель(ница) примет решение,которое только ему(ей) кажется правильным,но будет не устраивать всех подчиненных и тогда они не захотят выполнять указания. Или решение само по себе может быть неверным и,посчитав что коллектив и другие специалисты сочтут идею оптимальным решением,начальник(ца) промахнется..Получается что человек не сумел(а) оценить ситуацию адекватно.

    • Катя Марьина, Речь идет не о правильности принятого решения а о ситуации принятия решения. Ситуация - часть коллектива (экспертов, начальников отделов, просто подчиненных) - предлагает один вариант решения, часть коллектива - другой вариант. Обе части коллектива расходятся во мнениях. Ответственность за принятие решения в любом случае лежит на руководителе. Какое бы решение он не принял, оно не устроит одну из сторон. Но руководитель примет то, что ему кажется лучше своим волевым решением.
      А бывает и другая ситуация. Когда руководителю приходится принимать непопулярные меры повышения продаж или дисциплины, например повысить план менеджерам, или ввести штраф за опоздание, он проигнорирует все замечания кадровиков и заместителей и примет решение единовластно, тем самым резко наехав на чужие границы.

  • Артур Харин Читатель 9 февраля 2014 в 00:02 отредактирован 27 мая 2018 в 11:20 Сообщить модератору

    У меня интроекция и ретрофлексия, не в такой запущенной фазе как в анекдоте правда