• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Слесарчук Мастер

В чем заключается теория выученной беспомощности?

Рассмотрим одну распространенную ситуацию. Владелец компании подобрал высококвалифицированных топ-менеджеров. Надеется, что профессионалы, словно титаны, на своих плечах вынесут его детище на вершины успеха, и станет его бизнес процветать, а ему останется лишь пожинать плоды трудов их.

Luna Vandoorne Shutterstock.com

Однако по истечении определенного промежутка времени с наемными работниками происходят неожиданные метаморфозы: дела не идут, «крокодил не ловится, не растет кокос», нет ни инициативы, ни столь ожидаемых результатов.

Хозяин бизнеса бьет тревогу, зовет новомодных экспертов, те, в свою очередь, предлагают провести с его организацией не менее новомодные действия. Одно из этих действий зовется заграничным словом ассесмент (Ассесмент (assessment) — комплексная оценка сотрудника методом наблюдения группы экспертов за тем, как он выполняет задачи, типичные для его текущей (или будущей) должности). При помощи ассесмента эксперты пытаются дать оценку характера взаимодействия топ-менеджеров между собой и с первым лицом.

Даже при беглом взгляде специалистам становится понятно, что нерешительность «топов», овладевших «спихотехникой», заключается в элементарном тотальном контроле со стороны владельца бизнеса. Боясь, что они расслабятся и наделают «косяков», он считает необходимым контролировать каждый шаг, принимать решения самому, не давая в итоге никому и слова сказать, не то что принять ключевое решение. В результате менеджеры предпочитают отсиживаться, отмалчиваться, перекладывать ответственность друг на друга, думая лишь о том, как избежать ошибок и сохранить свое рабочее место.

На самом деле сложившаяся ситуация не является исключительной и свойственна многим компаниям. Подтверждая характер сложившихся взаимоотношений в рабочем коллективе, еще в далеком 1964 году американский психолог Мартин Селигман создал так называемую теорию выученной беспомощности.

Ученый экспериментальным путем установил, что выученная беспомощность возникает в результате многократного повторения ситуаций, когда мы не имеем возможности контролировать происходящее и не в силах что-либо изменить.

Селигман, проводя опыты на собаках, попытался объяснить, почему многие люди, когда сталкиваются с трудностями, предпочитают вместо борьбы — бездействие.

Итак, ученый, поделив испытуемых на две группы, подвергал их несильным, но чувствительным ударам тока. При этом в первой группе собаки могли прекратить болевые ощущения, отключив блок питания путем нажатия носом соответствующей кнопки на панели, а вторые были лишены такой возможности в связи с тем, что кнопка на их панели не работала.

То есть собаки, находившиеся в первой группе, получили возможность контролировать ситуацию, а вторые никак не могли повлиять на ситуацию, с каждой попыткой убеждаясь в тщетности предпринимаемых ими действий.

Поэтому, когда на следующем этапе опыта Селигман поместил всех собак в открытую коробку, первые тут же выпрыгивали из нее, а вторые, заранее смирившись, ложились и, поскуливая, переносили удары все большей силы. То есть последние привыкли к тому, что их усилия ни к чему не приводят и все, что им остается, — это терпеть.

Таким образом, Мартин Селигман сделал вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе плохие события, а отсутствие возможности влияния на происходящее. То есть живое существо становится беспомощным, если все его активные действия на повторяющиеся неконтролируемые и неуправляемые ситуации не дают результата.

Эту закономерность в дальнейшем подтвердили эксперименты, участие в которых принимали люди. Они также были поделены на группы. Каждой группе подавался громкий резкий звук. При этом одни могли при помощи определенной комбинации кнопок отключить его, вторые — как ни пытались найти нужную комбинацию, ничего поделать не могли, так как кнопки у них были отключены.

На втором этапе испытуемым предлагалось засунуть руку в коробку. При касании дна раздавался тот же неприятный звук, если коснуться стенки — звук прекращался. Несложно догадаться, что первые быстро находили нужную «кнопку», тогда как вторые даже не пытались прекратить неприятные ощущения, предпочтя перетерпеть и дождаться окончания эксперимента, утвердившись в своей беспомощности.

Исходя из данной теории и приведенного примера, можно сделать вывод, что даже самый активный, энергичный и предприимчивый человек, применяя раз за разом ни к чему не приводящие усилия, разуверивается в своих силах и становится инертным, предпочитая плыть по течению.

Основное зло выученной беспомощности — принятие человеком того факта, что от его усилий ничего не зависит. Разрастаясь и проявляясь в других ситуациях, выученная беспомощность заставляет человека ранее казавшиеся легкими задачи воспринимать как неподъемный груз, и человек уже не пытается найти решение вполне разрешимых для себя задач.

О том, как вылечить выученную беспомощность, читайте в следующей статье.

Статья опубликована в выпуске 27.07.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: