• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Москаленко Мастер

Язык мой - враг мой, или Когда лучше жевать, чем говорить?

Во многих культурах болтливость расценивается как признак глупости. Наука менее категорична: исследования показали, что у восьми мужчин из десяти от общения с говорливыми женщинами повышается настроение, возникает ощущение легкости и праздника. Возможно, народная мудрость и наука рассматривают болтливость-говорливость под разными углами.

Так или иначе, когда бы я ни оглянулась на свои прошлые ошибки или поступки, о которых пришлось пожалеть, почти всегда они были связаны с речью. Не так сказала, не то ляпнула, поспешила с ответом, не промолчала, перебила, покритиковала, не к месту сострила, проболталась…

Всякий раз после подобных ситуаций (а особенно — их последствий) хотелось прилечь на диван в обнимку с томиком Тютчева и твердить вслед за поэтом:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи —

или повесить на стенку плакат: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», а под ним — фамилии тех, кому приписывают это изречение: Талейран, Фуше, Вольтер, Юнг, Дионисий Катон, Плутарх…

Жизнь показала, что все эти домашние средства — перебор. Список случаев, когда язык по-настоящему становится врагом, не так уж велик: всего-то пять основных пунктов.

1. Затрагивание в разговоре таких тем, как национальность, политика, родственники (собеседника). «Когда пьешь доброе вино, не спрашивай, откуда оно, а у честного человека — о его религии и происхождении» (Ф. Прокопович). Некоторые люди, а среди них может оказаться и ваш собеседник, болезненно и самым непредсказуемым образом реагируют даже на нейтральные и положительные высказывания на эти темы. Проверено не раз.

2. Критика начальства (и даже просто поддержание разговора в этом ключе), а если шире, то вообще критика отсутствующих. «Высмеивание кем-либо твоих боссов (если нет необходимости и возможности сместить их) выслушивай с каменным лицом» (Ким Филби). Прежде чем самим покритиковать кого-нибудь, спросите себя: вы смогли бы доказать справедливость ваших слов в суде? Вы могли бы повторить то, что собираетесь сказать, по радио? А по телевидению? А что, если ваш разговор в подробностях, с красочными добавлениями, станет известен (а в 80% случаев он обязательно будет известен) тому, кого вы протираете с песочком? Резюме: если не можете сказать ничего хорошего о человеке, лучше промолчите.

3. Быстрое согласие на неожиданное предложение. Сколько раз бывало: раздается звонок, на вас обрушивается тонна информации, а за ней — предложение о переходе на другую должность (или на другую работу), об участии в каком-то проекте, о котором слышите первый раз, и т. п. Вы толком еще и не понимаете, о чем идет речь, а от вас уже требуют немедленно принять решение — предложение, видите ли, действует ограниченное время и ответ нужен прямо сейчас. В этом случае правильный ответ — вежливое и твердое «нет». Если кому-то нужны именно вы и в предложении нет никакого подвоха или криминала, вам дадут время подумать, а раз нет — до свидания.

4. Честный ответ на вопрос, касающийся проблемных зон внешности, умственных способностей и характера собеседника. Иногда искренность только вредит отношениям (как было метко сказано о ком-то: он был слишком честным, чтобы быть по-настоящему умным). Любой, кто спрашивает вас, не чересчур ли он толстый (худой), не слишком ли глуп, надоедлив, скучен, — надеется услышать если не комплимент, то уж во всяком случае что-нибудь утешительное. И не бегайте потом, когда он обидится на ваш честный ответ, с извинениями: «Ты же сам (а) просил (а) сказать правду!» Ваши отношения вряд ли останутся прежними.

5. Продолжение собственного монолога, когда вас никто уже не слушает. Если это повторяется довольно часто, вы действительно можете показаться человеком умственно малолитражным. Хороший прием, попробуйте: как только вы замечаете, что вас перестали слушать или слушают явно из вежливости, немедленно замолчите! То же самое — когда ваш рассказ прервал телефонный звонок или что-то еще. Не возобновляйте свой спич, пока вас об этом не попросят! (Поверьте или проверьте: в восьми случаях из десяти вас об этом не попросят.) Лучше всего замолчать и тогда, когда видите, что собеседник набрал в легкие воздуха и ждет удобного момента, чтобы вставить реплику.

Вот, кажется, и всё. Может быть, у Вас, читатель, хранятся в памяти еще какие-нибудь случаи, когда Вы думали: «Уж лучше б я тогда жевал, чем говорил»? Поделитесь!

Статья опубликована в выпуске 17.05.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: