• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вячеслав Озеров Профессионал

Раннее развитие. Стоит ли учить младенца чтению с трех месяцев?

Никто не будет спорить, что новорожденный не способен самостоятельно передвигаться ни на четвереньках, ни на ногах; не ведает, «что такое хорошо, а что такое плохо»; не может…

Nina Vaclavova, Shutterstock.com

Но почему-то многие, глядя на широко раскрытые глаза младенца, восторгаясь изяществом ушной раковины, млея от прикосновения его пальцев, считают, что новорожденный видит окружающий мир в тех же деталях и красках, что и взрослый, слышит, различает и верно воспринимает окружающие звуки, понимает, чего касается.

Давайте подумаем, а реально ли такое представление о сенсорных возможностях новорожденного.

Установлено, что у новорожденного острота зрения не более 0,03, а поле зрения не превышает 30 градусов, т. е. родившийся видит лишь лицо человека, склонившегося над ним, и то — как размытое светлое пятно, застилающее всё остальное. К концу первого месяца жизни появляются первые фиксации глаз на ярких светящихся предметах, а к концу 4 месяца нормализуется моторика глаз, они начинают двигаться синхронно. К этому времени зрение начинает воспринимать не только человеческие лица, что считается врожденной способностью, но и другие крупные предметы окружения. Начинает формироваться цветоощущение, дифференциация форм предметов. Лишь к концу первого года жизни острота зрения существенно повышается, поле зрения расширяется, ребенок начинает улавливать связь между предметами и своими действиями. Начинает развиваться трехмерное оптическое восприятие окружающего мира.

В первые три-четыре года мозг человека должен научиться выделять, распознавать и воспринимать все бесчисленное многообразие элементов оптической картины окружающего мира как в статике, так и в динамике. И все это происходит в последовательности, заложенной генетической программой. Обучение идет от простого к сложному: от «размытого светлого пятна» до четко различимого во всех деталях человеческого лица; от светоощущения — светло или темно, до цветовосприятия; от отдельной точки, в виде размытого серого пятна, до сложного орнамента и т. п.

Чему только не придется учиться! Например, нужно научиться распознавать целостность криволинейных рисунков, контуров, видеть их на близких и дальних расстояниях. Только к концу третьего года жизни мозг обучается видеть движения как непрерывный процесс. До этого любое движение воспринимается скачками — так взрослые видят видеозапись на мониторе компьютера, имеющего недостаточную оперативную память, или фильм, отснятый на скорости 16 кадр/с. К 4 годам формирование функции видения у человека в основном завершается, но лишь к 10−11 годам зрение становится таким, как у взрослого человека.

Слух у младенца развит лучше зрения, в чем нет ничего удивительного — ведь слышать он начинает ещё до рождения. Младенец не боится шума — его ухо уже достаточно натренировано, но новорожденный лучше воспринимает высокий женский голос, чем мужской, хотя ему больше нравятся низкие звуки — «утробной» тональности, например, шум сердечного ритма. С трех недель младенец сосредотачивается, услышав голос матери, а на втором месяце, услышав голос взрослого, обращает на него свой взор.

С трех месяцев ребенок начинает не только издавать звуки, но и «играть» в них, точно так же как с предметами в руках. Движениями связок и языка ребенок «конструирует» свои звуки. Появляется лепет. Лепечут все дети, даже глухие. При звучании музыки с медленно меняющимся ритмом, например, классической, народной или бардовских наигрышей, ребенок успокаивается. Уже во втором полугодии он увязывает некоторые слова окружающих с предметами, действиями и начинает прислушиваться и обращать внимание на различные звуки, сопровождающие его жизнь. Мозг ребенка учится анализировать акустические воздействия, выявлять их связь с другими воздействиями: тактильными, вкусовыми, обонятельными, зрительными…

Если лепет — простое воспроизведение звуков, не связан с активностью области головного мозга, ответственной за «рождение» речи — центром Брока, то уже в шесть месяцев этот центр начинает активизироваться при прослушивании слогов и ритмичных аккордов. С 10 месяцев можно услышать обрывки слов. К году слуховая кора и центр Брока активизируются взаимосвязанно, что указывает на взаимодействие зон головного мозга, отвечающих за узнавание, понимание и восприятие устной речи. В итоге слуховое (акустическое) восприятие, формирующееся у ребенка, начинает выделять из всего окружающего акустического шума звуки, необходимые для его жизнеобеспечения. У ребенка формируется раздельное восприятие речевых и неречевых звуков.

Можно писать и писать о том, как у ребенка развиваются зрение, слух, как он учится ходить, удерживать равновесие, говорить. Сложен путь вхождения в мир взрослых, одно лишь формирование проводящих путей центральной нервной системы к двигательным чувствительным корешками или в зрительном тракте завершается в первый год после рождения, а в пирамидном тракте, отвечающем за координацию движения — в 3 года; в слуховых путях — в 4 года, и т. д. Это было установлено еще в XIX веке.

Поэтому меня искренне удивляют современные сторонники «раннего развития», безоговорочно принимающие на веру заявления автора «чтения с пеленок» — физиотерапевта Гленна Домана, написавшего в 60-х годах прошлого столетия в своей книге «Как научить ребенка читать или тихая нежная революция», что «Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года… Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 11.01.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: