Ирина Лопатухина Грандмастер

Что такое жадность? Ненасытность

Жадность… Почему-то весьма порицаемое в нашем обществе чувство. Но в моей картине мира очень и очень нужное и ресурсное. Вот, приглашаю об этом поговорить.

Jaimie Duplass, Shutterstock.com

Сначала про разновидности жадности. Чтобы прояснить понятие.

Поскольку жизнь происходит в непрерывном и постоянном контакте всего со всем, и форм контакта всего две — поглотительная и выделительная, то самое грубое приближение к понятию «жадность» будет про две ее базовые формы:

Жадность поглощать, читай — оральная жадность.
Жадность выделять, читай — анальная жадность.

Слова эти «оральная» и «анальная» позаимствованы мною из раннего Фрейда, из его периодизации детского развития, оральной и генитальной стадий. От 0 до двух лет основная зона получения удовольствия — это рот. И, соответственно, младенец этот контакт с миром очень даже любит. Конечно, поскольку через рот мы питаемся. Мы на все времена этот контакт с миром будем держать в «фаворитах». Но вот именно жадность, желание вобрать в себя как можно больше из окружающего мира, прежде всего, закладывается как пищевая тема. И у пищево-зависимых очень уместно прояснять про их жадность.

Если ребенку достаточно приходит из внешнего мира приятных ощущений и удовольствий и, помимо кормления, его гладят, ласкают, напитывая его телесные тактильные потребности, с ним воркуют и разговаривают, утоляя его аудиальный голод, ему улыбаются и показывают какие-то интересные и приятные для него «картинки», начиная с ласковой улыбки мамы, заканчивая яркими погремушками и другими игрушками, то скорее всего у него вряд ли зафиксируется оральная жадность. Безмерная такая. И в корне пищевая.

Если же его контакт с миром и с первичными фигурами заботы обеднен, и основное удовольствие все-таки пищевое, то он вполне может вырасти «жадиной» как до еды, так и до всего «визуально-тактильно-аудиального», в чем испытывал недостаток в младенчестве… Конечно, эти сферы можно напитать и «достроить» в любом более позднем возрасте. Но мы сейчас о корнях говорим. И о корневых искажениях-нарушениях в нормальном и щедром наполнении нашей жизни.

Следующий важный период детской жизни — это приучение к опрятности. У ребенка уже много власти. Он сам ходит. Он разговаривает и может вместо беспомощного плача или гневного крика сказать: «Дай мне вот это!» Но родители, с одной стороны, пытаются через приучение к горшку расширить его со-владающие возможности, прививая ему сознательный контроль за своими выделениями. А с другой стороны, это приучение всегда идет достаточно принудительными и «силовыми» мерами. Через наказание в том числе…

И да, выделение фекалий регулировать правда приятно. Т.к. выделив все это свое в горшок, можно маму порадовать. А выделив в штаны, огорчить. И вот вам первые «зачатки» анальной жадности. Она тут на горшок посадила, типа «Давай, миленький, выделяй», а ребенок может и удержать свои выделения. Ведь это, пожалуй, единственное в том возрасте, что точно и безраздельно именно его творение. Принадлежит ему и никому другому. Вот и фигушки вам тогда!

Ну и конечно, «классика жанра», когда взрослые как раз 2−5-летних детей постоянно стимулируют делиться с другими детьми своими игрушками, своим чем-то вкусненьким. Мотивируя это тем, что «хорошие мальчики и девочки — добрые!» Откуда они вот эту формулу доброты берут, из коммунистической или христианской морали, без разницы. Но печально, когда ребенка за вполне естественное желание владеть тем, что ему нравится, целиком и полностью и отказываться делиться, ругают и стыдят.

И тут мы переходим к еще одной форме жадности. А именно — к «охране» своих границ, своего личного пространства. Если что-то мое, то именно я бы и хотел распоряжаться вот этим своим. Без указаний со стороны, типа: «Делиться хорошо!» Как и все общие установки и формулы, эта весьма и весьма сомнительна. Т.к. очень важно в каждой ситуации смотреть, чем, когда, как и с кем делиться. И тогда отказ отдать что-то свое — это часто как раз желание сохранить свою территорию в неприкосновенности. «Отогнать чужака».

Еще очень интересное для меня наблюдение. Среди пищево-зависимых достаточно часто встречаются люди, у которых очень большие затруднения говорить другим «нет» и отстаивать напрямую свои интересы. Читай — опознавать и сохранять свои границы и свои потребности в контакте. И вот чем больше они «перетуживают» себя в эмоциональной и материальной щедрости — т. е. игнорируя свою вот эту анальную жадность, желание о себе позаботиться и для себя что-то свое сохранить — тем больше они потом «орально отрываются» в еде. Набирая в себя через контакт с едой всего подряд, наверное, в бессознательной попытке хоть как-то скомпенсировать эту для себя часто вымученную щедрость.

Или проявив такую «моральную щедрость», потом истово ждут отдачи от «облагодетельствованного»… Который часто ни сном ни духом даже о своих «долгах» и не догадывается… А тут обида просто черная. Хотя вполне вероятно, если бы в контакте «благодетель» смог свою жадность распознать и делиться чем бы то ни было отказался, или хотя бы своей мерой в «отдаче» руководствовался больше, чем «мерой запроса», то и все были бы гораздо более довольны.

А, ну да, хорошо бы еще вспомнить, что «щедрый человек — это всегда хороший человек». А поскольку «быть хорошим» для других — это зарабатывать себе безопасность, то тут опять предательство естественной жадности происходит…

Обновлено 14.02.2016
Статья размещена на сайте 9.01.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А про "Ненасытность" забыли? Кроме как в заголовке, она больше в статье не упоминается, интересно каким боком её можно к жадности привязать. Конечно, русским языком можно сказать: "Жадный до знаний", или по Фрейду:"Жадный до секса", но это не та жадность, для которой щедрость будет противоположностью. Думаю, Фрейд, русского не знал, иначе путей для "секса" с мозгом, было бы значительно больше двух. Ту же аудиоинформацию у него ребёнок вынужден принимать через рот, будь Фрейд нашим соотечественником, родители бы "сексировали" уши, хотя есть и возможность напрямую "сексировать" мозг.

    Оценка статьи: 5

  • Статья не понравилась, слишком мало понятий жадности.
    Причем рассматривается на примере воспитания ребенка, что кажется вообще не уместно.
    Тогда уж надо было назвать "Как воспитать щедрого ребенка".
    Но с другой стороны, воспитывать ребенка с терминами "оральный" и "анальный" это уже из области непознанного.
    Оно кончено у грудного ребенка "оральный" и "анальный" эффекты имеют место быть в великом множестве, но все же жадность воспитывают немного позже. Когда эти эффекты уже оказываются в прошлом.

  • Я надеюсь вам знакомо слово -гомеостаз.Это когда в вашем организме всё распределяется более или менее равномерно,от чего собственно и зависит ваше безболезненное существование.Когда же образуются раковые клетки,которые как известно потребляют в 30 раз больше глюкозы чем остальные,тогда и возникают известные всем проблемы.Общество это тоже организм,и ему обществу также тяжело избавляться от жадин то есть раковых клеток.Любой жадина подобен свинье накапливающей жир который ей никогда не использовать в своей жизни.При том этот жир находясь в теле свиньи приносит ей самой немало проблем.

    • Александр Очкаленко, не всякий жадина подобен свинье, есть например понятие скряги, а есть понятие бережливость, есть скупость, а есть рациональность.
      А ведь эти все понятия есть разновидности жадности в той или иной степени.