Александр Васильченко Профессионал

Компьютерная зависимость? Здорово! Часть 2

Потребности, которые удовлетворяет человек за компьютером, — это позитивные аспекты компьютерной зависимости. Давайте теперь поговорим о навыках, приобретаемых в процессе крайней увлеченности IT.

chaoss, Shutterstock.com

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии захватили практически все сферы жизни, и даже те, что, казалось бы, избежали этой участи, так или иначе, претерпевают изменения под их влиянием. А значит для того, чтобы быть успешным в современном мире, необходимы навыки, которые еще недавно были прерогативой избранных. А как человек приобретает эти навыки? Ответ очевиден — во время игры.

Есть такой бородатый анекдот.

В тюремную камеру заводят парня, ну и как водится — «прописка». Смотрящий ему говорит:
 — Значит так, покажешь нам новую карточную игру и три раза выиграешь — живи. Нет — «опустим».
 — Хорошо, — отвечает тот.

Расселись вокруг стола, новичок раздает карты и, едва взглянув в свои, с криком «Монтана! Я выиграл!» кидает карты на стол. Раздает карты вновь и опять та же картина. «Монтана! Я выиграл!» — и карты на стол.
 — Ага! — говорят «зеки». — Значит, кто первый крикнет «Монтана» и бросит на стол карты, тот и выиграл! Ну, держись!

Раздают карты в третий раз и все игроки кроме новичка с криком «Монтана!» бросают карты на стол и, ухмыляясь, смотрят на него. Тот же не спеша разворачивает карты и со словами: «Козырная „Монтана“. Я опять выиграл» — спокойно кладет карты на стол.

Как мы учимся играть в новую игру? Изучаем правила, затем в процессе игры учимся их применять. В компьютерной игре все обстоит так, как в приведенном здесь анекдоте. Правила игры и свойства персонажей познаются в процессе игры методом проб и ошибок. Таким образом, ребенок учится работать с «черным ящиком». Для тех, кто «не в теме»: «черный ящик» — некое устройство с неизвестным принципом работы, имеющее «вход» и «выход», изменяя то, что на «входе» необходимо добиться заданной реакции на «выходе».

Когда-то в своей пионерско-комсомольской юности я читал о некоем пламенном революционере, который играл сам с собой в шахматы. Причем образ доски и все ходы он держал в сознании. Помнится, нам ставили его в пример и говорили, что каждый пионер-комсомолец должен развить у себя такие же способности. Вероятно, чтобы разжечь пламя мировой революции.

Так вот, играя в стратегию, ребенок уподобляется этому пламенному революционеру. Адекватно отобразить на экране монитора компьютер может лишь одну двадцатую игрового поля, все остальное необходимо держать в сознании. Перемещаясь в процессе игры от одного участка к другому, ребенок корректирует и уточняет образ игрового поля в своей психике.

«Работа с таким образом субъективно переживается как рост влияния бессознательных импульсов на процесс принятия решения, что приблизительно описывается словом „интуиция“. Современный взрослый человек к этому не всегда готов: он привык объяснять собственное поведение с сознательных, рациональных позиций». (И. Бурлаков «Homo gamer»)

Совмещаем эти два навыка и получаем… системный анализ как форму развлечения. Непростое нас ждет будущее, раз нашим детям необходимы такие навыки.

Нередко доводится читать о том, что существенную роль в деле формирования компьютерной зависимости играют трансоподобные состояния. Мерцающий монитор, музыкальное оформление игр, повторяющиеся фразы — все это вводит человека в транс… «и делай с ним что хошь». И по аналогии с измененными состояниями сознания (ИСС), достигаемыми применением наркотических средств, такой «кибертранс» считается исключительно вредным. А зря.

По данным исследований А. Е. Войскунского (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В Ломоносова, Москва) с соавторами, люди, проявляющие признаки кибераддикции, переживают в процессе игры или работы за компьютером так называемое состояние «Потока».

Термин «Поток» ввел в психологический обиход Михай Чиксентмикхайи, один из основоположников позитивной психологии. «Поток», по его мнению, это особое состояние сознания полной поглощенности деятельностью, в которой действие идет за действием, соответственно своей внутренней логике, а результат действия и его реальная продолжительность отходят на задний план. Причем непременным условием для достижения этого состояния является баланс между сложностью поставленной задачи и имеющимися у человека навыками. Задача должна быть не слишком сложной и не слишком простой, иначе «поток» не возникнет.

Чувство «потока» сопровождается ощущением полного контроля над ситуацией, вернее отсутствием страха контроль утратить, отсутствием рефлексии и утратой ощущения «Я». Впоследствии, когда рефлексия восстановлена, то новое «Я» отличается от того, что было до «Потока» — оно обогащено новыми знаниями и умениями.

Опыт «Потока» — очень ценный навык, который можно генерализовать — перенести в другие сферы жизни — в семью, работу, учебу.

Обновлено 15.02.2016
Статья размещена на сайте 10.01.2013

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Андрей Иванов,
      Мало того, что игр огромное количество и обьединять их в одно целове под общим названием "компьютерные игры" ни в коем случае нельзя. Плюс - компьютерные игры именно как развлечение приносят минимальный (!!!!!) опыт для реальной жизни.

      Оценка статьи: 1

  • Мира Сим Мира Сим Мастер 17 января 2013 в 02:12 отредактирован 17 января 2013 в 02:29

    Честно говоря, я в ещё большем шоке от этой статьи, чем от предыдущей...
    Постараюсь ответить завтра как можно адекватнее, сегодня ничего писать не буду, а то автор обидится )
    Такой вопрос к автору - а он сам во что играл или играет? И со многими ли геймерами общался лично? Для меня как для человека , много лет имеющего хобби одну очень серьёзную ММОРПГ, некоторые вещи , особенно во второй части, мягко говоря вызывают улыбку, ей богу )

    Оценка статьи: 1

    • Мира Сим, Не переживайте не обижусь. Сам я играю мало в основном из любопытства. Имею возможность наблюдать за геймерами . И могу сказать что проблема не компьютере а в человеке. Человек источник зла, а компьютер лишь оголяет его, сталкивает с личностью, срывает с человека маску за маской. Люди не готовы принять себя ТАКИМИ и ищут убежища. « Это не я! Я не такой! Это ….. меня таким сделал (на место пропуска вставьте любое слово)»! Или наоборот. «Вот я какой – полохой, омерзительный, гадкий! И ответственности я не понесу, потому что я псих, я зависимый, а это болезнь».
      А если вы со мною не согласны почитайте роботы тех авторов, на которых я ссылаюсь. Полистайте журналы по психологии, но не «попсу» а «Вестник МГУ», «Вопросы психологии»; почитайте Чиксетмикхайи, Берна и т.д.

      • Александр Васильченко,
        Вы делаете ошибку довольно распространённую, а именно
        Вполне возможно, что теория верна, но КАК часто она расходится с практикой Приведу пример не из той темы, которую обсуждаем, а немного другой. Мой муж - один из лучших специалистов в области газового оборудования в стране где мы живём. И вот когда например у меня начинает дома барахлить старая духовка, или есть подозрение, что наша собачка погрызла газовый шланг, он со словами "Не забывай, вот ТАК делать нельзя никогда!!!" ..... подносит горящую зажигалку к месту возможной утечки газа ))))))
        По моему глубокому убеждению, утверждать что то со стопроцентной уверенностью могут люди, которые знают эту область не понаслышке и не из журналов и научных статей, а лично.

        Оценка статьи: 1

  • Несколько неграмотно, что не снижает общего впечатления от статьи.

    Оценка статьи: 5