• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дарья Бессонова Дебютант

Почему мы обманываем?

Еще с самого детства нам повторяют, что необходимо быть честным и говорить всегда правду. Но если мы посмотрим вокруг, то заметим, что все врут и обманывают.

Barbol, Shutterstock.com

Привычка обманывать начинает формироваться с раннего детства. Так, например, малыш, проявляя свое любопытство, сломал игрушку или разбил любимые мамины духи, и за это его родители отругали и, возможно, даже наказали.

Ребенок, боясь наказания, идет на обман, потому что им руководит психологический фактор — страх. Страх наказания, страх разоблачения… Вот она, настоящая болезнь, и частые обманы — это ее симптомы и последствия.

А иногда люди просто предпочитают молчать. Но это тоже один из видов лжи. Ведь если мы чего-то недоговариваем, значит, скрываем правду, истину.

Тот, кто меняет свое мнение только от одного дуновения ветра моды, боится потерять уважение. Непросто выражать свои мысли, говорить правду, тем временем пока все остальные пытаются ее игнорировать, скрывать, боятся выглядеть белой вороной. Ведь для того, чтобы сказать правду, нужно иметь большое мужество. Поэтому проще «накрыться» общепринятым обманом!

Человек, скрывающий свои мысли и чувства, или боится осуждения со стороны общества, или боится показаться беспомощным в этом жестоком мире. Нет ничего ужаснее, чем чувствовать презрение тех, кого объединяют ценности модного мира и кто готов уничтожить чистого и открытого человека.

Ложь хранит все наши страхи: страх перед людьми, страх перед обществом, страх перед родными и друзьями, страх перед жизнью и ее обстоятельствами, не всегда легкими и быстро решающимися.

Ложь — это форма фальши, с помощью которой мы можем посмотреть на некоторые предметы и обстоятельства с другой стороны, где есть наша выгода.

Если я не знаю, как изменить ту или иную ситуацию, то я могу немного ее переделать и приукрасить, перекрасить, так сказать, в другой цвет. И тогда я смогу не страдать и не мучиться, ведь я этим ее изменила.

Является ли обман злом? Действительно ли он несет в себе страх? Мы, когда врем, недооцениваем способности того, кого обманываем?

То, что ложь — это ложь, выдает язык жестов. Так это все приводит к выводу, что животные гораздо правдивее, чем «причесанный» культурой и разумом человек.

Как я уже отметила, основной фактор лжи — это страх. Со временем у человека начинают появляться такие качества, как эгоизм, малодушие, отсутствие уверенности, проявляется бурная фантазия, что приводит к большему заблуждению и обману. Они проявляются в виде действий, пусть даже необходимых, но лживых, обид, ран, которые мы наносим, не задумываясь, но не прощаем, когда их наносят нам.

Бесконечные разговоры идут о несуществующих обстоятельствах. Полностью отсутствует доверие в дружбе, в науке, в политике. Никто никому не верит. Так раз все врут, почему мы должны верить тем людям, которые выступают в телепередачах? И кому нам верить?

С каждым годом жизнь становится все искусственней, а дружеские и человеческие отношения — бессмысленными, ведь все вокруг врут.

А вот некоторые решения этой проблемы.

Главное — не надо бояться! Необходимо также начать «изучать» себя. Еще древние философы говорили, что это первый шаг к познанию богов и Вселенной, позволяющий познать и людей, с которыми мы разделяем наше бытие.

Еще хочу добавить, что надо немного «выключать» свою фантазию и смотреть на мир глазами, которые видят все плюсы и минусы окружающей действительности.

Статья опубликована в выпуске 24.05.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (42):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Ленская Читатель 28 мая 2013 в 11:31 отредактирован 28 мая 2013 в 16:34 Сообщить модератору

    Не надо бояться.

    Это главный жизненный девиз настоящих людей, коих я ищу...и почти совсем не нахожу нигде рядом. Лишь исключительных единиц.
    Все чего-то боятся. И культивируют свои страхи.

    Не надо ничего бояться.
    Это вовсе не означает того, что надо начисто забыть о чувстве самосохранения. Вовсе нет. Человек может беречься и не из страха, а из понимания и знания, а не токмо из животного инстинкта.

    Страх превращает человека в раба. Единицы рождаются не рабами. Всем же остальным надо всю жизнь выдавливать из себя раба по капле.

    • Елена Ленская, а я слышал что все рождаются свободными, а рабами уже становятся.
      Не страх превращает человека в раба, а сила другого человека, физическая или духовная.
      Из двух людей один всегда слабее, вот он и может быть рабом.
      Миром правит не страх, миром правит сила!

      • Ури Фри, нет, не все рождаются свободными.
        Свобода и не свобода от страха записаны даже на генетическом уровне.
        Лев должен рождаться храбрым, а зайчик трусливым. Иначе вымрут как вид.
        И люди тоже рождаются львами, волками, зайцами и куропатками. Можно перейти в другой вид, но посредством многих трудов над собою.

        Читаю сейчас трилогию об Александре Македонском. Родился львом.

      • Ури Фри, не согласен с Вами. Именно страх. Человек может быть и рабом себя самого. А если точнее, то быть заложником своих реальных или мнимых страхов.
        Сила... История показывает, что даже в присутствии неимоверной силы других людей или обстоятельств (рабство, геноцид, концлагерь, зона, необитаемый остров, катаклизм, секта и т.п.) находились те, кто не поддавался страхам и пытался изменить ситуацию. Конечно, тех, кто находится под действием страхов гораздо больше.

        Оценка статьи: 4

        • Евгений Востриков, пытаться изменить ситуацию не значит владеть ситуацией.
          Те кто не поддался страхам, пытается бороться с ситуацией, это те кому мы покланяемся, превозносим до небес, кому пытаемся подражать, они сильны духом, они те кто подрывают устои государства и требуют изменений в нем. Но увы, они не управляют процессами власти, и даже не определяют ее.
          Вы можете привести примеры, когда такой герой (а он действительно герой) смог изменить государственный строй, хоть как-то изменить власть в государстве, при своей жизни?

          • Ури Фри, мы, полагаю, всё ещё находимся в контексте обсуждения данной статьи, а в ней ни слова нет и даже намёка на государственный строй, процессы власти и т.п. Мы говорим о причинах вранья и межличностных коммуникациях.

            Оценка статьи: 4

  • Животные-то тоже обманывают из-за страха - путают следы, маскируются, или выжидают добычу, пользуясь приманкой, которая однородна с обманом. Просто ложь в среде животнах проста и понятна нашим разумом, а ложь среди людей намного более изощрённа и гибка. А иногда случается, что ложь становится правдой, как пример, многие детали в рассказах фантастов спустя время обрели реальное воплощение.

    Оценка статьи: 4

    • Рустам Еникеев, не ну фантазии и ложь это разные вещи, тем более фантастика.
      Там сразу пишут фантастика, или пишут шутка. А есть произведения которые так и называются "Фантазии Веснухина", "Фантазии женщины средних лет".

      • Ури Фри, вы не слишком, видимо, осведомлены об истории фантастики)))
        Просто почитайте историю о том, как чтение "Войны миров" по радио вызвало в своё время масштабную панику ;) Это теперь живя во лжи мы привыкли всё пропускать через призму скепсиса, а тогда это был шок.

        Оценка статьи: 4

        • Рустам Еникеев, а зачем далеко ходить, вспомните события под Челябинском в феврале 2013, достаточно было какому-нибудь телеканалу пустить утку про нападение инопланетян, шок был бы не меньше. Или хоть про конец света в прошлом 2012, те кто краем уха услышит про такое, не зная фактов бросается в крайности. Так это проблемы паникеров, а не лжи.
          Такое всегда было и всегда будет, доказательством служат многочисленные пирамиды, про которые и говорят, что это все ложь, это обман, а люди все равно покупаются, на мой взгляд это разные вещи.

  • увы, чистая правда не всегда правильно. Потому что она лишает отношения очарования. Иногда правда звучит как грубость.

    Оценка статьи: 5

    • Гульфия Шахобова, ни одни отношения, будь то мужчина и женщина, начальник и подчиненный, приятели или соседи, не были сносны и терпимы, если бы не были подслащены медом лжи и глупости.
      Женщины, по сути, ненавидят правду, выдаваемую им мужчинами, и почти все в их взаимоотношения построено на взаимовыгодной хитрости и лукавстве.
      Мужчины также неравнодушны к лести и тонкой лжи, и даже хотят того.
      Начальники тоже недолюбливают своих особо правдивых и не очень подобострастных подчиненных.

      По сути почти все в этом мире тонкая и не очень ложь и приятная для глаза и слуха глупость.

      • Игорь Ткачев, с ложью понятно, а почему глупость то?
        Мы порой глупостью называем вещи далеко не глупые, просто мы не можем понять, что люди на каждом месте могут вести себя по-разному, но вот глупостью это вряд ли можно назвать.
        У нас всегда всех начальников называют глупыми и тупыми, удивительно только почему они оказались начальниками, а другие "умные" их подчиненными.

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 мая 2013 в 16:37 отредактирован 24 мая 2013 в 17:08 Сообщить модератору

          Ури Фри, в начальники, как правило, выбиваются не по большому уму, или какой глупости. В начальники выбиваются больше благодаря большей чем у остальных воле. Умению руководить и организовывать. Подчинять и вести за собой. Ну, и по протекции и блату, как Вы скоро поймете (Вам ведь только 17?). А значение ума в деле начальствования здесь преувеличено.

          Умный, действительно умный человек, в начальники, как правило, не стремиться. Умный дорожит своей свободой. Уединением. К обогащению не стремится. К власти и славе - тем более (ибо они божество для недалеких). И довольствуются малым. А если деньги, власть и слава суть жизненный апогей людей недалеких, обывателей, то как к ним может стремиться умный?

          Почему глупость, спрашиваете? Потому что глупость (простота, незамысловатость, поверхностность оценок и мнений) всегда благосклонее воспринимается. Она - везде. А истинный ум, как и правда, - мрачноват, неказист, отталкивающ. Он оголяет. Разочаровывает. Ожесточает.
          Хотя глупостью оперирируют часто далеко неглупые люди - здесь Вы правы.

          И потом нужно отделять умных от мудрых, опытных, начитанных, грамотных, хитрых, ушлых, проворных.

          • Игорь Ткачев, 17 лет автору статьи, мне далеко за 17.
            Умение руководить ума не требует? Подчинять, вести за собой тоже ума не требует?
            Странный у вас взгляд на умных людей.
            Вы серьезно считаете что деньги, власть, слава умному человеку не нужны?

            • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 24 мая 2013 в 18:38 отредактирован 24 мая 2013 в 18:48 Сообщить модератору

              Ури Фри, слава, власть умному точно не нужны. Почему? Да потому, что он, как правило, самодостаточен и для осознания себя личностью такие дешевые штучки ему ни к чему. Это удел тех, кто чего-то не добрал в детстве. И деньги ему нужны лишь как средство достижения своих целей, но не самоцель или как способ самоутверждения.

              Оценка статьи: 4

              • Евгений Востриков, власть штучка не дешевая.
                Как можно не добрать в детстве власть и славу?
                Если человеку нужно самоутверждение, значит он хочет утвердится перед кем-то, что само себе противоречит.
                Если рассуждать как вы, то вполне логично сделать вывод, во власти, в славе все люди глупые?
                Ну, а как же скажем царь, либо король или князь какой-нибудь скажем в Люксембурге, он должен отречься от престола потому как оказался слишком умным?

                • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 24 мая 2013 в 19:16 отредактирован 24 мая 2013 в 19:21 Сообщить модератору

                  Ури Фри, ой, не деше-евая! Если измерять деньгами. И оч-чень дешевая если измерять жизненными ценностями.
                  А я и не сказал, что именно власти и славы им в детстве не хватало. Острый недостаток родительского внимания, проблемы со сверстниками, родительское уничижение тем или иным способом, зависть, физиологические проблемы - например слабое зрение, энурез, проблемы со сверстницами - насмешки, унижения. Причин множество и не факт, что все они обязательно проявятся во взрослом состоянии, но как правило. Однако сублимация-с, перверсия-с и т.п.
                  А зачем утверждаться взрослому если он и без того сознаёт свою ценность. Ему, как правило, фиолетово чужое мнение о себе. Он и так знает чего стоит.
                  Многие становились царями и князьями в силу обстоятельств - положено быть таковым по статусу в силу установившихся традиций или родства. А вот А вот стремление к власти во что бы это ни стало без разумной подоплёки такой, например, как желание сделать людей счастливыми уже патология.

                  Оценка статьи: 4

                  • Евгений Востриков, представляю картину вашего мира, сидит бомж на улице и рассуждает о вечном, мимо на мерсе проезжает властьпридержащий, приостанавливается вылезает маленький слепой горбун и спрашивает: чем тебе помочь электорат?
                    А тот ему: не заслоняй мне солнце, на что слышит ответ: чихал я на твое солнце, я его все равно не вижу.
                    Возникает, только один вопрос, как же и каким умом слепой горбун смог достигнут высот власть, а умный бомж дожил до такой жизни.
                    Напоследок, хотелось бы напомнить, что власть это не только вверху, но и внизу, начальник отдела, бригадир наконец. Руководитель любого коллектива.
                    И кому нужна ценность "умного" человека, про которого никто не знает, не понимает какие "умные" мысли мелькают у него в голове, в комнатке в какой-нибудь Тьмутаракане.

                    • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 24 мая 2013 в 21:28 отредактирован 24 мая 2013 в 21:30 Сообщить модератору

                      Ури Фри, эко вас пробило. Вот видите, что значит кривое зеркало субъективного восприятия реальной действительности всякого индивидуума. Вот так, именно так и не иначе происходит отражение в нём и, в частности, в вашем зеркале. Вы уже составили картину как тот слепой мудрец своё представление о слоне.
                      Расслабьтесь, Ури Ведь это всего лишь статья умной девушки с комментариями к ней и... Эксперименты. Очень поучительные, кстати, эксперименты.
                      Ну люблю я это дело. Экспериментировать. Мысленно.

                      Оценка статьи: 4

                      • Евгений Востриков, да все нормально, просто иногда из предположений выстраивается абсурд с красками маразма, но с мыслями над которыми стоит задуматься.

                        • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 25 мая 2013 в 08:59 отредактирован 25 мая 2013 в 09:47 Сообщить модератору

                          Ури Фри, я рад за вас и мне, черт возьми, даже приятно с вами общаться.
                          Вот из за таких вот СЛЕПЫХ власть придержащих горбунов с умными лицами и на мЭрсах завернут наш нынешний мир в бараний рог.
                          Удачи!
                          "Я понял, в чем ваша беда - вы слишком серьезны. Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!"
                          ______________ О. Янковский (Тот самый Мюнхаузен)

                          Оценка статьи: 4

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 мая 2013 в 17:07 отредактирован 24 мая 2013 в 17:46 Сообщить модератору

              Ури Фри, извините, перепутал Вас с автором-)

              Я не сказал, что умение вести за собой не требует ума. Требует. Определенного. В том числе пудрить мозги и подчинять.

              У меня взгляд незамыленный. И потом он далеко не мой. Он тех, кого, как раз принято считать неглупыми: от Сократа до Зиновьева, о котором на этом сайте вчера упоминалось.
              (Возьмите любого философа, который является для Вас авторитетом, и почитайте его мысли о богатстве, власти и славе).
              Большие деньги, аж уж тем более слава и власть, умным не нужны. Они с радостью обходятся без этой опустошающей суеты. И сторонятся ее.

              А начальники... начальники, весьма часто, скорее тщеславные глупцы. Они предпочитают деньги, власть и славу самой жизни. И в их среде весьма много по-дурацки (я был там - я знаю-)))


              Дам Вам ниже, для затравки (советую ознакомиться подробнее) уже упомянутого здесь А. Зиновьева - это интересно («Коммунизм как реальность»/"Руководство"):
              «С повышением ранга руководителей происходит (…) снижение интеллектуального потенциала, уровня культуры, уровня профессиональности.(…) Имеются, однако, обстоятельства, компенсирующие эту тенденцию. Первое – наличие огромных штатов помощников, референтов, заместителей, а также эксплуатации различного рода учреждений. Причем чем выше ранг руководителя, тем больше группа, реализующая его руководство. Например, доклады, читаемые крупными руководителями, составляются сотнями квалифицированных людей. Сами руководители, читающие свои доклады, не только не способны их написать, но в большинстве случаев даже толком в них разобраться.»

              • Игорь Ткачев, к сожалению тут нам не дадут обсудить эту тему, если вам занимательно, переходите на мой блог, я там заведу страничку соответствующую, или свою заведите, поспорим на эту тему.

                • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 мая 2013 в 17:44 отредактирован 24 мая 2013 в 17:47 Сообщить модератору

                  Ури Фри, благодарю Вас за предложение. Честно, мне нечего здесь обсуждать (некотрую правду, о которой я и здесь написал, я для себя уже выпестовал), а Вас в чем-либо переубеждать я также не хочу. Ну, и еще мне интересна реакция читателей (я радуюсь, когда вижу думающих людей, даже если они в чем-то и ошибаются, а здесь, временами, я их вижу таковых больше и больше-).
                  Если желаете, можете зайти ко мне на страницу (блог), и написать все, что думаете по данной теме. Я Вам, конечно, отвечу.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 мая 2013 в 13:34 отредактирован 24 мая 2013 в 13:38 Сообщить модератору

    Может, не совсем стройно, но спасибо, автор, за правдивость и ум.
    Соглашаюсь: лгут все. Даже те, кто считает, что он-де и не лжет. Не солжешь - не проживешь. И как жить по солженицынскому "по правде", мне лично не понятно, так как за правдивость ненавидят.
    Интересно, уважаемый автор, а как Вы решаете для себя данную дилемму? Ведь ложь опустошает сердце, выматывает и заставляет ненавидеть уже себя. Как жить не по лжи?

    • Игорь Ткачев, Лично я родным и близким никогда не вру. Даже если правда не столь приятна. Возможно, я не привыкла лгать, потому что меня в детстве не наказывали, а объясняли в чём я не права. Ведь как я уже писала в статье, что все привычки и страхи у нас из детства.
      А как не жить по лжи? Надо ребёнку объяснять всё на словах, а не наказанием. Тогда когда он вырастет не будет врать. А будет намного честнее, чем ребёнок, которого постоянно наказывали.

      • Дарья Бессонова, и как вам живется? Ну если в семье, это еще пол-беды, а в обществе?
        Если ребенка воспитывать всегда быть честным, вы обрекаете его на очень сложную и тяжелую жизнь.
        Вы же сами написали статью, и сами признали, что все врут, такая наша жизнь. Получается если человек будет говорить правду, ему придется жить против течения, а значит по определению ему будет очень сложно.

  • Причин у людей для обмана достаточно много, но всё же хуже всего, когда человек обманывает самого себя да так, что сам начинает верить в этот обман.
    И скорее всего обман всего лишь одна из форм защиты от мнимых или реальных угроз. А угрозы ведь обязательно связаны со страхом - желание не причинить боль (филантроп или любящий)-страх причинения боли, достичь чего-то (мошенник) - страх не получить желаемого и быть разоблаченным, добиться кого-то (ловелас и пикапер) - страх быть отвергнутым, публично униженным и осмеянным. Робинзон Крузо врал себе из страха остаться в безысходном одиночестве.
    Впрочем, как посмотреть. Отсутствие страха это тоже очень удобно и очень выгодно. Это даже полезно.

  • Когда человек молчит, это совершенно не значит, что он лжет!
    Он просто молчит! Ведь могут быть куча причин, почему он не хочет говорить правду, или не хочет лгать. Молчать лучше, чем лгать.
    А причина почему люди обманывают банальна, потому что им так выгодно или удобнее! И совершенно не факт, что человек такой плохой, просто общество вокруг влияет на него, своими правилами, принципами, самим существованием.
    Даже Робинзону Крузо, который пока не встретил Пятницу приходилось врать самому себе, потому что ему было так удобнее.

  • Думаю, что люди обманывают не из-за страха быть разоблаченным, а все-таки из-за конформизма. Так удобнее.

    Оценка статьи: 5

    • Олеся Дмитроца Олеся Дмитроца Читатель 24 мая 2013 в 10:21 отредактирован 24 мая 2013 в 13:37 Сообщить модератору

      Гульфия Шахобова, В наше время в какой-то степени - да.
      Ибо как написано выше: все врут! )) Это лозунг нашего времени. А значит обоснование конформизмом вполне разумное! ))
      Но все-таки первопричина лжи - страх. Это верно! Страх и корысть. Иначе бы ложь так не продвигали в наше время. ))

      Оценка статьи: 5

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 24 мая 2013 в 06:48 отредактирован 24 мая 2013 в 11:28 Сообщить модератору

    Дарья Бессонова, вы себе даже представить не можете с каким трудом я дочитал до конца статью. Какая то сырая спотыкалко-путанка.
    О содержании:
    Но если мы посмотрим вокруг, то заметим, что все врут и обманывают. Следует, видимо, предположить, что беспокоиться следует именно правдолюбцу. Ведь это он не прав, это он идёт "не в ногу", а у всех остальных всё в порядке.
    Вот она, настоящая болезнь, читать дальше →


    Вот и получается - мы обманываем, в частности разумеется, потому, что так комфортнее жить. А разве не ради удовольствия все мы живём? Не только ради эгоистического удовольствия, но и для удовольствия тех, кто рядом? Разве для того живём, чтобы страдать и приносить иной раз своей правдой страдание другим?

    Оценка статьи: 4

  • Одно из любимых выражений доктора Хауса: Все люди врут! )))

    Оценка статьи: 5