• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Творчество. Как привлечь стаю муз?

Природа творчества очень проста: это самореализация. Каждый хочет оставить свой след в истории, и создание предметов искусства — один из лучших способов это сделать.

muse creativity, Shutterstock.com

С другой стороны, любой созидатель знает, что такое вдохновение, муза и состояние тотального погружения в поток. Этот самый поток есть божественная (вселенская, сексуальная, прана, ци — в разных системах разное название, суть та же) энергия, которая прёт (ну, или течёт) через всех существ всех миров всех планет. Как только человек открывается энергии и перестаёт контролировать себя — он начинает творить. Кому-то, чтобы убрать мешающие блоки, нужен допинг — отсюда мнение, что художнику для творьбы нужны наркотики или алкоголь. Кто-то творит в состоянии дикой депрессии — когда уже не стыдно и необходимо дать волю чувствам. Кто-то, наоборот, в состоянии счастья.

Мотивация для привлечения стаи муз в свой огород — это главный аспект самореализации человека. Если бы в людях отсутствовала личность (эго), о чём так самозабвенно мечтают многие духовные искатели, то люди бы не смогли творить и создавать шедевры искусства. Объясняется сие такой моделью: энергия течёт через пустой сосуд человека без личности и вытекает из него, нигде не преломляясь и не задерживаясь. Он просто ходит и сияет, как кремлёвская звезда, в этом и заключается всё его «творчество». К счастью, даже просветлённые люди — не такие, и эта модель — сферический идеал в вакууме.

Итак, самореализация. С её точки зрения творчеством является всё, даже подметание улицы или выпиливание болванок на токарном станке. Даже тупое ремесло — сто болванок в день, сто отчётов в неделю, десять тысяч биди, свёрнутых индийскими ручками, — тоже вид творчества, мотивированный низшей потребностью физического выживания. «Ничего, что я не нарисовал Джоконду, зато прокормил чизбургерами пол-Москвы», — скажет кассир из МакДоналдса. «Ничего, что я не принёс пользу советской науке, зато стал популярным певцом и вскружил голову тысячам девчонок», — скажет неудавшийся физик.

Каждый ребёнок мечтает кем-то стать, а пока ещё не стал, за него берутся родители. И часто всё портят: сын гоняет мячик, а они заставляют его учить алгебру. Им невдомёк, что их сын — будущий Бэкхем. Или дочь прихорашивается перед зеркалом, а они её — носом в ноты. А ведь это растёт знаменитая фотомодель. Родители не виноваты — их когда-то так же испортили. Однако не так сложно спросить у ребёнка, какими именно творческими порывами он наслаждается и почему терпеть не может другие. И при наличии к ребёнку любви — поощрить его личность.

С другой стороны, иногда из подавленных, асоциальных детей вырастают гении — потому что они творят вопреки родителям, обществу, традиции. Своими фильмами, картинами, песнями они бросают обывателю вызов: посмотри, как я умею! А ты так не умеешь, вечный раб токарного станка. Непризнанные гении вынуждены влачить нелёгкую судьбу, зато после смерти они вполне могут стать классиками, а карма их потомков будет лёгкой и безмятежной.

Любой акт творения — всегда от несовершенства и всегда попытка обуздать единство мира. Самый нищий, самый несчастный, самый уродливый человек может создавать шедевры — это его способ выживать, минуя базовые потребности и воздвигая себя сразу же на вершину пирамиды — он реализуется духовно, у него такая миссия. Иногда это срабатывает, но чаще всего человек падает обратно на землю. Здесь его ждёт либо глубокое разочарование (затем депрессия и часто суицид), либо новая счастливая жизнь бизнесмена или простого дворника.

И если творчество поддерживает жизнь — то оно однозначно является терапией — как для того, кто творит, так и для того, кто наслаждается сотворённым. Творящий выбрасывает энергию в форму — без этого выброса он бы сошёл с ума. Потребитель жадно впитывает в себя эту энергию из формы — и случается эмпатия, катарсис, сопричастность чему-то прекрасному, и потребитель счастлив. И неважно, что он съел — попсовую песенку или оперу Верди. Плакать и смеяться можно и от того, и от другого.

И если творчество поддерживает жизнь — то оно может быть и должно быть обменено на деньги, как и любая работа. Деньги — мерило потраченной энергии, усилий. Бизнесмены идут на концерт и платят тем, кто их развлекает; те, кто их развлекает, завтра пойдут в магазин и купят продукцию или услугу бизнесмена. Таков гармоничный круговорот вещей в обществе, и вынимать из него деньги под странными предлогами вроде «вдохновение не продаётся» или «зачем мне эти презренные бумажки» — как минимум неразумно.

А вот вопрос оценки предметов творчества — это, как говорится, из другой оперы. Хорошо продаётся то, на что есть спрос. Поэтому буханку хлеба купят всегда и везде, а колье с бриллиантами купят однажды и навсегда. При этом по вложенной в его создание энергии оно будет равноценно десяти тысячам буханок. На рынке искусства нет нереальных, завышенных или заниженных цен — каждый предмет покупается ровно за столько, сколько на самом деле стоит.

В завершение стоит развеять миф о «раскрытии творческих способностей». Энергия через нас прёт ежесекундно. И если сегодня не идут стихи — возможно, котлеты получатся сногсшибательными. Попробуйте просто другую форму. И всё. Если же вообще ничего делать не хочется, а хочется лежать, плевать в потолок и мечтать о просветлении — что же, вы недалеки от истины. Лень — это всегда предвестник больших перемен в жизни.

Комментарий специалиста. Елизавета Балабанова, психоаналитик:

«Мои клиенты часто спрашивают меня, зачем я предлагаю им «вспоминать детство», вышивать, плести, рисовать, лепить, учиться готовить или вязать носки. Многим эти вещи кажутся абсолютно не связанными с психологическим процессом, но на самом деле именно творчество позволяет в полной мере раскрыть себя и обрести внутреннюю гармонию.

В глубинах психики каждого человека есть масса не выраженных энергий: сексуальность, агрессия и многие другие. Мы все пытаемся выразить их словами, но получается это далеко не всегда. Нереализованная энергия, в конце концов, может прорваться наружу в серьезном расстройстве. Поэтому я и рекомендую каждому своему клиенту найти созидательную деятельность по душе и не бояться творить: чем бы ни занимался человек, воплощение внутренних образов в творческой деятельности поможет ему вырасти, познакомиться с собственным внутренним миром, с которым сегодня, к сожалению, знаком не каждый. Наконец, творчество — прекрасный способ снимать искусственные ограничения и запреты, которые мешают двигаться к собственному «Я». Танцуйте, играйте на музыкальных инструментах, рисуйте картины, учитесь печь пироги — все это помогает вернуться к себе, избавиться от переживаний. Творческая деятельность — наш универсальный целитель".

Статья опубликована в выпуске 16.06.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (99):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • К сожалению, из статьи вычитала лишь один совет, как привлечь вдохновение: временно переключиться на что-то другое. Но этот совет известен всем и давно. А какие еще рецепты существуют вызвать творческую бурю Вы так и не написали. Или я не заметила?

    • Елена Е, вдохновение - это мотивация делать ту работу, которая нравится. Можно сказать иначе: делайте то, что хотите - а то, что не хотите - не делайте.

      • Игорь Менщиков, вдохновение - это мотивация? Вы уверены? Вообще-то вдохновением обычно называют само состояние повышенной производительности и прилива сил, мотивация ему, как правило, предшествует. Но если у Вас такая посылка, то тогда понятно, почему статья про самореализацию, а не про вдохновение. Поменяйте заголовок и никаких к Вам тогда претензий не будет. Ну, разве что еще одна: свою мысль Вы так и не выразили отчетливо. Не собиралась Вас обижать или охаивать. Простите, если что

        • Елена Е, верно, без мотивации не будет никакого прилива сил. Именно поэтому я называю вдохновение мотивацией: многие ждут вдохновения (музы), чтобы оно пришло "само", и не задумываются о причинах его прихода или неприхода.

          Для меня все эти термины - самореализация, творчество, вдохновение - лежат в одной плоскости. Вопрос мотивировки творческих процессов исследован в течение многих лет.

          • Игорь Менщиков, нет-нет, Вы ошибаетесь, творчество (процесс направленный вовне), самореализация (психологическая категория, отражающая внутренние процессы личности) и вдохновение (качество рабочего состояния. если по-простому) - это совсем не одно и то же. Хотя они все сосуществуют. Просто Вы по-своему трактуете понятие "вдохновение", но не оговариваете это в статье. А, напротив, пишите, что "С другой стороны, любой созидатель знает, что такое вдохновение, муза и состояние тотального погружения в поток". То есть подразумеваете общепринятое понимание этих вещей. Оттого и путаница такая.

  • Печальный случай, а не статья.
    И как же привлечь стаю муз, Автор?
    Муза пирожковая, Муза болваночная, Муза самолётостроительная и Муза вязательно-кофточковая, Муза котлетно-паштетная и Муза странностатейная...

    Оценка статьи: 3

    • Марта Матвеева, не заморачивайтесь привлеченеем Муз. А то распугайте их всех!!!

      • Игорь Менщиков, мои заморочки не в счет. Попыталась вам просигналить: на вопрос статьи надобно отвечать Автору.

        Оценка статьи: 3

        • Марта Матвеева, я уже давно ответил на этот вопрос.

          • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 16 июня 2013 в 17:19 отредактирован 16 июня 2013 в 17:20 Сообщить модератору

            Игорь Менщиков, заблуждаетесь на свой счет и на счет статьи. Говорили о чем угодно: о потоке (он же - неизвестной природы энергия), о творчестве на заводе в цеху , о неправильных родительских поучениях при выборе профессии, о творчестве как одном из видов терапии, а вот о музах и их привлечении - ни словечка.
            Так, все-таки, КАК? Но, наверное, не мне и не сейчас, а в другой, более продуманной статье.

            Оценка статьи: 3

            • Марта Матвеева, а вы не догадались? Делайте любимое дело - и музы вас поддержат.

              • Игорь Менщиков, определиться бы со следующим: что такое искусство, чем оно отличается/не отличается от культуры; что такое творчество, чем характеризуется; что такое специальные способности. Это - с позиций нашей традиционной науки. Далее можно было бы рассмотреть и всевозможные "потоки" и энергии - показать взгляд нетрадиционной и не-науки. Затем рассмотреть - а что есть Муза? Предмет, человек, явление в природе, в жизни.
                Иными словами, писать статью по плану, чтобы дать "в руки" читателю некую нить рассуждений.
                В данном конкретном случае музы свалились на нас, читателей, как бы ниоткуда. Оказалось, что их много и они распределяются по видам деятельности. Это, простите, такая хрень... Если у человека есть творческая жилка (это по простому, по-народному если говорить), то он к любому делу подходит именно так - не абы как. Но. Не нужно смешивать честное и ответственное отношение к делу (как в случае с дворником) и творчество, как процесс создания объективно нового.
                А Муза... знаете, недавно была на экскурсии в одном замечательном месте, узнала о творчестве композитора Бородина. Одареннейший, кстати, человек был. Даром, что незаконнорожденный. Так вот. Для своей больной жены он зачастую был сиделкой. Ту же функцию выполняла Аврора Дюдеван по отношению к Шопену. Но. Взаимное общение этих людей давало великолепные результаты - плодами их творчества до сих пор пользуется благодарное человечество.

                Оценка статьи: 3

                • Марта Матвеева, вот и напишите такую статью. А то получается, что ваше мнение единственно верное, и мнения всех остальных чушь? а я приду и разгромлю вашу статью в пух и прах - критиковать любой дурак может.

                  • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 17 июня 2013 в 14:46 отредактирован 17 июня 2013 в 14:57 Сообщить модератору

                    Игорь Менщиков, на самом деле (не люблю этот паразитический фразеологизм), но в данном конкретном случае всё так - на самом деле критика не нужна. По двум причинам: 1. После драки кулаками не машут, в т.ч. и нападающие. Статья написана, исправлять что-то вы не имеете возможности, да и желания. 2. Свою голову на место градоначальнической не прикрутишь.
                    Есть, правда (был) и другой путь, которым шли, в частности, музыканты "Могучей кучки". Среди них был не-музыкант, но, как можно сейчас сказать, штатный критик, Владимир Васильевич Стасов. Он был публицистом, историком искусств и имел смелость (впрочем, этого от него не требовалось, т.к. все были рады услышать его мнение о своих произведениях) критиковать и давать советы своим друзьям-музыкантам.
                    Мои статьи уже громили. Было неприятно, но я не задавалась вопросом "получается, что ваше мнение единственно верное, и мнения всех остальных чушь?", потому что когда говорят по делу, помогают советом, да еще и бесплатно... знаете, тут уж как-то с благодарностью к человеку и его знаниям относишься.

                    Оценка статьи: 3

  • С самого начала получил изрядную дозу "хрени": Природа творчества очень проста: это самореализация. Каждый хочет оставить свой след в истории, и создание предметов искусства – один из лучших способов это сделать.

    Типа, я, умеющий мало-мальски рисовать и писать цветом, вознамерился создать предмет искусства. Да еще оставить след в истории.

    Далее читал с предубеждением. Не понравилось.

  • Людмила Вахрушева Читатель 17 июня 2013 в 19:53 отредактирован 18 июня 2013 в 12:24 Сообщить модератору

    Не летают музы стаями. Являются редко и не ко всем.
    Музы, прилетевшие к ЛГ статьи и навеявшие ему эти мысли, представляются мне грубыми базарными тётками.

    Не понравились выражения: "привлечение стаи муз в свой огород", "энергия, которая прёт", "тупое ремесло"

  • Мне не понравилась статья. Объясняю. Автор про творчество много и страстно говорит, вроде как все это понятно. Но суть творчества в статье обозначена как самореализация и желание оставить какой-то там след в истории человечества и это всем доступно, якобы.

    Откуда автор уверен, что каждый хочет оставить след в истории (след в истории, смешно ей-бо) и почему след в истории есть в создании предметов искусства, шедеврально - сделано руками

    Опять же мне не понятно сравнение буханки хлеба и бриллиантового колье в контексте творчества.

    И кто такой есть потребитель, ежели любой человек может творить, еще и продавать свои шедевры.

    Не понравилось мне еще, что автор использует огромную цитату психоаналитика Балабановой. Это для чего? Для подтверждения своих не слишком уверенных изысканий? Таксебешная статья

  • Изложено "невыносимо благопристойно", "всё схвачено, за всё заплачено."

    И всё-таки витает вопрос выпускника колхозных курсов трактористов:" Куда же лошадь-то запрягать?".

    Имхо, вся жизнь пронизана творчеством и вдохновением, только разных масштабов и направлений. У меня уже больше двух лет не проходит вдохновение залужить каменисто-глинистый косогор газоном, есть обнадёживающие результаты .

    Или обрезать высокие (м 6) ветки деревьев? - тоже треба мобилизация. Так что выделять особо скульпторов или художников я бы не стал: каждый творит и вдохновляется на своём уровне, как сейчас принято выражаться, на своей площадке.

  • Леонид Третьяк Леонид Третьяк Читатель 16 июня 2013 в 03:49 отредактирован 16 июня 2013 в 03:50 Сообщить модератору

    На рынке искусства нет нереальных, завышенных или заниженных цен – каждый предмет покупается ровно за столько, сколько на самом деле стоит.

    Есть, и ещё сколько! Доказательством могут служить аукционы, где предмет искусства нередко продаётся по о-очень завышенной или, наоборот, низкой цене. И часто покупается он не за реальную стоимость, а за столько, сколько за него готов уплатить покупатель.
    Хочется возражать и в отношении других утверждений статьи, но надо ли? Изложено, правда, хорошо.

    • Леонид Третьяк, почитайте книгу Пирошки Досси "Продано! Искусство и деньги".

      • Игорь Менщиков, все зависит от времени, места, от предмета творчества.
        Вот говорят ручная работа, это без сомнения уже творчество, и оно мол должно быть дороже, работа то ручная. Но ведь это не факт! Последний пример, точнее скандал, оказалось, что картины русского авангарда, успешно торговавшиеся на различных аукционах на 60% являются всего лишь подделкой.
        Но позвольте, вы покупаете и оцениваете предмет искусства по его принадлежности к автору, или все же по значимости или мастерству автора, который создал картину?
        Вот и получается, что цена формируется скорее не от качества или иных признаков шедевральности произведения искусства, а от истории данного полотна.

        Оценка статьи: 5

  • Какая сволочь накормила редакцию этими грибами?!!!

  • Большое спасибо модераторам за редкостный экземпляр!
    Однако, по всей видимости, они не ожидали такого шоу одного актера.

  • Не стреляйте в пианиста. Он все равно уверен, что играет лучше всех.

  • Ребята ! Это что вы так накинулись на автора. Подозреваю - муза, капризная и гулящая девица вас не удостоила вниманием? Тему поднял - отличную, но у каждого свой взгляд на нее , как и муза у всех своя. Это лучше чем читать банальность.

  • Очередной раз удивляюсь выбору, с позволенья сказать, статьи дня. Мало того, что материал для детей старшего догоршочного возраста, так автор еще и хамит в ответ на нелицеприятные комментарии.
    По всей видимости, это и есть главный способ оставить свой творческий след - нахамить старшим. Если он привлекает такую стаю муз, то какие могут быть привлечены кошмары?
    PS. Игорь, никогда не ищите дурней себя, может выйти боком.

  • А что есть вполне смысл в статье, который я увидел в постулате, что творение любого человек уже и есть след в истории. Если же человека посетила муза, которая надо полагать у каждого своя, то может из творения получится шедевр, который если найдется покупатель на него даже может быть продан?
    Вот только возникает вопрос, а такое "творчество" оно относится к искусству или к способу себя реализовать?
    Самореализация ведь это надо полагать, с точки зрения автора статьи не только умение создать "шедевр", но и умение его продать?
    Из статьи не видно приравнивает автор творчество с искусством, скорее получается наоборот, потому и видны комментарии по поводу разных муз, пирожковых, болваночных и т.д.
    И вообще нужна ли муза там, где человек занимается творчеством не с целью создания шедевра, а с целью своей самореализации?

    Оценка статьи: 5

    • Ури Фри, искусство - это плоды творчества, и например красиво подмётанный и ухоженный двор вполне можно назвать искусством. Здесь уже дело вкуса, для кого-то и Джоконда является неудачной мазней.

      "Муза" всегда есть там, где человек искренне самореализовывается.

      • Игорь Менщиков, видимо у нас с вами разные подходы к определению искусства.
        Общепринято вроде: "В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие."
        Если подметенный двор для вас искусство, а дворник с талантом подметания и умением создать атмосферу ухоженности двора, вполне сравним по своему таланту с мастерством написания картины типа Джоконды, то я тем более не могу с вами согласится. И наши вкусы и взгляды на искусство, действительно разные.
        А ваш знакомый дворник, подметает так двор только когда к ним прилетает дворницкая муза или каждый день?

        Оценка статьи: 5

        • Ури Фри, ухоженный двор не доставляет вам эстетическое удовольствие?

          Муза - это всего лишь вдохновение делать любимую работу. Какая бы они ни была.

          • Игорь Менщиков, мне с трудом может доставлять эстетическое удовлетворение ухоженный двор, заставленный парой десятком машин. Хотя без сомнения это лучше, куч мусора у мусорных ящиков и собачьих какашек на тех площадках, где еще видна зеленая трава.
            Но на мой взгляд искусство, называется искусством, потому что оно отличается от творчества которое доступно любому, которого посетил очередная муза.
            Допустим, можно проводить выставки искусства предметов творчества среди любителей фотографии не профессионалов?
            Или скажем как оценить степень искусства среди виртуозов-токарей?
            Можно ли считать искусством качественный шов сварщика на залатанной трубе канализации?

            Оценка статьи: 5

            • Ури Фри, искусство - это и предмет, и процесс. Сварщик выполнил работу профессионально - и кто-то скажет - он искусный мастер! Но чаще всего мы оцениваем предметы искусства, однако очевидно, что процесс, предшествующий созданию шедевра, тоже часть искусства.

              • Игорь Менщиков, вот в этом мы и расходимся с вами. Выполнение сварщиком своей работы, это с моей точки зрения не искусство, а мастерство и не более того.
                Повторюсь, с моей точки зрения искусство, это то, что не может сделать любой человек, а только выдающийся, то бишь талантливый в чем-то.
                Да и процесс назвать искусством я бы не решился, если скажем мастер забраковал свой труд, и разбил, сжег, уничтожал, он уничтожил предмет искусства? В результате он в этот период времени занимался искусством, или просто творческой деятельностью не принесшей своих результатов?
                При этом, если скажем через много лет, если данный автор достиг мастерства и зарекомендовал себя как гений, сохранившийся такой предмет вполне относят к предметам искусства, хотя автор его и забраковал.
                Или вот еще один пример, скажем выдающийся политический деятель в детстве баловался рисунками, и потом этот рисунок выдают за искусство и продают за громадные деньги, это также можно считать искусством?

                Оценка статьи: 5

    • Ури Фри, в статье весьма причудливо переплелись несколько тем, отсюда - желание читателей разобраться, что к чему относится. В принципе, для Дебютанта неплохой зачин - так хотя бы комментарии соберутся под текстом )))

      Оценка статьи: 3

  • он не нагляден. Точная механика завораживает, напр. гироскоп. Мы заелись высоко технологичными "штучками" и не ценим их. В статье не видно откровений: всё это было и ещё будет в вариациях.

  • Залк Педрон Читатель 16 июня 2013 в 21:58 отредактирован 27 мая 2018 в 19:38 Сообщить модератору

    Какая сволочь накормила редакцию этими грибами?!!!

    согласен )