• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Римма Дюсметова Мастер

Чайлдфри: стоит ли осуждать?

Захар Прилепин на своем официальном сайте написал о тех, кто сознательно не хочет рожать: в них есть что-то нездоровое и даже ненормальное. Мало того, он назвал их тупиком цивилизации и тихими маньяками.

Iakov Filimonov, Shutterstock.com

Cвою эмоциональную статью писатель назвал «Доброкачественные люди», поскольку чайлдфри, по некоторым источникам, сравнивают тех, кто рожает, со злокачественными клетками, которые имеют привычку бесконтрольно размножаться.

«Захар Прилепин о нас», — забеспокоилась дама с многозначительным именем «Восемнадцать форелей» в своем посте в блоге сторонников чайлдфри в Живом Журнале. «Восемнадцать форелей» задумались, читать ли им (ей?) этого известного писателя, который считается некоторыми живым классиком. Естественно, после таких возмутительных оценок чайлдфри Захар Прилепин был соответствующе «обласкан» в комментариях к посту.

Как видим, основная тема блога — выражение неприятия и даже ненависти к детям, к беременным, к «быдлородителям-овуляшкам». Дети — это для чайлдфри «помет», «личинки сатаны» и прочая «гадость». Люди, полные ненависти к другим людям, — это, конечно, несчастные люди, нуждающиеся в сочувствии, а с точки зрения психологов — в психологической коррекции, психотерапии. Но если среди психологов имеются чайлдфри — это означает явный их непрофессионализм и повод для прохождения личной психотерапии.

Сообщество, в котором люди могут выплеснуть свой гнев, ненависть и неконтролируемое раздражение, в какой-то мере является для чайлдфри психотерапевтирующим фактором. Во-первых, сообщество дает возможность им выразить разрушающий психику и тело негатив, во-вторых, найти понимающих и сочувствующих. Однако все их попытки оправдать свое неприятие родительства, непременно заканчивающиеся оскорблениями и уничижительными оценками беременных, кормящих матерей, маленьких детей, смеющих капризничать и плакать, носят в целом характер человеконенавистничества. И это действительно трудно назвать нормальным.

Хотя чайлдфри объявляют себя сознательно отказывающимися от родительства, на самом деле отказ от рождения детей объясняется бессознательными причинами, которые рационализируются сознанием (психозащитный механизм): не хотим плодить нищету, лучше заниматься самосовершенствованием и т. д.

Каковы же причины, которые приводят к нежеланию иметь детей? Чаще всего имеется одна самая важная причина (обычно это психотравма), запускающая проблему, однако к настоящему кредо чайлдфри приводит ряд сопутствующих причин социального и воспитательного характера. Чем больше агрессии, ненависти, раздражения проявляют чайлдфри в обсуждениях вопроса рождения детей, тем больше у них неразрешенных психологических проблем. Многие, понимая свои проблемы, просто боятся, что если родят, то не смогут полюбить своих детей, станут плохими родителями. Если все же им случается родить, то часть становится нормальными любящими мамами. Если проблемы, приведшие к чайлдфри, слишком сложные, то материнский инстинкт может не проснуться.

Как показывает опыт, наибольшая вероятность стать в будущем чайлдфри у таких детей (в основном, это девочки):

- нежеланные дети (по полу, по времени);
- нелюбимые, отверженные дети;
- дети, временно или насовсем переданные на воспитание бабушкам в связи с рождением другого ребенка;
- заласканные гиперопекаемые единственные дети, матери которых посвятили ребенку всю свою жизнь без остатка («это так трудно, я так не смогу»);
- ребенок, который слышал от матери или от близких, как невыносимо тяжело воспитывать ребенка и насколько неблагодарны все дети;
- старшие дети, которым пришлось нянчить одного, чаще — нескольких братьев-сестер (страх ответственности);
- гиперчувствительные дети, которые в детстве часто слышали от матерей, как страшно рожать (страх родов);
- дети, которые имели в родне среди братьев-сестер детей-инвалидов (страх родить больного);
- старшие из погодков (ненависть к ребенку, отнявшему мать, экстраполируется на всех младенцев);
- дети, пережившие насилие, унижения;
- дети из бедных или неблагополучных семей с повышенными притязаниями и страхом нищеты;
- дети, пережившие асфиксию во время неблагополучных родов, у которых развиваются панические атаки в связи с темой о собственных родах.

Проблема чайлдфри хорошо поддается психотерапии независимо от того, верит в успех терапии клиент/пациент или нет. Успех психотерапии, как всегда, зависит от квалификации и личности психотерапевта. Интересно, что чайлдфри обычно приходят к психологу совсем с другими запросами, в том числе с тем, как повлиять на мужа, чтобы он перестал думать о рождении детей. А после психотерапии они удивляются, как могли ненавидеть детей.

В любом случае нет смысла уговаривать чайлдфри рожать, иметь детей. Уговорами, советами, осуждением, бесплодными доказательствами блага родительства чайлдфри не изменить. Они нуждаются в квалифицированной психотерапии, направленной на решение сложных проблем, которые сделали их чайлдфри. Многие из них не хотят в этом признаться: психозащитные механизмы таким образом защищают их в своей правоте.

Статья опубликована в выпуске 1.07.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А нельзя их не осуждать?
    Просто дать им право решать самим, иметь детей или нет?
    Не будет гневного осуждения посторонних, которые всегда знают, как другим следует жить- исчезнет и агрессивное раздражение чайлдфри.

  • Опять приравнивают Чайлфри к Чайлдхейт, это разные термины.
    Не обижайте Чайлфри по незнанию. Абсолютно некорректная статья.

    Оценка статьи: 1

    • Тиано Сурдель, чайлдхейт - это лишь разновидность чайлдфри. И в названии сообществ, о которых я говорила, фигурирует не "чайлдхейт", а "чайлдфри".

      • Марианна Власова, "чайлдхейт - это лишь разновидность чайлдфри" - это Вы так придумали? с какого источника информация?
        Так безосновательно оскорблять людей Дети – это для чайлдфри «помет», «личинки сатаны» и прочая «гадость». бррррр, гадостный осадок в душе остается после таких слов.

        Оценка статьи: 1

        • Тиано Сурдель, сначала появилось слово "чайлдфри", сообщества с таким названием. Если Вы их не читали, не встречали то, что Вы процитировали, не считайте, что кто-то это придумал, ведь "гадостный осадок в душе остается после таких слов" у всех, кроме участниц этих сообществ.
          Потом те чайлдфри, которым такие резкие определения тоже неприятны, решили дистанцироваться от "чайлдхейт" - они-то и выдумали новое слово. Не отражающее полноты проблемы, ведь вряд ли чайлдхейт ненавидят только детей, а к "детным" нормально относятся.
          читать дальше →

          • Мpрианна Власова, следуя вашей логике все родители которые любят своих детей педофилы

            Оценка статьи: 1

            • Сергей Гордеев, Ваша логика изумляет. Интересно, в статьях Вы тоже такие странные вещи вычитываете?

              • Марианна Власова, в данной статье я вычитал, что дети для меня помёт, личинка сатаны и прочая гадость, что я человек полный ненависти к другим людям. Конечно, со стороны, да еще и всезнающим психологам виднее но поверьте, я не ем младенцев на завтрак. Может коллеги дяди Фрейда скажут, что проблема заключена в том, что я не умею их готовить? Значит мне есть куда расти

                Оценка статьи: 1

                • Сергей Гордеев, угу, я была права в своем предположении. Ну что ж, попробуем на Вашем языке: Вы, значит, считаете, что все чайлдфри мыслят и ведут себя одинаково - как Вы...

                  • Марианна Власова, нет, каждый человек мыслит и поступает в одной и той же ситуации по разному. Просто я считаю, что автору статьи стоило указать, что как и во всех прочих сообществах есть радикально настроенные чайлдфриландеры, если уж вы не хотите разделять чайлфри и чайлдхейт. В своих комментариях к статье я попытался это объяснить. А моё личное мнение таково, вы можете хотеть или не хотеть ребёнка, любить или не любить детей это дело личное, но если вы оскорбляете не важно где, в блоге или нет, и делаете это специально, то этот человек мерзавец. вне зависимости от расы, статуса, вероисповедания или другой его принадлежности к какой либо группе. Но и это не даёт права судить о всей группе.

                    Оценка статьи: 1

                    • Сергей Гордеев, статья называется "Чайлдфри: стоит ли осуждать?", а не "Чайлдфри: какие они бывают?" Описывается конкретный блог с названием, в котором есть слово "childfree". Повторяю: чайлдхейт, высказывающиеся в том сообществе - тоже считают себя чайлдфри. Предъявляйте претензии им, если у Вас больше прав на это наименование.
                      Кстати, в отличие от Вас, у автора другое мнение по поводу чайлдхейт: "Люди, полные ненависти к другим людям, – это, конечно, несчастные люди, нуждающиеся в сочувствии, а с точки зрения психологов – в психологической коррекции, психотерапии." Опять не совпало.

                      • Марианна Власова, что касается претензий я не претендую ни на какие наименования я просто высказал автору критику по поводу его статьи в надежде что он поймет того кто разделяет взгляды тех кого он собрался лечить. Ведь не о чайлдхейтуе он говорит "Люди, полные ненависти к другим людям, – это, конечно, несчастные люди, нуждающиеся в сочувствии, а с точки зрения психологов – в психологической коррекции, психотерапии" а обо всех чайлдфри, а в последнем абзаце и вовсе: "В любом случае нет смысла уговаривать чайлдфри рожать, иметь детей. Уговорами, советами, осуждением, бесплодными доказательствами блага родительства чайлдфри не изменить. Они нуждаются в квалифицированной психотерапии, направленной на решение сложных проблем, которые сделали их чайлдфри. Многие из них не хотят в этом признаться: психозащитные механизмы таким образом защищают их в своей правоте." Со слов автора разговаривать со мной или приводить какие-то доводы, аргументы бесполезно только принудительное лечение с полной изоляцией. От себя добавлю есть люди, которые верят в бога (верующие) и есть фанатики, которые считают что во имя бога можно взорвать бомбу или убить. Но childfree не равно childhate, как и вера не равна фанатизму

                        Оценка статьи: 1

                        • Сергей Гордеев, "Со слов автора разговаривать со мной или приводить какие-то доводы, аргументы бесполезно только принудительное лечение с полной изоляцией."- зачем Вы в своем возбуждении так передергиваете? Вы далеко ушли в Ваших фантазиях и страхах.

                          Такие страхи (защитные, кстати)и могут делать ЧФ агрессивными в отношении других. Никто чайлдфри принудительно лечить или изолировать не предлагал. Я пишу только о том, что ЧФ, как другую проблему(если она является проблемой для ЧФ или для его семьи) можно психотерапевтировать. А если муж-ЧФ и жена-ЧФ, и в своей фри они довольны жизнью - это их личное дело. А если женаЧФ, а муж хочет детей, то она ради любви может пойти на психотерапию. И Вы можете не волноваться, что кто-то из ЧФ может выйти из вашего строя: мало кто из специалистов работает с этим. Есть смысл пройти только краткосрочную психотерапию, только она будет успешна. Если месяцами и годами будут проходить психотерапию, то, скорее всего, специалист увлечен процессом, а не результатом, в то время как ЧФ решает, что его проблема неразрешима, как он и ожидал. Повторюсь: не каждый психотерапевт работает с этой проблемой.

  • Лада Крымова Лада Крымова Профессионал 1 июля 2013 в 19:04 отредактирован 1 июля 2013 в 22:37 Сообщить модератору

    "Когда вдруг окажется, что в вашей жизни нет ни любви, ни смысла, ни цели, когда вам захочется радости и созидания, вы не побежите писать книжку или, я не знаю, разбивать клумбу. Вы даже не побежите петь хором. Вы побежите рожать ребенка. Чтобы изменить свою жизнь, ага. Что правда, то правда, ваша жизнь изменится, и я сейчас расскажу вам, как именно.читать дальше →



    ©malka_lorenz
    Ув. редакторы-модератоы, помогите скрыть текст

  • Юлия Кудрина Читатель 2 июля 2013 в 17:42 отредактирован 27 мая 2018 в 19:35 Сообщить модератору

    По всей видимости Чита Телю скучно и он хочет, чтобы к нему присоединились. ))) По поводу статьи, как уже было написано выше, она некорректна, автор собрал все в кучу и наставил диагнозов. Чф не хотят иметь детей и все. Чх агрессивно настроены по отношению к детям, при этом могут быть даже многодетными родителями.

  • Валерия Алексеева Валерия Алексеева Читатель 31 июля 2014 в 15:46 отредактирован 31 июля 2014 в 16:46 Сообщить модератору

    Римма Дюсметова, еще один "доморощенный психолог" со своими дурацкими "причинами" и псевдонаучными доводами...
    Чайлдфри, как и все люди, бывают очень разными. И среди них немало достойных.
    Например, есть чайлдфри, которые посвящают свою жизнь служению обществу и борятся за то, чтобы ваши же дети жили нормальной жизнью. Стоит ли их осуждать?
    Маленькое наблюдение: в бедных странах с тоталитарным (диктаторским) режимом детей рождается больше всего. Люди в таких странах буквально выживают, в их домах нет воды и электричества. Образование, медицина, наука, культура, искусство - в забвении. Люди в большинстве своем малограмотны и женщины озабочены только рождением детей и бытовыми заботами, а мужчины используются властью как дешёвая рабсила (можно расшифровать как рабская сила). Хотите такую жизнь? Тогда давайте бесконтрольно размножаться и "лечить" всем миром чайлдфри))

    Оценка статьи: 2

  • А вам, как говорится, не все ли равно, по каким причинам отказываются рожать? Это не болезнь и искать скрытые причины для возврата заблудших овец на путь истинный, по-меньшей мере наивно.
    А вот ксенофобия тут налицо. Я не понимаю чайлдфри, значит они чужие. Чужие - значит плохие.

  • Автору следует разобраться очем он пишет. Чайлдфри и чайлдхейт совершенно разные люди.

    Оценка статьи: 1

    • Сергей Гордеев, Если Вы знакомы с постами блога, то там т.н. чайлдфри упражняются как раз в ненависти. Может, боясь слыть чайлдхейтами, прикрываются чайлдфришностью.

      • Римма Дюсметова, среди бездетных по убеждению есть разные люди, как и во всех прочих сообществах. Догадываюсь, как сложно журналисту быть объективным и беспристрастным просто жаль, что вы не разделяете в статье чайлдфри и чайлдхейт, у читателя может создаться неправильное впечатление

        Оценка статьи: 1

        • Сергей Гордеев, у меня не было цели разделять нелюбителей детей по критериям, кто меньше любит их. Тем более, что в сообществе ЧФ активно поддерживается агрессия против людей, имеющих детей, беременных так, что трудно подразделить, кто фри, кто хейт. Я как психолог смотрю на них, на чайлдфри, также, как на других людей, имеющие те или иные проблемы. Во время психотерапии выявляются какие-то причины, которые делают клиентов/пациентов носителями проблем: тревожности, фобии, клептомании, агрессивности, посттравмы, симбиотических отношений, склонности к психосоматике и пр., пр.

          Когда я знаю по опыту, что какая-то проблема разрешима психотерапевтически, то я пишу об этом. Пишу, что психотерапия возможна, т.к. для кого-то может быть очень важным.

  • Какой внушительный список группы риска...

    старшие дети, которым пришлось нянчить одного, чаще – нескольких братьев-сестер (страх ответственности)
    Вряд ли там только страх. Это, возможно, и ощущение - "я это уже прошла, знаю и не хочу". К братьям-сестрам всё же не испытывают таких чувств, как к своему ребенку, а пример собственной матери, которая не близка с младенцем, не обещает никаких иных ощущений от родительства. К тому же ребенку-няньке тяжелее, чем собственно матери, но он об этом не знает.

    – дети, которые имели в родне, среди братьев-сестер детей-инвалидов (страх родить больного) это зависит от того, как построены отношения в семье, как устроен быт. В среднем такие дети толерантнее к инвалидам, потому что знают их ближе и с детства понимают, что инвалид тоже живой, просто живет несколько иначе.

    Знаете, может, общение с себе подобными и имеет терапевтическое значение для чайлд-фри, которые, например, боятся признаться близким, что не хотят иметь детей, сами считают, что с ними что-то не так, но, по моим наблюдениям, найдя себе подобных, они заводятся, распаляются и крепнут в убеждении, что могут не только между собой обсуждать "детных" в оскорбительных выражениях, но и доказывать публично, что дети - это мерзость. Точно так же как анорексички поддерживают друг друга в убеждении, что тело в норме - это кости...

    • Марианна Власова, спасибо за развернутый комментарий!
      1.Да, это примерно так: это я уже прошла, мне невыносимо снова нести ответственность, за которую наказывают, из-за которого я лишилась детских радостей.
      2.Каждая перечисленная причина является причиной чайлдфри только при совпадении определенных негативных моментов.В данном случае чаще всего встречается страх рождения генетически обусловленной инвалидности (например, Дауна)
      3. Вы совершенно правы! Они объединяются, чтобы дружить против.

      • Валерия Алексеева Валерия Алексеева Читатель 31 июля 2014 в 15:43 отредактирован 31 июля 2014 в 16:15 Сообщить модератору

        Римма Дюсметова,
        3. Вы совершенно правы! Они объединяются, чтобы дружить против.

        Они объединяются, чтобы противостоять нездоровому детоцентризму и навязчивой пропаганде деторождения. Еще они противостоят горе-родителям, которые не хотят воспитывать своих детей или даже элементарно присмотреть за ними. Они противостоят нередко встречающихся наглости и беспринципности беременных и молодых мамаш, которые считают, что им все должны. И наконец, они противостоят глупости, невежеству и вопиющей необразованности некоторых мамаш. Вот чему они противостоят.

        Оценка статьи: 2

  • И чего все опять к чайлдфри привязались. Ну не хотят люди детей заводить, что в этом такого ужасного? Нас итак 7 млрд, мало, что ли... Я тоже неуверена, что хочу детей заводить. Насчитала только что у себя 4 психотравмы

    Меня больше раздражают некоторые родители, чем их дети. С детей-то спрос еще невелик. Некоторые женщины считают, что если у них есть дети, то им все можно, они лучше остальных. Ехала недавно в поезде с невоспитанной мамашей. Мы с мужем на верхних полках, она с двумя детьми - на нижних. Взяли завесили одеялами нижние полки, так что мне ни слезть, ни залезть, ни поесть невозможно. Типа купе у них. Купили бы билеты в купе и ехали бы.

  • Прекрасная статья.
    Я сразу воочию увидела психолога, с которым никогда бы не стала работать

  • Комментарий удален
  • И что, детям многодетных ЧФ - прямая дорога в блог "Плохие родители?

  • Комментарий удален
  • Я думаю, со мной все согласятся, что не плохо бы кроме групп граждан, не хотящих иметь детей и не могущих их иметь создать группу, кому не надо бы вовсе размножаться. И таких будет большинство!

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 июня 2013 в 08:20 отредактирован 26 июня 2013 в 08:21 Сообщить модератору

    Список "причин" мне понравился - слишком богатые семьи или слишком бедные, одинокие, или в больших семьях, заласканные или униженные.
    Каких только поводов не найдет человек, чтобы объяснить свою "доброкачественность"...
    Список - есть список ПОВОДОВ. А вот какая у каждого бедолаги причина?

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Вадимов, истинные причины выявляются при диагностическом интервью или в ходе психотерапии. Причины индивидуальны, переплетены с разными проблемами и ощущениями. На одного запускающим моментом является то, что для другого это совершеннейший пустяк. Очень многое зависит от особенностей восприятия ребенка, от родительских оценок поведения и установок

  • Ну исходя из того, что нас итак все время пугают перенаселение, голодом и всеобщей нехваткой ресурсов, то на данный контингент конечно можно закрыть глаза.
    Но данный контингент бывает начинает "качать права" типа не хотим лететь одним самолетом с детьми и т.д.

    • Дмитрий Дарк, так каждый может "качать". "Не хочу лететь с блондинами!" "Не хочу лететь с людьми, старше 30!" Мало ли кто что хочет. Ничего личного, это примеры Но я бы покупала места в секции без детей, если бы таковые были) Путешествуем без детей обычно и хочется отдохнуть от детского писка-визга. Но если таковых нет, то терпение и только, ведь понимаем же, что нельзя детям просто кляп воткнуть, часто очень стараешься успокоить, но все равно шумят((

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 июля 2013 в 10:01 отредактирован 1 июля 2013 в 10:03 Сообщить модератору

    Думаю, все что под Солнцем, имеет некое право на существование - даже если нам лично это не по вкусу, у нас отличная жизненная философия.

    Когда за нежеланием иметь детей стоит определенная философия, если это взвешенный, осознанный выбор, а не откровенный примитивный эгоизм, я думаю, стоит прислушаться. И может, и для себе что новое открыть.

    К чайлдфри ведь можно отнести и тех, кто по причинам здоровья, стесненным жизненным обстоятельствам, не хочет-не может иметь детей.

  • Ого... Я думала они просто тихо себе решили не заводить детей и всё тут. Но если между собою они называют детей "мерзостью", осуждают беременных и кормящих, то да... клиника...
    Я лично младенцев тоже воспринимаю, как проблему невысыпания, нервозности, крика, пелёнок и прочего, но когда дети уже ходят, сами едят, то это же прелесть что такое

  • А я так думаю, раз такие люди решили детей не иметь, то и пусть, и не надо, и к лучшему. Потому что какие после таких высказываний из них получатся родители - даже страшно представить. Пусть дети будут у тех, кто их хочет и ждет. А у таких - не надо.

  • в психдомик их надо