Александр Смирнов Грандмастер

Как «развивают» сверхмалый южный бизнес? Хозяева гостиницы

В этом году мы снова отдыхали в благословенной Феодосии. И в четвертый раз останавливаясь у одних и тех же хозяев, заметили не слишком положительную, на наш взгляд, перемену.

Africa Studio Shutterstock.com

Конечно, отношения с хозяевами всегда были деловыми. Нам предоставляют жилье — мы платим за аренду. На этот счет ни у кого не возникало ни претензий, ни иллюзий. За 50 гривен в сутки с человека получаем минимальный набор: комнату с кроватью, небольшим телевизором и вентилятором (на второй год установили кондиционеры); во дворе за каждой комнатой были закреплены в меру старенький холодильник, плитка, электрочайник и столик в тени. Один на четыре 2−3-местных комнаты туалет, летний душ и душ с водонагревателем. Туалет, кстати, хоть и во дворе, но приличный ватерклозет, чистый и аккуратный. Нас это устраивало, и неудобств немногочисленные жильцы не испытывали.

Постепенно бизнес расширялся. Обустроили две новых комнаты «повышенной комфортности», с отдельными туалетом и душем. Кстати, эта частная гостиница популярна среди любителей бюджетного отдыха у ненавязчивых, но гостеприимных хозяев. Гостеприимство было совершенно искренним, хозяева общительны ровно в меру, сервис минимален, но достаточен.

В нынешний приезд хозяева прямо не отказывались от общения. Могли подсказать, как добраться в интересующее гостя место, и на вопросы отвечали. Но общались с неохотой. Наверное, для тех, кто поселился у них в первый раз, это выглядело естественно, но мы-то знали их раньше, и нам разница бросилась в глаза. Хозяева старались поскорее завершить общение. Сервис остался прежним. Постели менялись, места общего пользования убирались вовремя, мусорные ведра опорожнялись исправно, сломавшийся холодильник был отремонтирован на следующее утро… А теплота и дружелюбие исчезли. Остался бизнес.

В принципе, эта перемена не сильно нас напрягала. Мы сами не слишком общительные люди. Да и отдыхающих вокруг немало. При желании пообщаться всегда можно найти собеседника.

Зато впервые наши хозяева не справлялись с добровольно взятыми на себя обязанностями. Так, однажды у нас сломалась дверь. В комнате их две: внутренняя, отделяющая собственно комнату от террасы, и внешняя, уличная. Естественно, в жару мы спали с открытыми дверями. В первые же дни хозяйка предупредила, что внешняя дверь скошена и ее не нужно оставлять открытой. А пользоваться кондиционером. В крайнем случае, если совсем невмоготу (а под включенным всю ночь кондиционером в маленькой комнате легко простудиться), подпереть чем-нибудь дверь. Хотя чувствовалось, что и это совсем нежелательно…

Кстати, подпирать дверь пришлось нам самим. Мы нашли пару кирпичей — и подперли. В сильный дождь дверь пропиталась влагой и верхняя петля оторвалась-таки. Мы не захотели ссориться с хозяевами, тем более что вопрос был копеечным. Сразу сказали хозяевам, что готовы и купить петли, и помочь отремонтировать дверь. Не хотелось портить давние, хорошие и выгодные отношения. Такой у нас хозяин, криворукий, что сам не справится!

Вид у него, когда он осматривал дверь, был весьма печальным… Особенно когда я намекнул, что петли тяжелой двери не стоит крепить на два коротких самореза. На всякий случай я купил и саморезы подлиннее, хотя хозяин вяло бормотал, что у него вроде бы есть свои… Конечно, крепили моими. Зато я увидел хозяйские отвертки. И понял, что стоило купить и пару отверток. Потому что принесенные хозяином назвать инструментом язык не поворачивался. А помощь он с готовностью принял.

Видимо, это нормально, когда гость помогает владельцу частной гостиницы ремонтировать то, что было плохо сделано им самим, либо нанятыми им рабочими. Хозяева заведомо знали, что дверь закреплена слабо, висит криво и вообще на ладан дышит. Но и не подумали исправить, понадеявшись, что и так сойдет.

Дверь мы вернули на место, но стало невозможно запереть замок. На мой взгляд, достаточно было немного подтесать дверь — не так много работы, но теперь я уже ничего предлагать не стал. Плотник появился на следующий день, а по поводу неработающего замка хозяева не сказали вообще ничего. Видимо, сочли, что мы можем запирать внутреннюю дверь. В общем-то, мы не возражали, только запереть ее удалось с большим трудом. Замок оказался не подогнан. Мы, конечно, нашли способ его запереть, а там и дверь как-то приработалась, уже не требуя шаманских плясок с бубном.

К концу второй недели этот замок тоже забарахлил, но мы тут же воспользовались исправленной внешней дверью и говорить хозяевам о такой «мелочи» уже не стали. Как и о сломавшейся розетке, в которой застрял штырь от вилки фумигатора. Фумигатор мы заменили новым, сказав о поломке перед отъездом. Поскольку, взглянув на розетку поближе, поняли, что расстраивать хозяина еще и этим не нужно. Скорее всего, он и сам знал о качестве электропроводки в своем доме. Возможно, сам хозяин эти розетки и ставил.

И еще о проводке! Как-то в доме выбило автомат. И мы случайно услышали, как хозяева жалуются друг другу на постояльцев — мол, «включили все по десять лампочек». Мы посмотрели на единственную включенную у нас лампу… Стало окончательно ясно, что люди просто заигрались в домовладельцев и взяли на себя неподъемный пока груз. Неподъемный не материально, а психологически. Потому что несложно установить автомат большей мощности. И даже протянуть в каждую комнату по одной дополнительной линии с розетками, раз и навсегда решив эту проблему. Да хотя бы поставить лампы меньшей мощности, а лучше — энергосберегающие. И ведь обо всех этих проблемах было известно заранее.

Но главный показатель изменившегося отношения хозяев — то, что подобные претензии к жильцам вообще возникают! Люди просто привыкли сдавать комнаты на лето, получая не огромное, но ощутимое дополнение к бюджету. А начав расширять предприятие и попытавшись превратить его в бизнес, оказались не готовы ни к возросшему числу жильцов (которые с мая по сентябрь толкутся в твоем дворе, причем год от года их все больше), ни к возросшей ответственности за увеличившееся хозяйство. Одного туалета на сдаваемые в аренду комнаты скоро будет маловато! И во дворе уже тесновато. Если все гости одновременно решат пообедать, места хватит едва. А посуды для приготовления пищи (кастрюль-сковородок) уже не хватает, да и на две слабенькие конфорки единственной уличной электроплитки очередь выстраивается.

Может, и усталость от гостей пройдет сама, как только наступит осознание: это уже не просто гости, которых ты пускаешь пожить на две недели. Это уже — полноценная и самая настоящая работа, требующая серьезного, профессионального отношения. И нужно либо воспринимать себя именно как хозяина настоящей (хоть и небольшой) гостиницы, либо… Сокращать ставший в тягость бизнес, возвращаясь к прежнему варианту приема немногочисленных гостей на лето.

Первый вариант повлечет более-менее серьезные внутренние перемены. Как минимум, придется действительно признать себя владельцем бизнеса со всеми вытекающими последствиями. Главное — совершенно иным уровнем ответственности. К которому, увы, наши хозяева оказались пока не готовы.

Обновлено 27.04.2016
Статья размещена на сайте 27.07.2013

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 1 августа 2013 в 03:24 отредактирован 1 августа 2013 в 03:26

    Я вам могу рассказать как это было в частном секторе на Большом Фонтане при советах.

    Дома отдыха и санатории нелечебного профиля продавали путевки типа пансион. Они были почти вполовину дешевле.т.к. размещали в частном секторе. На вокзал к прибытию поездом выходили "представители" фонтанских жителей и дома отдыха, сдающих углы или комнаты. Накануне сарафанное радио уже сообщало им кто имеет свободную площадь-угол. Агент собирал свою кучку в такси или пару машин, по дороге рассказывал где какие цены и условия, потом развозил людей по хозяевам.
    Хозяева собирали паспорта и отдавали их Дом Отдыха на прописку ( за этим строго следили).
    Можно было сдать и втихаря, но штрафы были нехорошие, да и выгоды никакой. И пожаловаться некуда, если там пьянство или оргии. Жильцы едят в доме отдыха, им не нужня плита, ванная комната или душ, посуда, белье выдает дом отдыха, могли выдавать и кровати-матрасы, кто не хотел лишнее покупать. Они, практически, приходили только ночевать - все остальное время в доме отдыха или на пляже.
    Все организованно, все удобно и жильцу, и хозяевам. И, кстати, благодаря такому порядку удалось закупорить холеру в Одессе и не дать ей расползтись по всему Союзу: все приезжие были учтены и переписаны, не частный сектор, а государство смогло взять в свои руки контроль над приезжими в плане карантина, санитарии и прочего.
    Жаль, что начисто забыли хорошие старые порядки. Если бы хозяева из статьи пошли бы на контракт с турагентством или чем там еще, то их бы инспектировали на предмет соответствия гостиничному статусу их жилья.
    Кстати, тут кто-то сказал, что дикие углы приносили мелкую приработку. Нет, это очень хорошие деньги по тем временам были. На эти деньги можно было после окончания курортного сезона пристроить еще пару комнат или времянок. Те, кто жили в удобном расположении, сделали себе состояния на курортниках.
    Я не любитель считать чужие деньги, но я бы таких не хотела - 6 месяцев в году терпеть у себя в усадьбе постоянно сменяющихся чужих людей. Да они еще и общаться хотят, а хощяева за весь день так уколотятся по своим делам, что видеть никого не хотят.
    Это был тяжелый хлеб, но государство поощряло этот по сути совершенно частный бизнес при советской власти - важно было поставить галочку, что город-герой Одесса оздоровил за сезон 4 миллиона человек при населении города меньше миллиона. Здравниц не хватало, половина из них ведомтсвенные - армия, гебуха, министерства. И тогда они вспомнили своеобразный курортный НЭП.

  • ну сильно-то преувеличивать тоже не нужно! плюсы перевешивают минусы.

    • Александр Смирнов, вот так хозяев и развращают Они знают, что море, относительная дешевизна всё равно будут востребованы. А вот если бы Вы, уезжая, в мягкой, не вредной, даже слегка шутливой форме высказались бы в том духе, что отлично отдохнули, хотя, кончено, с замками это было сильно, ну, ничего, издержки расширения бизнеса, надеюсь к следующему сезону всё утрясётся, и, прежде чем к ним ехать в следующий раз, связалисьб бы и уточнили будут ли накладки, это было бы, действительно, на пользу всем. Западный подход

  • Я бы никогда больше не поехал в частный сектор после такого "увлекательного отдыха"...

  • Комментарий скрыт
  • В этом году мы снова отдыхали в благословенной Феодосии...

    Неужели?.. После прочтения статьи, сильно сомневаюсь. Делали вид, что отдыхали?.. Под прикрытием были, чтобы вывернуть наизнанку зловредных южных бизнесменов?

    Ая-яй, писатель с дипломом психолога!..

  • Голосовать нужно ногами, тогда и хозяева, если им, конечно, нужны деньги, дотумкаю в концк концов, почему клиенты утекли к конкурентам. А если вворачивать саморезы, развешивать провода, подпирать двери кирпичами, и продолжать ездить к этому же хозяину, то в чём его печаль? Сплошная экономия! Я бы даже сказала, повышение эффективности бизнеса

    Кстати, я наблюдала, как снижался уровень сервиса для русских в Турции. Не знаю, как сейчас, давно там не была. Я начала туда ездить, когда только-только русские открыли для себя эту страну. Останавливалась в 3*** отелях и была очень довольна и условиями, и питанием, и персоналом. Потом, видно, турки насмотрелись на наших турЫстов, решили, что для них "и так сойдёт". При этом для немцев, например, сервис остался на прежнем уровне.

  • Статья перекликается со статьей Лауры Ли и привычках богатых и бедных. Все правильно, доход возрос, а мировозрение осталось. Поэтому никогда этим хозяевам не стать богатыми с такими привычками.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Дарья Хопен Дарья Хопен Профессионал 31 июля 2013 в 04:06 отредактирован 31 июля 2013 в 21:14

    Что-то у меня от этой статьи какой-то неприятный осадок. Человек каждый год снимает жилье у одних и тех же хозяев. Славно, но с годами что-то ему перестает нравится, но он продолжает ездить, залезает во все щели и выносит сор из избы на всеобщее обозрение. Не проще ли пойти в нормальную гостиницу, пансионат, или к другим хозяевам, заплатить деньги и отдыхать в свое удовольствие, "без разбора полетов" хозяев. Это выглядит примерно так, человек пригласил друга в гости, а тот ходит по квартире, заглядывает во все щели, там нашел пылинку, тут соринку,и рассказывает общим знакомым, какой он неряха, такой-сякой, разэтакий. Это больше свойственно женщинам, а тут мужик копается в чужом дерьме.

    Оценка статьи: 2

    • Дарья Хопен, ну я отдыхаю как бы за деньги! и кстати, никаких проблем хозяевам не создаю, никаких запросов не выдвигаю. в принципе, я неплохой отдыхающий, нетребовательный. непьющий. без запросов. без претензий.

      • Александр Смирнов,
        вы опять собираетесь ехать в этот гуртожиток, подпирать дверь лопатой, проводить новую проводку, чинить электроплитки и делать еще что-то для хозяев? Все это за свои деньги во время ВАШЕГО ОТПУСКА? Вы - еще сравнительно молоды, неужели вам неинтересно поездить по миру, посмотреть , как люди живут. На нашей Земле есть столько прекрасных мест, достойных вашего внимания. Но,вы почему-то едете опять в этот гадюшник. Это садомазохизм какой-то!

        Оценка статьи: 2

    • Дарья Хопен, что значит "гости" - они же платят? А хозяева если хотят иметь "бизнес", пусть потратятся на нормальную электрику, двери доделают. По-моему, автор вполне корректен по отношению к этим неудачливым дельцам гостиничного бизнеса.
      Не проще ли пойти в нормальную гостиницу, пансионат, или к другим хозяевам, заплатить деньги и отдыхать в свое удовольствие, "без разбора полетов" хозяев
      Я думаю, что в следующий раз автор так и сделает.

      Оценка статьи: 5

    • Дарья Хопен, еще моя мама рассказывала что в молодости они ездили на юг "дикарями" и снимали там комнаты, спали по 10 человек вповалку. Так что этот бизнес кормит местных уже не одно поколение

      А информация может быть вполне полезной для тех кто имеет свой бизнес, может кто-то задумается. Доводилось ночевать и в "официальном" отеле, где душ не работал (были только 2 положения - горячее и холодное) а по стенам ползали муравьи.

    • Комментарий скрыт
      • Ольга Романова, значится так. бюджетный отдых мы выбираем принципиально, поскольку нас он устраивает. что касается конкретного случая, то подобное мы заметили первый год. и собственно в целом ничего ведь не изменилось. просто мы немного умеем наблюдать, вот и все. и да, снова поедем к ним
        кстати, я разве плакался? вы тщательнее подбирайте слова, а то смысл искажается!
        к слову, каждый год становилось действительно все лучше. в общем-то материально, по условиям, так и есть. немного, но лучше. просто в этом году... видимо, хозячева впервые и случайно немного (подчеркну: немного!) вылезли за рамки своих возможностей. надеюсь, это исправится! и желаю им только развития гостиницы, поскольку люди хорошие. а то, что они устали от людей - это да, это констатация факта. наблюдайте за людьми, просто за окружающими - и вам многое откроется!