Алексей Глазков Профессионал

Как контролировать свои цели? Часть II - принципы.

«Вечные истины, несмотря на то, что они вечные, нуждаются в постоянном напоминании и утверждении».

(«Великая душа» Ганди.)

Есть вещи, которые неизменны и вечны. Какие бы цели люди не ставили, какие бы мнения не имели и какие бы способы не избирали — все равно существуют такие вещи, которые почти все мы видим, понимаем и используем одинаково. Может быть, их можно назвать идеями, чертами характера, аксиомами человеческого существования. Объективная реальность основывается на них, как на столпах, без которых порушится все представление людей о мире, как на «маяках», которые управляют человеческим развитием и благополучием. Эти вещи представляют собой естественные законы, пронизывающие ткань каждого цивилизованного общества на всем протяжении его истории и составляющие корни любой прочной и процветающей семьи или организации. Это принципы.

Как пишет Кови, это те направляющие человеческого поведения, которые, бесспорно, обладают наиболее устойчивой и постоянной ценностью. Они фундаментальны. Они практически неоспоримы, потому что очевидны. Самый легкий способ понять очевидность принципов — это просто-напросто представить себе всю абсурдность попытки жить эффективно, руководствуясь тем, что противоречит этим принципам. Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь всерьез счел несправедливость, обман, низость, посредственность или вырождение надежной основой длительного счастья и успеха. И хотя люди могут спорить о том, как определяются, проявляются или осуществляются эти принципы, я думаю, что в глубине души все знают, все убеждены в том, что эти принципы существуют.

Начала картографии и аксиомы мира.
В «карточной» интерпретации принципы — это «маяки», какие-то важные вехи, основные ориентиры, да и способы ориентации тоже. Это циркуль, компас и секстант, это Полярная звезда и Солнце, это пик Эверест и Тихий океан. Принципы общечеловечны и общеприняты, они соответствуют законам не только человеческой, но и вообще природы, они незыблемы и существуют независимо от того, соблюдаются ли они или нет. Да и в наших же интересах соблюдать их: ведь упустив что-то из виду, мы рискуем быть совершенно не понятыми и очень сильно ошибиться.

Принципы поведения человека происходят из естественных законов. Самый простой из них —

Время.
Вряд ли кто-то сможет внятно объяснить, что такое время и откуда оно берется — но никто не сомневается в том, что оно есть. Люди просто когда-то договорились всем миром и приняли, что есть время. А поскольку само существование этой аксиомы порождает некоторые идеи-следствия, вроде роста, выбора, свободы и терпения — мы принимаем и их.
Из всех порожденных временем принципов наиболее великий — терпение. Великий пониманием того, что все приходит и уходит, и ничто в этом мире не вечно. За ним следуют рост и развитие — принципы, говорящие о том, что движение есть всегда, что все события в нашем мире имеют подоплекой стремление к совершенствованию, улучшению, развитию. Развитие, в свою очередь, основывается и на понятиях возможности и выбора, говорящих о том, что для достижения одной цели существует множество путей, каждый из которых может быть пройден. А на выборе основываются идеи свободы и самовыражения, многими людьми осознаваемые как высочайшие человеческие ценности.

Другая великая аксиома мира —

Объективная реальность, или действительность.
Что есть реальность, находится ли она вне человека или где-то внутри него? По большому счету — неважно. Можно спорить о способах понимания или возникновения реальности, но никто в здравом уме не может отрицать ее существования. Реальность — основа для принятия любого решения, опора для любого нашего действия. Или бездействия. И правда, зачем что-то делать, если ничего вокруг не существует, а этот мир — иллюзия и сон разума?
Отрицание реальности реальности — само по себе действие, способное свести с ума.
На основе действительности мы можем выносить суждения о большом принципе правды и маленькой черте характера — искренности. Правда дает нам понимание мира и сути происходящего в нем. Искренность дает понимание людей, их желаний и мотивов. Руководствуясь этими принципами, мы также можем рассуждать о качестве разных вещей и явлений, о правильности поступков и дел.

И еще один глобальный закон —

Справедливость.
Каждый из нас понимает и описывает ее по-своему, но ощущаем мы ее одинаково, как и пространство, и время. Из нее проистекают все наши представления о равенстве и правосудии. Существует огромное разнообразие толкований справедливости и способов ее достижения, однако в самой идее справедливости не усомнится никто. Справедливость. И человеческая, и природная, и общемировая — все громадное и почти неосознаваемое великолепие этой идеи собрано в одном этом маленьком слове.
Есть такая шутка:
«Маленькому мало, а большому много — это закон природы.
Маленькому и большому поровну — это равенство.
Маленькому много, а большому мало — это справедливость».
Только над ней почему-то не очень хочется смеяться…

Справедливость в характере человека несет идею равенства — еще одной чрезвычайно важной для человека ценности.

Резюме.
Принципы, как маяки, указывают нам путь, принципы, как умения, дают нам возможность идти по выбранному пути. Упустив из вида один ориентир, мы можем и не пострадать, если прочие дополняют его, но можем и неверно истолковать карту — и тогда проложенный путь поведет не в том направлении.

Принципы формируют парадигму. Чем теснее наши карты-парадигмы связаны с этими естественными законами, тем более точными и функциональными они являются. А точная карта оказывает гораздо большее воздействие на нашу личную и межличностную эффективность, чем любые усилия, направленные на изменение наших установок и поведения.

Обновлено 9.02.2015
Статья размещена на сайте 2.06.2007

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • + 5! Ваши статьи лучше понимаются после Ваших комментариев к статьям коллег. Вдруг становится ясно, что за каждым Вашим словом стоят вполне конкретные представления, убеждения, принципы, и можно даже угадать, какие именно.

    Оценка статьи: 5