Алекс Зелл Мастер

Как правильно реагировать на критику?

Никто не любит слышать в свой адрес критику. Но с ее помощью можно увидеть свои ошибки. Как же научиться спокойно воспринимать замечания от босса и коллег?

mangostock, Shutterstock.com

1. Не обижаться.

Не стоит быстро отвечать на критику со стороны коллег или шефа. Сначала необходимо отделить эмоции от сути претензий.

Обращайте внимание на содержание сказанного, а не на форму высказываний.

Критику коллег воспринимайте как экстренную оценку. Когда профессионалы в своей области высказывают мнение, можно легче и быстрее разобраться с проблемой.

Помните, что даже авторитетные специалисты могут ошибаться, проверить это можно, спросив мнения у других специалистов в этой области.

2. Выясняем причины.

Иногда за критикой скрываются намерения преуменьшить заслуги критикуемого и таким образом повысить свою самооценку. В этом случае обидные реплики — средство манипуляции. К примеру, после скептических замечаний вы отказываетесь от новой идеи, а через некоторое время некто из коллег выдает ее за свою, внеся минимум изменений. Как понять, что стоит за словами критики?

Спросите у критикана: «Что, по вашему мнению, необходимо изменить?» Если он не сможет ответить, значит, руководствуется личными целями.

Всегда обращайте внимание на слова, которые звучат после критики. Например, шеф высказал недовольство вашей медлительностью и после упомянул, что придется задержаться после работы. С его стороны — это лишь предлог заставить вас работать сверхурочно.

3. Спокойствие.

Не доказывайте горячо свою правоту, диалог ведите спокойно.

Нельзя показывать, что критикующий затронул ваше самолюбие. Сохраняйте спокойствие и проявите интерес.

Критикующий повышает голос? Не проявляйте агрессию в ответ. Спокойно попросите сменить тон. Такой ход позволит перехватить инициативу.

Если чувствуете, что критикующий пытается манипулировать вами, прямо скажите об этом.

Не оправдывайтесь, отвечая на замечания шефа или коллег. В свою защиту можете привести мнение других авторитетных специалистов или данные исследований, статистики, ссылки.

4. Старайтесь извлечь пользу.

Даже справедливая критика не даст результатов, если вы не захотите ее понять и принять. Поэтому нужна внутренняя установка на деловое восприятие.

Если вы слышите критику со стороны специалистов или начальства — это значит, что они верят в ваши возможности. Если критика отсутствует совсем, значит, либо у вас все идеально (уверены, что можете этим похвалиться?), либо на вас просто махнули рукой и вскоре заменят другим работником.

Учитесь извлекать рациональное зерно. Самая ценная критика — указывающая на недостатки в идеально, как кажется, выполненных задачах.

Чтобы критика была полезной, ее, во-первых, необходимо услышать и осознать. Во-вторых — применить эту информацию к делу. В-третьих — не повторять ошибки.

5. Благодарность.

Вне зависимости от того, будет ли критика резкой, или искренней, всегда благодарите критикана. Произнести слова благодарности легче тем людям, которые понимают ценность критики.

А высказанная благодарность резким критикам поможет наладить с ними нормальные отношения. Таким образом, рядом с вами появится человек, который всегда укажет на недостатки. А вам нужно будет лишь вовремя их исправить.

Обновлено 29.09.2013
Статья размещена на сайте 26.09.2013

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 30 сентября 2013 в 12:43 отредактирован 30 сентября 2013 в 12:44

      Читатель Читатель, -) из личного - прямо за теме: у меня директор был - ни дать, ни взять, индийский царек. Орал, унижал, матом крыл... Однажды мне все это порядком поднадоело, когда он, в очередной раз, начал меня на всю Ивановскую склонять. И я его тихо, но твердо, попросил впредь этого не делать.
      Что тут началось! Моя просьба была принята - догадайтесь - как посягательство на авторитет, на святыню...Через месяц я уволился.
      Есть красивые афоризмы, вроде "Никто тебя не унизит без твоего разрешения" и т.п., но дело в том, что в таких диалогах, на деле, одностороннее движение. И не так просто не дать себя в обиду, потому что последуют репрессии.
      "Сменить начальника" - это он останется, вы уйдете.
      Иногда весьма полезно, наконец, потерять терпение.

  • Критика критике - рознь. Благодарить критикана? Может, лучше поблагодарить конструктивного критика, а не того, кто выискивает грехи и огрехи в каждом шаге, да к тому же сам спотыкается?
    Большинство не готовы вообще никакую критику выслушивать. Все больно вумные.

  • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 30 сентября 2013 в 07:49 отредактирован 30 сентября 2013 в 09:29

    К сожалению, люди не любят, когда их критикуют, даже по делу. Редкий человек не полезет в бутылку, не обидится на "гада" шефа и коллег. Не в глаза, так за спиной или про себя изойдет желчью и проклятиями. Признать свою ошибку - это выше сил. А уж о благодарности - вообще из области фантастики.
    А сейчас, когда каждый школьный троечник имеет по два "высших" диплома, вообще достучаться невозможно - амбиции зашкаливают.
    После статьи Лауры Ли об увольнениях подумалось: жаль, что у нас так нельзя. Наверное, так было бы лучше для всех - и для государства, и для организаций всех уровней, и для самих людей - и тех, кто пашет за всех (в первую очередь, за бездарей-бездельников), и других - для адекватной самооценки, и для населения.

    • Маргарита Ромашкина, а представьте подчиненного, который из лучших побуждений, критикует шефа... Представили?-)

      У нас так: я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак.
      Не так давно начальниками всех мастей становились люди из низов, прошедшие все ступени "роста". И что-то понимали и что-то умели. Сегодня достаточно начальником назначить. Часто из ниоткуда. А раз назначили - про критику забудь. Приседать и делать ку-)...

      • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 30 сентября 2013 в 12:56 отредактирован 30 сентября 2013 в 12:57

        Игорь Ткачев, У нас так: я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак.
        А где не так? Везде так.
        Глянем с другой стороны.
        Если начальник умный, его критиковать не за что. А если дурак - как с таким работать? Надо сразу уходить.

        • Маргарита Ромашкина, есть некоторые вариации на эту тему.
          Сразу уходить - не науходишься. (Представьте, вы, в очередной раз, с трудом, устроились на новое место. Сразу уходить?)
          И скажу больше: у начальника и подчиненного разные цели. У начальника - вас заставить работать больше, заплатить меньше. У вас - наоборот. И хороший начальник - по крайней мере, адекватный начальник.

  • Присоединяюсь .

    Оценка статьи: 5