• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Лейкин Мастер

Почему чувственное восприятие важнее мышления?

Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие, или чувства — то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус. И мышление — слова, которые мы думаем. Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго.

Edler von Rabenstein, Shutterstock.com

Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать — это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм — мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.

В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще. Впрочем, важно другое — то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам.

По сути, слова — это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.

Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако у людей оно очень сильно развито. Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли. Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории — тем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению — тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем.

Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс — мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.

И в результате чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам — тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться. И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия — мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.

А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия — это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность — он теряет способность действовать в ней.

Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее. Потому что только это является реальностью, а наше мышление — это вторичный от реальности продукт.

Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу. Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье — полное, без исключений, проживание собственной жизни.

Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать — тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Перестав фиксироваться на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.

Резюмирую. Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь.

Статья опубликована в выпуске 22.01.2014
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Есть книга: "Как мы принимаем решения", Джона Лерер - там гораздо лучше раскрыт механизм, вскользь описанный в данной статье.

  • Чего-то я тут не поняла. Насколько мне известно, чувства - это гнев, страх, радость, печаль и т.п. А зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и прочее - это ощущения.
    Судя по разным исследованиям, мышление наблюдается у разных бессловесных животных.
    Лень, депрессия, апатия никаким образом не являются результатом оторванности от чувственного восприятия, а имеют абсолютно другую природу.
    А уж финал статьи - "Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь." - эта очередная панацея спасения человечества - привел меня в полное уныние.
    Я даже не могу оценивать статью, нет таких баллов.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 22 января 2014 в 10:05 отредактирован 22 января 2014 в 10:40 Сообщить модератору

    Дмитрий, а чувственное восприятие - "обоняем, слышим, чувствуем" - восприятие - разве исключает первичное непроизвольное мышление - переработку, восприятие этих раздражителей нашим разумом? Когнитивное постижение этих звуков и запахов? Постижение, без логического анализа и конлюзий из вне, звуков, запахов, того, что происходит вокруг?

    Как вы поймете, что эта роза прекрасна, если не через заложенное в вас ранее, разумное и когнитивное чувство прекрасного? А эти стихи мелодичны и чувственны? А эта картина великолепна? А этот человек замечателен?
    Разве можно полностью исключить это "мышление"?

    Оценки всему прекрасному, в том числе чувственные, позволяет нам делать наш разум.

    Способен ли ребенок, "без мышления", воспринимать красоту и чувственность цветов, звуков, запахов? А искусство?
    Чувство прекрасного, чувственное, - чувство когнитивное, результат работы нашего разума.

    По-моему, чувственное восприятие неразрывно с восприятием когнитивным - "мышлением". Первично, да. Но разве оно автономно?

  • Интересно, автор долго мыслил над этой белибердой?
    А вообще-то писанина вполне мэйстримная: стань бездумной чвствующей тварью. Не напрягайся. За тебя думают другие.

    • Светлана Светикова Читатель 19 марта 2014 в 19:50 отредактирован 26 мая 2018 в 21:14 Сообщить модератору

      Аркадий Голод, как раз таки наоборот, расчетливой тварью легко стать, если ориентироваться только на разум: "так надо", "так должно быть", "так диктует время" и т.д. Запирая свои истинные чувства на замок, тем сами вы игнорируете сами себя, свое Я. А так делать категорически нельзя, ибо все равно рано или поздно все это выльется наружу, вот тогда "плотину" и прорвет.

  • Очень интересная тема! Действительно, что есть наша жизнь? Не более чем то, что заложено в наших представлениях. Автор правильно подметил, что мышление появляется через несколько лет после рождения. Именно в эти первые годы нашей жизни, все наши чувства, "одевают" в слова. У нас появляются представления, понятия, убеждения. И это конец непосредственному восприятию жизни, мы видим только то, что нам известно, а известно нам крайне мало. Что же делать, если захочется жить непосредственно, "сейчас"? Как выйти за рамки УБЕЖдений, выйти из этого УБЕЖища, и быть уверенным, что выйдя, ты не попал в другое УБЕЖище, только большего размера????? : ))))))))))))))

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 22 января 2014 в 10:44 отредактирован 22 января 2014 в 10:44 Сообщить модератору

      Гоша Саутин, у тебя нет квартиры? Машины? Айфона? Ты - несчастный, конченный человек!

      Разрушая старые стереотипы, ты обязательно станешь на путь приобретения новых. Но тот миг, между первым и вторым, когда старое сброшено, а новое еще не давит на мозг, часто напоминает счастье.

      Поэтому так хорошо время от времени менять свою жизнь: сменить работу, уехать в другой город-страну, выбросить старые вещи, наконец. И наслаждаться тем моментом, пока ты не оброс новой коростой...

      • Игорь Ткачев, да, в этом, безусловно, есть смысл.))) Жаль, что эффект от него кратковременный, а образ жизни - беспокойный. Рано или поздно устанешь и захочется остаться в какой-либо УБЕЖдённости сесть на "ЖОПУ"(так я называю Жизненную Позицию) и остепениться.))) А потом, все эти переезды - это, скорее, бегство от себя. Надо учится "переезжать" каждое утро в своей голове. Всё сначала, всё вновь! : )))

        Оценка статьи: 4

  • Очень часто наши мысли -- это и не наши мысли. А навеянное, внедрённое, воспитанное со стороны.
    Отказываться от чувств не желательно. Кто-то считает, что мысль должна превалировать над чувством. Это его право. Кто-то пробует жить и поступать так, как чувствует, и часто чувствует себя после этого цельный и счастливым.

    Оценка статьи: 5

  • Очередной "плод" логического воспитания - «Только это и больше ничего другого». Причём не важно - мозги ли это, чувства или ощущения... По типу: из пункта А есть только ОДИН путь в пункт Б, всё остальное «...шарлатанство и не имеет основания жить и быть»!
    Но это похоже на то, что если бы вы, сидя за рулём авто, следили только за тем, что происходит в зеркале заднего вида, или только за тем, что твориться справа...
    В этой реальности, как минимум 4-е измерения... ну, а вот фокус нашего внимания может оперировать только одним, всё остальное уже во власти Бессознательного.
    Для гармоничного и полноценного развития стоит осваивать всё – и Ощущения, и Чувства, и Мышление, и Образность.
    А зацикливаться на чём-то одном... это накачивать одно из четырёх колёс хорошо, а остальные... как-нибудь потом...

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 22 января 2014 в 16:32 отредактирован 22 января 2014 в 16:33 Сообщить модератору

      Олег ВАКОРИН, зацикливаясь на чем-то одном, есть шансы развить это одно до совершенства, и уже тем самым выйти в другие измерения, или, как минимум, за пределы общепринятых, существующих.
      Это удавалось, например, известным всем мыслителям, которые мыслью, а не чувственным, проникали дальше нашего.

  • Елена Еленова Елена Еленова Читатель 22 января 2014 в 19:30 отредактирован 23 января 2014 в 00:25 Сообщить модератору

    Дмитрий написал очень правильную и важную статью. Очень жаль , что в силу массового перевеса мысли над чувствами это трудно по достоинству оценить. Если вспомнить про правое и левое полушарие , то кто-то из великих физиологов заметил: развитие левого полушария(интеллект) развивает только левое полушарие, развитие правого ( чувства, воображение, творчество) развивает весь мозг. Добавить тут больше нечего.Разве что , не просто развивает , а и оздоравливает. Вспомним откуда наши проблемы.... Горе от ума )

    • Светлана Светикова Читатель 19 марта 2014 в 19:34 отредактирован 26 мая 2018 в 21:14 Сообщить модератору

      Елена Еленова, полностью с вами согласна В действительности, у кого-то правое полушарие развито гораздо больше, и всего лишь. Тоже, считаю, что если бы люди ориентировались в первую очередь на свои истинные чувства, то мире было бы гораздо больше счастливых людей!!А про горе от ума - верно подметили;))

  • Армен Аветисян Армен Аветисян Читатель 22 января 2014 в 19:39 отредактирован 27 мая 2018 в 11:25 Сообщить модератору

    Стоит тоже признать:
    Душевные порывы Читателя – следствие утончённoго мастерства Автора. (Евгений Ханкин)

    Мысль должна сказать сразу все — или не говорить ничего.
    У. Хеллитт

    Мысль для меня это "крылья" наших чувств, с помощью которых с другими мы можем делиться нашим чувственным опытом или восприятием реальности... Никто не откинет факт того, что Мысль, граничащая с Благоразумием и соответствующая реальности (без каких-либо иллюзий восприятия) есть основа здравого существования. Ведь именно равновесие между нашими мыслями и чувствами обеспечит нами жизненную стойкость, гибкость, которая побеждает часто непреклонность, непримиримость; умение яснее, содержательнее и точнее выражать наши эмоциональные состояния, мысленные заготовки, направленные на разрешение, казалось бы, безысходных проблем. Именно умение ясно мыслить и точно определять являются нашей постоянной опорой и благополучием как в рамках реального времени, так и согласно долгосрочным целям... Чувства могущественны тем, что могут дать нам Мотивацию и непоколебимую внутреннюю силу, регулируемые и приходящие в движение только после рационального разбора и составления плана действий со стороны нашего Мышления!

    Спасибо Автору за текст. Конечно, бывает, его мнение не всегда согласуются с нашим, зато им дается интересная и стОящая тема для собственных размышлений.)

    • Армен Аветисян, процитирую вас ...умение ясно мыслить и точно определять... Давайте разберемся. Здесь ключевые слова ЯСНО и ТОЧНО, т. е адекватное отражение действительности, а следовательно и адекватные выводы нашего ума и мышления. Так вот , вся эта ясность и адекватность возможна только тогда когда наши чувства в порядке, на душе мир и покой. Когда внутри человека душевно-чувственный сумбур , то ни о какой ясности и четкости отражения мира говорить не приходится . И будь этот человек трижды Академик. Так что как ни крути, чувства впереди , а разум чуть дальше.

      • Елена Еленова, Когда внутри человека душевно-чувственный сумбур , то ни о какой ясности и четкости отражения мира говорить не приходится .
        Это Вы о Достоевском?

        • Аркадий Голод, прекрасно если сложный внутренний мир находит свое предназначение. Но на одного Достоевского миллионы и миллионы неприкаянных душ.И вполне может быть не один Достоевский похоронил себя в хмельном угаре запутавшись в своих чувствах , а значит и в своей жизни.

        • Светлана Светикова Читатель 19 марта 2014 в 19:28 отредактирован 26 мая 2018 в 21:14 Сообщить модератору

          Аркадий Голод, а причем здесь собственно говоря Достоевский? Если Вы не знали, то Достоевский страдал тяжелой формой эпилепсии,впоследствии диагноз шизофрения. Соответственно, ни о каком адекватном восприятии не может быть и речи.В этой статье никто не отделяет разум от чувств, автор лишь говорит о том, что чувства - первичны, затем уже подключается разум, опыт, и все остальное. И я с ним полностью согласна. Ну а быть тварью, или не быть, это уже зависит от вашего личного восприятия мира, нравственности, ценностных ориентаций и т.д.

  • Так что же всё-таки важнее: правая нога или левая? ;)

  • Только хотела порадоваться тому, что живу правильно, но прочитав коменты, радость пропала тут же.

  • Светлана Светикова Читатель 19 марта 2014 в 19:42 отредактирован 26 мая 2018 в 21:14 Сообщить модератору

    Автор, просто молодец! Я тоже считаю, что наши чувства - первичны,и если вовремя не дать выход нашим желаниям, то чего действительно просит душа, то в последствии может быть весьма и весьма гадко, и это не только депрессии, это и алкоголизм, наркомания, жестокость, агрессии т.д. Поэтому, слушайте люди свое сердце, чего же оно действительно хочет, и будьте счастливы!