Ольга Терехина Мастер

Как развивать память?

Как известно, память — это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также запас хранящихся в сознании впечатлений и опыта.

Память бывает разная: зрительная, слуховая, моторная, обонятельная. К примеру, Вам надо запомнить телефон. Для кого-то достаточно услышать номер, чтобы запомнить. Значит, у него хорошая слуховая память. Другой для лучшего запоминания попросит Вас записать номер. У него хорошая зрительная память. Третий сам запишет номер, потому что его память связана с движением его руки. У этого человека моторная память развита лучше. Обонятельной памятью Вы пользуетесь при выборе аромата духов.

Несомненно, что лучше, когда развиты все виды памяти. Греки разработали специальную систему запоминания «мнемонику», по имени богини памяти — Мнемозины. Так греки заметили, что память основана на ассоциациях. Например, чтобы сохранить слово «стол», Вы запоминаете его форму, цвет, материал, из которого он сделан, а также людей, которые присутствовали за столом.

Греки поняли, чтобы человек лучше запомнил слово, его надо наполнить чувствами, эмоциями. Тогда получится «прочувствованный» образ, которому надо найти место для хранения. Это напоминает Интернет, в котором информация расположена не хаотично, а по определенной системе.

Это три основных принципа запоминания: ассоциации, образ и место фиксации. К примеру, Вашему ребенку предстоит запомнить название 7 цветов радуги. Фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» поможет запомнить расположение цветов в радуге. Наиболее удачным приемом для запоминания является придумывание сказки или фантастического рассказа, в котором будет немного юмора.

При создании образа для запоминания надо учитывать следующие моменты. Например, ассоциации помогут запомнить десятки и единицы, если десяток — мальчик, а единица — девочка. Воображение понадобится, чтобы представить, например, спряжения глаголов в виде 2 домов, в котором живут глаголы с разными окончаниями. Ступеньки этого дома — 3 лица глагола. Для придания образу красочности используйте различные цвета.

Для лучшего запоминания вспомните с ребенком, на что похож созданный образ. Рисунок напоминает дом, в котором живут люди. Важно учитывать, что позитивные образы легче запомнить.

При изучении иностранных языков используются не только картинки, но и символы, которые облегчают запоминание. А глаголы лучше запоминаются в движении. Помните, как на уроках иностранного языка учитель просил встать и сесть, чтобы мы понимали смысл слов и отличали глагол «setze sich» от «steh auf»?
Наиболее эффективным способом запоминания служат «умственные карты» (mind map). Они разработаны Тони Бьюзеном.

При создании этих карт важно задействовать воображение, цвет, мышление. Внешне они напоминают солнце или дерево, на ветвях которого отражаются основные вопросы параграфа.

Для создания «умственной карты» прочитайте текст, выделите ключевые вопросы. Возьмите альбомный лист бумаги. В центре нарисуйте солнце, в котором напишите название темы параграфа. Каждый солнечный лучик — это вопрос, который требует ответа. От этого лучика могут быть другие лучи, которые детализируют информацию.

Эти «умственные карты» помогают при планировании недели, при решении личных проблем. Удачного применения!

Обновлено 17.08.2007
Статья размещена на сайте 1.07.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • «Каждый охотник желает знать, где живет фазан»
    Вообще-то, "сидит". Иначе не вспомните о синем цвете, и будете озадачены двойной желтизной.
    А по сути про мемо-карты стоило бы написать подробнее, или сослаться на другую статью, отдельную. А то действительно для незнакомых с ними ничего непонятно.
    Кстати, по поводу тренировки памяти. Рекомендую хоть раз в неделю заучивать новое стихотворение из тех, что нравится. Например, Пушкина или Есенина. Эффект поразительный. Не думайте, что заучиванием "забиваете" память. Это тренировка в чистом виде. Как на почтовых серверах дают больше места при достижении предела, так и здесь - чем больше заучил, тем больше еще можешь запомнить, как парадоксально бы это не звучало.
    А для чисел (в т.ч. телефонов) у меня хорошо работает "цепляние" за уже запомненный номер или создание правил вычисления последующих цифр из предыдущих. Например, 3583024 - 3+5=8, 8*3=24

  • Ничего не поняла.
    И вообще как быть, если запомнить нужно не слово, а какую-то, например философскую, идею, психологическую методику, абстракцию?
    А еще бывает необходимо развить память на своевременное припоминание чего-либо: например, вспомнить, когда настанет время, что ты запланировал 5 минут назад сделать телефонный звонок через 5 минут. И вспомнить об этом именно через 5 минут + - 2 минуты, а не перед сном в постели в полночь

    Даже записи в ежедневнике не всегда помогают, т.к. в них нужно вовремя заглянуть, чтобы увидеть свое напоминание. Равно как и reminder в мобильном - аппарат нужно всегда носить с собой, а также функция напоминания д.б. доступна и в выключенном режиме, что поддерживают не все модели.

    Поправьте, если ошибаюсь, но ИМХО, образы хороши, когда нужно запомнить что-то очень простое, конечное. Например, успешно пользуюсь советом, вычитанным в свое время здесь же, на ШЖ, когда нужно запомнить список продуктов, которые необходимо купить: детально представляем себе какую-либо комнату в доме и, двигаясь от двери вдоль стены справа налево (или наоборот - кому как удобно), "раскладываем" мысленно покупки по предметам мебели и интерьера в том порядке, как они следуют от двери по периметру комнаты. В магазине "открываем" комнату и в том же порядке "рассматриваем" предметы в ней: вот из шкафа на Вас "посыпалась" капуста, на кресле, следующим за шкафом, "навалены" банки собачьего корма, на журнальном столике, что следом за креслом, "стоят" детские резиновые сапоги ... и т.д. К сожалению, не запомнила, кто автор той статьи, но нижайший ему поклон - очень полезная и нужная для меня статья была

    Оценка статьи: 3