Владината Петрова Мастер

Как толковать любимую сказку по Эрику Берну в совокупности с теорией доминирования? Часть 1

Вероятно, многим знаком метод толкования жизненного сценария человека по его любимой сказке. Однако вопросы о том, как толковать эту сказку и каков механизм создания жизненного сценария и попадания его в сказку, до сих пор остаются открытыми.

Valeriy Lebedev Shutterstock.com

С точки зрения теории доминирования, судьбу человека задают два персонажа: тот член семьи, который играл роль Доминирующего (далее — «Доминирующий»), и тот, кто более, чем все остальные, был предан Доминирующему, восторгался им, прощал ему все обиды и т. д. Этого второго члена семьи — почитателя Доминирующего — мы называем Подчиненным.

С Доминирующим, какого бы пола он ни был, ребенок конкурирует, а мерой успешности этого соперничества является одобрение Подчиненного, опять же, какого бы пола он ни был. В этой последней детали проявляется отличие теории доминирования от концепций, построенных на теории Фрейда. Что касается толкования сказки, необходимо исследовать, на кого обращена агрессия героя, с которым ассоциирует себя человек, иначе говоря, обратить внимание на то, с кем он борется. Важно также, каким образом противник пытается одолеть героя сказки, и то, чье одобрение получает главный герой в ходе этой борьбы. В сказках, интерпретированных Эриком Берном, этих элементов анализа не содержится, однако если уточнить эти вещи у человека, чья сказка исследуется, можно не только получить гораздо больше информации о жизненном сценарии, но и разгадать причины его возникновения.

Вот пример человека, которому более всего запомнилась болгарская сказка «Хитрый Петр», представляющая собой болгарский вараинт «Ходжи Насреддина» (человек ассоциировал себя с главным героем). Сказку человек запомнил в следующем виде (не совсем так, как она была изложена в книге).

…Юношу по имени Петр царь заставлял с утра до вечера пасти скот. Тот зря времени не терял и выучил язык птиц. Далее он услышал, как птицы рассказывают друг другу, где царь закопал свои сокровища. Пастух нашел клад и раздал народу, а царь, узнав это, разъярился и послал своих стражников, чтобы схватили Петра, однако тот растолкал стражников и скрылся в толпе.

Люди не дали Петра в обиду и стражникам от них порядком досталось. Петру же пришлось бежать в другую страну. Там юноша устроился в услужение к одному лекарю, который принимал к себе на работу только немых, чтобы не рассказывали никому его врачебных секретов. Был этот лекарь человеком жестоким и жадным и брал с бедных людей огромные деньги, а те, кто не мог заплатить, так и умирали, не получая помощи.

Жалко стало Петру бедняков, и начал он им показывать способы, как лечиться. Узнал об этом лекарь и преисполнился злобы, поскольку понял, что слуга превзошел его в искусстве врачевания. Он обвинил Петра в чем-то перед царем этой страны, и чтобы выяснить, кто прав, кто виноват, царь назначил суд божий. Лекарь должен быть приготовить яд для Петра, а тот — для лекаря. Кто умрет, тот и виноват. Лекарь дал Петру самый сильный яд, который смог достать, но у того было разработано противоядие, превращающее любой яд в чистую воду. Увидел лекарь такое дело и умер от страха, хотя Петр, в свою очередь, отравить его и не собирался.

Царь предложил Петру остаться работать при дворе и жениться на знатной даме. Однако тот прикинулся дурачком и сказал: «Зачем мне знатная дама? Она ни готовить, ни стирать, ни белья чинить не умеет», — и уехал от царя подальше…

Жизненный сценарий, описываемый этой сказкой, очевиден: это альтруистическое служение обществу, ключевое место в котором занимает распространение информации, скрываемой власть имущими из корыстных побуждений. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что человек, остановивший внимание на этой сказке, публицист, причем с ярко выраженными научными интересами, коль скоро в сказке присутствует такой элемент, как усвоение и усовершенствование врачебных методов. А уж за такую вещь, как самостоятельная расшифровка языка птиц, и в наше время можно получить ученую степень. Несложно предположить и то, что деятельность человека, внимание которого остановилось на этой сказке, не раз вызывала недовольство власть имущих, однако он был к этому готов и оставлял своих преследователей в дураках.

А теперь посмотрим, сколько дополнительной информации может дать наш метод, основанный на теории доминирования. Рассмотрим, прежде всего, против кого обращена агрессия главного героя, с кем он входит в конфликт. По сюжету сказки «Хитрый Петр» видно, что Доминирующим в семье ребенка, избравшего эту сказку в качестве любимой, являлся человек, создававший вокруг себя атмосферу таинственности и желавший показать себя обладателем неких знаний, недоступных большинству (в реальности Доминирующее лицо было рядовым научным работником). Недаром главный герой в двух фрагментах этой сказки одерживает верх сначала над царем, а затем над лекарем, путем добывания тщательно скрываемых сведений.

Продолжение следует…

Обновлено 25.10.2017
Статья размещена на сайте 10.11.2014

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А вот с точки зрения Теории выеденного яйца, составной частью которой несомненно является "теория доминирования", поведенческие характеристики Петра, равно как и активных героев других сказок, определяются умением разбивать яйцо с нужной стороны, в зависимости от ситуации. Кроме того, надобно отслеживать с какой стороны от разбитого яйца Герой укладывает скорлупу и как с ней поступает в последующем.

    Оценка статьи: 5

    • Валерия Федорова Читатель 21 ноября 2014 в 23:04 отредактирован 26 мая 2018 в 18:21

      Я считаю, что эта теория имеет место быть, и во многих случаях помогает опытному психологу разобраться в проблеме клиента. Но, повторюсь, надо иметь очень большой профессиональный опыт, дабы интерпретировать сказку правильно, иначе можно лишь навредить человеку, навязав ему неправильное поведение, которое лишь усугубит проблему. Важно также досконально разбираться в данной теме..