Дмитрий Лейкин Мастер

Чему психотерапии стоило бы поучиться у религии?

Самый большой потрясающий недостаток современной психотерапии — это ее гордыня и презрение к религиям, традициям и ритуалам. Сейчас поясню, почему это ужасно.

Jesus Cervantes , Shutterstock.com

Дело в том, что все-все-все религии, традиции и ритуалы мира занимаются тем же самым, что и все-все-все психотерапевтические школы мира. Вот только психотерапия занимается этим лет сто от силы, а религия — тысячелетиями. То есть как минимум в несколько десятков раз дольше. И теории, и практического опыта было накоплено соответственно.

Причем никаких «научных» преимуществ психотерапия перед религией тупо не имеет. Потому что предмет их обоих — человеческое сознание — научными методами непознаваемо принципиально. Так что никаких новых инструментов психотерапия перед религией не имеет. И в результате психотерапия, несмотря на свое «современное» происхождение, изобретает велосипеды там, где религия давно летает на космолетах.

Если конкретнее, то психотерапия сейчас в лучшем случае освоила методы исповеди и покаяния, да и то какими-то извращенными способами. То есть когда религия давно уже определила, что надо честно признаваться себе во всех своих грехах и стремиться преодолеть их, психотерапия просто предлагает вспомнить моменты, когда вам было плохо. Причем не признавая это «плохо» своим грехом и не стремясь к его преодолению. Про понятия самопожертвования, искупления, очищающего страдания, подвижничества и так далее психотерапия вообще не знает — додумается, судя по скорости, еще только через пару сотен лет.

Это касается не только религии, а всего традиционного вообще. Пока для психотерапии главной загадкой остается вопрос человеческой мотивации, в армии людям дают мотивацию голыми по снегу ползти и под танки бросаться. Пока психотерапия рассуждает о высших функция психики, традиционная культура их воспитывает. Пока психотерапия изучает вопросы психической внушаемости, политики внушают нам всем так ловко, что никакие психотерапевты этого даже не заметят.

Поэтому очень хочется все-таки предложить психотерапевтам презреть гордыню, поставить в чулан свои кривые велосипеды и начать все-таки изучать труды тех, кто уже давным-давно строит космолеты.

P. S. Замечу: речь не идет о том, чтобы слепо начать верить в Бога. Речь о том, чтобы изучить то, над чем корпели религиозные деятели тысячелетиями, и, возможно, немного откорректировать в свете современных знаний и перевести на язык современных терминов. Но не тупо отрицать же.

Впрочем, если посмотреть историю психотерапии, многое становится ясно. Фрейд изучал нарушения, связанные с подавлением различных желаний традиционными религиозными нормами. Поскольку подобные нарушения действительно существуют, была предложена революционная гипотеза, что если все нормы поубирать — психика придет в норму (извините за каламбур). Как следствия, все традиционные нормы психотерапия игнорирует, считая их причинами психических заболеваний. Хотя они, как правило, создавались, наоборот, для их излечения.

Статья размещена на сайте 15.12.2014

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Ленц Ольга Ленц Профессионал 18 декабря 2014 в 19:49 отредактирован 18 декабря 2014 в 19:51

    Во многом согласна с автором, просто статья написана с высоты верующего человека и поэтому не понятна тем, кто далек от веры, но по-сути, все написано правильно. Преимущество религии перед психологией огромно, но даже не учитывая чисто религиозный аспект,это очевидно: в религии человек опирается на помощь из вне, а психология предлагает искать ресурсы в себе самом, что крайне сложно сделать, если человек уже находится в тупиковой ситуации. Если бы не так, то он и не обратился бы за помощью. Как раз понимая, что исчерпал все свои внутренние ресурсы для борьбы, он идет искать выход, либо в церковь, либо к психологам, а где еще брать силы, если он чувствует, что их нет? Как задыхающийся человек, нуждается в глотке свежего воздуха (потому что внутри себя он уже исчерпал его запас), который и будет для него спасением и возвращением к жизни, так и человек в тупиковой ситуации нуждается в помощи из вне, религия называет это Духом Божьим, тем самым глотком, который и возвращает к жизни. Конечно, и в одном и в другом случае, это работа над собой, но в религии существует Тот, кто будет оказывать реальную помощь, потому что Он выше нас, сильнее нас, опытнее нас, знает нас лучше, чем мы сами. Надежда на Него и дает реальные результаты исцеления.

    Оценка статьи: 5

  • Максим Шулаков Читатель 18 декабря 2014 в 19:20 отредактирован 26 мая 2018 в 18:46

    Статья - бред и субъективщина чистой воды. Религия занимается соединением с богом, психотерапия - лечением души, сглаживанием проблем, помощью в социализации. Это разные уровни бытия. И они вполне могут существовать вместе. Они не заменяют друг друга.
    Правда, есть психотерапевтические системы, которые частично заменяют религию (судя по информации, на своём опыте это не испытывал)- например, то же Интегральное НейроПрограммирование Сергея Викторовича Ковалёва. Думаю, есть и другие похожие системы и направления психотерапии (и психологии то же).
    А то, что авто ругает, это скорее не современная психотерапия, а классическая и популярная психология. Современная психотерапия, как по мне, ушла уже дальше.

  • Согласна с мнением Имиры насчет поверхностности. На основании каких данных написано, что психотерапии присуща гордыня?
    Например, позитивная психотерапия Пезешкяна, наоборот опирается на религию бахаи, которая несет идею равенства и принятия всех. И создатель этого метода Носсрат Пезешкян, перс по происхождению, а впоследствии житель Германии, был как раз номинирован на Нобелевскую премию.
    И как-то неубедительно говорить, что только религия - это хорошо, а психотерапия плохо. и наоборот. Кому-то близка и помогает религия, кому психотерапия, кому-то и то и другое. Зачем делить и делать безосновательные выводы, ни на чем не основанные, вместо того, чтобы, наоборот, пользоваться и применять и то и другое?

  • Как-то очень поверхностно и неубедительно. Ни о том, ни об этом.