• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Лейкин Мастер

Чему психотерапии стоило бы поучиться у религии?

Самый большой потрясающий недостаток современной психотерапии — это ее гордыня и презрение к религиям, традициям и ритуалам. Сейчас поясню, почему это ужасно.

Jesus Cervantes , Shutterstock.com

Дело в том, что все-все-все религии, традиции и ритуалы мира занимаются тем же самым, что и все-все-все психотерапевтические школы мира. Вот только психотерапия занимается этим лет сто от силы, а религия — тысячелетиями. То есть как минимум в несколько десятков раз дольше. И теории, и практического опыта было накоплено соответственно.

Причем никаких «научных» преимуществ психотерапия перед религией тупо не имеет. Потому что предмет их обоих — человеческое сознание — научными методами непознаваемо принципиально. Так что никаких новых инструментов психотерапия перед религией не имеет. И в результате психотерапия, несмотря на свое «современное» происхождение, изобретает велосипеды там, где религия давно летает на космолетах.

Если конкретнее, то психотерапия сейчас в лучшем случае освоила методы исповеди и покаяния, да и то какими-то извращенными способами. То есть когда религия давно уже определила, что надо честно признаваться себе во всех своих грехах и стремиться преодолеть их, психотерапия просто предлагает вспомнить моменты, когда вам было плохо. Причем не признавая это «плохо» своим грехом и не стремясь к его преодолению. Про понятия самопожертвования, искупления, очищающего страдания, подвижничества и так далее психотерапия вообще не знает — додумается, судя по скорости, еще только через пару сотен лет.

Это касается не только религии, а всего традиционного вообще. Пока для психотерапии главной загадкой остается вопрос человеческой мотивации, в армии людям дают мотивацию голыми по снегу ползти и под танки бросаться. Пока психотерапия рассуждает о высших функция психики, традиционная культура их воспитывает. Пока психотерапия изучает вопросы психической внушаемости, политики внушают нам всем так ловко, что никакие психотерапевты этого даже не заметят.

Поэтому очень хочется все-таки предложить психотерапевтам презреть гордыню, поставить в чулан свои кривые велосипеды и начать все-таки изучать труды тех, кто уже давным-давно строит космолеты.

P. S. Замечу: речь не идет о том, чтобы слепо начать верить в Бога. Речь о том, чтобы изучить то, над чем корпели религиозные деятели тысячелетиями, и, возможно, немного откорректировать в свете современных знаний и перевести на язык современных терминов. Но не тупо отрицать же.

Впрочем, если посмотреть историю психотерапии, многое становится ясно. Фрейд изучал нарушения, связанные с подавлением различных желаний традиционными религиозными нормами. Поскольку подобные нарушения действительно существуют, была предложена революционная гипотеза, что если все нормы поубирать — психика придет в норму (извините за каламбур). Как следствия, все традиционные нормы психотерапия игнорирует, считая их причинами психических заболеваний. Хотя они, как правило, создавались, наоборот, для их излечения.

Статья опубликована в выпуске 18.12.2014
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Ленц Ольга Ленц Профессионал 18 декабря 2014 в 19:49 отредактирован 18 декабря 2014 в 19:51 Сообщить модератору

    Во многом согласна с автором, просто статья написана с высоты верующего человека и поэтому не понятна тем, кто далек от веры, но по-сути, все написано правильно. Преимущество религии перед психологией огромно, но даже не учитывая чисто религиозный аспект,это очевидно: в религии человек опирается на помощь из вне, а психология предлагает искать ресурсы в себе самом, что крайне сложно сделать, если человек уже находится в тупиковой ситуации. Если бы не так, то он и не обратился бы за помощью. Как раз понимая, что исчерпал все свои внутренние ресурсы для борьбы, он идет искать выход, либо в церковь, либо к психологам, а где еще брать силы, если он чувствует, что их нет? Как задыхающийся человек, нуждается в глотке свежего воздуха (потому что внутри себя он уже исчерпал его запас), который и будет для него спасением и возвращением к жизни, так и человек в тупиковой ситуации нуждается в помощи из вне, религия называет это Духом Божьим, тем самым глотком, который и возвращает к жизни. Конечно, и в одном и в другом случае, это работа над собой, но в религии существует Тот, кто будет оказывать реальную помощь, потому что Он выше нас, сильнее нас, опытнее нас, знает нас лучше, чем мы сами. Надежда на Него и дает реальные результаты исцеления.

    Оценка статьи: 5

  • Максим Шулаков Читатель 18 декабря 2014 в 19:20 отредактирован 26 мая 2018 в 18:46 Сообщить модератору

    Статья - бред и субъективщина чистой воды. Религия занимается соединением с богом, психотерапия - лечением души, сглаживанием проблем, помощью в социализации. Это разные уровни бытия. И они вполне могут существовать вместе. Они не заменяют друг друга.
    Правда, есть психотерапевтические системы, которые частично заменяют религию (судя по информации, на своём опыте это не испытывал)- например, то же Интегральное НейроПрограммирование Сергея Викторовича Ковалёва. Думаю, есть и другие похожие системы и направления психотерапии (и психологии то же).
    А то, что авто ругает, это скорее не современная психотерапия, а классическая и популярная психология. Современная психотерапия, как по мне, ушла уже дальше.

  • Согласна с мнением Имиры насчет поверхностности. На основании каких данных написано, что психотерапии присуща гордыня?
    Например, позитивная психотерапия Пезешкяна, наоборот опирается на религию бахаи, которая несет идею равенства и принятия всех. И создатель этого метода Носсрат Пезешкян, перс по происхождению, а впоследствии житель Германии, был как раз номинирован на Нобелевскую премию.
    И как-то неубедительно говорить, что только религия - это хорошо, а психотерапия плохо. и наоборот. Кому-то близка и помогает религия, кому психотерапия, кому-то и то и другое. Зачем делить и делать безосновательные выводы, ни на чем не основанные, вместо того, чтобы, наоборот, пользоваться и применять и то и другое?

  • Как-то очень поверхностно и неубедительно. Ни о том, ни об этом.