Ольга Кушпит Профессионал

Как сделать свою речь более яркой и выразительной?

Яркая и выразительная речь вызывает интерес, поддерживает внимание, воздействует на чувства и воображение, проникает в душу слушателей глубже. Речь становится образной и эмоциональной благодаря специальным художественным, выразительным и изобразительным приемам, традиционно называемым фигурами и тропами. Всем, кто желает влиять на публику словом, будь то устным или письменным, важно знать, как сделать свою речь более яркой и выразительной.

l i g h t p o e t , Shutterstock.com

Итак, перечислим основные приемы обогащения речи:

1. Метафора — это перенос наименования по сходству. Широко употребляемые метафоры утратили образность. Поэтому для увеличения выразительности речи они должны быть оригинальными и эмоциональными. Но следует избегать изобилия метафор, так как это отвлекает от содержания речи. Шаблонные и однообразные метафоры также портят речь.

2. Метонимия основана на смежности, и в этом ее основное отличие от метафоры. Например, употребление слов «класс, аудитория, квартира, дом, школа» для обозначения людей. Или слово «Россия» может обозначать и народ, живущий на территории данной страны.

3. Синекдоха — это троп, суть которого в том, что используется единственное число вместо множественного, называется часть вместо целого. Или наоборот, множественное число — вместо единственного, а вместо части — целое. Например, употребляя имя Иван и слово «человек» можно подразумевать весь народ.

4. Аллегория — изображение абстрактного понятия посредством определенного жизненного образа. Этот прием наиболее распространен в сказках и баснях, где при помощи образов животных пародируются и высмеиваются пороки людей.

5. Сравнение — это образное сопоставление двух состояний или предметов, имеющих общий признак. В этом примере должно быть три составляющие: предмет сравнения (то, что сравнивают), образ (с чем сравнивают), признак, на основании которого происходит сравнение. Здесь стоит помнить, что сравнение будет действенным только тогда, когда оно не затемняет мысль и органически связано с содержанием речи. Чем сравнение необычнее и оригинальнее — тем лучше. Достичь этого можно с помощью сближения предметов, действий или явлений, которые, как может показаться с первого взгляда, не имеют ничего общего. Следует избегать часто употребляемых сравнений, которые являются речевыми штампами и существенно ухудшают качество речи. Не следует также применять сравнение ради сравнения — это приводит к излишней витиеватости и неестественности, растянутости.

6. Эпитет — это художественное определение. С его помощью можно характеризовать свойства более ярко. Особенно часто этот прием применяется в прорисовке того или иного персонажа. С помощью эпитетов можно легко и ясно показать эмоциональное отношение к персонажу или какому-либо другому предмету речи.

В применении всех этих средств стоит не забывать, что ни одним из них не стоит злоупотреблять, так как такая избыточная красивость речи может причинить ущерб ее ясности.

Статья размещена на сайте 10.04.2015

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мария Абрамова Мария Абрамова Читатель 23 апреля 2015 в 22:42 отредактирован 23 апреля 2015 в 22:44

    Да,ещё бы многим, если не всем "ораторам" из зомбоящика ( и просто собеседникам обыкновенным) избавиться от мерзкого словечка "да", произносимого при каждом удачном и неудачном случае. "И вот, да, случилось то, что случилось, да, а он сказал, да, то, что сказал, да..."
    Я уже писала о том, что это навязчивое "ДА" пришло к нам из - "слюшай, да". Уже и иностранцы, хорошо владеющие русским, употребляют это словцо-паразит. Аж передёргивает от этого.
    Так же как и от слова из телевизора в новостных программах - "ПОДЗЕМКА"применительно к московскому метрополитену. Подземка - это в Лондоне и в Нью-Йорке, но никак не в Москве.
    Для меня это больной вопрос, извините, если не по теме.

    • Мария Абрамова, не нДравится мне этот зомбоящик. 1. Теле-ящиков осталось не так уж много, их заменяют теле-доски. 2. НИЙзя все каналы чохом считать зомбирующими.
      Кста.., в статье не упомянут стёбный стиль. Вот где обилие жгучего красноречия. В ШЖ я уже соскучился по статьям в таком стиле. И кроме "да" прилипло к речам немало и других "вспомогательных" слов: т.с., это самое, как это сказать?, впрочем, интересно, что. Кто бы посчитал сколько раз на одной странице у Достоевского написано это слово впрочем?

      Оценка статьи: 3

      • Сергей Дмитриев, ну, пусть будут зомбо-доски.
        Да, согласна, не все каналы зомбирующие, например, National Geographic.
        Кроме "да" бесит ещё "по ходу", "как бы".

        • Мария Абрамова, "Из-за икоты не стоит отказываться от еды" - сказал один лидер Китая по приезде в Москву. Также не стоит и беситься от лишних слов "для связки". Не все же Цицероны или Падвы.Если речуха не пересыпана матом, уже хорошо.Вам остаётся только приятное занятие выискивать "жемчужные зёрна" в речи визави.

          Оценка статьи: 3

          • Сергей Дмитриев, так уж "лишние слова" уже не для связки, а почти основные. Если послушать речи корреспондентов, ведущих и участников всяких теле-шоу (ток-шоу или "шок-тоу") - ведь это ужас, что такое.
            Пусть даже тема интересная, но приходится выключать "зомбо-доску" - сил нет слушать этакие "перлы".
            Впрочем, телевизор тем и хорош - нажмёшь кнопку "выкл" и спишь спокойно. Просто обидно за русский язык. Не заслужил он такой участи, такого примитивного использования. Как у Эллочки.

            • Мария Абрамова, согласен, можно говорить красивше. Мне нравится газетный язык времён А.Чехова. Там всё описывается очаровательно, культурненько, никакого те стёба.

              Хороший русский язык сохраняется у зэков: помывка, побудка, "и много других интересных слов". Но мне нравятся и современные мемы, как-то: Давай до свиданья, Заточен (на что-то), Продвинутый (уже продвинулся в норму), Гуляй, Вася и др. хлёсткие выражения. Штоштакович? "Новые песни придумала жизнь..."(С)

              Оценка статьи: 3

              • Мария Абрамова Мария Абрамова Читатель 27 апреля 2015 в 15:48 отредактирован 27 апреля 2015 в 15:49

                Сергей Дмитриев, очень с вами согласна в отношении старой публицистики.
                Очень любила читать Власа Дорошевича, не говоря уже о "дяде Гиляе".
                Из более ранних публицистов любила Добролюбова, Белинского, Чернышевского. Вы не поверите, но "Что делать" много лет был моим любимым произведением.
                Может показаться странным выбор авторов, но на истфаке они входили в обязательное чтение. Мне нравилось. Была воспитана на старых романах из приложений к "Ниве", коих у матери моей было в избытке. Хороший был обычай до революции - печатать полные собрания сочинений русских классиков выпусками к журналу.
                В советское время такого было не достать. Мы жили рядом с магазином "Подписные издания" на Кузнецком, так родители, бывало, дневали-ночевали в очередях, чтобы "достать" подписку.
                Впрочем, я уже "уехала" далеко от обсуждаемой статьи.

  • Как сделать свою речь более яркой и выразительной?..

    Для начала научиться говорить внятно и членораздельно. И научиться формулировать свою мысль.

  • Немного суховато. А вообще, примеры, примеры, примеры... Где примеры?

  • "Красиво" и "правдиво" должны быть одном флаконе - вот и вся недолга. А правда только рождение и смерть - всё остальное "окутано мраком", в упаковке и камуфляже.

    Оценка статьи: 3

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 апреля 2015 в 10:23 отредактирован 23 апреля 2015 в 10:24

    Все это верно, и действует.
    Хочу лишь заметить, что это приемы именно привлечения внимания к оратору. И за метафорами, гиперболами и экспрессией может скрываться словоблудие, пустословие, манипуляции слушателем. Примером тому - многочисленные наши политики и прочие говоруны.

    Очень желаю всем нам повзрослеть и поумнеть, и следить не только за формой слова, речи, внешними эффектами, но, в первую голову, за смыслами, которые скрываются за этими словами и речами. Действиями. Часто эти смыслы либо отсутствуют, либо бедны, либо лживы.
    Не ищите прелестей. Ищите глубины и истины.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 апреля 2015 в 13:08 отредактирован 23 апреля 2015 в 13:09

      Игорь Ткачев, хорошие примеры красноречия: "Говорил, ломая руки, //краснобай и баламут // о бессилии науки //перед тайнами Бермуд."

      Или помощник прокурора из "Воскресенья" ЛНТ? Или речуха командира перед строем солдат из "Войны и мира" того же ЛТН?

      Вот у кого надо учиться краноречию. А "сухие, бецветные и невыносимо благопристойные" статьи, подобные этой вряд ли кого вдохновят "красиво говорить", имхо.

      Оценка статьи: 3

      • Сергей Дмитриев, мне интересно другое: а разве фактическая правда, или истина, или справедливость, или красота, должны прибывать или убывать от того, в какую обертку мы их заворачиваем? Правда становится правдивее, а преступник меньшим, или большим преступником, от того, что кто-то о нем соврет при помощи "гипербол" и и"метафор"?
        Ответ знаю: не должны. Но зависят. В том числе, потому что для большинства важнее умение говорить красиво, нежели говорить правдиво.

  • Каким, порой, простым нам может показаться дятел. Что стук его - повтор один лишь. Но если вслушаться в размеренность звучанья, суть жизни открываешь для себя.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 апреля 2015 в 04:27 отредактирован 23 апреля 2015 в 04:29

    На такую тему статья написана сухо и невыразительно, как-будто списана с учебника. Ни те ярких примеров, ни новейших примеров удачных речей, ни новых условий для выступлений по ТВ. Не упомянуты "наполнители" выступлений словами-паразитами и как от них избавляться.
    Вон ВСЧ какие речухи толкал, будучи не в ладах с грамматикой!
    Было бы о чём, что сказать, а слова сами найдутся.
    Словом, незачОт.

    Оценка статьи: 3