• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гарри Штадт Профессионал

Искусство управления. Как правильно применять «кнут» и «пряник»?

Иной раз стороннему наблюдателю взаимоотношения группы людей в офисном помещении могут показаться игрой в бильярд, проводимой незримыми игроками. Есть ведущий «шар», который подгоняет ведомые «шары» в ту или иную лузу-задачу. А «получившие импульс», в свою очередь, «сталкивают с места» и других коллег. Минуты офисного затишья — время раздумывания «игроков» над бильярдным столом.

www.photl.com

Побудить к действию — это легко или сложно? Реально ли воздействовать «импульсом» так, чтобы сотрудник «летел» именно к намеченной задаче-цели?

Возможно, что приемы манипуляции человека человеком являются самыми древними — еще психология не называлась психологией, а эти психологические приемы уже существовали, эффективно применялись и делились на две категории: категория «кнут» и категория «пряник».

Категория «Кнут»

Все приемы этой категории имеют три стадии, так же как при реальном воздействии кнутом — отсадить (подготовиться к взмаху), взмах и непосредственно сам удар.

Стадия «отсадить». Подготовить почву для удара. В качестве примера: пристыдить, разбудить чувство вины, вызвать «на ковер» (оторвав от поддержки коллектива), ответить на контраргументы, не дожидаясь их озвучки и т. д.

Стадия «взмах». Выражается в категоричном выражении воли, приказе, повелении, запрете.

Стадия «удар». Если человек не испугался «взмаха» и не подчинился, приводится в исполнения стадия «удар», что выражается в причинении человеку морального или материального ущерба. В качестве примера морального давления — отказ здороваться за руку, невидящий взгляд, напряженное молчание. Самое распространенное материальное давление — это штрафные санкции, лишение привилегий, премий и т. д.

Категория «Пряник»

Не менее эффективный свод приемов и уловок, чем «кнут». Особенность в том, что человек лично заинтересован в выполнении поставленной задачи. А это, в свою очередь, повышает качество исполнения.

А сам процесс «пряника» очень похож (извините-извините-извините!) на процесс приручения и дрессировки. Выделите человека из группы, создайте ему отличные от прочих условия — и вот он приручен! Готов лакомиться из рук ваших. Дали задание, а при исполнении похвалили, а еще лучше — премию выписали. Как думаете, откажется ли он в следующий раз исполнить вашу просьбу? Думаю, что нет.

Но не зря современные психологи практическую психологию сравнивают с разными видами единоборств — каратэ, айкидо и т. д. Психологические приемы так же нужно отрабатывать до автоматизма, и лучшая тренировка — это спарринг.

Как борец тренируется? Треть победы состоит в умелом захвате. Есть захват — есть прием, нет захвата — нет приема!

А в чем состоит психологический захват? В захвате внимания: окликните, коснитесь плеча или возьмите за локоть, установите контакт глазами, улыбнитесь или ухмыльнитесь — что именно проделать, зависит от последующего приема. Каждому приему соответствует собственный захват.

Но это все тактика. Мастера же управления персоналом готовятся к воздействию обстоятельно и заранее — стратегически. Именно стратеги-манипуляторы превращаются в тех незримых «игроков в бильярд», что двигают «шары» в хорошо отлаженном коллективе.

Господа руководители, да превратится ваше ремесло в искусство!

Статья опубликована в выпуске 11.05.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Искусство управления? А это не есть некая манипуляция, ох и не люблю манипуляции, ни пряник, ни кнут не люблю, со мной так не пройдет, лучше подойти попросить что-то по-человечески сделать и я всё сделаю, ни за премию ни за что-то, а просто потому что надо выручить, надо заменить кого-то, я могу остаться и работать сверхурочно, даже когда мне не обещают премий и не угрожают увольнением, это на меня действует очень отрицательно. Просто подойди и скажи: "Очень надо!" и я войду в ситуацию начальника и помогу

    • Гарри Штадт Гарри Штадт Профессионал 11 мая 2015 в 05:58 отредактирован 11 мая 2015 в 06:00 Сообщить модератору

      Лидия Богданова, увы-увы! Не все сознательны, как вы!
      В человеческой природе (да и в общем) существует такое понятие, как инерция. Это не плохо, не хорошо - так есть. Если обычный грузчик, работая, преодолевает силы гравитации и инерцию массы груза для переноса с одного места на другое, то руководителю приходится преодолевать социальные взаимодействия и психологическую инерцию для того, чтобы коллектив из одного состояние перевести в другое. По сути руководитель - тот же грузчик, только несколько иного профиля.
      На счет смелого заявления "со мной это не пройдет!"... может вам с руководителем не повезло?

      • А Лидия Богданова - самый удобный работник. Её пряник прост и всегда стоит не дорого. Он называется: "Хочу быть хорошей для всех". Такому работнику можно поручить всё, но рассчитывать на него не стоит. В любой момент он может переметнутся.

        Оценка статьи: 3

        • Сева Татарский, да, "пряники" не люблю, они очень сладкие, предпочитаю горький шоколад. Хорошей для всех не будешь да и утомительно это, притворятся и изображать из себя "девочку-паеньку" Опять мимо Сева, я свой труд просто уважаю, любой директор для меня не много-мало, просто, человек, как он ко мне так и я к нему или как говорится: "Как аукнется так и отзовется"

      • Гарри Штадт, насчет, смелого заявления скажу так: "Cо мной это не проходило!" Я либо работаю, либо нет (в смысле дома сижу). Пряников не прошу, мне их за хорошую работу сами руководители дают, а попробуй не дать, в следующий раз я просто мило откажусь Начальники по большому счету все одинаковые и ищут дураков бесплатных, кто как себя поставит то так и будет. Меня начальники никогда не обижают, поскольку знают, что чуть что я просто положу заявление на стол и они потеряют ценного работника

  • Сева Татарский Сева Татарский Дебютант 11 мая 2015 в 09:31 отредактирован 11 мая 2015 в 09:41 Сообщить модератору

    Гарри, вам бы следовало назвать статью по другому. Не "Искусство управления", а "Искусство манипуляции". Тем более, что вы к этому и пришли в своих выводах. Только вот проблема в том, что манипулятор никогда не станет хорошим игроком в бильярд, как, в общем-то, и хорошим руководителем.
    Нет в бильярде "ведущего" шара, есть "биток". Если остановиться на этой аналогии, то игрок-руководитель не использует приёмы манипуляции, он играет в свою игру по установленным правилам (структурным правилам). Он не вспоминает детство своё золотое, когда единственным способом подчинить была фраза: "Как тебе не стыдно". Он не пытается унижать шары на столе, вызывая у них чувство вины. Если он руководитель, он знает, они все одинаковые, из слоновой кости. Он "видит" стол, позицию каждого шара, у него в руках полномочия, он же кий, и право первого удара. Он выбирает биток, если он не определён заранее, и начинает игру. Он владеет искусством, он может ударить с оттяжкой, с накатом, с левой подкруткой или правой. Отправить в лузу "свояка" или "чужого". Он не разговаривает с шарами, не торгует пряниками и не машет кнутом - он играет, он управляет процессом на столе. Он руководитель.
    А вы намешали всё в кучу. И кнуты, и пряники, пересыпали ведущими и ведомыми шарами, а потом назвали это спаррингом. Даже не понятно, что за стиль единоборства вы пытаетесь описать. Быть может, этот стиль называется "Блуждающий Манипулятор"?

    Оценка статьи: 3

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 11 мая 2015 в 14:30 отредактирован 11 мая 2015 в 14:36 Сообщить модератору

    Все это понятно, и более-менее успешно применяется на практике (в том числе и вашим непокорным слугой). Но мне интересно другое. А именно, неискренность поведения, манипулятивность, притворство.

    Человеку в социуме отказано быть самим собой. А это очень прискорбно.

    ПС Интересно наблюдать 2 системы управления: советскую, которая не изжила себя и ныне, и западную, перенимаемую нашими стартапами, например, фирмами и компаниями, работающими с Западом.
    Первая - именно по принципу кнута, когда самый эффективный работник - тот у кого вызывается и поддерживает чувство вины, кого надо держать в страхе и т.д. Вторая - по принципу пряника, когда работнику дано больше свобод, потому как считается, что эффективный работник - работник более-менее свободный, не связанный по рукам и ногам, с которым начальник на одном уровне.
    И обе имеют свои недостатки, но первая, кажется, менее эффективной.

    • Игорь, и кто отказал человеку в социуме быть самим собой? Кто этот тюремщик и тиран?
      Вы же, как я понял, остаётесь "непокорным слугой". Ну да, слуга - это уже не поправить, но ведь бунт уже налицо.

      Оценка статьи: 3

      • Сева Татарский, тюремщик - социум, который диктует правила поведения. И в нашей корпоративной среде, даже самой либеральной, большинство работников все же несвободны и не могут быть и действовать на свое усмотрение.

        • Игорь, не такой уж социум и тюремщик. Он сформировался не только для того, чтобы облегчить наше существование, как индивида. Он, как раз, и даёт возможность для проявления своей индивидуальности. Способствует проявить свою самобытность, а не только выживать. Именно он позволяет существовать в едином организме и тем, кто хлеб сеет, и тем, кто сталь варит, и тем, кто пишет. Социум - это благо.
          Да, как любая организация, социум имеет свои правила существования. Без этого никак, иначе, он отторгнет тебя. Но это не диктат, это условия жизни. А вот быть собой или раствориться в социуме - это желание самого человека, и только. Социум, хоть и недолюбливает самобытность, тем не менее, за их счёт он и развивается на общее благо.
          А что касается работников, то я не очень понимаю о какой свободе вы говорите. Вы пришли на работу, согласились на условия и оплату, подписали договор и стали винтиком в корпоративном механизме. Действовать на своё усмотрение будешь дома, а здесь изволь соответствовать возложенным обязанностям. Или ищи другое место. А всякие разговоры про корпоративный либерализм, кнуты и пряники - чистой воды манипуляции бездельников.

          Оценка статьи: 3

  • Фигня!.. Вот, что действительно интересно и полезно - "Менеджмент абсурда" Ричард Фарсон: читать дальше →