• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Что такое ОНЛ? Задача на взрослость

ОНЛ — общее недоразвитие личности. Есть же общее недоразвитие речи, так почему же личность не может быть недоразвитой? Может, и, как показывает опыт, очень даже часто.

Любое обучение хорошо к месту. Тогда оно идет на пользу ребенку Фото: Depositphotos

Жаркий июльский день. Спрятаться от тридцатиградусной жары можно только в прохладе тенистого парка или у речки. Будний день, поэтому на речке мало народу: несколько купающихся подростков, пара любителей позагорать и молодая женщина, приятной наружности, сидящая на скамейке чуть поодаль от пляжа и читающая книжку.

Неподалёку от неё расположилась троица — бабушка и две девочки, её внучки — четырёх и семи лет. Девочкам ужасно хочется побегать, поплескаться в воде, походить по пляжу, поиграть на тёплом золотистом песочке, но, увы, этого не получается. Их привели на пляж… позаниматься умственным развитием — у девчушки постарше в руках книжка, которую она с неохотой читает вслух, путая буквы, слова, ударения и получая за это замечания от бабушки.

Над беззаботным пляжем летят такие фразы:

— Точка! Здесь надо было остановиться. Куда мчишься?

— А тут запятая. За-пя-та-я, ты понимаешь это или нет? Сколько раз тебе надо объяснять, что после запятой надо сделать паузу?

— С выражением, Маша, с выражением! У тебя во рту каша, что ли?

— Ира, ну куда ты полезла в воду? Я тебе сказала, только помочи ножки.

— Ира, наказание ты моё, зачем руки в песке измазала? Зачем ты туда полезла? Сядь спокойно и сиди!

На лице девчушки с книжкой выражена вселенская скука и тоска. В глазах… Невозможно сказать, что выражают глаза ребёнка, когда подавляются его самые естественные желания.

Женщина, сидящая на скамейке, недовольно морщится — чувствуется, что звенящие в воздухе слова бабушки добираются и до неё и мешают. Сюжетная линия книги, которую она пытается читать, постоянно прерывается резкими окриками, и женщина никак не может сосредоточиться.

Но вот Маша прочитала свою книжку и побежала к речке.

За ней — перегоняя её, мчался голос бабушки:

— Куда, Маша, куда? Ещё примеры. При-ме-ры!

Детям нужна любовь и забота
Детям нужна любовь и забота
Фото: Depositphotos

Видимо, не выдержав этого маразма, женщина захлопывает книгу. Встаёт, закрывает зонтик, берёт сланцы и… медленно идёт вдоль берега, подальше от орущей бабушки и её внучек. Пройдя метров двести, она садится на другую скамейку, раскрывает зонтик и с головой уходит в чтение…

Скольким людям я задавала эту задачку на взрослость! И все, практически все, за исключением нескольких человек, реагировали на неё одинаково:

«А что мы можем сделать? А что могла сделать та женщина? Налетела бы на очередную грубость бабушки и дети увидели бы, как бабушка может кричать не только на них, но и на взрослого человека, который попытался за них заступиться…»

Более продвинутые говорили так:

«Лучше не вмешиваться, бабушку не изменишь, девочки сами выбрали себе такую жизнь, их Души захотели такого к себе отношения, им необходимо было испытать этот опыт унижения, подавления их желаний…»

Кое-кто пытался оправдывать бабушку:

«Наверное, она в своей жизни испытала много унижений, её родители наверняка постоянно запрещали делать ей то, что она хотела, заставляли её делать то, что они считали нужным и правильным. Вот она и стала такой. Бабушку можно только пожалеть, а девочкам посочувствовать, может, когда-нибудь они попадут к хорошему психологу и у них всё будет хорошо».

Некоторые пытались рассматривать ситуацию с другой точки зрения:

«Ну, вступимся мы за девочек, наорём на бабушку. Она всё равно останется при своём. Скажет: вот родите своих детей и воспитывайте, как хотите».

Одна женщина мне ответила на эту задачку так:

«Конечно, надо было что-то сделать, нельзя проходить равнодушно, но что делать? Я бы тоже ушла, чтобы не расстраиваться».

И так далее.

Что делать, когда вред наносит близкий родственник?
Что делать, когда вред наносит близкий родственник?
Фото: Depositphotos

Вдумайтесь. Это отвечали взрослые люди. Которые получили образование. У многих из них есть дети-внуки. Многим было жалко тех детей с пляжа, но «что делать — бабушку не переделаешь, надо терпеть и постараться не быть такими грубыми со своими детьми…»

Хорошо. Задаю следующий вопрос: «А если бы на пляже подростки били малыша, то что бы вы предприняли?»

Ну тут все как один — мы бы разогнали этих хулиганов, вызвали милицию, пожалели малыша…

Задаю следующий вопрос: «А какая разница?»

Вот тут лавина ответов! Бабушка — родной человек для этих девочек. Она желает им добра, просто не может выразить это в нужной форме. А дядя, тётя — посторонние, они пришли и ушли, и нечего вмешиваться, чтобы не бередить душу ребёнка.

И опять замечу — это отвечают взрослые люди, некоторые из них — педагоги, некоторые — психологи. Некоторые прямо так и говорили:

«Да, мне жалко девочек, но бабушка не заказывала у меня психологическую консультацию по поводу воспитания детей, поэтому я, как психолог, не вправе вмешиваться в их отношения. Вот когда бабушка придёт ко мне, как к психологу — я поработаю с девочками, помогу им принять такую бабушку и полюбить её…»

Хорошо, как психолог не вправе, а как человек — можно вмешаться?

А потом я всем этим людям задаю такой вопрос: «А вы верите в Правду?»

И, снова замечу, взрослые (!) люди непонимающе на меня смотрели и спрашивали: «А что вы имеете в виду?»

В первую очередь работайте над собой и своим поведением
В первую очередь работайте над собой и своим поведением
Фото: Depositphotos

И тогда у меня возникала крамольная мысль: «А взрослые ли они? Или просто выросли, дожили до тридцати, сорока, пятидесяти лет, родили детей, воспитали, ходили на работу, но чего-то у них до сих пор не сформировано, до сих пор они остались… не детьми, нет. Недоразвитыми личностями».

А в заключение хочу задать вопрос и вам, дорогие читатели. Как вы думаете, какие два урока получат девочки, если кто-то вмешается и заступится за них и если никто не заступится?

Статья опубликована в выпуске 8.12.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: