Это состояние очень напоминает симптомы депрессии, но специалисты личностной психологии дают ему определение как наличие экзистенциальной пустоты.
Термин «экзистенциальная пустота» — это состояние человеческого существа, потерявшего смысл жизни. Психологи предупреждают, что это не заболевание тела, а скорее заболевание души, свойственное технически высокоразвитой цивилизации нашего времени. Так, например, человек, находящийся в состоянии экзистенциальной пустоты, склонен считать, что жизнь не имеет смысла, что все цели, которые он когда-либо ставил перед собой или собирался поставить, бессмысленны.
Ученые-психологи предупреждают, что такие психологические установки могут спровоцировать развитие реальной депрессии, для лечения которой в лучшем случае придется обращаться к врачам-специалистам, а в худшем — принимать лекарственные препараты.
Но как избавиться от внутренней пустоты, так тягостно омрачающей человеческое существование? Как вновь полюбить жизнь и найти в ней смысл? Не пора ли заняться самоанализом?
Вопрос о смысле жизни человека — один из самых величайших и одновременно трудных вопросов, задаваемых человечеством на протяжении всей истории мира. Великие философы древности, средневековые богословы, классики мировой литературы XIX и XX веков вновь и вновь поднимали этот вопрос из самых глубин своего существования, и каждый из них отвечал на него по-разному.
Платон, например, считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании своего тела и духа. Гармонически развитая личность при этом обретает смысл жизни в процессе своего самосовершенствования.
Аристотель писал, что смысл жизни человека состоит в том, чтобы делать добро и быть счастливым.
Эпикур и его ученики «эпикурейцы» полагали, что смысл жизни — в стремлении к удовольствию.
Христианская трактовка смысла жизни обозначалась как стремление к уподоблению Господу, познанию Его и будущей блаженной жизни с Ним.
Между тем существовали и пессимистичные взгляды на смысл жизни человека. По мнению Артура Шопенгауэра, стремление понять и найти смысл жизни бессмысленно, а наш мир он считал худшим из миров.
К счастью, многие современные психологи не раз опровергали подобные пессимистические жизненные позиции и высказывали гораздо более позитивные попытки трактовки смысла жизни. Великие социальные психологи ХХ века Альфред Адлер, Карл Роджерс и Виктор Франкл утверждали, что смысл существования присущ абсолютно всем людям, к тому же это двигатель их развития.
В частности, Виктор Франкл писал:
Человек должен не выбрать или «изобрести» смысл жизни, а найти его путем реализации себя в жизни и деятельности. Смысл жизни человека уникален для каждого человека, и для того, чтобы сделать свою жизнь осмысленной, необходимо реализовывать три основных пути своего развития, ориентируясь на три группы ценностей:
— путем того, что человек может дать жизни, — творческую деятельность (ценности творчества);
— путем того, что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания); — посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения).
Другими словами, человек, реализуя какую-либо свою творческую или практическую деятельность и активно переживая этот процесс, способен почувствовать смысл своей жизни, наполнить им свое существование и преодолеть экзистенциальную пустоту в своей душе.
Парадокс в том, что смысла нет, но жизнь есть. Поэтому выбирать не приходится,- просто проживи её. Это не будет вечность, это совсем немного.
0 Ответить
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».
1 Ответить
У нашего существования нет смысла. Наша жизнь огромная ошибка, все что мы после себя оставим рано или поздно исчезнет и нас забудут. Наша жизнь это путь от точки А до точки Б длинною в десятки лет, Так зачем проживать бессмысленную жизнь, когда все это превратится в точку Б (смерть)? Даже если кому-то повезет и его будут помнить как многих писателей и ученых, то тебе не будет до этого дела, ведь ты будешь мертв.
0 Ответить
"зачем проживать бессмысленную жизнь" -- да просто затем, что почему бы и нет.
0 Ответить
И так бывает. Бывает, что зародыш ожил, а чувства нет.
Хотя, может быть и наоборот. Чувств столько, что мозг их покрыть не может.
Да, смысла жизни совсем нет, кроме самой жизни.
Да, идею, чтобы обязательно оставить след на земле, нам навязали.
Да, мы все умрём.
Блин, и ЧЁ?
Если ты это поняла, тогда начинай тратить. Конечно, только без фанатизма, другие не должны пострадать. Но давай, блин! Живи, наслаждайся. Иди и сделай прямо сейчас то, что тебе хочется)
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Вопрос к автору. Что должно заставить заниматься творчеством человека, "полностью потерявшего интерес к жизни" и не видящего смысла ни в какой деятельности? И откуда вообще в таком состоянии возьмётся творчество? Судя по приведённой цитате, Франкл говорит о человеке, находящемся в поиске. В этой же статье речь о людях, уже вроде как ответивших для себя на вопрос о смысле -- и ответивших отрицательно.
"Как вновь полюбить жизнь?" — а вы пробовали когда-нибудь заставить себя испытывать чувство любви к тому, что стало неинтересно и больше не любится?
2 Ответить
Наталья Осокина, под словом "творчество" Франкл понимал не только занятие какой-либо художественной или музыкальной деятельностью, он имел в виду и практическую деятельность, например, работу. Как вы правильно заметили, Франкл говорит о человеке, находящемся в поиске, однако, он же и дает советы по тому, как найти смысл жизни. Видимо, к сожалению, я не смог полностью раскрыть вопрос, поднятый мной в этой статье.
Но все равно спасибо за комментарий.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если рассматривать статью так, как будто автор сдаёт экзамен, то это можно смело назвать: "Плавает". Причём, сильно. Причём, даже трудно понять саму дисциплину. Психология? Философия? История? Неужели психиатрия?
Раз уж в тему вопроса легла пустота, ещё и экзистенциальная, то хотя бы нужно было вкратце объяснить, что же такое экзистенция. И желательно попроще. Мы же тут для познания, а не чтобы спрыгнуть. Но всё выглядит так, что экзаменуемый сам плохо ориентируется. Всё пытается найти поддержку у непонятных учёных-психологов, думая, что так будет убедительней. А потом и вовсе скатывается к старым дворовым приёмам: "А ты Петьку Кривого с пятого квартала знаешь?". Начал предъявлять корешей: Платона, Эпикура, Аристотеля. И как главный козырь - старика Шопенгауэра. А смысл-то в чём?
Да и вообще, о чём разговор? О пустоте или о смысле? И почему между пустотой и смыслом всё время всплывала депрессия. Проще говоря, увязли и потерялись.
Вот сегодня вышла статья про корриду. Галя Константинова в ней, с самого начала, как взяла быка за... хвост, да так до конца и не отпустила. Никто никуда не потерялся. Это как пример последовательности)
Ну и самое главное, если в начале говорится, что «экзистенциальная пустота» — это не заболевание тела, а скорее заболевание души", то "как с ней бороться" сразу и становится понятным. Таблетками, батенька, таблетками. И незачем было так тут мутить.
В общем - готовьтесь ещё.
Говорят, трижды три - двенадцать,
Я не верю про это, но всё ж.
Я с мечтой не хочу расставаться,
Пусть моя экзистенция - ложь.
Оценка статьи: 2
2 Ответить
Никита Рязанский, спасибо за ваш комментарий Я считаю, что вопрос об экзистенции человека находится на стыке философии и психологии, так как он вырос из философских размышлений Кьеркегора, Ницше и в некотором роде из произведений Достоевского. По-настоящему тему об экзистенции человека поднимает Хайдеггер, Ясперс и некоторые другие французские философы. В дальнейшем из этого вопроса родилась экзистенциальная психология, но чтобы все это описать, понадобится целый семестр лекций длиною по 2 часа. "Корешей" я предъявлял для того, чтобы показать, что данная проблема стара как мир и были люди, которые поднимали этот вопрос. Вопрос об экзистенциальной пустоте не есть вопрос об пустоте (не совсем понимаю, что вы имеете в виду под словом пустота). Если вы спрашиваете почему между экзистенциальной пустотой и смыслом жизни всплывает депрессия, то это видимо моя вина, потому что я недостаточно раскрыл, что значит эта самая экзистенциальная пустота.
Ну и в завершении, не могу не вспомнить слова старика Хайдеггера:
Камень наличиствует,
Животное существует,
Человек бытийствует.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дергачев,
Сартра, Сартра ещё забыли упомянуть))
0 Ответить
Наталья Осокина, тогда уж и про Камю вспомните))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Осокина, ух ты, а наш ученик-то не промах! Пятёрочку не забыл себе поставить.
Всё так незатейливо, как у трактористов:
Широко трепещет туманная нива,
Бароны спускаются с гор.
И два тракториста, напившихся пива,
Идут отдыхать на бугор.
Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане
И этим сознанием горд.
Другой же играет порой на баяне
Сантану и Weather Report.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Никита Рязанский, слава Богу, я не ваш ученик, а вы не мой учитель
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дергачев, не бойтесь меня. Со мной, по крайней мере, из "читателя" вы станете здесь "дебютантом"))
Оценка статьи: 2
0 Ответить