Валентина Пономарева Грандмастер

Как развить зрительное восприятие? Советы родителям и не только

Литературы (включая статьи в «Школе Жизни») о визуалах, аудиалах, кинестетиках — хоть отбавляй (о тех, кто информируется через ум и интуицию — чуть меньше, но тоже имеется).

Примечательно, что ориентирована она чаще всего на особенности восприятия информации с учетом преимущественного «канала связи» и в конструктивной части содержит рекомендации, как общаться с тем или иным типом.

…Мама-визуал и ребенок-аудиал. Представляете? Без дополнительных усилий получится разговор слепого с глухим. Мама-то еще, допустим, если осведомлена, то постарается для родного дитяти передать свои мысли на понятном ему языке (если не забудет), а чем она будет принимать от него встречные?

Конечно, есть на свете природные счастливчики, которым дано видеть — слышать — чувствовать без ущерба для любой из этих «линий», но их гораздо меньше, чем тех, кто предпочитает какую-то одну. К счастью, можно научиться настраивать свою информационную антенну на разные «волны». Причем — не усилием воли, а играючи.

Поскольку считается, что среди «предпочитателей» больше всего визуалов, начнем, пожалуй, с развития зрительного восприятия — чтобы облегчить взаимопонимание с этой самой массовой популяцией коммуникантов. Занимаясь в группе, в паре или даже в одиночку, можно использовать такие приемы.

1. «Назови!»
Ведущий (в группе) или взрослый — ребенку (или другому партнеру, или же самому себе) предлагает назвать:

 — пять объектов, которые больше/меньше автомобиля (блюдца, холодильника, собственного пальца и т. п.);
 — пять объектов красного (синего, зеленого, желтого, пестрого) цвета;
 — все предметы в комнате, которые имеют в себе окружность (прямоугольник, треугольник и др.).

Дальше — по вашему усмотрению, в любых вариантах. Для детей можно начать и с трех объектов, для взрослых — какие-то позиции увеличить до десяти (или наращивать постепенно). Выбор за вами!

На самом деле это первый этап или разминка, которая хороша и сама по себе (а если тот, кто справился, еще и приз получает, так и вообще замечательно, меньше походит на обучение).

2. «Представь!»
Затем можно перейти к представлению мысленных образов — картинок, например, воображая, как выглядят:

 — пять любимых игрушек (блюд, ягод, овощей, книг, дисков, блузок — маек);
 — пять слов, начинающих на букву «А» (или любую другую);
 — пять разных сортов цветов (деревьев, лекарственных трав, домашних животных);
 — пять бытовых приборов (марок автомобилей, предметов мебели).

В случае групповых или парных занятий можно называть представленные объекты после визуализации. Все, что угодно, может быть ее предметом — все, что можно увидеть.

Китайская притча в тему: Император спросил как-то придворного художника, что труднее всего рисовать, и тот ответил, что кошек и собак, потому их все слишком часто видят. А на следующий вопрос: «Что легче всего рисовать?» сказал, что духов и богов, потому что их никто никогда не видел". Учтите шутку, если начнете практиковаться.

Этот этап может быть подготовкой к следующему.

3. «Мысленная картина»
Взяв в руки предмет (авторучку, карандаш, линейку, открытку), пристально смотрим на него, а затем закрываем глаза (в группе или в паре — по сигналу ведущего). Несколько секунд вещь будет оставаться перед мысленным взором. Когда образ его растает, глаза можно открыть, снова посмотреть и снова рассматривать мысленным взором, т. е. с закрытыми глазами.
Если повторять такое упражнение в удобном для человека ритме, то воспроизводимый в воображении образ предмета будет более устойчивым, а визуальный канал информации станет действовать четче.

4. «Воображаемый предмет»
Примерно то же самое, что в «Мысленной картине», но при этом нет нужды держать что-либо в руках: образ создается в воображении. Он тоже поначалу будет ускальзывать, но постепенно станет более устойчивым. И это уже высший пилотаж, когда вы сможете удерживать его в ярком мысленном воспроизведении, а потом еще передвигать, увеличивать или уменьшать…

Как прекрасен этот мир, посмотри! Когда нужны подобные упражнения? Ну, например, вы заметили, что ученик не любит, чтобы учитель чертил на доске или показывал таблицы, графики, схемы… А еще когда? Подумайте и решите сами.

Самое главное — чтобы занятия проводились в игровой форме, тогда интерес — главный мотиватор обучения будет вашим надежным помощником и гарантом успехов.

О развитии слухового и кинестетического восприятия тоже поговорим непременно.

До встречи!

Обновлено 8.11.2007
Статья размещена на сайте 28.09.2007

Комментарии (44):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: