Татьяна Арбенина Мастер

Как правильно отказать человеку в его просьбе?

Как много на свете людей, которые не могут никому ни в чем отказать! И волочат за собой не только груз своих обязанностей, но и «просьбы» знакомых, родственников и коллег. Причем пользы от этого, естественно, никакой. У нас народ сообразительный: мигом видит, на кого можно безвозмездно переложить часть своей работы. Безусловно, ситуации бывают разные, и я вовсе не призываю на любую просьбу ответить «нет». Подробнее о ситуациях, когда нужно отказать, можно почитать в моей статье «Когда и почему нужно сказать „нет“?».

Если вы поищете на нашем сайте статьи на тему того, как же заставить человека согласиться, а не отказать вам — вы легко найдете их великое множество. А если вас пытаются убедить, вы должны научиться не поддаваться этому убеждению, верно? Очень хочется дать несколько полезных советов, как же отказать человеку в его просьбе или желании.

Предположим, вас о чем-то попросили. Сделайте паузу. Подумайте, надо ли это вам, нужно ли это делать и какие будут последствия: а вдруг после этого ваше реноме резко упадет? И все начнут на вас ездить? Жуть. А может быть, наоборот, после выполнения сложного и ответственного задания о вас пойдет молва как о великом и одаренном человеке?

Никогда не говорите «я подумаю», «посмотрим». Это все отговорки, от вас отстанут только на время, потом вам все равно придется либо согласиться, либо отказать. Так разберитесь с этим сейчас.

Предположим, что ваш коллега или — упаси господи! — начальник предлагают какой-то проект, а вы понимаете, что это полная чушь, и вы окажетесь лишь посмешищем, если примете участие в его разработке. Не бойтесь выразить свою мысль: не оскорбительно, не унижая человека. Просто объясните ему то, что знаете сами. Вы ведь хотите не показать свое превосходство, а просто хотите процветания фирмы, успеха общего дела. Можно не разрушать в пух и прах идею, просто повернуть ее слабым местом, ненавязчиво указать на недостатки.

Когда говорите «нет», не нужно долго объяснять причину. Пара веских фраз, сильный аргумент. Все. Если человек настаивает, тупо повторите (можно другими словами) то же самое. В конце концов, просящему это надоест.

Очень качественный прием отказа. Открываете истину поручения, обнаруживаете его недостатки для вас. К примеру, «Вы действительно хотите, чтобы я задержалась на работе на два часа и отняла это время у моей семьи?», «Хорошо, я поищу нужную тебе информацию в Интернете, а ты, когда будешь ее распечатывать, заодно распечатаешь и мне пару листков того материала, что я тебе дам» (предполагается, что у вас нет принтера и проситель отправится печатать куда-то в другое место).

Отказывайте в просьбе, а не человеку. Четко различайте эти границы. Не надо вспоминать о профессиональных и личностных качествах человека в разговоре.

Можно сослаться на другого человека — жену, маму, начальника, ребенка — сам-то я рад, но вот не позволяют и все!

Отказ — довольно скользкая тема. Кто-то считает — «люби себя, наплюй на всех…», а кто-то — «как ты к другим, так и другие к тебе». Спорить, кто прав — бессмысленно. По мне, так лучше золотая середина и свобода в выборе решения. Глупо помогать всем, особенно если вас это тяготит, и вы всей душой желаете отказать, да не можете. Как доказательство, вот вам классический пример.

Отличницу на контрольной просят помочь. Если поможет — не факт что этого не заметит учитель, кроме того, ученица потеряет время и может не успеть сделать свой вариант. Или просто отвлечется и совершит глупую ошибку в работе. Благодарность же от одноклассника довольно призрачная: такие люди обычно не особо благодарные.

А в случае отказа помочь — ученица плохая и жадина, ботаник. Однако скоро товарищи перестанут злиться, ведь оскорблениями они лишь пытаются задеть и скрыть зависть. Соответственно, когда все же эта отличница будет давать кому-то списать, это будет цениться выше, чем если бы она кидалась помогать любому: дефицит товара или услуги поднимает цену.

А вообще, решать вам, дорогой читатель, я лишь хотела помочь! В любом случае, удачи вам и свободы в принятии решений!

Обновлено 6.11.2007
Статья размещена на сайте 28.09.2007

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А еще мешает отказать прилипший ярлык "просите меня, просите, я все-равно не отказываю никогда". В коллективе очень быстро распознают таких, а потом с разбегу на шею...
    А пример с ученицей-отличницей для меня очень жизненный. Я это постоянно наблюдаю когда мои студенты пишут тесты. Обидно становится за умничек, пришлось самой принимать меры, т.к. они сами отказать не могут. А распечатаю-ка им статью вашу ;)
    5 Вам, спасибо!

  • 2 отличные статьи.

    Но 5-рку удалось поставить только одну.. ограничитель сработал.

  • Умение вовремя сказать НЕТ не менее важно, чем вовремя сказать "ДА".

    Учитесь отказывать красиво, необидно.Иначе начнут манипулировать вами и вашим временем. У меня есть в тренинге по продажам даже такой блок - Умение сказать НЕТ. Оказалось, что 90% моих слушателей если отказывают - очень потом мучаются... И отказать не умеют, и сделать не могут - тоже мучение. Потому УЧИМСЯ красиво отказывать - с аргументами. Твердо. Без угрызений совести. Тем самым автоматически повышается самооценка.

    Оценка статьи: 5

  • Как говорили в телесериале "Солдаты": первый ответ прапорщика -"нет"
    Я всегда помогаю только родным и друзьям, а человеку на улице практически всегда отказываю только если просит денег.
    А если машину толкнуть из сугроба, то нет проблем

  • Татьяна, Ваше желание помочь людям в сложных ситуациях приветствую всей душой. Но все же есть спорные моменты. Цитирую:

    - Предположим, вас о чем-то попросили. Сделайте паузу. Подумайте...
    - Никогда не говорите «я подумаю», «посмотрим».
    - Предположим, что ваш коллега или – упаси господи! – начальник предлагают какой-то проект, а вы понимаете, что это полная чушь, и вы окажИтесь лишь посмешищем, если примите участие в его разработке. Не бойтесь выразить свою мысль...


    Какой длины должна быть пауза, чтобы оценить предложение? Если речь идет о только что предложенном проекте, бывает необходимо вникнуть в него, прежде чем отказываться. Поспешный отказ, во-первых, может быть неверным по сути, во-вторых, в деловом этике не принято тут же отвечать на предложения, это воспринимается как "поверхностность восприятия".

    Таким образом, предложенные Вами варианты распространяются на те ситуации, когда человек полностью уверен в необходимости отказа, его разумности и лишь затрудняется в его "осуществлении".

    • Валентина, Вы абсолютно правы!
      Как я и писала в начале статьи, что "о ситуациях, когда нужно отказать, можно почитать в моей статье ”Когда и почему нужно сказать «нет»?”. "
      Естественно, я не призываю при любой попытке человека обратиться к вам, мгновенно говорить "нет" и поворачиваться к нему спиной. Во все нужно вникнуть, особенно на работе, особенно людям деловым!

      Оценка статьи: 5

  • Очень правильная статья и советы жизненные, если не сказать жизненно небходимые сегодня.

  • Да иногда трудно отказать. Но надо быть твердым, иначе на шею сядут

  • Отказывать нужно вежливо, но твёрдо. ИМХО.

  • Эх, вот сказала бы я в свое время "нет" и жила бы сейчас в своей любимой Москве, а не во Франции..

  • Проблема актуальная. Прочитал с интересом - 5.
    Посмотрите еще раз текст: есть ошибки и некоторые предложения сложноваты для восприятия.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Владимир)
      Не могли бы вы указать где именно ошибки? А то я уже видимо совсем заработалась - не вижду(

      Оценка статьи: 5

      • Вот некоторые, возможно, есть еще. Просмотрел бегло.
        "Жуть" - в тексте статьи знак, заменяющий смайлик, при его копировании в комментарий - превратился в рожицу.
        Кто-то считает (-) «люби себя, наплюй на всех…», а кто-то (-) «как ты к другим, так и другие к тебе».
        не факт(,) что этого не заметит учитель,
        А в случае отказа помочь(,) ученица – плохая

        Оценка статьи: 5

  • Сложная тема "нет" говорить практически всегда непросто.

  • Может быть.