• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Екатерина Оксанен Мастер

Жестокое обращение с детьми: что делать и кто виноват?

Когда говорят или пишут о травле детей, то обычно имеют в виду ситуацию, при которой дети друг над другом издеваются. Ну, знаете, как в школе бывает: выбирают слабого или непохожего и давай его мучить, унижать, оскорблять, топить его вещи в унитазе. Но травля может быть не только со стороны детей, но и со стороны взрослых. И этого так много, что хочется кричать и во что бы то ни стало переделать мир.

Фото: Depositphotos

Я не детский психолог. Я психолог, который работает со взрослыми. И мне прекрасно видно, к каким катастрофическим последствиям приводит жестокое обращение с детьми. Почти все пациенты психиатрических и наркологических больниц, преступники, маньяки — это дети, получившие травму от жестокого обращения или травли. У самых нарушенных личностей, конечно, такие дикости происходили в семье.

Но не только родители могут искалечить психику ребёнка. Это могут быть, например:

1. Воспитатели детских садов

Жестокое обращение с детьми: что делать и кто виноват?
Фото: Depositphotos

Люди с психологическими проблемами рассказывали мне такое количество страшных воспоминаний о детсадах, что со счёта сбиваюсь. И у меня каждый раз волосы дыбом встают от историй о том, как могут издеваться над детьми. К этому кошмару невозможно привыкнуть.

Вот хотя бы про сексуальную сферу. Их раздевают догола и заставляют встать на стул перед всей группой. Просто за то, что у ребёнка энурез. Их стыдят, публично унижают и отчитывают за то, что они изучают своё тело (это вообще нормально для детей такого возраста если что). А уж какими словами их обзывают за игру в доктора…

Знаете, что происходит с этими детьми во взрослом возрасте? У них дичайшие нарушения в сексуальной сфере. Они не могут получить удовольствие с партнёром, у них появляются разного рода девиации (отклонения то есть), а то и вовсе отвращение от секса и всего, что связано с телесностью. Вы думаете, это нормально — в 40 лет не иметь ни одного партнёра просто потому, что когда-то пристыдили?! А потом мы ещё что-то про демографию говорим. Откуда?! Дети, вообще-то, от секса появляются, если кто не в курсе.

2. Учителя

Жестокое обращение с детьми: что делать и кто виноват?
Фото: Depositphotos

И этих историй не перечесть…

Если ребёнок медленно читает, то учитель бьёт его лбом о книгу. Преподаватель по фортепиано лупит ребёнка линейкой или прищемляет ему руки инструментом. Учитель в школе публично высмеивает ребёнка, весь класс дружно заражается таким отношением к ученику, и потом это переходит в травлю со стороны сверстников. А другой учитель может из-за личной неприязни занижать оценки.

В итоге мы получаем человека с растоптанной самооценкой. Неуспешного, безынициативного, вялого, пассивного, ничего не хотящего. Встречаются редкие счастливые случаи, когда именно из-за такого обращения ребёнок стремится во что бы то ни стало стать успешным, доказать, что он не дурак, и ему это удаётся. Но такое случается далеко не со всеми. Надеюсь, вам не хочется играть в такую рулетку с судьбой своего ребёнка.

3. Врачи

Грубое медицинское вмешательство — это страшная травма для ребёнка, последствия которой будут мучить его всю жизнь.

Жестокое обращение с детьми: что делать и кто виноват?
Фото: Depositphotos

Тело — самая главная граница человека, пересекать которую никто не имеет права без согласия того, кому это тело принадлежит. Полистайте Уголовный Кодекс: избиение, изнасилование, убийство — это самые тяжкие преступления. Именно потому, что имеет место насильное вторжение в тело. Всегда плохо, когда нарушают наши границы, когда отбирают то, что наше: психологическое пространство, территорию, время. Но если вторжение происходит в тело — это гарантированная травма. Глубочайшая.

Вторжение в тело может быть не только при обследованиях и анализах. Насильственное кормление («пока не съешь — из-за стола не встанешь!») — это тоже вторжение в тело. Насилие над ребёнком, изнасилование едой.

К чему это приводит? К виктимности. То есть к склонности выросшего уже ребёнка попадать в ситуации, в которых над ним издеваются, запугивают, а он беспомощен. Он превращается в раба, становится жертвой обстоятельств и других людей, не может управлять собственной жизнью. Вы хотите такую судьбу для своего ребёнка?

К сожалению, есть такая категория воспитателей, врачей и учителей, которые искренне ненавидят детей. Я никогда не могла понять, что заставляет этих садистов работать именно с теми, кого они так презирают. Наверное, власть. Над теми, кто не может защитить себя.

В. Е. Маковский, «Приезд учительницы в деревню», фрагмент, 1897 г.
В. Е. Маковский, «Приезд учительницы в деревню», фрагмент, 1897 г.
Источник: artchive.ru

Такие люди существуют, но самое страшное не это. Больше всего ужасает то, что делают в таких случаях некоторые родители. А знаете, что именно они делают? Ничего! Над их детьми издеваются, уродуют, а родители лепечут что-то вроде: «если я стану защищать своего ребёнка, учитель же и дальше будет ему плохие оценки ставить» или «ну разве можно что-то сделать с воспитателем»?

Можно! Всегда можно. Есть директор, есть Минздрав, есть опция «перевести в другую школу», есть специалисты по защите прав ребёнка. Но главным специалистом должен быть родитель. Это прямая обязанность родительства — защищать своих детей. Не говорить о том, что «детишки — это счастье», не мериться успехами своих чад, не уверять публику в своей «хорошести» как родителя, а реально защищать. И объяснить ребёнку, что некоторые взрослые могут быть идиотами.

Кстати, такие садисты, как правило, очень пугливые. Они потому и мучают детей, что те ответить не могут. А взрослых они боятся.

Родителем быть очень трудно. Невероятно трудно. Есть прекрасные моменты, когда все всех любят, хвалят и уважают. Но иногда нужно быть плохим. Временами и со своим чадом, но всегда с теми взрослыми, которые его обижают. Пожалуйста, защищайте своих детей!

Статья опубликована в выпуске 14.05.2018
Обновлено 1.04.2021

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 мая 2018 в 08:14 отредактирован 14 мая 2018 в 08:28 Сообщить модератору

    В статье описаны крайние случаи, преимущественно из прошлого, нашего детства. Сегодня же ситуация как раз иная и развивается в сторону другой крайности: ребенку (школьнику, студенту) дозволено издеваться над взрослым (учителем, родителями). У него для это и ювенальная юстиция на его стороне, и западные ориентиры, когда ребенок 5-10 лет - "уже личность", и т.п.

    Пару дней тому наблюдал сцену: кучка мальчишек лет 10-11 лупит ногами по жестяной бочке так, что гул стоит. Рядом, из окна слышу мужской голос: "По голове себе постучите". "А то что?" - следует вызывающий ответ. Ты нам ничего не сделаешь, только попробуй!"

    Другой момент в том, что автор судит о вчерашнем дне по сегодняшним лекалам. "Дичайшая травма" и т.д. Не думаю, что там такой ужас. И меня самого тоже "по попе" наказывали - вырос дисциплинированнее, не капризным и обязательным. (Хотя автор прав в том, что можно и "переборщить").
    Нельзя мерить вчерашний день сегодняшними весьма либеральными нормами. Вчера были иные методы, и они в той или иной степени принимались как взрослыми, так и детьми, на бессознательном уровне. Иными словами, отшлепать ребенка за провинность - не было насилием.

    Еще в статье акцент на тело - святую святых. А как быть с вторжением в голову?
    В то, как детей насилуют ментально, воспитывая из них нужный "материал". Как за.ерают мозги, начиная с детсада и заканчивая вузом, потом работой.

    Большая тема, но если коротко и без антимоний, то я лично против распространяющегося как вирус поведения родителей (недавно в ф-буке обсуждалось): ребенок устроит скандал в магазине, шлепнулся на пол и начал орать. А рядом стоит довольный папашка и отвечает на недоуменные взгляды еще пока адекватных прохожих: "Я отец, я своего ребенка ни в чем не ограничиваю, потому что он личность".
    Какой вырастет эта пятилетняя "личность"?
    Наверное, свободным, уважающим чужие границы и людей вокруг, Человечищем.

    ПС И последнее (крайне важный момент, который мало кто понимает): травмы получаются не только и столько по причине "вторжения" в тело (изнасилование или избиение), сколько по причине того, как общество со своими либеральными и благими намерениями подымает шум вокруг таких случаев. Когда, например, пострадавшей девочке все вокруг кричат и намекают, какую "дичайшую" (словами автора - интересный "научный" термин, кстати-) травму она получила.
    Что тогда происходит с ребенком? Он понимает, по реакции родителей и окружающих, что с ним сделали что-то чрезвычайно ужасное, "дичайшее" и начинает переживать больше, нежели если его бы грамотно успокоили и объяснили, что это не конец света. А так, мы, с помощью все более и более мягкотелого социума, сами воспитываем, культивируем и аггравируем в себе эти травмы, пронося их через всю жизнь.

    Говоря образно, если мы в детстве дрались до первой крови, то потом мы прикладывали ватку и шли в школу (это было нормально). А если сегодня кто-то даст поделом подзатыльник нашему чаду, мы торопимся в травмопункт поставить диагноз "сотрясение мозга" и засудить виновника.

    Не исключаю, что завтра и косой взгляд будет травмой. От которого мы будем "дичайше" страдать, надолго лишаясь способности размножаться-)))