• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ермолова Грандмастер

Как перед концертом справиться со страхом?

Если страх выступления перед аудиторией слишком велик, то человек может отказаться даже от любимой профессии, требующей активности на публике. Но не лучше ли отказаться от страха?

Чем порождается страх сцены? Если неготовностью, то это самое простое, надо просто подготовиться. А если необъяснимой и неуловимой тревогой?

Тут во мне просыпается гомеопат и начинает искать другие симптомы, чтобы по их совокупности определить волшебную горошку, которая быстро избавит от необоснованных тревог. Но это когда напротив сидит конкретный человек. Сахарной горошинки от тревоги для всех и каждого не существует в принципе.

Говорят, после ста успешных выступлений страх исчезает напрочь. Но беда в том, что страх делает выступления неудачными или неполноценными. И потом долго и мучительно пережевывается неудача или то, что ею показалось. Воображаемый позор.

Девушка, выступившая весьма удачно, жадно смотрела видео со своим выходом на сцену, а потом долго рыдала. Оказалось, что прядь волос легла не так, как надо, и, по ее мнению, сделала ее уродливой. Это ж как тщательно надо было выискивать повод для огорчения, чтобы эту прядь обнаружить!

Люди считают, что сомневаться в себе надо. Чтобы не быть самоуверенными болванами. Да, сомневаться надо. Но сомневающийся болван ничуть не лучше самоуверенного. Второй хотя бы способен действовать. Сомнение необходимо, но лишь несколько раз и задолго до самого выступления. Причем оно включается само по себе и зачастую во сне.

Думаете, люди, которые утверждают, что не сомневаются, на самом деле не сомневаются? Ничего подобного! Сомнение — это необходимая часть мышления. Но его можно задвинуть в сны, в беседы с определенными полезными для дела людьми, в фон какого-либо рутинного действия. Важно его отмерить сколько надо, не больше и не меньше. А то ведь некоторые люди как начнут в себе сомневаться, так и остановиться не могут. До превращения в абсолютных болванов сомневающегося типа.

Но как же быть перед концертом?

Самый простой вариант преодоления страха — один или несколько раз прилечь и вздремнуть. Ум в дрёме очень интенсивно перерабатывает информацию и работает воображением, готовясь к будущему. Но образам в дрёме надо задать направление. Иначе мало ли в какие образы унесет!

Виктория Кирдий, «Прощание славянки», 2014 г.
Виктория Кирдий, «Прощание славянки», 2014 г.
Источник: kirdiy.com

Нельзя позволять уму репетировать будущий провал. А то ведь он может подготовить и обеспечить позорище при сколь угодно благоприятных обстоятельствах. Ему потребуется невероятная изворотливость, чтобы из хорошо подготовленного блестящего выступления зарулить в грязную лужу стыда. Но если хозяин заказал муки вины и страдания позора, то он именно это и обеспечит, разумность требований не обсуждая.

Почему может потребоваться вздремнуть несколько раз? Потому, что сон будет прерываться. Вдруг вспомнится что-то, что надо посмотреть, подучить, подправить. Одежку починить, прическу изменить, носик припудрить, да мало ли?

Хорошо бы иметь под рукой подушечку-думочку, чтобы положить на нее голову и отключиться хоть на пять минут. Такую специально обученную подушечку, которая будет настраивать на позитив и только на позитив. Можно в нее травы ароматные вшить, можно волшебные знаки на ней вышить. Что угодно, лишь бы работало.

Немножко дремы в позитивном ключе с любимой думочкой — вот и все, что нужно для относительного успеха.

Что же касается успеха абсолютного, то тут никто и никогда не даст гарантий. Абсолютный успех требует абсолютного совершенства и уникального стечения обстоятельств. Нам недоступно влияние на то, что приводит к абсолюту, так, может, ограничимся какой-то степенью приближения?

Н. П. Богданов-Бельский, «Концерт на гуслях»
Н. П. Богданов-Бельский, «Концерт на гуслях»
Источник: artchive.ru

Разрешите себе что-то сделать не так. Споткнуться, дать петуха, оговориться и т. д., и т. п. Ничего не надо устраивать нарочно, просто получите от себя разрешение. Если удастся найти то, что вызывает тревогу, и разрешить себе это, то тревога превратится во вполне разумную выработку алгоритмов действий на тот случай, если это нечто произойдет.

К примеру, забыли текст. О, этого не может быть, потому что не может быть никогда! Это абсолютно недопустимо, как утверждал минуту назад внутренний голос. Простите, уважаемый голос, это вполне может приключиться, и тогда … И тогда я обаятельно и харизматично добуду шпаргалку. Или попрошу помощь зала. Или закачу глаза и упаду в обморок. Или…

Нет лучшего средства против страха, чем свободная веселая игра воображения!

Статья опубликована в выпуске 2.06.2018
Обновлено 6.10.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: