Боль как фон
Человек находится в состоянии страдания перманентно. Это связано с деструктивными отношениями в семье. Ребёнок никогда не знает, что ожидать. А тут ещё родительский гипноз. Неудивительно, что человек может даже не осознавать, что страдает. Боль стала для него естественным состоянием. Точнее, привычным. Но это не значит, что такое положение вещей безопасно.
Страдалец не может построить гармоничные отношения, превращается в изгоя и в детском коллективе, и на работе. Он старается выработать в себе максимально покладистый характер, становится невероятно исполнительным — лишь бы его не отвергали и не причиняли ему боль. Но, увы, хороших отношений как не было, так и нет. Им лишь пользуются. Это приводит к нервному и физическому истощению.
Страдальцу кажется, что он никогда не сделает достаточно, чтобы им были довольны. Вся жизнь превращается в попытку наполнить бездонную бочку Данаид. Начало — опять же в детстве. К примеру, неадекватная мать жаждет прославиться за счёт своего ребёнка. Он старается учиться идеально, приносит грамоты, призы — но в ответ получает от горячо любимой мамы лишь снисходительные или вовсе презрительные гримасы.
Даже если такой несчастный обращается к психологу, то рискует услышать не слова поддержи, а попытки оправдать мать. Мол, это она тебя вдохновляла на ещё большие достижения, хотела, чтобы ты стал ещё лучше. И, увы, в эту ложь легко поверить. Однако и большие достижения всё равно мамочку не удовлетворяли.
А ещё психолог нередко добавляет: мол, она сама не получила любви, так чего ж хотеть от неё? В итоге разговор заходит в тупик.
Модные мифы
Страдание часто связано с чувством вины. Любой пустяк истязает внутренним мучением. К примеру, ребёнок не смог стать великим музыкантом — объективно для этого не было способностей. Но мамочка даже спустя много лет обвиняет своё дитя в лени и безответственности. И страдалец чувствует сильную вину — она буквально уничтожает его.
Но может быть и весьма изощрённое основание, отчего человек привыкает к страданию. Умение терпеть боль окружено в обществе героическим ореолом. Сказать про человека, что он терпеливый — это едва ли не изысканный комплимент. А уж что говорить про поздравления с днями рождения и праздниками, когда открытым текстом говорят: «Желаю тебе терпения, терпения и терпения!» Это очень опасно. У взрослого хоть может сработать критическое мышление, да и то не всегда. Что уж говорить о детях!
Увы, бытует ещё и такое мнение, что страдания якобы облагораживают, делают человека добрее, нравственнее. Да вот не всегда. Это может быть справедливо лишь по отношению к великим святым. А обычный человек озлобляется, перестаёт верить в добро. И это оборачивается разрушенной жизнью. Или подталкивает к деструктивным поступкам, за которые терзают угрызения совести, что доставляет новые мучения.
Псевдоучителя и привычка к обесцениванию
Есть ещё распространённые рекомендации, из-за которых сложно выйти из сценария страдания. Модной стала мысль, что якобы все люди — наши учителя. А ещё очень популярен афоризм, который повторяется к месту и не к месту: «Что нас не убивает, то делает сильнее». С этим можно поспорить. До поры до времени человек сопротивляется жестокости, но наступает момент, когда силы иссякают.
Привычка к обесцениванию себя — тоже мощная подпитка для программы страдания. Ребёнка не хвалят дома, он привыкает ни во что не ставить себя и свои достижения. Это тянется во взрослую жизнь. Он не ценит себя, и его не уважают другие, которые присваивают себе результаты его труда. И у него это порой не вызывает никакого внутреннего сопротивления. Либо он начинает бравировать — мол, всё это ерунда. Но это самообман.
Шаги вперёд
Внутренний протест — начало исцеления. Но важно, чтобы он был не детско-беспомощным, а реакцией зрелой личности. Человеку необходимо осознать, что он не для того родился, чтобы быть жертвой. И дальше нужно действовать. Нередко это становится импульсом к изучению психологических методик. Они, конечно, не учитывают реалии жизни конкретного человека. Однако чтение таких материалов — большой шаг вперёд.
Не обойтись и без усилий. Печально, но к некоторым людям, которые причиняют боль, несчастный ощущает тягу — совсем как страдающий алкоголизмом к алкоголю. Придется приложить усилия, чтобы не общаться с токсичными личностями. Как ни тянет к ним — необходимо это перебороть.
Важно суметь решиться на поступок — тот, который связан с преображением жизни и воплощением мечты. Это страшно. Но страх — он тоже может быть результатом привычки к страданию. Или же есть ощущение, что после решительного действия человек уже не будет прежним. И это хорошо — значит, надо преодолеть боязнь.
Как говорил Лао-Цзы: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Но необходимо сделать затем второй, третий и так далее. От тяги к страданиям приходится избавляться, как от любого вредного пристрастия. Однако прежде всего важно признать, что такая привычка есть, не отрицать её существования. И осознать, насколько она губительна. Тогда это может помочь в исцелении.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...