Виктория Кузнецова Дебютант

Как выжать максимум из высшего образования?

Когда вчерашний школьник осознанно выбирает специальность, поступает в университет и приходит учиться, он первое время восторженно смотрит вокруг. Ждет, что его научат многому, что он сможет, наконец, учиться именно тому, что ему интересно и нужно. Но после первого (максимум, второго) семестра восторженность сменяется последовательно недоумением, обидой и разочарованием, и следующие пять-шесть лет проходят у большинства студентов по стандартной схеме: в течение семестра ничегонеделание, перед сессией — сдача долгов, спешно заучиваемый материал к экзамену, и забывание этого материала сразу после получения оценки.

Грустно, но вполне объяснимо: если семестровый курс можно освоить за два дня — и сдать экзамен на «хорошо» или «отлично», то зачем напрягаться в течение семестра? Тем более, что зачастую студенту кажется неинтересным или ненужным материал на лекциях, а сами эти лекции редко кто из преподавателей действительно умеет читать.

В результате к моменту выпуска средний студент имеет отрывочные знания, чудом задержавшиеся в голове либо потому, что о них часто напоминали, либо потому, что их приходилось использовать за пределами университета (многие идут работать с третьего-четвертого курса). И редко, кто успевает вовремя понять, что университет — это не школа, и методы обучения там другие.

Итак, что же дает любой университет любому студенту в плане учебы? Во-первых, доступ к хорошей библиотеке специальной литературы. Во-вторых, обзор основных направлений выбранной области. И, в-третьих, возможность консультироваться со специалистами! Именно последнее очень ценно, но почти никогда не используется.

И чего университет не дает: он не делает специалистов. Если даже освоить полностью все учебные курсы — это будет лишь подготовка, обзор того, что нужно знать. Поэтому важная часть высшего образования — самостоятельная работа. За пять лет можно попробовать множество направлений, идей, проектов! Можно понять, что тебе интересно, а что — нет, и все это время в твоем распоряжении множество людей, которые могут и хотят тебе помочь. Это как раз тот редкий случай, когда можно рисковать, заниматься действительно интересными вещами, и при этом не бояться ошибок — учебные проекты на то и учебные, что на них учатся.

Обобщая и дополняя сказанное, постараюсь дать несколько советов, которым сама была бы очень рада на своем первом курсе. Чтобы получить максимум от высшего образования:

1. Выбирайте тот факультет и ту специальность, которые вам интересны. Престиж и востребованность профессий постоянно меняются, а радость от выполнения любимой работы останется на всю жизнь. К тому же, от самого процесса обучения тоже надо получать удовольствие!

2. Не ждите, что вас «всему научат» всего лишь чтением лекций. В лекциях дается только «содержание» предмета — необходимый обзорный материал, по которому можно ориентироваться. Чтобы действительно в чем-то разобраться, возьмите себе интересную задачу, выходящую за пределы лекционного курса, и попробуйте ее решить. Если что-то не получается — обращайтесь к преподавателю: как правило, они с удовольствием помогают советом интересующимся студентам.

3. Не бойтесь ошибаться. Нет ничего страшного в том, что у вас что-то не получается. Именно для этого вы здесь — чтобы учиться, в том числе и на своих ошибках! Спрашивайте, читайте, изучайте уже готовые решения, пробуйте другие задачи, если какая-то одна упорно не дается. Если вам указали на ошибку — попросите объяснить, почему и в чем эта ошибка, и как надо было сделать.

4. Предлагайте свое. Если выданные задания кажутся вам неинтересными — попробуйте предложить свои. Обычно преподаватели только поощряют подобную инициативу. Можно вести какую-то глобальную тему на протяжении 3х-4х курсов, на разных предметах рассматривая разные ее аспекты и задачи. Даже если и не совсем правильно, но куда приятнее и эффективнее выполнять то задание, смысл и актуальность которого вы понимаете.

5. Участвуйте в жизни кафедры. Ходите на недели науки и олимпиады, посещайте кружки и экскурсии, участвуйте в обсуждениях. Как минимум, вы будете знать людей, помощь которых может пригодиться вам в будущем. Как максимум, вы будете лучше ориентироваться в своей специальности — и сможете выбирать темы курсовых, студенческих проектов и диплома более осознанно.

6. Используйте доступные ресурсы по максимуму. Это и библиотека, и консультации специалистов, и связи кафедры и университета. Никогда больше после выпуска вы не будете находиться в таких выгодных условиях, никогда больше такое количество людей не будет стараться помочь вам стать лучше, грамотнее. Кроме помощи в учебе (это естественно), университет может помочь с трудоустройством, с отдыхом и даже материально (этим занимается студенческий профсоюз). Общежитие, стипендии, бесплатный доступ к библиотеке и компьютерным классам, консультации, летний и зимний отдых со скидками или и вовсе бесплатно, медицинская помощь… — это минимум того, на что можно рассчитывать.

Студенчество — особое время, короткие пять лет, которые никогда не повторяются. Проведите их так, чтобы никогда не жалеть об упущенных возможностях!

Обновлено 11.02.2008
Статья размещена на сайте 20.11.2007

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все верно, но нудно.. 4 поставил.

    Оценка статьи: 4

    • Попсово и нудно - это две полученные мной отрицательные оценки за это сорокаминутное сочинение из серии "накипело"... в принципе, согласна, и попсово, и где-то даже нудно. Но ведь читабельно же?)

  • Один важный совет для лекции: никогда не пишите то, что не понимаете!

    • ...и никогда не используйте в своей речи понятий, смысла которых не можете внятно объяснить.
      Да, верно, хотя и немного не по теме. Это скорее к тому, как верно писать конспекты, этому по-хорошему в школе должны учить.)

  • 1. Время студенчества считается веселым. Мои родители и мотоспортом занимались (отец), и танцами (мама) и много еще чем. Ну я в свое время от них тоже не отставал . Это одна сторона медали - попробовать себя везде, не только в учебе.
    Резюме - это время не только для учебы, но для общего познания жизни.

    2. О занятиях - при нормальных преподавателях и нормальной работе на лекциях действительно можно готовиться к экзаменам за несколько суток. В качестве эксперимента на 4 курсе я вообще к одному экзамену не готовился (весна, не до того было), за час освежил память по конспекту и сдался на отлично.
    Резюме - при нормальной работе на лекциях экзамен - действительно пустая формальность.

    3. Работа на кафедре, участие в конкурсах работ и т.д. Но когда пришел на работу в одно закрытое КБ, с одной стороны мне было легче (спасибо преподам, читали актуальные курсы) и я мог запросто ставить "старичков" в тупик своими предложениями (в конце 70-х меня очень интересовала теория размытых множеств приминительно к системам управления - "живучесть" систем), но, как мне говорили "забудь индукцию и дедукцию и давай продукцию" - даже передовые КБ в СССР очень сильно отставали от науки и от мировых разработок. Сейчас, думаю, в большинстве отраслей то же самое. И даже хуже - если нет финансовой отдачи в течение года - направление закрывают.
    Резюме - большой разрыв м/ду тем, чему учат и тем, за что будут платить деньги.

    4. Общее - нас с первого курса учили, что институт дает общие понятия, чтоб мы могли ориентироваться и знать, где можно с этим ознакомиться подробно. Отсюда - широта кругозора и безпомощность в практической деятельности (нужно доучиваться под конкретику).

    Вывод не нов: после 4 курса студенты должны проходить стажировку предположительно в тех фирмах, где они планируют остаться работать. Обычно фирмы, если площади позволяют, не против (по крайней мере наша) - за существенно низшую зарплату что-то движется (хоты бы тестируется) и есть возможность отбирать себе талантливых специалистов .

    • Резюме: Не вижу, как что-то из сказанного вами противоречит написанному в статье...

      1. период активного познания вообще, одно другому не мешает

      2. можно, но это будет как раз тот самый обязательный минимум, который почти ничего не дает, если задуматься.
      Большинство учится именно так, упуская кучу нужного и интересного. Сейчас я об этом жалею, вы, видимо, нет?

      3+4. разрыв большой между "обязательным минимумом" и тем, "за что деньги платят". При полноценном обучении разрыв не так уж велик, а доводка до конкретики есть всегда, и это правильно. И никто не отменял практику на предприятии с решением реальных производственных задач во время обучения (и под руководством или с консультациями старших специалистов).

      • Виктория, ну не обязательно же противоречить автору (как в соседних ветках)! Просто такая тема, что все вспоминают свои студенческие годы, которых уже не вернешь , и стараются что-то дополнить из своей жизни. Тема сейчас очень актуальна - на переходе от традиционного обучения в СССР к западным образцам.

        По практике - если будущего программиста-математика посылают на тракторный завод, где ставят на конвейер... Другая - что-то связано с упаковкой для техники. Реально за все годы обучения была только одна стоящая практика.

        • В таком случае, извините, вы просто все так структурировано написали, что я невольно увидела то, чего там не было.)
          По практике - у нас в университете студент сам ищет себе место практики, и только если он не в состоянии ничего найти - кафедра помогает. Но крайностей вроде конвейера не было никогда, даже с подачи кафедры... я тоже почти "программист-математик", где-то рядом.)

  • Тоже думаю заголовок надо как-то поменять. Здесь что-то связано с самим процессом образования.

  • Мне кажется, что заголовок не соответствует содержанию статьи. Автор дает советы как получать высшее образование.

  • Статья полезная, но можно еще добавить, что первокурсников сначала надо НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, провести ликбез по всем направлениям. Приходит выпускник рядовой средней школы с тремя параллелями классов и 4 этажами в огромное здание (комплекс зданий) с десятком факультетов, сотнями кафедр, лабораторий... Да им даже географически найти требуемую аудиторию - и то проблема. А уж чем отличается коллоквиум от семинара мы пытались выяснить на 30-летии выпуска - и не пришли к консенсусу Или что такое эпюра? Все равно, что после какого-нибудь Заснеженска с первого дня ориентироваться и жить полноценной жизнью в Москве, без проводника! Чаще всего - это шок. А кажущаяся бесконтрольность (никто же родителей не вызовет завтра) влечет пробелы... В общем - адаптация абитуриента в студента - отдельная обширная тема. Хорошо бы и её раскрыть

    • Вы правильно говорите: это отдельная обширная тема! Впрочем, тоже интересная, может быть, и об этом попозже попытаюсь написать... здесь-то именно к студентам обращение: что может сделать любой студент в уже сложившейся системе образования. Адаптация же первокурсников - это скорее к преподавателям.
      А так жалко, конечно, что у нас в школах редко учат учиться... подавляющее большинство первокурсников не умеют ни с источниками работать, ни даже конспекты писать.

  • Что точно, то точно: что имеем, не храним! Пока есть возможность "хапать знания", хочется погулять, да побыстрее на сессии отстреляться! А потом уже... Хотя бывает и так, что приходишь на работу, а там: "забудь всё, чему учили в институте" и учат жизни как она есть на самом деле!
    Очень полезная статья - 5!

    • спасибо!
      На работе, мне кажется, учат решению конкретных задач в конкретной области должностных обязанностей... и ни шагу за ее пределы. Вуз конечно не может дать таких знаний, да и не должен - это было бы странно... Выпускник, имхо, должен иметь хороший кругозор, базовые знания по основным направлениям своей специальности, умение работать с информацией и углубленные знания по двум-трем направлениям, которые ему особо интересны (та же дипломная работа). А остальному учиться по ходу дела... тогда и забывать ничего не понадобится... ;)

  • Виктория, статья хорошая, очень позитивная. Думаю, я ее распечатаю и отдам студентам.
    Я согласна с вами в том, что вуз не делает специалиста, а направляет.

    Вообще, я заметила, что слишком много стало у нас разочарованных студентов, которые делать вообще ничего не хотят. С одной стороны, виновата сама система высшего образования, слишком уж она оторванная от практической жизни. Хороших специалистов все меньше и меньше: наука просто не успевает за действительностью. Многие курсы просто не проработаны, читаются как в первый раз или в первый раз. С другой стороны, студенты перестали интересоваться предметами, да и вообще перестали интересоваться чем-либо. Не то, чтобы бояться выйти за предел курса, бояться выйти за предел лекций, читаемых преподавателем.

    • спасибо! буду рада, если кому-то она поможет... нам бы кто на первом курсе пояснил, что такое университет - может, и больше бы специалистов было хороших. А что учеба не успевает за реальностью - это точно... у нас, в ИТ, это очень хорошо заметно, "прикладные" программы устаревают за два-три года, а фундаментальных слишком мало, к сожалению.
      Студентов надо заинтересовывать, главное - не запугивать... пусть не все, но многие учиться будут, если будет интересно, проверено в полевых условиях!

      • Да, самое неприятное, что прораммы, с которыми работают студенты нелицензионные. Нелицензионные программные продукты вообще запрещено использовать, а у институтов нет денег, чтобы преобрести надлежащего качества оборудование. Приходят тети и дяди из министерств, грозят пальчиками, закрывают целые программы обучения (особенно это заметно во время аттестации)!

        • Есть большое количество бесплотного и условно-бесплатного ПО, которое можно использовать для обучения... разве что профессиональные пакеты вроде CorelDraw заменить сложно, но у них наверняка есть учебные лицензии, вполне посильные... другое дело, что перейти на такое ПО сложно уже преподавателям. Но тут уж студенты мало что могут сделать.)

  • Эх, а я бы еще 5 лет поучилась!

    Хотя вот - работаю не по специальности.

  • Вся беда в том, что ни до поступления, ни во время, ни при обучении на 1-3 курсах человек не представляет даже на 50 процентов, что его может ждать после обучения. Потому хорошо бы добавить одну рекомендацию, курса со 2-го ищите возможность специализации и профессионализации. Ищите работу, чтобы был заработок и была возможность будущую специальность изучить на практике с нуля.

    • Это уже немного другая проблема... она скорее в конфликте с тем, о чем я писала: многие разочаровываются в обучении, находят работу, фактически бросают учебу, приходя лишь на сессии... в итоге, 5 лет оказываются фактически выкинутыми на ветер.
      Практика по специальности - это очень хорошо! Но поработать всегда можно успеть после, а учиться "после" возможностей таких не будет. Поэтому если необходимости зарабатывать деньги нет, то по-моему, лучше опыт нарабатывать на учебных проектах под руководством хороших специалистов.
      Люди не представляют, что ждет их после обучения как раз потому, что они не выглядывают за пределы учебного курса. Если выглядывать, интересоваться и осваивать - не будет такой проблемы.