• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Надежда Рубцова Мастер

Легко ли нарисовать человечка?

Рецепт рисования человечка мы знаем с детства:
Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая,
палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек!

Такой человечек вызывает умиление, если его нарисовал маленький ребёнок. А если ребёнок подрос или вырос во взрослого дядю или тётю? Наверно, мастерство должно подрасти вместе с ним, а желание рисовать — остаться. Но так бывает не всегда. Многим взрослым людям рисовать хочется, но страшно. Кажется, что таланта нет, значит, учиться — бесполезно. Или талант был, но сплыл, и уже поздно начинать заново.

Никогда не поздно начать рисовать. Можно в конце концов просто чирикать на бумаге забавных человечков. Вдруг постепенно из этих чирикалок получится что-то интересное и индивидуальное? Конечно, чтобы рисовать хорошо и правильно, люди учатся долго: сначала рисуют простые геометрические формы, затем гипсовые скульптуры, изучают анатомию и только потом делают наброски с натурщиков и трудятся-трудятся-трудятся. Но тому, у кого нет задачи стать профессиональным рисовальщиком, достаточно ограничиться минимальным знанием пропорций человеческого тела. И ещё — хитрыми уловками, облегчающими рисование человечков.

Давайте попробуем нарисовать человечков вместе. Для этого понадобятся: листы бумаги, линейка, ластик и 2 карандаша с маркировкой М и 2 М.

Будем рисовать одновременно две фигуры — мужскую (слева) и женскую (справа). Для каждого рисунка проведём по вертикальной линии и разделим левую линию на 8 отрезков, а правую на 7 и через них проведём горизонтальные линии (рис. 1. Все рисунки открываются).

На левом рисунке между 1-й и 2-й линиями будет находится голова, которая займёт 1/8 высоты фигуры. 3-я линия пройдёт ровно по середине груди. 4-я линия — линия талии. 5-я проходит там, откуда… гм… ноги растут. 6-я — чуть ниже середины ляжки. 7-я пройдёт прямо под коленом. 8-я по середине голени, там, где заканчивается икроножная мышца. И 9-я линия та, на которую опирается стопа.

На правом рисунке между 1-й и 2-й линиями — тоже голова (у женщин голова занимает 1/7 от высоты). 3-я линия будет проходить под грудью. Между 3-й и 4-й линиями проведём дополнительную. Это будет линия талии. 4-я линия проходит по косточкам в верхней части таза. Между 4-й и 5-й линиями проведём ещё одну дополнительную, обозначающую опять-таки место, откуда растут ноги. 5-я линия идёт по середине ляжки. 6-я — ровно по середине коленки. 7-я — под икрой. И 8-я служит основанием стопы.

Итак, карандашом М рисуем головы, но лица пока не трогаем. Поскольку анатомию мы подробно изучать не станем, то и с торсами мучиться не будем, а нарисуем 2 классических «огуречика»! У левого огуречика расширена верхняя часть, а у правого — нижняя. Не беда, если они получились кривыми. К огуречикам пририсовываем «палки» — руки и ноги. Их можно нарисовать согнутыми. Локти у обеих фигур должны находиться на линии талии, а запястья рук — на линиях 5 и 4-а. Кисти рук изображаем как треугольники с пятью чёрточками-пальцами. На концах линий ног тоже рисуем удлинённые треугольники-утюжки. Это — стопы.

Теперь представим себе Железного Дровосека из «Волшебника Изумрудного города» или какого-нибудь небоевого робота. У них руки и ноги соединены шарнирами. И мы на наших фигурках в местах, где у роботов шарниры, рисуем кружочки (рис.2). А потом соединяем их округлыми линиями, немного сужающимися книзу. Ещё надо знать: ширина плеч у левой фигурки равна примерно двум отрезкам на вертикальной линии, т. е. мужской торс укладывается в квадрат. Женские плечи, естественно, уже. Мы нарисовали пока «остовы» человечков.

Берём карандаш 2 М и старательно начинаем обрисовывать силуэты (рис.3). Тут нам потребуется много усилий и аккуратности, а также включения зрительной памяти и всех творческих способностей, какие у нас есть. Обводим головы, пририсовываем шеи двумя прямыми линиями, делая шею у левой фигурки намного толще, чем у правой. Плавными линиями обводим по внешнему контуру всё, что у нас было начерчено. Кое-где с небольшим напуском, чтобы не было резких переходов. Готовые человечки будут у нас худенькими, но потом можно будет делать их потолще, поплотнее. Да, ещё на правой фигурке рисуем грудь — два полукруга над линией 3 (а можно 2 круга — кому как больше нравится).

Похоже на людей? Не Микельанджело, но что-то в этом есть… Чтобы скрыть все наши анатомические неточности и последствия дрожащих рук, фигурки надо одеть (рис. 4). Рисуем футболки, брюки, юбочку и обувь, а правую фигурку приподнимаем на каблуки. Теперь — прорисовываем лица и причёски. И по ходу дела не забываем стирать лишние и уже не нужные линии.

Чтобы закрепить навыки, можно сначала учиться рисовать в движении схематичные наброски фигурок (голова-огуречик-палки). Для этого надо много тренироваться, заодно внимательно приглядываясь к людям: как они двигаются, как у них сгибаются руки и ноги, как поворачивается голова. Человечков можно заставить идти, бежать, сидеть, лежать. Постепенно отпадёт необходимость каждый раз выверять пропорции. Говорят, «рука запоминает сама». Через какое-то время можно будет рисовать детальные, а не схематичные фигурки. У каждого они получатся разными, не всегда реалистичными, но зато — с собственным стилем изображения.

Так что, научиться рисовать человечков не так уж и легко, но вполне реально.
Если нет таланта, он прорежется!
Если есть желание, пора браться за работу!

Статья опубликована в выпуске 21.12.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: