Виталия Панюкова Профессионал

Как помочь малышу научиться красиво писать?

Мамы и папы часто удивляются, почему это их малыш пишет «как курица лапой», у самих-то родителей почерк очень даже ничего. Да и в продаже сейчас ручки любых форм и размеров, цветов и даже запахов, и прописи в школе красочные, в общем, есть все для удобства обучения письму. Только результата от этого никакого.

В дореволюционной России детишки шли в школу с 9−10 лет. Сейчас же никого не удивишь первоклашкой, которому «почти шесть». Конечно, мир меняется и темп жизни прошлых столетий уже совершенно неприемлем. Однако, следует заметить, что учебная программа год от года все сложнее, а детишки наши здоровее не становятся.

Все это объясняется тем, что уже с подготовительной группы детского сада будущих школьников стараются натаскать до требуемого школой уровня письма. Далее малыш, попадая в «продвинутый класс», вынужден сам тянуться за другими ребятами. Тут уж не до качества письма — справиться бы с количеством!

Запомните, если вы хотите выработать ровный почерк у вашего ребенка, то начинайте заботиться об этом заранее. Учитывая сложность современных школьных программ, принимайтесь готовить руку малыша к письму уже лет с пяти.

Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность, а такому крохе орудовать пером так же сложно, как лесорубу бензопилой «Дружба».

Так же необходимо убедиться в готовности малыша взять в руки ручку: острота зрения и крепость ведущей руки к началу обучения письму уже должны соответствовать требованиям, а не корректироваться в процессе. Известный факт — научить непросто, а переучить практически невозможно.

С диагностикой зрения — все понятно, а вот на тренировке руки необходимо остановиться поподробнее. Для укрепления пальчиков и кисти рук, т. е. для развития мелкой маторики, можно использовать следующие упражнения.

Научите малыша пользоваться ножницами. Для начала пусть вырезает крупные и довольно простые детали, например, геометрические фигуры. Постепенно усложняйте задачу: детали сложнее и меньше по размеру. Из вырезанных фигур составьте аппликацию. Помните о технике безопасности!
Рисование. В пятилетнем возрасте дети довольно-таки неплохо рисуют, штриховка — отличный способ укрепить кисть руки. Не жалейте денег на книжки-раскраски, пусть раскрашивает в свое удовольствие, совмещая приятное с полезным.
Рисование под диктовку. Для этого понадобится лист в клеточку и карандаш. Поставьте на листе исходную точку, дальше рисует ребенок, а вы диктуете: 1 клетку влево, 1 клетку наискосок влево и вверх, 2 клетки вниз, 1 влево, 1 наискосок влево и вверх, 3 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх. Должна получиться собачка. Для начала, возможно, это сложное упражнение, придумайте фигурку попроще. Это упражнение не только развивает мелкую моторику, но и учит малыша ориентироваться на листе бумаги.
Нанизывание бусинок на леску, составление рисунков из мелких разноцветных пуговиц или мозаики и даже помощь в перебирании гречки — все это требует от ребенка усидчивости, внимания и напряжения пальчиков рук.
Лепка. Работа с пластилином не только укрепляет кисти рук малыша, это и своеобразный массаж для пальчиков и ладошек.
Заключительным и самым важным этапом будет работа с ручкой и листом бумаги — нелюбимые малышней точки, прямые и косые линии, крючочки и штриховка. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся и учился расслабляться: после каждой черточки надо делать вдох и выдох, ослаблять хватку ручки.
Только потом можно переходить к непосредственному написанию букв, сначала поэлементному (каждая «палочка» и «крючочек» пишутся с проговариванием для большего осмысления).

Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может прийти уже после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок, жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо обязательно размять.

Лучше всего поможет массаж.
Поглаживание, похлопывание тыльной стороны предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;
Захват мышцы массируемой зоны пощипывающим движением большим и указательным пальцами с постепенным смещением к запястью и увеличением силы нажима;
Рубящие движения ребром ладони поперек мышц предплечья в быстром ритмичном темпе.
И самое, пожалуй, главное условие обретения ребенком хорошего почерка — психологический комфорт в период обучения. Сравнивать достижения малыша нужно не с успехами других ребят, а с его собственными прежними трудами.

Чаще всего грязно в прописях и тетрадках бывает у детей эмоциональных, неусидчивых, импульсивных. А таким малышам трудно объяснить, чем нехороши кое-как написанные палочки. Ведь душевных и физических сил он потратил отнюдь не меньше, а может, и больше, чем его старательный сосед по парте. Поэтому критика его усилий будет воспринята очень болезненно, а сравнение его работы с работами других ребят, может вообще довести до отказа обучаться письму.

И если ваш малыш говорит «У меня ничего не получается!» — это, скорее всего, призыв о помощи, а не желание услышать «Так ты же не стараешься!» Все дело в том, что он, как раз-таки старается, но не чувствует результативности занятий. Поэтому письменные работы первое время необходимо выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки. Принцип «Лучше меньше да лучше» особенно уместен в чистописании.

Поверьте, результативность от такой методики намного выше, чем неаккуратное многократное повторение «для галочки».

Обновлено 29.01.2008
Статья размещена на сайте 28.01.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Фаттахова Читатель 14 апреля 2010 в 03:14 отредактирован 24 мая 2018 в 07:15
    статья по сути

    хорошая статья, мне понравилась, как раз-таки подход без нервов))) лучше заранее и постепенно подготовить ребенка к письму, основные моменты этого процесса в статье отмечены, к тому же уже все родители слышали о мелкой моторике и о том как она связана с развитием деток.
    Обратить внимание ребенка на ровные палочки, которые у него так удачно вышли (и не переживать по-поводу кривых) ещё до школы не сложно, а вот видеть во втором классе что ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы его почерк был хотя бы понятным (особенно когда переходят на широкую линейку и пишут уже больше) без нервов уже сложно. Приведу пример: мелко и неровно написанные буквы "ч" и "и" могут быть очень похожи, нечетко прописанное соединение букву "о" делает похожую на букву "а", недописанная "р" становится почти "п"...
    Автор статьи с самого начала обозначила ситуацию: если ребенок пишет "как курица лапой" и не говорит о важности высокохудожественного почерка, а говорит о возможностях действительно помочь ребенку научится "ровно" писать, при этом не сделать распространенных ошибок.

  • Почерк прекрасно отражает психоэмоцинальное состояние не только ребенка, но и взрослого. Если бы все дело было в усидчивости и настойчивости! Причина намного серьезнее и глубже. Нет у детей стимула и желания писать красиво. Вообще писать нет потребности! Они чуть ли не с пеленок на "клаве" стучат, по телефону общаются - письмо потеряло важность.
    Этот факт игнорировать нельзя.
    Калиграфия как и грамотная речь исчезают. Что получится? Время покажет.

    Вопрос автору: у Вас свои дети школьного возраста есть? Какой почерк у тех детей, которых выдрессировали совместно с родителями, в средних и старших классах?

    Сохранили красивый почерк?
    Уверена - нет. Так стоило ли это нервов?

    • Как почерк отражает психоэмоциональное состояние врачей?

      Есть вопросы, которые Автор не осветил в своей статье. Хотелось бы получить эксклюзивное интерьвью Автора, как специалиста, по вопросу почерка врачей на рецептах и справках, а также в различных медицинских карточках. А каково Ваше мнение? Как почерк отражает психоэмоциональное состояние врачей, ведь их почерк в принцепе идинтичен - одинаково неразборчив? И что это были за чудо - дети в детстве? Кроме этого, считаете ли вы достачно каллиграфическим почерк А.С. Пушкина?

    • Меняются обычаи делового оборота...

      Время покажет, это верно. Действительно, с течением времени меняются обычаи делового оборота. Представьте себя, Людмила Есипова, заключающую сегодня договор купли-продажи какого-либо товара (н-р квартира, машина), в рукописном виде (а не в машинописном). Мне кажется, это зрелище для Вас будет взято из какого-то нереального мира... Да Вы и подписывать ничего не станете, даже если текст будет написан другой стороной по договору за Вас, аккуратно, каллиграфическим почерком, ручкой. Но лет 15 назад люди так и поступали... Поэтому было бы эффективнее изначально отдавать больше времени из школьной программы информатике, чем другим, более отвлечённым предметам, таким, как, скажем, региональный национальный язык (на котором, кстати, никогда не будет заключен ни один договор).

    • У моей старшей дочери, которая учится в седьмом классе, хороший, и даже красивый почерк. Я ее не мучила и, тем более, не дрессировала. Все как-то получилось само сабой. Еще в первом классе, как только замечала какую-то проблему с каллиграфией, сразу реагировала. А про своих воспитанников скажу так: их тоже не мучила и не издевалась, если грамотно подойти к делу можно достичь хороших результатов.

      • само сабой!!!

        Помню, была у нас в классе девица, которая сходу продемонстрировала способности именно в каллиграфии. С первого класса - великолепный почерк!
        Девушку хвалили, она еще больше старалась. Постепенно выяснилось, что кроме красивого почерка - ничего у нее нет. Нет, есть - приятная внешность и умение подлизываться, для девиц это, конечно, не грех.
        Начальную школу прошла в отличниках. Классу к пятому стала съезжать на тройки.
        Классе в седьмом сникла совсем - почерк оставался очень красивым, но, оказалось, в школе требуется совсем другое. Мозги нужны были, умение думать, умение приобретать знания. Круглой троечницей доползла до выпуска.
        Привычка быть хвалимой оставалась, и душа не хотела принимать новой ситуации - что хвалить за почерк ее перестали, что требуют чего-то кроме почерка. Мы, одноклассники, жалели ее - такая слегка брезгливая жалость к неумехе. Она, бедняга, лишь заискивала...
        Все это по поводу, конечно.

        • Я согласен с Любой

          Абсолютно верное замечание, Люба!! Как же эта история повторяется и дублируется! Один в один! И у нас в классе тоже такое было.... и с "девицами", и с парнями единовременно.... Упор в красивый почерк... При этом потеря других учебных ориентиров для школьника, самых важных... А что происходило потом? Сначала плавный провал в учебе.... А после школы постепенный провал в личной жизни..... А как Вы думаете - может быть, педагогически более верно и полезнее переругать, чем перехвалить?... Тем более, что мы живем в век компьютерных технологий, и наши космические корабли бороздят бескрайние просторы вселенной! К чему безукоризненный, красивый почерк? При таком количестве и доступности оргтехники? А когда в последний раз Вы, я, или, наконец, сам автор статьи (https://shkolazhizni.ru/authors/vitapan2008/), в последний раз писал какую-либо работу ручкой???? О-о-о, ... Даже трудно сразу вспомнить! А через год - два и клавиатурой не будем пользоваться, когда программные и аппаратные средства по распознанию речи будут более доступны и распоространены. Понятно, что в учебе всё зависит от личности, индивидума школьника, и преподавателя... Слава Богу, наш руководитель начальных классов в отношении меня упор на каллиграфический, "писарский" почерк не сделал.... А безполезно.... почерк - никакой...))))))))))) И сегодня признаю - почерк ничего не решает!

  • полезные рекомендации для родителей и, наверное, даже учителей. По-моему, многие учителя имеют тоже не самый красивый почерк (далекий от идеала). Моей подруге по методике обучения РЯ в университете снижали отметки на бал за то, что почерк у нее был ужасный...

  • Школа сейчас вовсе не ставит такую цель - воспитать у ребенка хороший почерк. В этом вся и беда. Более того, школа сейчас и не дает такой писательской нагрузки, которая обеспечила бы формирование устойчивого почерка. А если это как задача не ставится, никак не оценивается, не поощряется - все родительские усилия ни к чему.

    • Могу с вами поспорить, т.к. в недалеком прошлом работала в начальной школе. Одна из основных целей: развитие у детей каллиграфического почерка. Для этого есть много приемов, упражнений, за красивое письмо обязательное поощрение! Для чего же тогда урок письма? И даже при работе с родителями, у детей которых не все получалось, давала много дополнительного материала для занятий дома. Однако, хочу заметить, те дети, родители которых настойчиво игнорировали мои рекомендации, больших успехов в каллиграфии так и не достигли. В достижении каких-либо целей в учебном процессе должны участвовать две стороны, и никак иначе!

      • по-поводу "и никак иначе" категорически не согласен

        Ну как же так? Какие именно две стороны Вы имеете в виду? Вы говорите о том, что в учебном процессе должны участвовать 2 стороны. Но я так понимаю, Вы имеете в виду всё же 3 стороны - учитель, родители, ученик. Это первое. Второе. Второстепенным считаю домашнее воздействие родителей по принуждению ученика заниматься выработкой каллиграфического почерка, даже с использованием поощрения. А самым важным в процессе учёбы считаю другую цель - пробиться к сознанию ученика, чтобы он осознавал, для чего ему нужно изучать тот или иной предмет, писать красиво и грамотно, и, исходя из этого, ученик будет сам стремиться к достижению той или иной "стратегической цели" без подталкивания родителей. Но при этом от родителей требуется только контроль и работа по разъяснению и убеждению. Учитель при этом занимается обучением, преподносит новую партию учебного материала.