Галина Москаленко Мастер

Как сделать описания живыми? Формула «Пять «П»

Описание — вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории.

Стивен Кинг

Вам наверняка встречались рассказы или статьи, описания в которых чудесным образом превращались в ваши собственные воспоминания. Некоторые мастера слова догадывались, в чем тут секрет, но очень долго, едва ли не до последней трети ХХ века, считали слагаемые этого секрета индивидуальными особенностями стиля того или иного писателя. Научить этому казалось делом немыслимым: даже для тех немногих, кому секрет был понятен, механизм его воплощения оставался тайной. Вот что писал, например, в свое время Константин Паустовский, восхищенный очерками Семена Гехта:

«Очерки были лаконичные, сочные и живописные, как черноморские гамливые базары. Написаны они были просто, но, как говорил Женя Иванов, „с непонятным секретом“. Секрет этот заключался в том, что очерки эти резко действовали на все пять человеческих чувств.
Они пахли морем, акацией и нагретым камнем-ракушечником.
Вы осязали на своем лице веяние разнообразных морских ветров, а на руках — смолистые канаты. В них между волокон пеньки поблескивали маленькие кристаллы соли.
Вы чувствовали вкус зеленоватой едкой брынзы и маленьких дынь канталуп.
Вы видели все со стереоскопической выпуклостью, даже далекие, совершенно прозрачные облака над Клинбурнской косой.
И вы слышали острый и певучий береговой говор ничему не удивляющихся, но смертельно любопытных южан, — особенно певучий во время ссор и перебранок.
Чем это достигалось, я не знаю. Очерки почти забыты, но такое впечатление о них осталось у меня до сих пор в полной силе» (К. Паустовский. «Четвертая полоса»).

Понадобились ли труды по НЛП и теории моделирования гениальности или количество подмеченных однотипных черт великих произведений сгустилось в идею, почти одновременно озарившую умы десятков писателей, журналистов и преподавателей писательского мастерства, — так или иначе, сегодня известно: чтобы оживить описания, необходимо (но недостаточно) использовать визуальный ряд (форма, линии, размер, цвет), обоняние, слух, осязание и вкус. Иначе говоря, формулу «Пять «П». Что это такое?

Владислав Шинкаренко: «За каждым из „П“ стоит один из наших органов чувств. …Предлагая читателю какую-то вещь, надо дать ее посмотреть, послушать, понюхать, потрогать и попробовать».

Порядок описания. В статичном описании, когда цель автора — сосредоточить внимание читателя на одном предмете, месте или явлении, лучше перечислять признаки в «естественном порядке»: видим — слышим — улавливаем запах — дотрагиваемся — пробуем на вкус.

Нюансы. В жизни — в процессе, в движении, при постоянной смене состояний — мы можем сначала услышать и только затем увидеть, а можем сперва больно удариться о косяк в темноте, громко выругаться и только после этого нашарить холодный выключатель на стене…

Бывает, чего-то недостает: предмет не проявляет или мы не знаем всех пяти его свойств. Что делать? Можно компенсировать это отсутствие за счет других, смежных предметов (Шинкаренко, например, озвучивает яблоко тихим шелестом его листьев). Можно оставить недостающий признак в покое: в конце концов, нет нужды описывать вкус яда (в поэзии и детективах, впрочем, сплошь и рядом встречаются и «сладкие» яды, и «горькие», и «со вкусом тмина»). Точно так же ни к чему описывать то, что читателю и без вас хорошо известно.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное — хоронит его под лавиной подробностей и образов. Фокус в том, чтобы найти золотую середину.

Стивен Кинг

Не переборщите. Часто, как только начинающий автор узнает о формуле «Пять «П», он начинает загромождать тексты детальными описаниями любого упоминаемого им предмета по всем параметрам. Не увлекайтесь, не перегружайте текст. Не везде это уместно. Подробные описания хороши в прозаических произведениях, очерках, путевых заметках и статьях о путешествиях. Да и в них, по правде говоря, часто главным становится динамично развивающееся действие, и лишние детали только тормозят ход рассказа и усыпляют читателя.

Резюме. Написав очерк или статью о поездке или путешествии, проверьте, удалось ли вам использовать всю палитру ощущений — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Проконтролируйте, не задерживают ли подробные описания ход основного действия.

Задание. Прочитайте отрывок из книги Тура Хейердала «Экспедиция «Кон-Тики». Обратите внимание на то, как автор передает нам цветную, залитую солнцем картинку, оживляя ее запахами и тактильными (осязательными) ощущениями.

«Никогда мне не забыть, как мы шли через риф к райскому островку. Дойдя до солнечного пляжа, я сбросил ботинки, и пальцы ног погрузились в сухой горячий песок. Вид следов, нарушивших нетронутую песчаную полоску перед пальмами, доставлял мне наслаждение. Я продолжал идти к центру островка, и зеленые кроны сомкнулись над моей головой. На пальмах висели несозревшие кокосовые орехи, пышный кустарник был осыпан белоснежными цветами, которые источали сладкое, пьянящее благоухание. Возле самых моих плеч безбоязненно парили две морские ласточки — белые и легкие, словно два облачка. Маленькие ящерички разбегались во все стороны, но главными обитателями острова были здоровенные алые раки-отшельники, которые бродили повсюду, спрятав нежное брюшко в краденые раковины величиной с яйцо.
В приливе чувств я опустился на колени и погрузил руки в горячий песок».

Пусть описания оживут!

Удачи!

Советую прочитать:
Стивен Кинг. Как писать книги
Николай Любимов. Несгораемые слова
Джеймс Н. Фрэй. Как написать гениальный роман
Владислав Шинкаренко. Как писать в газету

Обновлено 13.05.2008
Статья размещена на сайте 12.05.2008

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • На такие живые описания недавно наткнулась, перечитывая Флобера "Госпожу Бовари" - они просто потрясали своей правдивостью, попаданием в точку, красотой изложения. Прочитала наслаждаясь языком, что в современной прозе не часто встречается.

  • Мне очень понравилось. Лучше всего учиться писать на образцах великолепной прозы. Много-много раз перечитываешь Паустовского и будто начинаешь чувсоввать как он, видеть так же, и в своем письме видишь отголоски этих ощущений.

    Оценка статьи: 5

    • Владислав Шинкаренко. Как писать в газету. Книгу, к сожалению, не нашла. Или её нет в электронном виде? Хотелось бы почитать.

      • Ольга Дворецкая, Четвертое издание (2000 года)моего учебного пособия "Как писать в газету" до 2009 года было на сайте Водородного клуба МИРЭА (Мир-Инфо-Разум-Энергия-Атом), пока я заведовал кафедрой информатизации журналистики в техническом университете МИРЭА на факультете кибернетики. Могу поискать в своём архиве и передать электронную версию в журнал "Школа жизни.ру", если это возможно. Я только сегодня зарегистрировался на этом сайте и ещё не знаю толком всех его правил.
        С уважением В.Шинкаренко

  • Отличной статье отличную оценку!

    Оценка статьи: 5

  • Интересный творческий подход. Верно все подмечено!
    Пять! А Паустовского обожаю за образность. Всегда им зачитывалась, и не могла начитаться! Спасибо! Чувствуется, Вы много над собой работаете.

    Оценка статьи: 5

  • Прочитать, понять, переосмыслить, представить и претворить в жизнь!
    Наверное таким путем Паустовский продолжил творчество учителя, доходчиво описав прелести Крыма читателям семидесятой широты.
    Спасибо за анализ. Интересно, 5П укладываются в формат глянцевого журнала ...

  • Отлично!

    Оценка статьи: 5

  • Мне понравилось!!!!

    оказавшийся на горизонте автобус ... лизнуть (буде возникнет желание).

    Оценка статьи: 5

  • Интересно. 5.
    Никогда об этом не задумывался. Надо попробовать.

    Оценка статьи: 5

  • Отлично, Галина! Мы все мыслим образами. Но не всегда сначала человек слышит, а уж потом видит - Валюша вам как психолог это подтвердит. Я, например, чистый кинестетик. Мне все нужно потрогать, пощупать, иногда без звука. Пропустить через мир своих ощущений!

    Оббоожжаюю читать и перечитывать Бунина именно за красоту описаний... А лермонтовское "Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка" не забуду никогда....

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Жанна, конечно, но подозреваю, что Вы прочли статью по диагонали.

      Читаю Ваш комментарий и только диву даюсь:

      Мы все мыслим образами. - Не все. И статья не об этом.

      Но не всегда сначала человек слышит, а уж потом видит. - В моем тексте нет такой ахинеи. И снова - я писала не о репрезентативных системах (хотя могла бы написать и о них, поскольку имею соответствующее образование и многолетний опыт определения и использования ведущих модальностей при обучении школьников и абитуриентов).

      Говоря о "естественном порядке", я имела в виду, что человек (хоть визуал, хоть кинестетик, хоть аудиал и пр.) сначала видит, допустим, показавшийся на горизонте автобус (если человек не слепой, не стоит спиной к автобусу и не находится в этот момент дома, в постели), лишь затем, по мере приближения автобуса, слышит звук его мотора (если человек не глухой), потом вдыхает выхлопные газы (если насморк не отбил обоняние), после чего получает физическую возможность коснуться автобуса рукой (если есть руки) и, наконец, может его лизнуть (буде возникнет желание).

      И т.д.

      Прониклась к Вам уважением за Бунина и Лермонтова. Много примеров было заготовлено к статье из Бунина, но, увы, по разным причинам отсеялись они по ходу работы.

      • Спасибо, Жанна, конечно, но подозреваю, что Вы прочли статью по диагонали.

        Читаю Ваш комментарий и только диву даюсь:


        Нет, Галина, не по диагонали, просто каждый воспринимает текст совершенно по-разному. Многократно убеждалась в этом на примере своих статей. Ни сном, ни духом не несла той мысли, за которую цепляются некоторые оппоненты, а понимают кто как умеет. Как говорится, каждый понимает не то, что ты ХОТЕЛ сказать, а что он СУМЕЛ понять. Не всегда совпадает.

        Я не вижу птицу, но наслаждаюсь ее пением. Я не слышу и не вижу тот же горный воздух, но становлюсь пьяной от наслаждения, вдыхая его... И еще миллионы примеров.

        Не люблю четких правил и строгих классификаций. Из любого правила есть исключение. Всего не предусмотреть.

        Оценка статьи: 5

  • ААААААААААААААА!!!!!
    ВОООООт, оказывается, КАК надо делать!!!!!!!)))

    Оценка статьи: 5

  • Согласна

    Оценка статьи: 5