• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Москаленко Мастер

Как сделать описания живыми? Прием «Показать – не сказать»

Никогда не рассказывай того, что можешь показать.
Стивен Кинг

Что значит «показать — не сказать»?

«Показать — не сказать» означает, что не надо загромождать статью наполнителями вроде слов красивый, уютный, дорогой, отличный, интересный, то есть не следует прямо объявлять итоговую характеристику человека, географического объекта, явления или предмета. Лучше описать их так, чтобы читатель сам испытал пережитое вами и сделал собственные выводы.

Скажем, вы пишете о захолустном городке России. Вы сообщаете, что городок находится далеко. И вы говорите, что он тихий.

Более опытный автор вместо этого описал бы городок так, чтобы читатель сам воскликнул: «Ого! Да это самое отдаленное и тихое местечко в России!»

Легко сказать, да трудно сделать. Как «показать» отдаленность? Опишите, как вы добирались до гостиницы — допустим, четыре часа тряслись сквозь частые заросли в ЛиАЗе 1965 года выпуска, в компании трех цыплят и четырех бабушек в цветастых платках и вязаных кофтах.

А как «показать» тишину? Опишите ночь — что единственные звуки, которые вы слышали, — это шорох листьев в верхушках деревьев и глухие удары падающих плодов. (Вспомнился Чехов: «Тригорин выработал себе приемы… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова…».)

Что, собственно, мы изменили? И как вы можете сделать это сами?

Преобразуйте «говорящие предложения» в «описательные абзацы». Не сообщайте, что кафе, куда вы заглянули с подругой, было уютным. Опишите, что именно делало его таким, — может быть, белоснежные хрустящие салфетки, сверкающие чистотой бокалы? Или маленькие белые свечи в серебряных подсвечниках горели на каждом столике, приветливы и бесшумны были официанты? Не забывайте использовать формулу «Пять «П».

Замените слова-наполнители конкретными деталями. Конкретные детали — это факты, события, цифры, или, как сказали бы сотрудники милиции, установочные данные (имя (название), возраст, вес, размер, ширина, высота, длина, особые приметы). Замените наконец все эти дорогие (билеты, отдых, крем, костюм, психолог) на указание хотя бы приблизительной стоимости. Вспомните своих знакомых, закатывающих глаза при сообщении о покупке умопомрачительно дорогого геля… аж — нет, вы не поверите! — за 120 рублей!

Используйте противопоставление, сравнение, преувеличение, преуменьшение и т. д. Можно написать, что техника развивается быстро, а можно огорошить (или хотя бы разбудить) читателя сообщением, что, пока он выдувал пузырь из своей жвачки, его компьютер полностью устарел. Почувствуйте, какое разное впечатление производят предложения: «Мы переехали в маленькую комнату»; «Мы переехали в восьмиметровую комнатенку»; «Мы переехали в комнатушку размером с коробку из-под обуви». Поразмышляйте об уместности/неуместности этих предложений в разных видах текстовых сообщений.

Введите диалог: скажите что-нибудь своему спутнику или персоналу гостиницы, прохожему. Прием особенно хорош, если вы хотите показать, с какими людьми вам пришлось встретиться во время путешествия — умными или глупыми, образованными, честными или неграмотными и плутами.

И снова предостережение: не увлекайтесь. Иногда лучше не разворачивать предложение с наполнителем в описательный абзац, а выкинуть его вовсе — или наполнитель, или предложение. Достаточно задать себе только один вопрос: «Работает ли это слово (предложение, абзац) на раскрытие темы моей статьи?»

Потренируйтесь. Ниже приведен текст — посмотрите, что можно из него выкинуть; в каких предложениях есть наполнители и чем их можно заменить; какие «говорящие» предложения можно преобразовать в описательные абзацы.

Уик-энд в загородном доме отдыха
Решение о поездке приняли внезапно. К ночи добрались до гостиницы — красивого современного здания. Нам достался маленький скверный номер за баснословную сумму. Ночь провели беспокойно. Лишь под утро увидели, что из окна открывается великолепный вид. Наскоро перекусив оставшейся едой, помчались на обещанный нам волшебный пляж. Пляж оказался так себе. Зато погода стояла чудесная! Никто не пожалел о потраченных деньгах и времени. Что ни говори, а пригород намного лучше города!

*****
А за окном-то, братцы, лето! А у нас-то с вами теперь такой мешок с инструментами, чтобы его описать (лето, не мешок), — лошади оборачиваются! Ну, живописцы, окуните ваши кисти…

Удачи!

Статья опубликована в выпуске 6.06.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (29):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательно! Сама пишу книгу, а там как раз говорят, что со слогом проблемы)))) История есть, но одной историей не обойдешься. Спасибо большое, приму к сведению все советы)

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо,мне статья понравилась и советы пригодятся

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Галина, прочел статью с огромным удовольствием.
    Беда в том, что для взрослых людей нормальное состояние - закоснелость (окостенелость?) мозгов, неспособность к самокритике, к саморедактированию.
    Чтобы извлечь пользу из этого урока, надо читателю пройти два этапа: 1. научиться видеть конструкцию текста вообще; 2. научиться видеть конструкцию своего текста.
    Первое гораздо легче (в чужом глазу, как известно, видишь все). Второе несравнимо труднее. Каждое слово и каждая запятая, как тебе кажется, преисполнены многих и глубоких смыслов. Да вот беда - читателю это невдомек.

    И пользу статьи я вижу в другом. Не в том, что у читателей ваших - по мешку с инструментами для творчества. А в том, что вдумчивых читателей вы вооружаете инструментом для анализа текстов. То есть это - урок для читателей, а не для тех, кто пытается научиться писать.

    Да, о Достоевском слово хотел сказать. И при жизни, и десятилетия после этого любимого мною писателя упрекали в неумении писать. Мол, вот уж у кого много всего лишнего и ненужного (это, конечно, тема другой вашей статьи, которую я лишь видел, но еще "ниасилил" , но оставил на обедешний кофе). А между тем эти кажущиеся "лишнести" и "ненужности", эти куцые и вроде бы никчемные словечки, скороговорка создают главное - стиль Достоевского, эту полифоничность знаменитую. Такое "оргАнное" звучание мало у кого еще встретишь, тем Достоевский велик, что создал свой стиль, свою технику письма, свой роман, свой мир, где все именно ПОКАЗАНО. У него слова утрачивают свою цельность, становясь слогами, отдельными звуками - чтобы во фразе слиться и сделаться мелодией.

    Оценка статьи: 5

  • Ух ты, какая замечательная статья! 5+!!!
    Просто золотая!

    В закладки, в закладки! Чтобы перечитать ещё разиков на 5.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за полезную статью!+5.

    Оценка статьи: 5

    • Галина, прочла с большим любопытством. 5!

      Оценка статьи: 5

      • Поставлю эпиграф моего очень неуважаемого "писателя-фабрикатора" и подпишусь под ним. Покажи. Для этого сначала рассмотри сам. Укуси, понюхай, оближи, а потом, трижды помолившись, расскажи словом. Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня". Скажите, какое мне дело до его дрожи в ноге ( не в 2-х ногах?). А что вообще за на хрен башня? А, читаем: я мечтою ловил уходящие тени...Я свои пошла ловить...Почему я его башню осязаю, вижу, запах ее знаю? Старой библиотекой пахнет. Он мне ее предсказал, создал ее образ и цвет. Я ее увидела и пошла за ним. И мои ступени задрожали, потому как мне был вложен образ лестницы к башне и его напряжение. Как он это сделал? Снова, Галина, вивисектор мой, спасибо. Это от регулярной работы не придет, это - сверху. Можно объяснить процесс вивисекции после наития, но как научить наитию и этому процессу раскрывания бутона? Когда свои ступени задрожат?

        • Это от регулярной работы не придет, это - сверху.

          Если бы это было сверху, большинство писателей писали бы гениально или хотя бы понятно сразу. Но нет, они писали сначала вздор и чепуху, учились, работали до седьмого пота, сжигали написанное, переписывали по 200 раз одно предложение, чтобы получилось так, как надо.

          Я иногда не в состоянии понять даже то, что Вы, Лаура, пишете в комментариях. И Вам, по-моему, вообще неважно, поймут ли Вас адресаты Ваших сообщений. Что ж, это Ваше дело, Ваше право - читать не то, что написано в статье, и писать не так, чтобы Вас поняли.

          • А я, кажется, вполне понимаю, Лауру, и согласна с ней. Думается, что вот такая работа до седьмого пота делает писателя, точнее, его произведения, добротными. А гениальность - она дается. И не всем. Не большинству.

            • Гениев - единицы, да и очень зыбкая это почва, рассуждения на тему гениальности, и мнений об этом - сотни. Я не считаю Кинга, о котором мы с Лаурой говорим, гением. Да и она, кажется, тоже. Сами писатели не знают, что из написанного ими войдет в историю, а что пойдет в утиль. Просто работают, а не болтают о гениальности, ну, почти не болтают. При этом я, разумеется, не отрицаю, что хорошо бы иметь еще и дарование. Куда ж без него. Есть небольшой процент людей, которые никогда не научатся писать.

              А пока - ну да, вот именно: пытаемся писать добротные статьи. И Лаура не о том, что гениальность свыше, а о том, что незачем пыхтеть (цитата: Это от регулярной работы не придет, это - сверху), и о том, что я со своими приемами да упражнениями - вивисектор. Так я ее поняла.

              • Неправильно. Не поняли. Я имела в виду, что ваша статья есть вивисекция ( в хорошем смысле) процесса литературного творчества, анализ написания, разбор полетов и указания на правильные приемы письма. Но давайте найдем заурядного бесталанного графомана и дадим ему правильные приемы. Научим его ими пользоваться. И он напишет "Что делать" или "Как закалялась сталь". Или что-то кинговское. Даже очень регулярно работая. Есть писатели одного романа. И сразу блестящего. На ровном месте, без освоения писательских методик, без учебы и работы над словом. Вот это я называю - дар сверху. А за Донцову-Маринину, небось, настоящие профи сидят и по правилам хорошим пишут (не наймут же они доярок или сталеваров в свои "творческие подпольные лаборатории"?), ну, и что получается? Донцова-маринина и получается. Ремузе: если есть искра божья, приемы и упражнения падут на благодатную почву и дадут плоды. Если нет, имеем современную российскую литературу: как ни садитесь... Довлатова поперли с третьего что-ли курса филфака. Для писателя филфак ЛГУ - даже на ликбез на тянет, да еще в те годы. И вот после армии он выдает "Зону". Сразу, сходу. Венечка Ерофеев выдает "Петушки". Кто их учил? Улица и искра божья. А если бы учили? А посмотрите на Пастернака: в поэзии он слова облизывает, они у него как люди живые. И что же "Живаго"? Убожество. А ведь человек литературе отнюдь не чужой, гений. Эстет. Но даже элементарного чутья литературного и вкуса не хватило чтобы печь растопить этим опусом. Нам всегда твердили, что Толстой в максимализме своем по несколько раз переписывал свои труды. И что это хорошо и является примером авторского пуризма. А мне еще в школе опасение пришло, что, может, не надо было ему ничего переписывать. Может, первый вариант был именно тот, самый-самый. От сердца, а не от ума. Потому что когда у Толстого от ума ( как его сказочки для народа), то получается жалко и ужасно противно. Вообще сомневаюсь, что человека можно научить талантливо писать. Можно лишь взять талантливое произведение и расчленить его, проанализировать под микроскопом и рассмотреть какими приемами автор воспользовался для талантливой передачи образа и мысли. А потом просто скопировать этот прием,технику, методику. Если хотите, поупражняться на них. Это как гаммы и арпеджио в музыке. Как этюды Черни. Но это еще не музыка. Это еще просто звуки. А музыка - сверху.

                • Так и я считаю точно так же! Но разве мои статьи о том, как писать талантливо или о гениальности и графомании? (Кстати, готовлю парочку статей на тему гениальности, Вы меня предвосхитили.) Я Вас потому сначала и не поняла.

                  Всё гораздо скромнее. Представьте уроки рисования. Учимся рисовать с натуры: передавать форму, объем, цвет, тень... Рвется кто-то в живопись, а приемов, наработанных веками, не знает. Конечно, кто-то и без занятий нарисует как мастер - талант! А другому подсказать надо... Кстати, еще неизвестно, кто из этих двоих войдет в историю, если уж об этом рассуждать. Еще неизвестно, во что употребит свой талант один, и как воспользуется наработанной техникой другой.

                  Мне трудно рассуждать об этом вот так, просто, в стиле "потрепаться". Я занимаюсь текстами и писателями всю жизнь - я знаю, как работали и работают тысячи писателей чуть не всех времен и народов, и всюду - нюансы, полутени. Я верю, что многим людям есть что сказать, и это главное, - они просто не знают, как это сделать. Черни, Гедике, Майкопар обязательны для пианиста, а не для композитора (даже если это один и тот же человек). А пишущий - он как раз и композитор, и пианист. Вот пока и тренируем пальчики. А уж какими мы окажемся композиторами, какие идеи мы вынашиваем, и есть ли они у нас, эти идеи, или мы горазды только чужое играть, да еще не зная техники, - это разговор отдельный.

                  По поводу Донцовой-Марининой. Обе пишут сами. Если Вас интересуют подробности - это только через систему личных сообщений. А вообще мы мастера навешивать ярлыки. Разная есть литература, разные жанры, и задачи у них разные.

                  Как говорится, мои ненаписанные книги лучше всех, написанных другими.

                  • Вот насчет Донцовой и других - полностью поддерживаю. То есть, я и основную мысль поддерживаю, разумеется, но тут не удержусь, чтоб не вставить слово.

                    Почему признаваться, что читаешь Донцову, стыдно? Разные ситуации бывают, разные читательские ниши. В конце концов после полостной операции даже самую рафинированную интеллигентку на "Опыты" не потянет. И дело не в том, сама она пишет, бригада негров или это полная компиляция интернет-текстов и анекдотов. Пишет. Беззлобно и позитивно, о семьях больших с доброжелательным отношением друг к другу и жизни.

                    И умных взрослых людей (у которых есть личное мнение, а не только фрагмент общественного) ассоциативно подталкивает или к новым мыслям, служа разгрузкой замотанным мозгам и душе, или к поступкам... душевным. Всякое случалось, и за эти случаи я ДД и Со очень благодарна.

  • Статья очень понравилась. Полезная.

    Оценка статьи: 5

  • Сегодня выполняла это задание- как сделать описания живыми?
    Обзваниваю знакомых в Москве, чтобы снять для знакомой девушки комнату.
    Придумывала ночью- как про неё коротко рассказать.
    Придумала.
    " Хрупкая, тихая девушка-отличница,26 лет".
    Вот это живое описание?

    Оценка статьи: 5

    • Объявления, конечно, жанр... Думаю, для него - вполне подходящее получилось описание. Я бы на месте бабушки-пенсионерки такую девушку пустила бы.

      • ВО! Здорово!
        Нам как раз нужна комната у пенсионерки, а не развесёлая трёхкомнатная общага с дружным
        десятком соседей!
        Значит- описание получилось!
        Вот как полезно читать статьи на ШЖ!

        Оценка статьи: 5

        • Хрупкая - а вдруг больная? Вызывай ей потом скорую. Хрупкая - значит, ее не попросишь в магазин сходить, или в аптеку за лекарствами. 26 лет, а все девушка - все таки может больная? Если тихая - тогда понятно, почему в 26 лет в девушках еще. Отличница это единственное слово, на которое у бабушки-пенсионерки может быть хорошая реакция.

          Оценка статьи: 5

          • Спасибо, Лина, за ваше- ещё одно мнение.
            А как вы думаете- какое слово подобрать- тоненькая, но не худенькая,размер одежды 40-42,
            (для меня 50-52р- она именно хрупкая)
            Голос очень тихий, ровный.

            Хрупкая - значит, ее не попросишь в магазин сходить,

            Ну- для этого есть родственники, социальные службы,
            и наивно рассчитывать, что человек будет тебе платить 300- 400долл за комнату и бегать, как любимая внучка, за хлебушком в булошную- откуда же он тогда эти деньги возьмёт?
            В Москву приезжают работать,делать карьеру,( например она- в Газпроме).
            И ищут не христа ради- а платят сумашедшие деньги за жильё.

            Отличница это единственное слово, на которое у бабушки-пенсионерки может быть хорошая реакция.

            Таак, одно слово всё-таки прошло народное голосование!!!)))

            Как всё-таки нелегко сделать описания живыми и понятными однозначно всеми!

            Оценка статьи: 5

            • Надюш, давай так - мухи отдельно, котлеты отдельно.

              1. Ни к чему превращать объявление в многотомное сочинение.

              2. Объявление как жанр ну очень отличается от других жанров: тут и задачи другие, и инструменты, и восприятие читателя.

              3. Опытные работники изданий, посвященных знакомствам, съёму/сдаче квартир и т.п., давно подметили, что если человек пишет о себе, что он, допустим, сдержан и мягок, то в жизни окажется наверняка грубияном и хамом. Долгая история - объяснять, почему так происходит.

              Как всё-таки нелегко сделать описания живыми и понятными однозначно всеми!

              Ничего трудного, если ты назовешь цветок - ромашкой, дерево - тополем, четырехугольник - квадратом или ромбом и не будешь применять рекомендации по написанию путевых заметок при составлении объявлений в газету.

            • Хрупкая -в глазах соответственно настроенного мужчины будет хорошо воспринято.
              Я думаю, про внешность не надо вообще, это на собеседовании можно прояснить. Как и указание на девичество. "Сниму комнату у пенсионерки. Выпускница вуза, серьезная, спокойная, настроенная на деловую карьеру".

              Оценка статьи: 5

              • Выпускница вуза, серьезная, спокойная, настроенная на деловую карьеру".

                Лина, мне кажется, если мы в блоге Галины -
                и в теме как сделать описания живыми

                то как понимать "настроенная на карьеру"?
                Это я думаю- не живое описание,
                и "серьёзная"-это как?

                Картинкой?- У меня не получается...)))

                Лина, после вашей редакции моего описания- пошла ещё раз читать статью- кто-то из нас чего-то не так...

                Оценка статьи: 5