Дмитрий Шомин Мастер

Как освоить музыкальный инструмент? Техника игры

Вот мы и добрались собственно до игры на конкретном инструменте. У каждого, понятно, свои технические приемы. Но, при всем многообразии, существует всего несколько групп инструментов. Это духовые, струнные (щипковые и смычковые) и ударные. Последние могут оказаться и струнными, как, например, цимбалы.

YI CHEN, Shutterstock.com

Поэтому освоение совсем незнакомого инструмента надо начинать с понимания, что ж это за «зверь» такой. При этом надо иметь в виду, что для многих инструментов применимы техники других групп. Например, по контрабасу (струнный смычковый) можно барабанить. По струнам скрипки можно стучать обратной (деревянной) стороной смычка, а по ударной тарелке (или по пиле) водить смычком. Такие приемы сильно обогащают возможности игры на конкретном инструменте.

Однако начинать освоение надо, конечно, с основных приемов. Как пример возьмем упоминавшуюся раньше цитру. Инструмент как странный, так и интересный. На самом деле цитра — это не только конкретный инструмент, но и групповое название. К этой группе относятся и русские гусли, и украинская бандура, и собственно цитра.

На цитре имеются как свободные струны, так и струны, натянутые над грифом. При этом можно себе представить, какие инструменты родственны цитре. Это гитара и гусли или арфа. Можно поискать литературу по этим инструментам и воспользоваться приведенными там техниками.

Следует только определиться с положением самого инструмента. Обычная цитра лежит на столе или коленях. И нажимать струны над грифом придется немного не так, как на гитаре. А вот бандуру держат вертикально. Руководствоваться тут надо, скорее, личным удобством и собственными техническими возможностями. Некоторые гитары тоже держат в лежачем положении на коленях или на столе. Это так называемые слайд-гитары.

Если говорить о духовых инструментах, то среди них всего несколько групп, в которых инструменты очень похожи по способам игры. Наиболее просты среди них флейты. Хотя если во флейте нет свистка, то надо потренироваться в извлечении звуков.

А вот работа с язычковыми инструментами уже требует особых технических приемов и знаний. Как обходиться с тростью (конструкция с язычком), надо проконсультироваться в литературе или у знатоков. К язычковым относятся, например, кларнет и гобой. А также много народных инструментов. Например, легендарный армянский дудук.

Извлечение звуков из мундштучных инструментов (типа трубы) не требует особых технических навыков по подготовке инструмента. Зато требует навыков по складыванию губ и рта вообще. К таким инструментам относятся не только всем известные трубы и тромбоны, но и русские деревянные рога и рожки. Мундштук у них деревянный.

Начальное освоение

Начиная осваивать инструмент, конечно, не надо сразу бросаться в сложные пассажи и аккорды. Надо сначала изучить возможности и особенности инструмента в плане исполнения простой мелодии или несложной последовательности аккордов на аккомпанирующем инструменте.

Для этого надо понять, как расположены на инструменте «звуки». То есть устройства для получения разных звуков. Это могут быть кнопки на гармони, конкретные положения пальца (или группы пальцев на флейтах). Или это могут быть отдельные «детали», на которые надо воздействовать определенным способом. Например, дергать струны арфы или бить молоточками по струнам цимбал. Или бить по разным частям барабана.

Звуки могут располагаться в самых разных последовательностях, не обязательно, как на фортепиано. На большинстве народных инструментов вообще отсутствуют многие звуки. Чаще всего отсутствуют звуки, аналогичные черным клавишам фортепиано. А иногда может быть совсем другой строй (последование звуков в звукоряде). Это обычно восточные инструменты, арабские или персидские. На некоторых инструментах звуки располагаются по аккордам. А иногда, на первый взгляд, вообще в беспорядке.

Обертона

Особняком стоят так называемые обертоновые музыкальные инструменты. Что такое обертона, лучше посмотреть в учебнике физики. А для игры на инструменте достаточно знать основной принцип. Эти самые обертона рождают разные звуки на инструментах, где может не быть ни одного клапана или дырочки.

Обертона можно извлекать на очень многих инструментах. Но существуют такие, где возможны только они. Например, пионерский горн или русская обертоновая флейта калюка, или румынская флейта телинка. На большинстве струнных инструментов так же возможно получать звуки таким способом, например, на гитаре. Но во Вьетнаме существует однострунная лютня дан бау, звуки которой рождаются только обертонами.

Обертона на струнных

Получение обертонов на струнных инструментах довольно просто. Палец слегка прижимается к струне в месте мысленного деления ее на какое-либо целое число частей. Например, пополам, или отделяется одна треть или четверть. Палец только слегка придерживает струну, чтобы она не колебалась в этом месте, а не прижимает ее к грифу. Звук извлекается обычным для инструмента способом, щипком или смычком. На арфе и дан бау придерживание струны и извлечение звука выполняется одной рукой. А на инструментах типа гитары или скрипки это делается разными руками.

Описанные выше обертона можно назвать чистыми. Но существуют и другие виды обертонов, которые получаются прикосновением к струне не в точках четкого деления, а в любых местах. Струны на таких инструментах как бы висят в воздухе и не касаются грифа. Звукоизвлечение на таких инструментах называется флажолетным, так как звуки напоминают флейту (по-французски флажолет — флейта). К таким инструментам относятся в основном восточные смычковые инструменты.

Обертона на духовых

На духовых инструментах обертона получаются с помощью приема передувания. Это возможно на флейтах и мундштучных инструментах типа трубы. Передувание — это увеличение силы дутья. Разная сила воздушной струи рождает разные по высоте звуки. На мундштучных инструментах такой способ получения звуков является основным. Поэтому на них обычно всего три-четыре клапана.

Конкретное расположение звуков и возможности многоголосия определяют и применяемые технические приемы, и музыкальные возможности. На одном проще выводить мелодию, а на другом (например, на автоарфе) исполнять аккомпанемент. На обертоновых инструментах можно играть только мелодии, сформированные из обертонов. Эти звуки идут не последовательно, как на фортепиано, а с интервалами. В нижней части звучания интервалы большие, а в верхней — почти как на фортепиано. Такой звукоряд называется натуральным.

После освоения простых мелодий следует заняться обогащением их в плане импровизации. Можно начать с применения простых украшений. А можно дополнять мелодию аккомпанементом. Это может быть как аккордовый аккомпанемент на многоголосном инструменте, так и фигурационный аккомпанемент на флейте.

Главное, четко понимать технические возможности инструмента и не пытаться сделать что-то плохо реализуемое. Лучше четко и ясно, с душой и драйвом исполнять вещи, пригодные для конкретного инструмента, чем с трудом пытаться выполнить невыполнимое. Лучше перебирать аккорды на автоарфе и выводить певучую мелодию на скрипке, чем пытаться сделать все наоборот. Хотя это тоже возможно, но при хорошей технике игры и понимании инструмента.

Заключение

Вот мы и освоили наш новый музыкальный инструмент. Конечно, не стоит останавливаться на достигнутом. Если какой-то инструмент не идет в освоении и техника игры не улучшается, то стоит подумать о смене инструмента. Многие музыкальные инструменты требуют определенных качеств и навыков, которые лучше осваивать в детстве. Например, виртуозной игре на скрипке лучше начинать учиться в детстве. А вот на гармони те же певучие мелодии выходят гораздо проще. По сравнению со скрипкой гармонь не требует каких-либо усилий. Однако она также «поет» и, к тому же, многоголосна и позволяет одновременно аккомпанировать.

Если душа поет и рвется наружу, то стоит освоить какой-нибудь музыкальный инструмент. Но можно и просто петь, как самостоятельно, так и в группе единомышленников. И, конечно, надо много слушать и анализировать музыку талантливых исполнителей. А также пытаться ей подражать, хотя бы в некоторых деталях.

Желаю каждому осилившему эти строки найти своих единомышленников и практиковаться в музицировании на радость себе и своим близким!

Обновлено 10.03.2012
Статья размещена на сайте 5.06.2008

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Просто почему-то у всех получается сразу, а у меня нет.

    • Мария Семенихина, не огорчайтесь. Ни у кого ничего сразу не получается. Иначе детишки, рождаясь, сразу попадали в корифеи. А техника игры на струнных неско отличается, по моим понятиям, от игры на кларнете. В пальцах ощущения саааавсем иные.

      Если хотите чтоб все было проще - играйте на скрипке. Проще инструмента для музыки вплоть до сер 19 века не найти. Единственно смычок мешается. Но это проходит за пару-тройку занятий. А вот сложности гитарной (не говоря уж о кларнетной) аппликатуры меня убивают.

      • Мария Семенихина Читатель 11 марта 2012 в 17:22 отредактирован 11 марта 2012 в 17:24

        Дмитрий Шомин... ну зачем же столько слов, если проще сказать "ВЫ ДУРА"? Вот почему обертоны с первого раза получаются даже у гопников из подворотни???
        На скрипке я училась в детстве. Плавали-знаем. Качественного звука не появилось даже на третьем году (!) обучения и пришлось бросить. Зато появился шейный радикулит.
        В том-то и цимес, что сейчас в околомузыкальных кругах такое идет, что если у тебя с первого раза не вышло извлечь звук из кларнета (с неразмоченной тростью номер 4,5) или чисто сыграть гамму на скрипке (а уж на фоно вообще играть должны все и с первого раза двумя руками и сразу джаз) - ты идиот и бездарь и лучше тебе шпалы укладывать, чем музыку играть.

        • Мария Семенихина, ну уж вы уж прям уж... Если ученик не может, то значит учитель бездарь. И другого мнения быть не может. Паганином стать может не каждый, но прилично играть на скрипке - вполне. И даже флажолеты извлекать. До появления пианины скрипка была базовым инструментом в академических и народных кругах.

          Судя по тому как в наших и западных оркестрах держат эти самые скрипки, ни одни наш преподаватель учить не умеет. Кто хорошо играет - тот сам всего добился. Например, по моим наблюдениям в консе тока один человек может добиться от детей толку. А приезжают-то учиться за тышщи км...

          • Мария Семенихина Читатель 12 марта 2012 в 21:04 отредактирован 12 марта 2012 в 21:05

            Дмитрий Шомин, ну насчет Запада - там вышеуказанное еврейское блюдо в том, что преподаватель не имеет права не то что прикасаться, а даже приближаться к ученику ближе, чем на сколько-то там метров... на сантиметр ближе - все, это харрассмент, а препод педофил. Ну и как ты ученику поправишь неправильно поставленные пальцы или проверишь работу пресса при игре на духовых? Силой мысли?

            • Мария Семенихина, про педофилов это понятно. У нас тоже последнее время истерия наблюдается. Педофилов не видел, наверно

              А моежет так и надо, не трогать и не мешать. Паганини, насколько помню особо нигде и не учился. Как-то с удивлением я обнаружил, что один из его каприсов (не помню какой) - это просто переписанный дуэт Генделя. ТОгда, видать помнили, кто автор. А фишка была в том, что это дуэт, а это один Паганини. Вот такой он композитор был.

              Таким же образом, то под именем Бах, а то Вивальди я тоже слышал одну и ту же музыку. И это тоже не сильно удивительно, так как Бах делал переложения Вивальди. Что-то где-то стерлось, что-то забылось написаться. А сам Бах писал совершенно в другом стиле, тут не надо даже быть искусствоведом.

              А с силой мысли соглашусь. В музыке - это главное. И в обучении тоже. Про упомянутого в консе преподавателя скажу, что видел как она наблюдает за выступлением своих учеников. Я такого никогда не видел. Как будто сама играет силой мысли. Музыка ваще сродни цигуну. Кто не постиг этого чувства полета силы мысли, тот играть не будет.

              • Дмитрий Шомин, не знаю насчет силы мысли... думаю, сила мысли - это уже в консе, а в первых классах ДМШ всех как мяли, дергали за руки, распрямляли или сгибали непослушные пальцы и тыкали в пресс со словами "что за кисель", так и дергают... потому что иначе никак.

                • Мария Семенихина, наверно и щас тычут. Как сказал один знакомый скрипач у нас распространена австро-немецкая палочная система. Моцарта, помнится, папа Леопольд так и воспитывал. У нас все преподаватели ходят на занятия без скрипки. Смычка нет, воспитывать нечем. Вот и не формируются у детишек правильные рефлексы. Музыка, ведь, на сто процентов - рефлекс. Чем лучше он вбит, тем веселей музыкант. Система осталась, а инструмент воспитания (смычок-палка) - изчез.

                  Попалась тут недавно моя детская фотка со скрипкой. Какой кошмар! Как щас помню, как мне руку туда ставили, где она на фотке стоит. Изверги! Как я вообще играл с такой рукой. Подвиг! Ну я в Паганини и не попал. У нас такая кривая постановка широко распространена. Хоть бы анатомии с физиологией их учили в училищах йихних что ли...

  • Флажолет (то бишь обертон) штука серьезная. На вистле - не то что на гитаре. Дуть не надо.
    Проблем может быть много. Главных две: 1. поставить палец туда, куда нодо, 2. не мешать струне "обертонить". Если не выполняются хотя бы один, то получаетсся грязь. От качества струн и гитары зависит тока положение порожка ладового. Они всегда кривые, даже на супер-пупер гитарах. Чуть-чуть да врёт.
    Надо делить точно на целые части струну. Короче - поползать маленько по струне туда суда, если глазомер подводит. Не ориентироваться на лады.
    Прижимать струну совсем не надо. ТОлько чуть касаться, не давая ей колебаться в узле. После щипка вообще лучше сразу отодвинуть палец, не мешая струне. В идеале практически одновременно с щипком. Нажатием тоже можно поиграть туда-суда.
    Короче, надо искать место и технику щипка-давка.

  • Мария Семенихина Читатель 11 марта 2012 в 14:13 отредактирован 11 марта 2012 в 14:15

    Нихрена у меня не получается извлекать обертона на гитаре. Грязь одна выходит. Может, я дура? На тин-вистле - как нечего делать, третью октаву беру (ну 7 лет кларнета даром не прошли), а тут...

  • Дочитал. И хотя мне "мишутка на ухо наступил", статью прочитал с интересом. Особенно некоторые места...

  • Хорошая статья! Прочитал с удовольствием.
    "Если какой-то инструмент не идет в освоении и техника игры не улучшается, то стоит подумать о смене инструмента." - или стоит найти преподавателя !!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо! Преподаватель, говорите...
      Занимался я с добрым десятком (а может, злым?..). Увы, кроме вреда - ничего. Весь прогресс получил самостоятельно на старости лет, когда понял, что музыка в сто раз проще, чем пытаются объяснить преподаватели.
      Вспоминается погворка, что кто сам не умеет - тот учит. Вот и я туда же.
      Конечно, препод должен быть. Но... хороший. Увы, их найти не просто, а потом и не попадешь просто так. Заняты.