Марина Середа Профессионал

Зачем ИТ-специалисту высшее образование?

Посещая профессиональные ИТ-сообщества (т.е. сообщества людей, работающих в сфере информационных технологий), часто приходится наблюдать батальные сцены между сторонниками высшего образования и его противниками — от пассивных до агрессивных.

Последние, разумеется, утверждают, что в высших учебных заведениях преподают разное старье, которое уже двадцать лет нигде не используется, и что практическая польза от такого образования стремится к нулю. Особенно одаренные говорят даже, что высшее образование убивает способность к нахождению нетривиальных решений, поскольку предлагает уже готовые стандартные варианты, которые просто заучиваются наизусть. Однако не будем забывать, что нетривиальное — это не всегда оптимальное, и разберемся все-таки, нужно ли современному ИТ-специалисту высшее образование, и для чего.

Прежде всего, не будем путать такие вещи, как диплом, то есть документ, и знания или навыки, которые он якобы должен подтверждать, что на практике работает далеко не всегда. Согласимся, что бумага с печатями вовсе не является эквивалентом полученной квалификации. Квалификацию можно проверить только в боевых условиях — посадив человека за рабочую задачу. И будем скромно надеяться, что наши текущие и будущие работодатели, в общем-то, не полные идиоты, что они тоже когда-то получали образование, и знают, как можно установить квалификацию специалиста, вне зависимости от того, есть ли у него диплом.

Теперь приступим к основной теме споров.

Как известно, на практике теория отличается от практики гораздо сильнее, чем в теории. Это особенно справедливо в такой быстроразвивающейся области, как информационные технологии. За 5 лет, потраченных на обучение, технологии успевают достичь такого уровня, что сводят на нет наши усилия по их постижению. Поэтому тот, кто выбрал ИТ-сферу, обречен на постоянное самообучение и повышение квалификации.

Однако базовые основы вычислительной техники — математика и физика — остаются сравнительно стабильными последние лет двести, по крайней мере, в той их части, которая наиболее активно применяется на практике. Языки программирования используют все те же четыре арифметических операции, те же тригонометрические функции, степени, пропорции, которые существовали задолго до появления ИТ. Геометрия, на которой построена вся компьютерная графика — от наполняющей игры до применяемой в хранителях экрана, — ничуть не изменилась за последние пару тысяч лет. Физические процессы протекают так же, как они протекали во времена Ньютона. Пожалуй, единственное бурно развивающееся направление — это микроэлектроника. Все остальное остается прежним, меняется лишь способ практического использования имеющихся знаний, отсюда новые технологии и методы. Т. е. меняется прикладная часть. А вот ее-то вам никто и не обещал преподавать в институтах. Это уж вы как-нибудь сами, на месте осваивайте.

Таким образом, академическое образование является тем фундаментом, на котором мы, не изобретая велосипедов с квадратными колесами, можем построить свое собственное здание, применяя те технологии, которые нам близки, понятны и интересны. Какие именно — выбор за нами. Мы конечно можем построить здание и без фундамента, если у нас достаточно времени, чтобы всю оставшуюся жизнь следить за его состоянием и устранять обнаружившиеся недостатки. Многие, однако, таким количеством свободного времени не обладают.

И помимо всего сказанного, диплом о высшем образовании, полученный честным путем, хотя и не обязательно свидетельствует о хороших знаниях, но всегда говорит о способности доводить до конца длительные проекты. А в сфере, например, разработки программного обеспечения это немаловажное качество. Точно так же кандидатская степень не всегда является признаком выдающихся способностей в выбранной отрасли — чаще всего она является признаком терпения и самодисциплины.

А для того, чтобы каждый мог сделать выбор самостоятельно, приведем небольшую статистику с российского сайта superjob.ru, посвященного поиску работы. Ниже перечислено количество специалистов с высшим образованием в разрезе некоторых наиболее востребованных ИТ-специальностей:

тестировщик ПО — 43%;
системный администратор — 55%;
менеджер по работе с клиентами — 63%;
веб-дизайнер — 67%;
программист PHP — 68%;
администратор баз данных Oracle — 76%;
программист 1С — 76%;
программист Delphi — 77%;
менеджер интернет-проектов — 85%;
технический писатель — 88%;
специалист по информационной безопасности — 90%;
бизнес-аналитик — 98%.

Выводы предлагаем сделать читателям.

Обновлено 6.07.2008
Статья размещена на сайте 26.06.2008

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно, а мне, в приличном возрасте девочке, нужно ли получить хоть какое-то специальное образование? Ведь следующие 30 лет своей жизни я намереваюся проводить в том числе и в Интернете. Может, подучиться? А то дети учат, а хочется знать и поглубже, и самой...

  • Анна Левинсон Анна Левинсон Дебютант 6 июля 2008 в 05:14 отредактирован 30 октября 2011 в 05:54

    Марина, спасибо за поднятую тему. Я ЗА высшее образование в принципе.

    Марина затронула только технические специальности, а я добавлю, как "менеджер интернет-проектов – 85%"
    Лучше всех в интернете пишут писатели и журналист.
    Просто в Интернете любой талант не должен пробивать себе дорогу через блат или деньги, в сети его увидят и оценят.
    Пример - Литературный дебют Дмитрия Глуховского — «Метро 2033».
    Обучают - Учителя. Рецепты пишут - повара или те, кто любит и умеет готовить.
    Тоже самое с менеджерами, по "нашему" организаторами
    Они и становятся "менеджером интернет-проектов – 85%"

    Если в дальнейшем используются полученные знания - отлично, это сильно поможет. Но в любом случае! высшее образование, если вы его получили или получаете в хорошем учебном заведении - это большОй плюс. Главное - что я получила от высшего образования и школы - это умение учиться Огромное спасибо моим Учителям. А только от высшего - это умение анализировать полученную информацию.
    Я жила в разных странах и могу с уверенностью сказать, что наше высшее образование, которое получило мое поколение - отличное! Все, ВСЕ, кто хотел, стали ведущими специалистами во всех странах
    Я закончила МИЭТ в Зеленограде, а мои сокурсники и коллеги по специальности (спасибо Одноклассникам ) сегодня ...
    - главные специалисты в военных предприятиях России, Израиля, Америки и еще многих стран
    - научные работники, изобретатели
    - владельцы компаний самого разного направления, магазины, банки, недвижимость, бутики
    - биржевые брокеры
    - торговцы недвижимостью
    - агенты от МЛМ до космических
    - домохозяйки
    - артисты
    - переводчики
    - программисты
    - Учителя
    - водители
    - мэр города и
    - член ЮНЕСКО
    Ну конечно, есть наверное и грузчики и безработные, только они видно о себе не пишут
    Сама я менеджер интернет-проектов.

    Именно в этом великом уравнителе Интернете каждый может жить только за счет собственных знаний и умений.

    Но высшее образование - это не панацея, и очень много сегодня успешных людей не закончили классическое высшее образование... во многом оно просто устарело, особенно в ИТ. Вот тут очень важно самообразование, и если вы умеете учиться, то все дороги вам открыты в интернете.
    Вот потрясающая история Стива Джобса основателя компании Apple

    Оценка статьи: 5

    • На данный момент высшее образование жестоко девальвируется - появилось множество УЗ, получивших СТАТУС ВУЗа, а на самом деле таковыми они не являются. Когда мы учились, нам преподаватели не уставали повторять, что"мы не учим вас зубрить, мы учим вас работать с литературой, работать в поиске, чтобы вы не знали, но умели и знали, что, где и как искать. В сфере ИТ промедление смерти подобно, но мне в течении своей жизни приходилось прерываться дважды: один раз на шесть лет, второй на пятнадцать. Но вот уже четыре года я опять в этой системе и первое время с удивлением замечал, что за 15 лет я ничего не забыл, мои программы работают почти 30 лет и т.п. Мне помогает интуиция и постоянная учёба, хотя на седьмом десятке учиться несколько сложнее, чем в 20.

      Оценка статьи: 5

  • Очень показательно и доказательно. Я знаю всего несколько гениальных программистов лично. И у большинства из них нет ЗАКОНЧЕННОГО высшего образования. Зато незаконченное (неполное) и профильное есть у всех.

    Оценка статьи: 5